В статье собрали исследования и выяснили, на какие категории товаров вырос спрос по итогам 2023 года — так вы сможете понять, какие товары продавать в 2024 году. В конце статьи расскажем, как выбрать лучшие продукты и бренды в каждой категории.
Косметика
По оценке Центра аналитики и экспертизы Промсвязьбанка, международные компании контролировали 70% российского рынка косметики. Многие зарубежные бренды — например, LUSH, L’Oreal и Lancôme — покинули рынок. Но люди все равно не готовы отказаться от косметики. Есть два способа это использовать.
Первый — ввозить косметику зарубежных брендов по параллельному импорту. В августе 2022 года Минпромторг расширил список косметики, которую можно ввозить без разрешения владельцев торговых марок, — добавил в него популярные бренды концерна L’Oreal.
Второй — продавать товары отечественных брендов. Аналитики из CloudPayments выяснили, что спрос на российскую косметику в июне — июле 2022 года вырос на 58% по сравнению с тем же периодом 2021 года. Также выросла доля отечественных продуктов на рынке — сейчас она составляет 32%.
Интерес оказался устойчивым — об этом отчитались маркетплейсы. Например, на Wildberries косметика и парфюмерия стали одной из самых популярных категорий среди покупателей.
Мегамаркет выяснил, что интерес к товарам для ухода и красоты в 2023 году вырос в 3,6 раза по сравнению с 2022 годом. Чаще всего люди покупали:
- румяна;
- гели для фиксации бровей;
- консилеры;
- средства по уходу за кожей и волосами;
- шампуни;
- дезодоранты;
- зубные пасты.
Чтобы посмотреть, на какие средства будет спрос, советуем закупить небольшую партию. Если товар покупают плохо — его будет нетрудно вывести из ассортимента или распродать со скидкой. Со временем вы сможете выявить и добавить трендовые позиции, которые будут делать большую часть прибыли. Например, несколько лет назад были популярны расчески Tangle Teezer и скребок гуаша, а сейчас — массажеры для лица.
С 1 декабря 2023 года начался эксперимент по маркировке косметики и бытовой химии — это значит, что все товары будут проходить через систему «Честный знак». Считается, что это поможет убрать с рынка подделки — покупатели стали часто сталкиваться с контрафактом.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации
Бытовая химия
С уходом Procter & Gamble из магазинов исчезли порошки, кондиционеры для белья, средства для мытья посуды и другие товары популярных брендов Pampers, Ariel, Lenor, Always, Gillette, Head & Shoulders, Fairy, Oral-B и Old Spice. Оставшиеся товары дорожают из-за дефицита.
Бытовая химия может стать самым выгодным товаром для перепродажи на маркетплейсах. Сервис аналитики Moneyplace выяснил, что спрос на чистящие средства на маркетплейсах сильно вырос. Например, на Wildberries — на 456% за первое полугодие 2022 года.
Лидерами продаж стали спреи для уборки, жидкости и гели, средства для мытья посуды, а средний чек на бытовую химию вырос на 19% во втором квартале 2023 года.
На Ozon покупатели тоже интересовались бытовой химией. Например, самыми популярными товарами стали средства для уборки домов, в которых есть животные. Средний чек на чистящие средства вырос на 26—27% за год.
Бытовую химию одинаково выгодно продавать в своем магазине и на маркетплейсах. Советуем обратить внимание на чистящие средства — популярны готовые наборы средств для уборки в доме. Сейчас покупателю проще купить сразу комплект товаров за раз, чем приобретать их отдельно.
![Эко бытовая химия для дома на Wildberries](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F02%252FFU8Djc7m-1.png&w=1360&h=751)
Товары для животных
У 72% россиян есть домашние питомцы. При этом у владельцев кошек в среднем один питомец, а у владельцев собак — два.
Аналитическая компания NielsenIQ пишет, что россияне склонны баловать своих домашних питомцев и сократят расходы на покупки в этой категории в последнюю очередь вне зависимости от экономических условий.
