Для запуска бизнеса в грузоперевозках будет большим плюсом, если вы разбираетесь в автомобилях. Если нет — будет труднее заниматься этим бизнесом, возможно, стоит выбрать другую деятельность.
В статье рассказываем, как открыть транспортную компанию без опыта в бизнесе: нужна ли автобаза, где взять автомобили, о процессе регистрации и как раскрутиться на старте.
Что учесть при организации бизнеса
В сфере грузоперевозок высокая конкуренция. Некоторые игроки на рынке уже много лет — по умолчанию клиент доверяет им больше. Чтобы конкурировать с другими предпринимателями, советуем выяснить, чем именно занимаются конкуренты, и попробовать найти перспективную нишу.
Что делают конкуренты. Проанализируйте деятельность других компаний по грузоперевозкам в вашем регионе. Посмотрите их объявления и предложения на рынке, исследуйте, перевозкой каких грузов они занимаются. После сделайте вывод, какие услуги пользуются спросом — вы сможете начать их оказывать и зарабатывать.
Где есть перспективы. При открытии бизнеса посмотрите, какие предприятия работают рядом — это может быть строительный магазин, овощная база или склад любого маркетплейса. Подойдет и строящийся район, где со временем будут открываться магазины, которым нужно поставлять продукты, а жильцам — перевозить вещи на новое место жительства. Это ваш шанс найти клиентов, выбрать и занять сферу грузоперевозок.
Учтите — нужно время, чтобы раскрутиться и создать себе имя для привлечения подрядчиков. И помните, что бизнес по грузоперевозкам нестабилен, в том числе для опытных предпринимателей и крупных компаний, — из-за чрезвычайных ситуаций, связанных с дорогой.
После исследования рынка составьте бизнес-план для грузоперевозок. Он поможет просчитать все затраты, продумать непредвиденные убытки, разработать маркетинговую стратегию — план по привлечению клиентов — и спрогнозировать сроки окупаемости вашей компании. Бизнес-план можно подготовить самостоятельно. Как это сделать, мы подробно писали в отдельной статье.
Шаг 1. Выбрать вид грузоперевозок
Легче всего начать бизнес с перевозки малогабаритной продукции на «газели», например продуктов питания, алкоголя или небольшой мебели. Для перевозки таких грузов не нужно получать специальное разрешение, и обычно они наиболее востребованы.
Перевозка продуктов относится к рефрижераторным, и для нее нужно соблюдать температурный режим.
Для перевозки продуктов, строительных материалов, сыпучих грузов и другой безопасной продукции никаких разрешений и лицензий от Ространснадзора получать не нужно. После регистрации бизнеса вы можете сразу приступить к малогабаритным грузоперевозкам.
Получить лицензию от Ространснадзора необходимо в случае перевозок крупногабаритных или опасных грузов, таких как топливо и химические вещества. Для этого надо правильно оборудовать машины.
Шаг 2. Выбрать локацию для паркинга
При запуске бизнеса и небольшом автопарке достаточно найти охраняемый паркинг, так вы сэкономите: арендовать автобазу и нанимать охрану дороже.
Своя автобаза нужна, если планируете ремонтировать автомобили самостоятельно. Но на начальном этапе советуем обходиться услугами автосервисов.
Парковка должна находиться рядом с основными маршрутами вашего автопарка. Это позволит уменьшить расход топлива и не терять время при грузоперевозках.
Можно разрешить водителям уезжать домой на служебных автомобилях и парковать их рядом с домом. Главное — чтобы внутри не было груза клиента, это небезопасно. Водитель будет экономить время — ему не придется добираться до машины, — но во дворе выше риск, что автомобиль повредят или даже угонят.
Еще рекомендуем арендовать офис, потому что вам нужно будет общаться с водителями и механиком, вести документацию, хранить расходные материалы и запчасти для машин. Арендуйте офис рядом с парковой, так вы сможете контролировать водителей перед началом смены: они должны пройти медосмотр и технический осмотр автомобиля и только после этого выезжать на рейс.
