Моногорода образовываются вокруг предприятия, которое называют градообразующим. Обычно это тяжелая промышленность: обработка полезных ископаемых, производство автомобилей, строение самолетов. В России больше 300 моногородов — среди них есть крупные и небольшие. Например, Череповец и Северодвинск.
Узнали у предпринимателей, какие особенности у бизнеса в моногороде, что нужно учитывать при выборе ниши и как привлекать клиентов.
Коротко об экспертах статьи
Анастасия Бачурина
- бизнес: парфюмерный магазин «Реал Парфюм»;
- город: Воркута;
- население: примерно 54 тысячи человек.
Татьяна Дывак
- бизнес: магазин дверей и отделочных материалов «теRем»;
- город: Арсеньев;
- население: примерно 52 тысячи человек.
Евгений Мазок
- бизнес: франшиза Суши-Маркет и #ЛАВАШ;
- город: Череповец;
- население: примерно 300 тысяч человек.
Что такое моногород
Моногород — город, в котором есть градообразующее предприятие. Например, это Воркута, Набережные Челны, Тольятти, Железногорск. По данным распоряжения правительства, в России 319 моногородов.
Считается, что в моногородах больше 20% трудоспособного населения — сотрудники градообразующего предприятия. Из-за этого экономическое положение жителей зависит от его работы. Скажем, если завод по производству автомобилей не возьмет заказ, его сотрудники получат только оклад, без надбавок. Это отразится на их семьях и платежеспособности. Люди меньше денег потратят на покупки и развлечения — меньше денег получит остальной бизнес в городе.
Какую поддержку может получить бизнес в моногороде
В моногородах уровень дохода людей во многом зависит от работы одного предприятия. Если оно станет убыточным, начнет сокращать сотрудников или вообще закроется, это может негативно отразиться на большой части населения. Чтобы было больше рабочих мест, а доходы людей меньше зависели от одного предприятия, государство поддерживает малый бизнес в моногородах.
Например, есть госкорпорация развития «ВЭБ.РФ». Ее работа регулируется федеральным законом. Поддержку от ВЭБ.РФ может получить бизнес в любом городе, но отдельное направление работы — моногорода.
Предприниматели из таких городов могут получить льготные кредиты — например, от 5 млн до 1 млрд рублей под 1% на 15 лет.
Особенности ведения бизнеса в моногороде
Моногорода во многом похожи на обычные. Из отличий:
- в моногородах обычно небольшая численность населения, которое к тому же убывает;
- у населения невысокие доходы;
- есть кадровый дефицит;
- в городе могут быть проблемы с транспортной доступностью и дорогами.
Небольшая численность населения. Часто в моногородах небольшое население — в среднем примерно 40 тысяч человек. Есть и исключения — например, в Тольятти проживает более 600 тысяч человек, в Набережных челнах — больше 500 тысяч.
Еще в более крупные города часто уезжают молодые люди.
Небольшая численность населения, с одной стороны, означает небольшую целевую аудиторию бизнеса. Но с другой — позволяет выстраивать тесный контакт с клиентами.
Кадровый дефицит. Помимо общих причин вроде немногочисленного населения и оттока людей есть и специфичные: например, система образования «заточена» на подготовку кадров для градообразующих предприятий. Из-за этого остальному бизнесу в городе может не хватать сотрудников.
Невысокие доходы населения. Эта особенность часто встречается в моногородах — хотя не во всех.
В Воркуте средняя зарплата выше. По данным сервиса «ГородРабот.ру», в 2024 году это около 83 000 ₽.
Небольшие доходы населения могут влиять на прибыль бизнеса. К примеру, люди могут реже тратить деньги на развлечения: ходить на ужин в кафе только в первые дни после зарплаты, а в остальные экономить на подобных тратах.
Проблемы с транспортной доступностью и дорогами. Тут ситуация в каждом городе индивидуальная. Например, в Воркуту не получится приехать на автомобиле, а товары доставляют только по железной дороге.
Поэтому при выборе ниши нужно сразу продумать логистику: как доставлять товары в город, сколько времени это займет, получится ли делать все быстро — это может быть важно, если планируете торговать на маркетплейсах или доставлять в соседние города.
Как открыть бизнес в моногороде
Рассказываем главное о запуске своего дела в моногороде. Технически процесс такой: нужно выбрать форму регистрации, систему налогообложения, подключить онлайн-кассу. Как все это сделать — читайте в подборке.