К началу 2023 года продажи зоотоваров выросли на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Согласно исследованию, все категории товаров для животных востребованы и в офлайне, и в онлайне. Основную долю продаж составляют корма, но владельцы также интересуются лакомствами и наполнителями для туалетов. Кроме кормов можно продавать лакомства, полезные добавки, витамины для зубов и суставов, средства против блох и клещей, лежанки, шлейки.
Рост продаж зоотоваров показали и маркетплейсы. Например, на Wildberries в январе — феврале 2023 года количество заказов товаров для животных увеличилось на 88% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Больше всего люди интересовались кормами, игрушками, лакомствами, мисками, когтеточками, ошейниками.
Одежда
Крупные иностранные бренды одежды ушли с российского рынка, зарубежные интернет-магазины тоже потеряли российских покупателей — это возможность занять эту нишу и стать российским Levi’s.
По данным исследования ЮMoney, летом 2023 года выросло число покупок женской и мужской одежды на 53% по сравнению с тем же периодом 2022 года. При этом подрос и средний чек — до 14 223 ₽.
Рост есть не только в онлайне, но и в офлайне. По данным аналитиков из Эвотора, летом 2023 россияне покупали на 12% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Lamoda отчиталась, что растет спрос на локальные бренды. В первом полугодии 2023 года он увеличился на 130% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. На маркетплейсе есть специальный раздел с товарами российских дизайнеров: в нем представлены мужская, женская и детская одежда и аксессуары.
Продавать одежду можно онлайн или в своем магазине. Как его открыть — рассказали в отдельной статье.
Чтобы продавать вещи через интернет, можно сделать страницу в социальных сетях, собрать сайт на конструкторе или выйти на маркетплейсы. Можно попробовать Авито: здесь создать магазин не сложнее, чем открыть группу во ВКонтакте.
Можно выйти на Ozon, Wildberries или Яндекс Маркет. По работе с каждым маркетплейсом создали бесплатный курс. В уроках рассказываем, как зарегистрировать бизнес, оформить партнерство с площадкой, выделиться на фоне конкурентов, подняться в рейтинге продавцов и рассчитать налоги с прибыли:
Если не знаете, с каких товаров начать, рекомендуем выбирать базовые модели — оверсайз или ходовых размеров. Еще советуем присмотреться к домашней одежде. Многие все еще продолжают работать из дома. Можно предлагать уютные пижамы, домашние костюмы, толстовки, мягкие тапочки.
![Женские пижамы на маркетплейсе](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F02%252FczENPqtX-2.png&w=1360&h=847)
Если собираетесь выходить на маркетплейс, обратите внимание на его целевую аудиторию. Например, большинство клиентов Wildberries — девушки 25—35 лет. Мужскую одежду там берут редко, и даже тогда ее в основном покупают женщины.
Если хотите продавать одежду на своем сайте и планируете шить сами, можно повысить продажи и уменьшить неликвид с помощью конструктора вещей — предложите пользователям самим собирать, например, пуховик: выбрать форму капюшона, застежки, цвет, длину. Если решите использовать эту идею для бизнеса, не забудьте зарегистрировать собственный бренд одежды. В отдельной статье рассказали, как это сделать.
Умная техника
Тренд на умную технику тоже длится несколько лет. Во время пандемии люди проводили большую часть дома и инвестировали в комфорт: покупали умную технику, которая сделает за них домашние дела и сэкономит время и силы. Теперь они продолжают расширять возможности умного дома и дарят такие гаджеты близким.
По данным МТС, продажи товаров для умного дома в первом полугодии 2023 увеличились на треть по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Это на 30% в штуках и на 40% в деньгах.
