Есть предприниматели, которые погружены только в одну область. Например, знают, как быстро организовать поставку товара и выбить скидку у поставщика. При этом знания в других сферах хромают: сложно нанимать людей, считать финансы или искать клиентов. Владелец бизнеса может изучить направления, чтобы начать смотреть на проект комплексно: например, понимать, как связаны маркетинг и HR-бренд руководителя, научиться быстрее находить решение в каждой сфере.
Экспертов, которые разбираются в одной области, но при этом обладают навыками в других направлениях, называют T-shaped people. В статье разбираемся, зачем набирать поверхностные знания и с чего начать.
Кто такие T-shaped people
Т-люди, или T-shaped people, — это специалисты и руководители, которые глубоко разбираются в одной области, но при этом обладают знаниями, компетенциями и soft skills в других сферах. Разберем на примере.
Андрей открывает ресторан. Он восемь лет проработал управляющим в общепите. Предприниматель понимает, как устроены процессы в ресторанном бизнесе: знает, как разрабатывать меню, устанавливать цены, руководить сотрудниками и общаться с поставщиками. Эти области — его экспертная зона.
Помимо управленческих навыков, у него есть знания в смежных областях: например, он проходил курсы по маркетингу. Андрей знает, как продвигать заведение и какие механики помогут привлечь клиентов. Он не эксперт в этом деле, но знания позволяют ему первое время заниматься маркетингом самостоятельно, а в будущем нанять подрядчиков и ставить им понятные задачи.
Показываем на схеме, при чем тут буква Т.
Зачем лидеру развиваться в разные стороны
Когда у руководителя есть багаж опыта и знаний из разных сфер, он быстрее находит нестандартные и оригинальные решения проблем. Понимает, как подойти к задаче с разных сторон.
Андрей запустил доставку еды из своего ресторана. Первые месяцы все шло хорошо, но в последнее время на заведение поступают негативные отзывы: клиенты жалуются, что сотрудники забывают положить столовые приборы к заказу, блюда долго готовят и курьеры иногда задерживаются.
Широкий кругозор помогает посмотреть на проблему под разными углами и придумать несколько стратегий решения. Так, Андрей анализирует плохие комментарии и выявляет типичные ошибки команды, а затем проводит обучение для сотрудников, чтобы улучшить обслуживание и сервис.
Помимо этого, у предпринимателя есть знания в маркетинге. С их помощью он придумывает, как восстановить репутацию и рейтинг заведения.
T-shaped people способны адаптировать приемы и инструменты из одной области в другие, что помогает быстрее находить выход из различных ситуаций и преодолевать кризис.
У T-people есть и другие преимущества. Например, таким лидерам легче выстраивать коммуникацию с командой и нанимать подрядчиков. Человек хоть и не глубоко, но разбирается, как устроены другие направления. Это позволяет говорить с людьми из этих сфер на одном языке, четче доносить свои идеи и ставить задачи — количество итераций и правок уменьшается, работа идет быстрее.
«Мир стал слишком нелинейным и непредсказуемым, невозможно делать что-либо привычным образом и надеяться, что оно сработает. Приходится выкручиваться, пробовать новое, самого себя переизбирать раз в год и чаще».
Ольга Соколова
СЕО клиник «Скандинавия», автор ютуб-канала «Колосок»
Как сохранить ресурсы бизнеса: истории от первого лица
Как понять, какие навыки и компетенции нужно развивать
На старте неясно, какие знания могут пригодиться. Сложно определиться, в каком направлении развиваться, какие курсы проходить и над какими навыками работать, чтобы быстрее достигать своих целей. Облегчить выбор и определиться с направлением поможет один из трех способов:
- подумайте, что вам интересно;
- проанализируйте, что важно для вашего бизнеса;
- присмотритесь к универсальным навыкам.
Рассмотрим каждую рекомендацию.
Подумайте, что вам интересно. Вспомните, какие курсы хотели пройти и какие навыки освоить. Необязательно, чтобы они были напрямую связаны с вашим бизнесом. К примеру, владелец ресторана хочет пройти обучение по нейросетям или взять уроки сценической речи. Кажется нелогичным, но даже эти знания в будущем можно использовать в бизнесе. К примеру, можно делегировать ChatGPT рутинные задачи вроде ответов на отзывы.
Подумайте, что важно для вашего бизнеса или личного развития. Тут можно следовать такому алгоритму:
- Задайте себе вопросы, которые помогут нащупать цели на ближайшее время. Например, можно спросить себя: «Каким я хочу видеть бизнес через год?», «Какие направления хочу улучшить?», «Что нужно сделать, чтобы стать лучше как руководитель?»
- Выпишите ответы. Например: «Хочу научиться нанимать опытных и продуктивных специалистов и уменьшить текучку в команде».
- Подумайте, какие курсы нужно пройти и какие навыки освоить, чтобы добраться до цели. Скажем, чтобы научиться определять подходящих кандидатов, можно пройти обучение по найму сотрудников или взять консультацию у эксперта.
Когда определитесь с целью и поймете, какими средствами ее можно достичь, будет проще найти подходящие курсы и обучения.
«Я почти четыре года работаю в Авито в направлении M&A, инвестиций и корпоративного развития. С одной стороны, я понимаю, какие навыки мне необходимо развивать с точки зрения моей текущей профессии — например, учиться переговорам и менеджменту, — и специально прохожу релевантное обучение. С другой стороны, есть личный интерес к некоторым темам, а также долгосрочное целеполагание, исходя из которого я примерно представляю, какие компетенции мне могут быть полезны в будущем: к примеру, я изучаю технологии, программирование, анализ данных, AI-инструменты, agile-подходы.