Дальше подробно разберем нюансы, которые характерны именно для моногородов.
Выбор ниши для бизнеса. Выбрать сферу в моногороде можно двумя способами: отталкиваться от того, что интересно вам, или посмотреть, что нужно населению.
Возможно, вы уже увлекаетесь или только интересуетесь чем-то: печете торты на заказ, изготавливаете что-то из кожи или интересуетесь сферой грузоперевозок. В таком случае можно превратить хобби в бизнес.
Можно обращать внимание на жизнь вокруг. Когда человек живет в городе и общается с его жителями, он может заметить, например, что городу или району не хватает хорошего цветочного магазина, или салона красоты, или ресторана с какой-то кухней.
В таком случае можно изучить целевую аудиторию — людей, которые потенциально могут стать клиентами бизнеса. Это поможет наметить концепцию, определиться с ценами и каналами продвижения.
Организация поставок и логистика. В моногородах могут быть сложности с доставкой товара в магазин или на производство — это тоже нужно учитывать при запуске.
«Раньше я закупала товар большими партиями — на доставку уходит примерно неделя. Но из-за конкуренции с крупными сетевыми магазинами нужно постоянно обновлять товар, привозить что-то новое, дозаказывать популярные ароматы — поэтому приходится заказывать чаще, но меньшими партиями. Из-за этого растут издержки».
Анастасия Бачурина
Владелица парфюмерного магазина «Реал Парфюм»
Еще транспортная доступность может отражаться на ассортименте.
«Раньше у нас был огромный ассортимент керамической плитки, но со временем мы от нее отказались.
Доставлять керамику очень тяжело: ее нужно вести как куриные яйца, осторожно. Склады с керамикой были расположены далеко от нашего магазина — и дороги к ним ужасные, быстро не поедешь.
Мы просто теряли кучу времени — если ехали за керамикой, то в тот же день не ехали больше ни за каким товаром. Это нерентабельно, если пересчитать на деньги».
Татьяна Дывак
Владелица магазина дверей и отделочных материалов «теRем»
Чтобы избежать больших трат, можно протестировать работу на небольших объемах: например, заказывать товары небольшими партиями, пробовать работу с разными поставщиками или пообщаться с людьми, которые уже ведут похожий бизнес в вашем городе.
Работа над репутацией. Моногорода обычно относительно небольшие, в них буквально «все друг друга знают». Это может сказаться на бизнесе и позитивно, и негативно.
«Нужно учитывать, что с открытием первой точки практически сразу начнется формирование вашего бренда на региональном уровне. Это будет происходить в двух плоскостях: классический потребительский и HR-бренды. То есть люди будут оценивать вас как поставщика товаров или услуг и как работодателя.
Если допустить ошибки и на старте испортить репутацию в городе, где все через одного друг друга знают, исправить ситуацию будет очень сложно».
Евгений Мазок
Франчайзи Суши-Маркет и #ЛАВАШ
Чтобы поддерживать положительный имидж, стоит регулярно мониторить обратную связь от клиентов и работать с ней. Допустим, если клиент напишет плохой отзыв, его нельзя игнорировать: нужно постараться решить проблему и подумать, как не допустить подобной ситуации в следующий раз. Такой подход позволит создать компании приятный образ.
Гайды про открытие бизнеса
Собрали подробные гайды о том, как открыть популярный бизнес. В статьях есть полноценные инструкции — от регистрации до запуска и продвижения:
Как продвигать бизнес и держать конкуренцию в моногороде
В моногородах может работать крупный бизнес, с которым новичкам сложно конкурировать. Вот несколько советов от наших экспертов, как привлекать клиентов и быть конкурентоспособным:
- расширять ассортимент;
- использовать сарафанное радио;
- сотрудничать с другим бизнесом;
- участвовать в городских мероприятиях.
Расширять ассортимент. Нужно изучать потребности аудитории и смотреть, какие из них не закрывают конкуренты. Например, если покупатели интересуются нишевой парфюмерией, а у конкурентов ее нет, можно расширить ассортимент и рассказать об этом клиентам.
«Держать конкуренцию с крупными сетевыми магазинами, где есть и нишевая, и люксовая парфюмерия, непросто. Я конкурирую за счет большого ассортимента — у меня 5 000—6 000 наименований ароматов.