Шаг 3. Зарегистрировать бизнес
Для регистрации бизнеса в грузоперевозках выберите форму ведения, систему налогообложения и коды ОКВЭД.
Выбрать форму бизнеса. В сфере грузоперевозок предприниматели зачастую отдают предпочтение ИП — там простая отчетность.
Но на деле заказчики больше доверяют ООО: многие воспринимают ИП как «частника». ООО можно открыть с партнером, и в случае банкротства вы рискуете только уставным капиталом, а не личным имуществом, как ИП, при условии, что умышленно не способствовали разорению ООО. Но отчетности у ООО больше — нужен бухгалтер.
Если решите работать как ИП, советуем стать субподрядчиком крупной компании, чтобы заручиться рекомендациями и доверием клиентов.
Выбрать систему налогообложения. Для грузоперевозок можно рассмотреть упрощенную систему налогообложения: УСН «Доходы» или УСН «Доходы минус расходы».
На УСН «Доходы» нужно платить 6% от всей выручки. Этот вариант подойдет, если у вас мало расходов, что редкость для грузоперевозок.
На УСН «Доходы минус расходы» платят 15% от прибыли — положительной разницы между доходами и расходами. Этот вариант более удачный, если затраты бизнеса составляют 70% и более от всех доходов. Например, если берете автомобили в лизинг, закупаете ГСМ и запчасти, часто обслуживаете машины, платите за аренду паркинга. Тогда сумма налога будет меньше, чем на УСН «Доходы», несмотря на более высокую налоговую ставку.
Есть еще вариант — патентная система налогообложения, ПСН. Она подходит только ИП. В этом случае реальные доходы не влияют на налог. Предприниматель платит фиксированную сумму за период действия патента — от 1 до 12 месяцев. Чтобы работать дальше, в конце срока нужно будет снова запросить патент. Этот вариант работает не во всех регионах. Проверьте, действует ли он в вашем регионе, на сайте налоговой службы.
Рассчитать точную стоимость патента можно в специальном сервисе налоговой службы «Расчет патента». Например, патент на грузоперевозки для ИП в 2024 году на год для пяти машин в Воронеже стоит 90 000 ₽, а в Москве — 126 960 ₽.
Выбрать коды ОКВЭД для грузоперевозок. При регистрации бизнеса нужно указать коды ОКВЭД. Код показывает, каким видом деятельности занимается предприниматель или компания. В качестве основного подойдет 49.41 «Деятельность автомобильного грузового транспорта». Как дополнительный можно использовать код 49.42 «Предоставление услуг по перевозкам».
Открыть ИП можно в налоговой по месту прописки с уплатой 800 ₽ госпошлины или в МФЦ.
Для регистрации ООО при личном посещении налоговой нужно уплатить госпошлину — 4000 ₽, собрать и правильно оформить документы, это сложнее, чем открыть ИП. Еще нужно выбрать устав и подтвердить юридический адрес.
Быстрее и удобнее воспользоваться специальными сервисами. Например, можно открыть ИП или зарегестрировать ООО с одним учредителем бесплатно в Т-Банке. Мы поможем определиться с системой налогообложения и выбрать коды ОКВЭД, подготовим и подадим все документы, сэкономим на госпошлине.
Шаг 4. Подключить инструменты для бизнеса
Для работы нужно открыть расчетный счет в банке и подключить эквайринг, чтобы принимать оплату картами. При грузоперевозках по заказам людей без статуса ИП также надо установить онлайн-кассу. Еще она понадобится, если заказчики — ИП либо представители компаний платят наличными или очно картой либо смартфоном.
Расчетный счет. Это специальный банковский счет для компаний и предпринимателей. С его помощью ведут бизнес — оплачивают товары, услуги, аренду и налоги, получают и хранят деньги.
