Продавец и покупатель по-разному смотрят на товар: селлер хорошо знает свою продукцию, а покупателю надо подсветить нужные для него качества. Если продавец оформляет карточку исходя из своего представления о хорошем контенте, а не из восприятия покупателя, карточка может не очень эффективно продавать.
Спросили у экспертов, как оформить карточку с учетом психологии восприятия покупателей.
Этичный и неэтичный контент: что это и как его воспринимают покупатели
Цель хорошей карточки — привлечь внимание покупателя и продать ему товар. Но некоторые продавцы в погоне за продающим контентом могут перестараться — тогда карточка будет не продавать, а навязывать покупателю товар и тем самым отталкивать. Поэтому при оформлении карточки нужно помнить об этике продаж. Рассмотрим, чем отличается этичный контент в карточке от неэтичного.
Этичный контент сделан с уважением к покупателю и вниманием к товару. Продавец в этом случае думает, что хочет получить клиент от продукта, и показывает ему ту информацию, которая нужна для принятия решения о покупке.
Неэтичный контент — кричащий, броский, назойливый, порой агрессивный. Он создает иллюзию дефицита или срочности. Например, на фото товара будет большая надпись: «До окончания распродажи осталось 3 дня!!!», «Успей купить, осталось 15 штук!» Неэтичные продавцы часто используют ценовые приманки — например, предлагают каждую N-ную вещь бесплатно.
Карточки с подобными надписями недолго живут на площадке еще и по причине того, что маркетплейсы их блокируют.
«У неэтичного контента есть набор своих штампов: „Шок-цена, только сейчас, мегаакция, суперхит, скидка дня“. Эти слова ничего не говорят покупателю о товаре, но создается впечатление, что карточка „кричит“ на человека».
Виктория Ревоненко
Сооснователь контент-продакшена PINTY
Несколько лет назад приемы агрессивных продаж могли работать, но восприятие контента постоянно меняется, и сейчас покупатели относятся с недоверием к такому контенту. В итоге он не продает.
Как воспринимают контент женщины и мужчины и как это влияет на принятие решения о покупке
Женщины и мужчины по-разному делают покупки и неодинаково воспринимают карточку. Это нужно учитывать, когда продавец делает контент для своей целевой аудитории.
Женщины руководствуются эмоциями, а мужчины — фактами. Мужчинам важны технические характеристики и потребительские свойства товара. То есть, если ЦА продавца — мужчины, в первую очередь стоит обратить внимание на скорость, объем, массу, функции продукта. Эти характеристики можно вынести на первое фото в карточке и подать как инфографику.
У женщин комплексный подход к выбору товара. Они учитывают объективные и субъективные характеристики, внимательно изучают отзывы других покупателей. Социальное доказательство популярности и востребованности товара не менее значимо, чем его потребительские свойства. Поэтому продавцу нужно позаботиться, чтобы отзывы в карточке были полные и эмоциональные.
Мужчины совершают практичные покупки, женщины — гедонистические. Мужчинам нужно понимать, какую выгоду и пользу принесет товар, как на это будет работать каждый элемент. На фотографиях лучше показать крупные планы и детали, чтобы была возможность рассмотреть покупку в подробностях.
Женщинам важна приятная атмосфера, которая сопровождает покупку, ощущение внимания, комфорта и заботы. Поэтому продавцу нужно создать такое впечатление — его может дать эстетика карточки. Например, для фото одежды нужно подобрать гармоничные аксессуары, подходящий пейзажный фон. Товары для дома лучше снять в красивом интерьере.
«Женщины часто выбирают не сам товар, а свой будущий образ, какими они будут после покупки этого товара. Поэтому в фотографиях важны эмоции: например, модель должна излучать счастье, радость, сексуальность — в зависимости от того, что ценно для вашей аудитории».
Виктория Ревоненко
Сооснователь контент-продакшена PINTY
Психологические приемы — только общие правила, из которых всегда есть исключения. Есть люди, которые будут выбиваться из правил и делать выбор иначе, например логичные и рациональные женщины.
«И мужчины, и женщины могут принимать решение о покупке, руководствуясь и логикой, и эмоциями. Поэтому мы рекомендуем в карточках товаров, использовать оба посыла. Это касается всех продуктов, которые ориентированы на мужчин и на женщин».
Алексей Богданов
Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic
В любом случае подходы к оформлению карточек нужно тестировать: замерять основные метрики у карточки с одним оформлением, потом при смене оформления смотреть, как они изменились. После этого выбирать самый эффективный способ.