Я много езжу по парфюмерным выставкам, ищу интересных поставщиков, продукции которых нет в нашем городе. Я заинтересована привезти то, что не привозят сетевые магазины, — парфюмерию мидл-класса, например.
Еще привлекаю клиентов с помощью нишевого сегмента — у меня он самый большой в республике. Отправляю товар по всем городам республики: в Печору, Сыктывкар, Усинск, Ухту. Часто бывает так: люди приезжают, заходят в наш магазин, им нравится — и они становятся постоянными клиентами».
Анастасия Бачурина
Владелица парфюмерного магазина «Реал Парфюм»
Использовать сарафанное радио. Когда клиенты остаются довольны сервисом или товаром, они рекомендуют бизнес друзьям и знакомым. Предприниматели рассказывают, что большинство новых клиентов приходит именно по рекомендациям. Как понравиться клиентам и запустить сарафанное радио для вашего бизнеса, разбираемся в отдельной статье.
«Сарафанное радио — лучшее, что может быть для нас. Примерно 90% наших клиентов возвращаются и рекомендуют нас другим. Хотя мы давали рекламу по местному радио, региональному радио, размещались в интернете».
Татьяна Дывак
Владелица магазина дверей и отделочных материалов «теRем»
Обычно в небольших городах получается выстроить личный контакт с покупателями — и это тоже помогает сарафанному радио: люди чаще возвращаются за покупками и тепло относятся к бизнесу.
«У меня есть группа магазина во ВКонтакте, но в соцсетях люди практически не покупают. Они видят в группе новый аромат, переходят в Вотсап или Телеграм, звонят и приезжают за товаром в магазин. У нас больше вот такого личного взаимодействия. То есть людям нужно больше общения, тесного контакта».
Анастасия Бачурина
Владелица парфюмерного магазина «Реал Парфюм»
Сотрудничать с другим бизнесом. Можно поискать в своем городе бизнес, который близок к вашему, и предложить партнерство. Например, если у предпринимателя ветеринарная аптека, он может предложить салону груминга обменяться визитками или флаерами и положить их у себя на видном месте.
«В нашем городе несколько компаний, которые занимаются ремонтом. Это надежные, проверенные ребята. Я могу порекомендовать их клиентам, если им нужен ремонт.
А ребята знают, что с нами комфортно работать, — приходят сами за стройматериалами и советуют нас знакомым и клиентам».
Татьяна Дывак
Владелица магазина дверей и отделочных материалов «теRем»
Участвовать в городских мероприятиях.. В городах часто проводят выставки, ярмарки, открытия фестивалей, на которые приглашают местных предпринимателей. Такие мероприятия работают на узнаваемость бренда: люди знакомятся с бизнесом, пробуют его продукцию, а потом возвращаются как клиенты.
«У нас есть стандартные маркетинговые активности: реклама на радио, раздача листовок.
Но особое внимание мы уделяем городским проектам: например, участвуем как партнеры в фестивале сапбордов, на открытии катков».
Евгений Мазок
Франчайзи Суши-Маркет и #ЛАВАШ
Главное в статье
- Моногород — это населенный пункт, в котором есть градообразующее предприятие. По данным распоряжения правительства, в России 319 моногородов.
- В моногородах уровень дохода людей во многом зависит от работы одного предприятия. Например, если оно станет убыточным, будет сокращать сотрудников или вообще закроется, это может негативно отразиться на большой части населения.
- В моногородах обычно немногочисленное население, которое к тому же убывает, у людей невысокие доходы, в населенном пункте могут быть проблемы с транспортной доступностью и дорогами. Это отражается и на бизнесе.
- Выбрать сферу бизнеса в моногороде можно двумя способами: отталкиваться от того, что интересно предпринимателю, или посмотреть, что нужно населению.
- В моногородах могут быть сложности с доставкой товара в магазин или на производство — это тоже нужно учитывать при запуске.
- В моногородах может работать крупный бизнес, с которым новичкам сложно конкурировать. Эксперты советуют расширять ассортимент, использовать сарафанное радио и сотрудничать с другим бизнесом, чтобы привлекать клиентов и быть конкурентоспособным.
А какие особенности вашего города отражаются на бизнесе? Расскажите в комментариях.