Эквайринг позволяет принимать безналичные платежи. Есть торговый эквайринг — это терминал, к которому прикладывают карту. И интернет-эквайринг — чтобы клиенты могли переводить деньги онлайн через специальную форму.
Онлайн-касса — это устройство с фискальным накопителем, которое формирует чеки и передает их в налоговую через интернет. Изменить информацию на накопителе нельзя, поэтому предприниматель или компания не может занизить свой доход, чтобы заплатить меньше налогов.
Онлайн-кассу нужно установить по закону, иначе грозит штраф:
- для ИП и директоров — от 25 до 50% суммы расчета, но не менее 10 000 ₽;
- для малых предприятий — от 37,5 до 50% суммы расчета без ККТ, но не менее 15 000 ₽;
- для средних и крупных компаний — от 75 до 100% расчета без ККТ, но не менее 30 000 ₽.
Шаг 5. Купить автомобили или взять их в лизинг
Больше всего денег при открытии бизнеса по грузоперевозкам требуется на покупку автомобилей. Первоначально достаточно иметь в автопарке от трех до пяти машин.
Если есть возможность, советуем покупать новые автомобили: б/у будут чаще ломаться и требовать ремонта.
На начальном этапе бизнеса таких денег может не быть, в этом случае выбирайте подержанные автомобили. При покупке просчитайте стоимость эксплуатации машин, в нее входит замена шин, регулярная замена жидкостей, бензин, ремонт, страховка.
Если нет возможности купить и содержать автомобили, выход из ситуации — взять технику в лизинг. Вы берете автомобили — новые или с пробегом — в долгосрочную аренду, а когда срок заканчивается, выкупаете их с минимальной наценкой. Потом можете продать эти машины и получить доход.
Просчитайте лизинг в нескольких крупных банках и выберите приемлемый для вас вариант. При выборе лизинговой компании обратите внимание на ее рейтинг. Можете ориентироваться на такие рейтинговые агентства, как Эксперт РА.
При заключении договора лизинга определите, кто будет платить за обслуживание и ремонт автомобилей. Лизинговые компании обычно включают ремонт в стоимость платежей.
У автомобилей в сфере грузоперевозок большие пробеги, надо часто менять и покупать расходники — тормозные колодки, фильтры, масло, омывающие жидкости. Найти поставщика расходных материалов важно заранее, до открытия бизнеса. При заключении договора проверьте, чтобы он предоставлял закрывающие документы и давал гарантию на запчасти.
Можете нанять водителя, у которого уже есть автомобиль. Но не все клиенты согласятся с таким условием. У каждого подрядчика свои требования к транспортным компаниям. Одним из пунктов договора может быть требование к компании иметь автомобили в собственности.
«Многие частные водители имеют, например, собственные „газели“. Частник может быть хорош как водитель, но не как управленец, потому что не понимает специфики бизнеса. В таком случае есть предприниматель, который нанимает водителя с машиной и обеспечивает его работой. Более 50% рынка так и работает».
Владимир Матягин
Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»
Если все-таки решите нанять водителя со своей машиной, потребуется оформить соглашение об использовании имущества в служебных целях или договор аренды транспорта. Что выбрать — рассказали в отдельной статье.
Шаг 6. Нанять сотрудников
Для старта бизнеса нужны водители, механик, инженер по технике безопасности, автослесарь, логист, бухгалтер и юрист.
Водители. Нанимайте водителей по количеству машин в вашем автопарке. Если решите работать круглосуточно, умножайте их количество на два.
При трудоустройстве водителя обращайте внимание на его стаж, уточняйте, работал ли он в нужной вам категории. Обязательно просите рекомендации с предыдущих мест работы.
Механик понадобится для ведения транспортной и пожарной безопасности. Вы можете сами получить соответствующее образование и исполнять его обязанности, чтобы избежать расходов на зарплату механика на старте. Еще механик отвечает за предрейсовый осмотр автомобилей и в случае поломки может оценить состояние машины, понять, какой ремонт требуется, выбрать автозапчасти.
