Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Бизнес-план


Документ с описанием бизнеса и стратегией его развития


Бизнес-план помогает людям, которые хотят открыть бизнес, спланировать работу, стратегию продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски. План нужен, чтобы оформить идею о запуске своего дела в четкий план действий.

Что такое бизнес-план

Бизнес-план — это документ, в котором описывают, чем бизнес будет заниматься, а также стратегию его развития. Простыми словами — это изложенный на бумаге план того, что нужно сделать для открытия бизнеса и как он будет работать дальше.

В бизнес-плане прорабатывают ответы на важнейшие вопросы для запуска проекта:

  • что потребуется для начала работы;
  • почему клиенты будут выбирать нас, а не конкурентов;
  • какую цену назначить;
  • как выбрать ассортимент;
  • сколько времени уйдет, чтобы выйти в плюс.

Бизнес-план помогает продумать работу до начала продаж, спланировать ее так, чтобы бизнес смог успешно выйти на рынок.

Виды бизнес-планов

Есть два варианта бизнес-планов: для внутреннего и внешнего пользования.

Внутренний бизнес-план. Этот документ полезен любому бизнесу. Его составляет собственник бизнеса для себя и ближайших помощников. В бизнес-план вносят всю полезную информацию — даже секретную или неприятную.

Внешний бизнес-план нужен, чтобы привлечь финансирование: взять кредит в банке или получить деньги от инвестора или государства. Он существенно короче: в него включаю только ключевую информацию, цифры и выводы. Инвестор или банк легче дадут деньги, если увидят, что владелец бизнеса внимательно проанализировал рынок, просчитал экономику и точно знает, как на этой идее можно заработать.

Как составить бизнес-план

Бизнес-план нужно писать так, чтобы он был удобен руководителю. Вот какие разделы можно включить в документ:

  1. Резюме или титульный лист — краткое описание проекта. На нем указывают ключевые цифры и чем бизнес будет заниматься.
  2. Дорожная карта — план по запуску проекта со сроками работы над каждой задачей. Это поможет не растягивать запуск надолго.
  3. Анализ рынка и конкурентов — в каком состоянии рынок, каков его объем. Лучше оценить рынок в целом по стране и отдельно в городе запуска.
  4. Продукт и его преимущества, особенности — в чем конкурентные преимущества, почему клиенты будут выбирать ваш товар, а не другой.
  5. Описание бизнес-процессов — как будет устроена работа, сколько потребуется сотрудников, что будет входить в их обязанности.
  6. Расходы на запуск и ведение бизнеса — подсчет всех затрат, которые нужно сделать, чтобы совершить первую продажу.
  7. Маркетинговая стратегия — как бизнес намерен продвигаться, через какие каналы, и какая часть дохода будет уходить на маркетинг.
  8. Организационно-правовая форма, налоговый режим.
  9. Финансовый план — подсчет постоянных и переменных расходов, которые бизнес будет нести во время работы. Лучше построить финмодель: примерный прогноз доходов и расходов на первый год работы.
  10. Риски — важно продумать их заранее, чтобы руководитель был готов к нештатным ситуациям.

Этот список — необязательный, но он охватывает все аспекты бизнеса, о которых стоит подумать перед запуском.

Инструменты бизнес-планирования

Написать весь бизнес-план из головы не получится. Чтобы план был полезным, в тексте нужно опираться на аналитику. Есть три базовых инструмента, которые помогут предпринимателю написать бизнес-план.

Готовые анализы рынка — это поможет определить конкурентов, потенциальных клиентов и тренды на рынке. После изучения этих данных станет понятно, какие продукты или услуги будут востребованы на рынке и как можно выделиться среди конкурентов.

SWOT-анализ — оценка сильных и слабых сторон бизнеса, а также возможностей и угроз на рынке. Это поможет выделить преимущества перед конкурентами и спрогнозировать риски.

PEST-анализ — анализ внешних факторов, которые могут положительно или отрицательно повлиять на будущее бизнеса.

Что важно запомнить

  1. Бизнес-план — это документ, в котором пошагово прописывают этапы создания бизнеса, а также стратегию его развития.
  2. Такой документ помогает спланировать работу: продумать концепцию, рассчитать расходы и спрогнозировать доходы.
  3. Бизнес-план должен быть удобным для руководителя. Руководитель может добавлять в него разделы, которые он считает нужными.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 58 829 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме