Вы наверняка замечали, как легко доверяете одним брендам и обходите стороной другие. Наш мозг считывает всего одну характеристику, например хороший дизайн или узнаваемый бренд, и сразу делает вывод. Это явление называется эффектом ореола. В статье расскажем, как использовать его в продвижении продукта.
Что такое эффект ореола и как он возникает
Эффект ореола, или гало-эффект, — это когнитивное искажение, которое влияет на то, как мы оцениваем человека, бренд или товар. Из-за него нам достаточно одной характеристики, чтобы сложить свое мнение. Возможно, вы замечали, что красивые злодеи в фильмах так привлекают внимание, — внешнего вида достаточно, чтобы закрыть глаза на все преступления.
Этот эффект описал и дал ему название американский психолог Эдвард Торндайк. Его исследование в первой половине XX века показало, что более красивых солдат начальники оценивали выше. То же самое работает и с бизнесом: первое впечатление о продукте влияет на отношение к нему в будущем. Поэтому маркетологи активно используют эффект ореола.
Эффект ореола может возникать и на основе стереотипов, которые уже есть в обществе. Например, считается, что зарубежная техника качественнее российской. Поэтому российский бренд BORK построил свое позиционирование так, что его бытовую технику не считают отечественной.
Но эффект ореола используют не только в случаях, когда нужно создать новый бренд. Зачем еще можно использовать когнитивное искажение, расскажем дальше в статье.
Для чего используется эффект ореола
На практике эффект ореола помогает:
- создать образ бренда;
- сменить позиционирование;
- сэкономить на продвижении нового товара.
Создать образ бренда. Без четких ассоциаций бренд ничем не будет отличаться от конкурентов. Поэтому создание образа бренда — это часть позиционирования. Чтобы быстрее создать нужный образ, можно применить гало-эффект. Например, если Германия ассоциируется с высоким качеством, можно использовать ее репутацию.
Наверняка многие помнят рекламу пылесосов Thomas. Рекламный текст сразу отсылал к немецкому качеству: «Обрати внимание, сделано в Германии».
Сменить позиционирование. Бывает, что бренд решает что-то изменить. Например, из бюджетного стать брендом среднего или высокого ценового сегмента. Тогда нужно «пересобрать» бизнес: позвать знаменитость или сделать ребрендинг.
Например, недавно Gloria Jeans взяла амбассадором Ирину Шейк. Модель — лицо крупных люксовых брендов, поэтому магазин решил использовать ее ореол для смены позиционирования.
Сэкономить на продвижении нового товара. Предприниматель может захотеть создать зонтичный бренд, то есть расширить товарную линейку. Например, помимо женской одежды начать отшивать мужскую или детскую. Будет гораздо проще продать новый товар и сэкономить на продвижении новых продуктов, потому что у бизнеса уже есть лояльная аудитория и место на рынке.
Эффект ореола в этом случае работает так: покупатель видит, что его любимый бренд выпускает новый продукт на рынок. Если этот товар ему нужен, он с большей вероятностью захочет его купить. По такой модели развиваются, например, Black Star, Nivea, T-Банк, Яндекс.
Может показаться, что задумываться об эффекте ореола может только крупный бизнес, у которого уже выстроено продвижение. Действительно, у крупных компаний большие бюджеты и возможности. Но на практике любые маркетинговые действия создают эффект ореола, поэтому им можно и нужно управлять.
«Глубокие подходы с аналитикой и созданием бренд-стратегии — это привилегия крупных брендов. Но малый и средний бизнес также занимается формированием бренда — стихийно или планомерно. Любой шаг в продвижении создает мнение общественности о конкретном продукте. Хорошо, если маркетолог будет грамотно формировать образ продукта».
Пейзулла Магомедов
Сооснователь и исполнительный директор коммуникационного агентства DIDENOK TEAM
Эффект ореола естественным образом возникает сам, но все же нужно понимать, какие инструменты позволят им управлять.
Что поможет создать эффект ореола
Если предпринимателю нужно быстро создать образ бренда, он может воспользоваться одним из трех способов:
- пригласить знаменитость;
- привлечь конвенционально красивых людей;
- использовать узнаваемый дизайн.
Привлечь знаменитостей. Так бизнесы пользуются ореолом известных людей и одновременно создают свой. Потенциальная аудитория считает, что товар одобрила известная личность, которой они доверяют. Или, как в случае с Gloria Jeans, знаменитости могут задать ценовую категорию бренда.
Чтобы привлечь к бизнесу внимание, можно запустить рекламу со знаменитостями или блогерами. Все зависит от задач бизнеса, но инфлюенсеры должны транслировать близкие бренду ценности. Например, будет странно, если пост с товарами для животных будет рекламировать блогер, который на странице открыто выражает неприязнь к домашним питомцам.
«Глубокие подходы с аналитикой и созданием бренд-стратегии — это привилегия крупных брендов. Но малый и средний бизнес также занимается формированием бренда — стихийно или планомерно. Любой шаг в продвижении создает мнение общественности о конкретном продукте. Хорошо, если маркетолог будет грамотно формировать образ продукта».
Пейзулла Магомедов
Сооснователь и исполнительный директор коммуникационного агентства DIDENOK TEAM
Привлечь конвенционально красивых людей. Вернемся к открытию эффекта ореола: красивым людям ставили более высокие оценки. В рекламе работает тот же принцип, поэтому этот способ в основном подойдет для брендов одежды, косметики и аксессуаров. Гораздо проще продать платье, если на фото в нем модель с красивой фигурой: покупатели будут ждать такого же эффекта на себе.