Инженер по технике безопасности контролирует персонал по вопросам безопасности дорожного движения, анализирует причины ДТП и нарушений ПДД, проводит инструктажи.
Механик и инженер в общей сложности ведут около 15 журналов.
Автослесарь занимается ремонтом автомобилей. Но если у вас до 15 машин, при любой поломке дешевле обратиться в автосервис.
Логист составляет маршруты рейсов, занимается ведением и учетом поездок, контролирует водителей — следит, чтобы они вовремя вышли на смену и доставили груз в срок.
«Когда начинаешь бизнес с нуля, как правило, ты и водитель, и механик, и директор — все в одном лице. Предприниматель может отучиться, получить „корочки“ и стать инженером по технике безопасности и механиком. При желании на начальном этапе может быть и логистом».
Владимир Матягин
Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»
Бухгалтер. Для ведения отчетности понадобится бухгалтер, но при упрощенной системе налогообложения можно вести бухучет самостоятельно с помощью специальных сервисов или найти специалиста на аутсорсе.
Юрист составляет и проверяет договоры, разрешает споры. Для экономии наймите юриста в качестве периодического консультанта на аутсорсинге.
«В компании с парком до 20 машин, как правило, в штате не держат юриста, потому что это дорого. Берут специалиста на аутсорсе.
Наша некоммерческая организация „Грузавтотранс“ предоставляет грузоперевозчикам, членам нашей ассоциации, юриста, консультирует их. Мы знаем тонкости законодательства и как правильно вести бизнес. В большинстве случаев предприниматели приходят к нам, чтобы им подсказали законы и защитили».
Владимир Матягин
Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»
По закону каждый водитель перед рейсом обязан проходить медосмотр. Отметка о нем ставится в путевом листе. Но только крупные компании с автопарком от 40 машин могут позволить себе содержать в штате медработника. Для малого бизнеса достаточно заключить договор с медицинским центром — его сотрудник будет приезжать к вам в офис перед рейсами или водители будут сами ездить в медцентр на осмотр. Эта услуга стоит от 150 ₽ за одного сотрудника.
Сотрудников советуем искать на платформах «Авито», YouDo, «Профи» или через сайты поиска сотрудников — HeadHunter, Работа.ру, Superjob. Если позволяет бюджет, обратитесь в аутсорсинговое агентство, которое подберет вам опытных сотрудников.
Искать сотрудников можно среди иностранцев. Если нанимаете гражданина другой страны, кроме Беларуси, вы должны сообщить об этом в территориальный отдел ГУВМ МВД не позже трех рабочих дней с момента заключения договора.
«Последние пару лет все чаще нанимают самозанятых. Компании дают автомобиль в аренду частному водителю, а после нанимают его вместе с той же машиной».
Владимир Матягин
Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»
В небольших компаниях по грузоперевозкам с водителями заключают договор ГПХ. Водитель выполняет работу по перевозке и получает вознаграждение только за совершенный рейс.
Шаг 7. Как управлять сотрудниками
В большинстве случаев водители работают посменно. При большом объеме грузоперевозок можно работать в ночное время.
Оплата. В грузоперевозках существуют разные схемы оплаты труда водителей. Можно рассчитывать сумму за километры, которые проехал водитель, установить месячный оклад или ставку за один рейс.
Ставка на перевозку одинаковых грузов может сильно варьироваться, например от 15 до 30 ₽ за километр. Как правило, ставка на рефрижераторные грузы выше.
В больших городах из-за высокого трафика ставка может достигать 100 ₽ за километр. В эту сумму заложены пробки и путь водителя обратно. В Москве и Санкт-Петербурге предприниматели берут оплату не за километраж, а за время — от 500 до 1000 ₽ в час.