Покупатели чаще всего интересуются:
- интеллектуальными системами освещения — это умные лампы, светильники и светодиодные ленты. Спрос на них вырос на 14%;
- смарт-розетками — они включаются и выключаются автоматически или с помощью смартфона. Продажи этих устройств выросли на 10%;
- товарами для безопасности — это дверные замки с камерами видеонаблюдения, умные замки, датчики утечки газа.
По данным группы «М.Видео — Эльдорадо» спрос на товары для организации умного домашнего пространства в 2023 году вырос на 80%. Самым пиковым месяцем по покупкам стал декабрь.
Самым популярным товаром, на который постоянно растет спрос, стали колонки с голосовыми помощниками.
Вот какие модели лучше всего продавали в 2023 году:
- Яндекс Станция Лайт;
- Яндекс Станция Мини с часами;
- SberBoom Mini;
- Яндекс Станция 2;
- VK Нео.
![продажа умной техники](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F02%252FCppNX6Yy-3.png&w=1360&h=833)
Растущий спрос на колонки отметили крупные ретейлеры. Например, около 85% приходится на компактные и более доступные модели, а 15% покупателей приобретают мощные устройства.
По итогам первого полугодия 2023 года объем российского рынка смарт-колонок в деньгах превысил 12,1 млрд рублей.
Автозапчасти
Большинство производителей заявили о своем уходе с российского рынка. Сейчас доля оригинальных запчастей составляет 30%, остальное владельцы машин заменяют альтернативными деталями. Из-за текущей ситуации запчасти все чаще покупают не у дилеров, а в розничных магазинах.
При этом стали популярны китайские автозапчасти. В основном это расходники — масла, фильтры, иногда колодки.
По данным Автостата, средний возраст легкового автомобиля в стране в 2023 году составлял 14,7 года. Чем старше автомобиль, тем чаще ему требуется замена деталей.
Россияне стали чаще покупать запчасти самостоятельно. Согласно статистике Ozon, быстрее всего спрос рос на следующие комплектующие:
- элементы подвески;
- кузовные детали;
- запчасти для рулевого управления;
- запчасти для трансмиссии;
- расходники и запчасти для топливных и тормозных систем.
На старте советуем начинать с недорогих деталей или расходников, например щеток стеклоочистителя, масел для двигателя или фильтров. Их меняют два раза в год, поэтому спрос наверняка будет. Позже, когда увеличатся оборотные средства, можно добавлять в ассортимент дорогие запчасти: обычно это те, которые относятся к двигателю.
Искать поставщиков можно через сервисы. Например, на платформе для интернет-магазинов автозапчастей ABCP есть раздел с проверенными поставщиками деталей из разных стран.
![Рейтинг поставщиков автозапчастей на платформе АВСР: Россия](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F02%252FyowVc00B-4.png&w=1360&h=1065)
Для продажи деталей не понадобятся специальные требования или лицензии, а ввозить их можно по параллельному импорту.
Это особенно удачное время для тех, кто занимается ремонтом автомобилей или хочет открыть автомастерскую. Можно совмещать основной вид деятельности с продажей автозапчастей. Здесь даже не придется вкладываться в продвижение и рекламу. Достаточно просто рассказать постоянным клиентам, что теперь детали можно покупать у вас.
ИП Сергей арендует гараж, где ремонтирует машины. У него есть постоянные клиенты. Если им нужно поменять деталь, они покупают ее сами и привозят Сергею на замену.
У Сергея есть скидка при оптовой закупке деталей, поэтому он может выгодно перепродавать их клиентам. Так клиентам не придется искать запчасти перед ремонтом, достаточно будет оплатить их и работу комплексно.
В этом случае, чтобы торговать автозапчастями, нужно будет добавить в ЕГРИП или ЕГРЮЛ нужный код ОКВЭД. Для оптовых продаж подойдет код 45.31 — «Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями». Если планируете продавать в розницу, выбирайте код 45.32 — «Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями».
Продукты
С 2020 года в категории «Продукты питания» в онлайн-ретейле идет стабильный рост.