Использовать узнаваемый дизайн. Чтобы привлечь внимание покупателей к продукту, бизнес может использовать визуально красивое и приятное оформление. Например, если сайт, вывески и упаковка сделаны в едином стиле, это улучшает репутацию компании и повышает вероятность продажи. Покупатель привыкает к бренду, ассоциирует его с привлекательным стилем и охотнее принимает решение о покупке.
«В эпоху социальных сетей брендам особенно важно думать об упаковке продукта в широком смысле. Будь то соцсети, сайт, этикетка, сервисные службы или клиентская поддержка — все, что связано с впечатлением о продукте, нужно делать хорошо и в едином стиле».
Пейзулла Магомедов
Сооснователь и исполнительный директор коммуникационного агентства DIDENOK TEAM
Чтобы создать узнаваемый стиль, нужно разработать гайдлайн — набор правил для оформления. Но перед этим нужно понять, какое впечатление бизнес хочет создать. Давайте сравним оформления на разных сайтах.
Скорее всего, визуально вы поняли, что, например, Aurus продает товары класса люкс. Создать такое впечатление помогают правильно подобранный шрифт, цветовая гамма и пространство на странице сайте.
Как не потратить деньги на продвижение впустую
Заключение контракта с известными людьми или разработка дизайна — это дорого. Поэтому, чтобы не потратить деньги впустую, нужно сначала:
- провести анализ целевой аудитории;
- составить стратегию продвижения;
- отстроить свой бренд.
Провести анализ целевой аудитории. Бывает, что предприниматель пытается провести изменения, которые аудитории не нужны. Например, в городе может быть много брендовых магазинов спортивной одежды, но будет всего один, где вещи более дешевые. Если бизнес решит сменить ценовой сегмент, он потеряет свою аудиторию и вряд ли сможет конкурировать с другими брендами.
Аудитории может быть нужен не ребрендинг или амбассадор бизнеса, а понятные соцсети и информация о бизнесе в геосервисах вроде Яндекса и 2GIS. Но чтобы это понять, нужно исследовать свою ЦА. В отдельной статье мы подробно рассказали, как это правильно сделать.
Составить стратегию продвижения. Даже если у бизнеса есть деньги, чтобы позвать звезду для съемки рекламы, без правильно выстроенной системы продвижения этот ход не сработает.
Чтобы вести клиента от первого касания с продуктом до покупки, бизнесу нужно построить маркетинговую воронку — путь, по которому пойдет клиент. Для этого компания анализирует аудиторию, выбирает каналы продвижения и бюджет на каждый из них.
«Не потратить деньги впустую поможет выверенная стратегия, а не стихийная работа. Важно использовать разные инструменты: например, важно следить за трендами — это делает ваш бренд инновационным в глазах потребителей. Но без стратегии встроиться в тренд и сохранить свою идентичность как бренда не получится».
Пейзулла Магомедов
Сооснователь и исполнительный директор коммуникационного агентства DIDENOK TEAM
Отстроить свой бренд. Чтобы подобрать знаменитость, модель или изменить дизайн, нужно понимать, про что ваш бизнес: помимо анализа аудитории и конкурентов нужно определить миссию и цели бренда. Миссия — это долгосрочное направление развития бизнеса, а цели помогут выполнять миссию и держать на ней фокус.
Например, миссия Google — организовать мировую информацию и сделать ее универсально доступной и полезной. Поэтому компания создает продукты для работы с разными документами, собирает на одной странице ссылки на разные сайты, управляет рекламой. Вокруг развития этих продуктов и будут сфокусированы цели компании.
На практике и то и другое — ориентиры, по которым вы будете искать подходящие форматы и способы продвижения одного или нескольких продуктов и формировать уникальное торговое предложение, УТП.
Собрали все правила работы с эффектом ореола в одной схеме.
Главная задача бизнеса — произвести первое впечатление о продукте и зафиксировать нужный образ. Создание ореола вокруг бренда позволяет сделать это быстро, если встроить его в общую маркетинговую стратегию.
Главное
- Эффект ореола — это когнитивное искажение, которое влияет на то, как мы оцениваем человека, бизнес или товар. Внешний вид продукта, его упаковка и первое впечатление о нем влияют на отношение к бренду в дальнейшем.
- Эффект ореола помогает создать образ бренда, сменить позиционирование и сэкономить на продвижении нового товара.
- Чтобы быстро создать ореол вокруг бренда, предприниматели привлекают знаменитостей, конвенционально красивых людей или используют узнаваемый дизайн. Это позволит не только привлечь новую аудиторию, но и изменить восприятие бизнеса.Чтобы не потратить деньги впустую, нужно заранее изучить потребности аудитории, составить стратегию продвижения и отстроить свой бренд.
- Чтобы не потратить деньги впустую, нужно заранее изучить потребности аудитории, составить стратегию продвижения и отстроить свой бренд.
Подпишитесь на рассылки
Собираем самые полезные материалы, интересные мероприятия и важные новости в коротких письмах. Вы можете подписаться на одну из рассылок или на все сразу.
Раз в неделю
Как вести бизнес в России
Самые важные бизнес-новости, разборы законов и пошаговые инструкции для развития вашего дела
Раз в две недели
Как зарабатывать на маркетплейсах
Новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Раз в две недели
Мероприятия для бизнеса
Анонсы вебинаров, конференций и других событий для предпринимателей
Раз в две недели
Рассылка для бухгалтеров
Новости и советы, которые помогут упростить работу и больше зарабатывать
А как вы формируете образ бренда у аудитории?