Психология цвета: как цвет влияет на образ товара
Люди одной страны и одной культурной общности склонны похожим образом воспринимать цвет. Например, большинство воспринимает светлые оттенки как легкие, дневные, радостные, а темные — как строгие, таинственные, иногда даже вызывающие опасение. С помощью цвета можно создавать настроение карточки и влиять на образ товара.
Нужно оправдывать ожидания покупателей: сочетание товара и цвета в карточке не должно противоречить культурному опыту покупателя. Например, серьезная цифровая техника, оформленная в «детских» цветах, скорее вызовет недоумение. Покупатель не станет анализировать, почему карточка оформлена так, а, скорее всего, перейдет к другой.
Рассмотрим, какие ассоциации вызывают основные цвета и для какой категории товаров их лучше всего использовать.
Красный. Захватывает внимание, притягивает взгляд, оказывает возбуждающее действие. Цвет ассоциируется со страстью, опасностью, но в то же время и с радостью.
Подойдет для молодежной одежды, декоративной косметики, продуктов питания, например шоколада.
Оранжевый. Теплый, комфортный и ненавязчивый. Создает впечатление открытости, дружелюбия, безопасности, радости. Стимулирует чувство голода.
Оранжевый цвет можно использовать в карточках детских товаров и продуктов питания.
Желтый. Простой и дружественный. Ассоциируется с энергией, динамикой, силой. Может говорить, что товар недорогой и доступный.
Можно использовать для детских товаров, спортивных принадлежностей, товаров для стройки и ремонта, ассортимента невысокой ценовой категории.
Розовый. Изысканный и нежный. Ассоциируется с человеческими отношениями, вызывает любовные и дружеские чувства. В современной культуре считается цветом девочек и девушек. С помощью масштабных рекламных кампаний розовый цвет закрепили за собой производители чистящих средств, поэтому он прочно ассоциируется с чистотой.
Подойдет для декоративной косметики, бытовой химии, товаров для девочек и молодых женщин.
Зеленый. Цвет живой природы, подчеркивает экологичность и безопасность. Ассоциируется с гармонией, возрождением, честностью, щедростью.
Можно использовать в карточках с натуральной косметикой и бытовой химией, товарами для дома.
Голубой. Успокаивающий, прохладный, не порождает сильных эмоциональных реакций. Вызывает доверие — не зря в этом цвете выполнен дизайн большинства соцсетей. Ассоциируется с надежностью, безопасностью и чистотой.
Подойдет для бытовой химии, мелкой техники, товаров для питомцев.
Коричневый. Строгий, классический цвет. С помощью него можно создать «богатую» цветовую гамму. Но вместе с этим он производит впечатление приземленности.
Коричневый цвет можно использовать в карточках обуви, товаров для дома и уюта, чая, кофе.
Черный. Демонстрирует стиль, строгость и статус. Этот цвет выбирают производители и продавцы премиальных товаров.
Подойдет для брендовой и классической одежды, парфюмерии, премиальной бытовой техники и электроники, товаров для авто.
«Иногда при выборе цветового оформления лучше отказаться от проверенных шаблонов и попробовать свое решение. Это поможет выделиться среди конкурентов. Если селлер видит в выдаче своей категории преобладание одного оттенка, это сигнал, чтобы попробовать другое цветовое оформление. Так покупатель сразу заметит карточку в ленте».
Алексей Богданов
Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic
Тренды: восприятие контента со временем меняется
Тренд в визуальном контенте живет примерно 1—2 года. Потом он становится общим местом, карточки схожим образом оформляют все продавцы, поэтому выделиться среди конкурентов не получается. Затем бывший модный тренд вызывает у покупателей недоумение.
«Примерно десять лет назад хорошо продавал образ идеальной семьи или идеального человека. Фото было полностью отредактированным, цвета грамотно подобраны, лишних деталей нет. Покупатели ассоциировали себя с членом такой идеальной семьи и хорошо реагировали на такой контент. Теперь излишняя идеальность кажется нам искусственной и „пластиковой“, доверия к этому образу больше нет».
Виктория Ревоненко
Сооснователь контент-продакшена PINTY
Сейчас в тренде минималистичные студийные фото. Нейтральный белый фон, рассеянный студийный свет, динамичные позы моделей. Такие фото хорошо воспринимаются покупателями. Но этими приемами пользуется большинство селлеров, поэтому тренд постепенно сходит на нет.
В ближайшее время на маркетплейсах будут хорошо продавать фото, которые ближе к миру покупателя. Их делают на камеру телефона, в интерьерах, приближенных к жизни. Подобные фото люди каждый день видят у себя в ленте соцсетей. Они атмосферные, эмоциональные и производят впечатление, будто сделаны не профессиональным фотографом, а обычным человеком, другом из соцсетей. Такой образ покупателю легче ассоциировать с собой.