Если хотите работать с продуктовыми магазинами — часто придется доставлять товары к открытию и работать ночью. За работу с 22:00 до 06:00 водителям положена доплата. Минимальный размер доплаты за каждый час в ночное время — 20% от часовой ставки сотрудника. Советуем не пренебрегать работой в ночное время, даже при доплате водителям это принесет прибыль бизнесу.
«Для меня, как для предпринимателя в сфере транспорта, будет счастьем, если я смогу загрузить свои автомобили круглосуточно. Лучше дополнительно нанять водителей, и пусть они посменно работают».
Владимир Матягин
Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»
Штрафы. Когда кто-то из водителей нарушает ПДД, то штраф приходит тому, на кого оформлен автомобиль. Если автомобиль принадлежит компании, то она оплачивает штраф. Если автомобиль взят в лизинг, штрафы придут лизингодателю, а тот пришлет счет вам.
Штраф можно взыскать с водителя, который работает по трудовому договору. Чтобы взыскать деньги с водителя на ГПХ, нужно заранее предусмотреть материальную ответственность в договоре.
Шаг 8. Найти клиентов и заняться продвижением
Заранее определите потенциальных заказчиков грузоперевозок. Когда ваш бизнес запустится, будет понятно, к кому идти с предложением. Разместите объявления на Авито и других профильных сайтах.
«В большинстве случаев используется платформа ATI.SU, где сосредоточены грузоотправители и перевозчики. Многие находят клиентов именно там».
Владимир Матягин
Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»
На старте бизнеса можно стать субподрядчиком крупной транспортной компании. Они часто привлекают для работы другой бизнес при нехватке своего автопарка. Это позволит подзаработать и заодно посмотреть, как выстраивает бизнес более крупный игрок.
«Первоначально, чтобы понять специфику работы, все приходят под какую-нибудь крупную компанию. Вы освоитесь и начнете лучше понимать бизнес.
Грузоотправители не будут работать с неизвестным предпринимателем без рекомендаций. Нужен имидж».
Владимир Матягин
Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»
Чтобы привлечь постоянных клиентов, придумайте систему скидок и выгодные предложения, например отсрочку платежей. Застрахуйте целостность грузов и ответственность грузоперевозчика — это повысит доверие грузоотправителей к вашей компании.
Мы не советуем демпинговать цены на грузоперевозки: так рынок только опустится ниже.
Если заниматься бизнесом серьезно — листовки и объявления на дверях подъездов не сработают: они не помогут обеспечить стабильный поток клиентов. Создайте сайт и заведите страницы в соцсетях. Собирайте и публикуйте отзывы ваших клиентов.
Главное в статье
- Чтобы транспортная компания по грузоперевозкам окупилась, изучите спрос в вашем регионе и заранее найдите потенциальных клиентов.
- Если не можете приобрести новые автомобили — купите подержанные или обратитесь в лизинговую компанию.
- ООО доверяют больше, но быть ИП проще. ИП на старте советуем стать субподрядчиком крупной транспортной компании. Это позволит продвинуть свой бизнес и узнать, как его ведут другие.
- При возможности работайте круглосуточно, не упускайте прибыль.
- Придумайте акции для привлечения клиентов.
А вы уже оценили спрос и конкуренцию? Как считаете, выгодно ли заниматься грузоперевозками в вашем регионе?
Как быть с чего начинать?
Здравствуйте.
Легче всего начать бизнес с перевозки малогабаритной продукции на «газели», например продуктов питания, алкоголя или небольшой мебели. Для перевозки таких грузов не нужно получать специальное разрешение, и обычно они наиболее востребованы.
Более подробно обо всем рассказали в нашей статье.
Дмитрий, найди поручителя
Прекрасная статья, благодарю за информацию)
Спасибо!!! Очень полезная информация! Но я только открыл ИП и мне пока все банки отказывают в лизинг в кредит одобряют только меньшую сумму чем я заявляю.