По данным Яндекса, 4% пользователей покупают продукты только онлайн, а 56% совмещают офлайн- и онлайн-шопинг.
Люди стали чаще интересоваться продуктами для здорового образа жизни. Такую тенденцию отметил Роспотребнадзор. Исследование показало, что 75% респондентов положительно относятся к здоровому питанию, а 28% из них изменили свои привычки. Среди продуктов больше всего выделяют фрукты, овощи и рыбную гастрономию.
Продавать продукты питания можно на маркетплейсах. Некоторые площадки разрешают торговать не только товарами с долгим сроком годности, но и скоропортящимися. Например, такая опция есть на Яндекс Маркете и Ozon.
Помимо классических маркетплейсов, можно выйти на нишевые продуктовые площадки. Например, на Ешь Деревенское можно предлагать покупателям молочные и мясные продукты, рыбу, овощи, фрукты.
Для продажи продуктов предпринимателю нужно сначала получить соответствующие документы. О нюансах торговли продуктами питания на российских маркетплейсах рассказали в отдельной статье.
Как выбрать, что продавать
Убедиться, что выбранный товар для продажи популярен, можно несколькими способами:
- через поисковые запросы пользователей;
- через маркетплейсы;
- на Pinterest;
- через сервисы аналитики.
Поисковые запросы пользователей. Их можно проверять в Яндекс Вордстате или Google Trends. В Вордстате нужно ввести название товара, а сервис подскажет, сколько раз его искали.
![Как узнать спрос на товары в Вордстате](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F02%252FqE5UZPVO-5.png&w=1360&h=723)
В Google Trends тоже можно проанализировать товар. Здесь есть динамика популярности — от 0 до 100, где 100 — абсолютный тренд.
![Популярность запроса в Google Trends](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F02%252FnoReyFsx-6.png&w=1360&h=762)
Через маркетплейсы. Оценить спрос на товар с помощью Яндекс Маркета. Введите поисковый запрос и отсортируйте товар по популярности.
![Какая техника сейчас пользуется спросом у покупателей](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F02%252FL0pJd4HX-7.png&w=1360&h=831)
Еще на Авито и Ozon можно начать вводить запрос и посмотреть, что предложит площадка: там будут самые частые запросы пользователей. Но это скорее вспомогательный инструмент, который можно использовать в связке с остальными.
![выдача авито](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F02%252FAt4kOlA4-8.png&w=1360&h=606)
![Что ищут пользователи на Ozon](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F02%252FA7dyqvjv-9.png&w=1360&h=1098)
На Pinterest. Люди приходят на Pinterest, чтобы найти вдохновение и новые идеи. Они сохраняют понравившиеся картинки, а потом ищут похожие товары на маркетплейсе или в поисковиках. Это можно использовать при выборе товара для продажи.
![Как узнать, какая одежда сейчас в тренде](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F08%252FYaQaeU5j-image-13.png&w=1360&h=420)
Сервисы аналитики. Это, например, Moneyplace, Shopstat, Селлер от Т-Банка. В них можно посмотреть спрос на интересующий товар и количество продаж у конкурентов. Сервисы дают больше информации, и с ними проще понять, что будет лучше продаваться и по какой цене.
При выборе товара для продажи лучше комбинировать все способы. Например, сначала посмотреть самые частые запросы пользователей в поисковиках самостоятельно, а затем проверить в сервисе аналитики.
Делитесь в комментариях, какими категориями товаров вы торгуете
В этих нишах безумная конкуренция. Ничего не получится с этими товарами. Нужно выбирать товары, которые набрают популярность
Не думаю вообще, что стоит идти в бизнес через продажи товаров. Не благодарное это дело
Я продаю косметику, но у меня все равно не получается нормально заработать
Эти ниши всегда популярны и так, не только в 2024 году.
Интересно было бы почитать про что-то более эксклюзивное
А не получится ли так, что к лету 2024 года половина из этих идей уже устареет?
Интересная инфа. спасибо.