«По нашим данным, фото „как в соцсетях“ увеличивают кликабельность карточки примерно на 10%».
Виктория Ревоненко
Сооснователь контент-продакшена PINTY
Разберем на примере карточки одежды, как сделать подобную фотографию.
Интерьер. Для фото не нужно использовать абстрактный светлый фон. Лучше сделать снимки на улице города, на отдыхе, в кафе или в квартире. Последний вариант самый простой. Можно сделать фото у себя дома, а если нет подходящего интерьера — арендовать студию.
Модель. Это должна быть среднестатистическая девушка или молодой человек, в меру спортивное и подтянутое тело. Следует избегать гипертрофированных форм, перекачанных мышц. Допустима пластика губ, груди, но главное, чтобы это смотрелось естественно. В противном случае часть покупателей может воспринять внешность модели негативно.
Ракурсы и позы. В карточке должно быть несколько стандартных базовых ракурсов, которые показывают товар: модель в свободной позе в рост, крупный план товара, детали. Остальные фотографии должны создавать атмосферу, показывать покупателю образ. Это могут быть несколько снимков в движении — шаг или динамичная поза. Фото может быть резко фрагментарно обрезано.
Хороший прием — дать камеру модели, чтобы она сама сфотографировала себя в зеркале. Подобные фотографии схожи с фотоотзывами реальных людей, поэтому им доверяют.
Свет. Пусть это будет свет как на любительских фото пользователей соцсетей: обычный дневной из окна, боковой с немного резкими тенями. Такой свет можно использовать не только для съемки одежды, но и для предметной фотосъемки.
7 приемов, как сделать классный визуальный контент
Когда профессиональные дизайнеры создают контент для маркетплейсов, они руководствуются большим количеством правил и насмотренностью. Чтобы продавцам было легче сделать хорошие карточки, мы собрали несколько готовых приемов от профессионалов.
✅ Если предмет или модель сняты снизу, они смотрятся крупнее, более значимо и эпично. Ракурс снизу придает невысокой модели больший рост.
✅ У всех фотографий в карточке должен быть единый визуальный стиль. Особенно это важно, если у товара нет бренда, он ноунейм. Единый стиль придает карточке упорядоченность, создает некую дорогую «упаковку».
✅ Не старайтесь разместить в карточке больше фотографий, чем это нужно, чтобы рассмотреть и оценить товар. Количество фото не влияет на алгоритмы маркетплейса, главное, чтобы покупатели все увидели.
✅ Люди на фото продают. Если нет живых фото с людьми, можно взять со стока, но при этом хорошо обработать. Лучше стоковые фото с лицами, чем фото вообще без людей.
✅ Видео в карточке обязательно для нескольких категорий товаров. Во-первых, для одежды — чтобы показать ткань, как она драпируется и как будет смотреться в деле. Во-вторых, для вещей, у которых сложный алгоритм использования, например для складного кресла: нужно показать, что оно довольно просто складывается. Для остальных товаров видео опционально, но лучше по возможности его добавлять, потому что оно хорошо конвертирует в покупку.
✅ Не обязательно заказывать профессиональную съемку: фон или студия, штатив, камера смартфона уже дают 80% от работы профи.
✅ Есть два подхода к дизайну инфографики. В карточках одежды инфографика не должна привлекать к себе внимания. Шрифт должен быть тонкий, полупрозрачный, минималистичный. Акцент должен быть на предмете, а не на цифрах и тексте. В карточках техники — все наоборот: текст и цифры должны быть максимально активными. Тут продается «крутость» техники, ее нужно показать с помощью визуальных эффектов.
Главное в статье
- Контент должен быть этичным, то есть продавать с уважением к покупателю и вниманием к товару. Агрессия и манипуляции в карточке не продают, а, наоборот, отталкивают покупателей.
- Мужчины и женщины по-разному совершают покупки, а значит, по-разному относятся к контенту. Мужчины практичны, им нужны объективные характеристики товара. Женщины покупают как гедонисты, им важны эмоции от покупок. У них комплексный подход, они изучают не только объективные, но и субъективные вещи: отзывы и вопросы других покупателей.
- С помощью цвета в карточке можно создавать настроение при покупке, влиять на образ товара.
- Важно оправдывать ожидания покупателей: сочетание товара и цвета в карточке не должно им противоречить. Например, карточка дорогой бытовой техники не может быть оформлена в «детских» цветах.
- Визуальный тренд на маркетплейсах живет примерно 1—2 года. Потом мода на фото и оформление карточки меняется. В ближайшее время будут актуальны фотографии, которые приближены к миру покупателя: такие, какие он видит каждый день в соцсетях.
Какие рабочие приемы для создания визуального контента есть у вас?