Недавно внутри корпорации мы в небольшой команде запустили внутренний ИТ-B2B-стартап. Я занимаюсь им вне своих основных задач. Навыки, которым я обучался в свободное время, сильно помогли мне в этом проекте: например, курсы по переговорам и коммуникациям помогли защитить идею проекта и получить бюджет на его развитие от руководства. А развитие технических скиллов помогло глубже погрузиться в наш продукт и создать более целостную GTM-стратегию».
Дарьюш Расади
Менеджер по сделкам M&A и корпоративному развитию, сооснователь внутреннего ИТ-стартапа в Авито
Решение может быть нестандартным.
«Я работаю руководителем сети клиник и сейчас прохожу обучение по сторителлингу. Это групповой курс, где мы учимся рассказывать истории. Учеба помогает развивать навык коммуникации и лучше доносить свои мысли, объяснять идеи и заряжать людей.
Всем сотрудникам нужны смыслы и нужны эмоции. Бизнес-метрики и стратегические планы — обычно сухие факты и цифры, они и не зажигают людей. Когда ты рассказываешь людям историю и объясняешь, как их труд помогает изменить жизнь обычной женщины Татьяны, у которой есть сын, огород и любимый кот, это цепляет людей и мотивирует работать лучше. Истории приживаются сильнее, чем любые ценности, выгравированные на стенах и напечатанные в корпоративных блокнотах».
Ольга Соколова
СЕО клиник «Скандинавия», автор ютуб-канала «Колосок»
Если самому ответить на вопросы сложно, обратитесь за помощью к ментору. Он поможет найти вдохновляющие цели и определить, какие знания нужно освоить, чтобы достичь желаемого. Как найти хорошего ментора, рассказали в статье.
Присмотритесь к универсальным навыкам. Необходимый набор компетенций и умений, которые нужны лидеру для успешной работы, зависит от сферы бизнеса и личных целей. Но есть базовый список навыков и областей, которые облегчат жизнь каждому предпринимателю.
Как лидеру внедрять разные навыки и софт-скиллы, чтобы быть эффективным
Мы написали статьи, где подробно рассказали, как развивать разные умения и сделать учебу привычкой. Собрали подборку полезных материалов:
С какими подводными камнями можно столкнуться и как их избежать
Когда человек стремится развиваться в разные стороны, есть риск столкнуться с негативными последствиями:
- поверхностными знаниями;
- сложностями с выбором обучения;
- прокрастинацией.
Поверхностные знания. Бывает, человек старается охватить как можно больше приемов, методов и знаний, но не погружается глубоко в новую тему. В результате получает формальные знания, которые могут навредить бизнесу. Разберем на примере из практики эксперта.
«Я консультирую предпринимателей по внедрению методики OKR — objectives & key results, это фреймворк постановки и достижения целей.
В своей практике часто сталкиваюсь с ситуацией, когда предприниматель поверхностно изучил методику, например прочитал пару статей и посмотрел один ролик по теме. Он посчитал, что этих знаний достаточно, и объявил команде, что теперь бизнес живет по OKR. При этом руководитель не до конца разобрался, как правильно внедрить эту методику, и, не спрашивая сотрудников, начал заставлять их работать по-другому. Команда, в свою очередь, тоже не хочет разбираться, надеясь саботировать нововведение.
В итоге сотрудники для вида ставят цели и без энтузиазма выполняют задачи, чтобы начальник отстал. В конце квартала команда подводит итоги и приходит к выводу, что методика не работает. Бизнес отказывается от системы OKR, которая в теории при правильном подходе принесла бы большие результаты проекту».
Павел Стоянов
Руководитель продукта в Т-Бизнесе, автор телеграм-канала
Как избежать: определите области, в которых хотите развиваться, и начните углубленно изучать новую тему. Например, проконсультируйтесь с несколькими экспертами, пройдите обучение или прослушайте курс лекций.
«Мне не нравится думать, что у меня поверхностные знания. Я думаю, что у меня есть мультипотенциальность. Такой взгляд помогает смотреть на развитие как на игру и отпустить себя — не требовать от себя слишком многого.
Да, возможно, я мало что знаю очень глубоко, на уровне эксперта, но у меня широкий кругозор: я легко переключаюсь между контекстами, могу работать и в хаосе, и по четким процессам».
Ольга Соколова
СЕО клиник «Скандинавия», автор ютуб-канала «Колосок»
Сложности с выбором. Часто интересными кажутся одновременно несколько сфер, отчего человеку сложно выбрать конкретное направление и начать в нем разбираться. В итоге обучение откладывают до лучших времен. Со временем это может привести к чувству вины: «Я так давно хочу заняться саморазвитием, но при этом ничего не делаю».
Как избежать: свести к минимуму проблемы с выбором поможет приоритизация. Определите, каких целей хотите достичь в ближайшее время, выберите наиболее важные и определите план, как именно и к какой дате хотите получить результат.
Прокрастинация. Бывает, человеку хочется развиваться в разные стороны: он вроде нашел интересные курсы и уже сохранил контакты эксперта для консультации по теме, но все никак не может начать. Обещает себе стартовать с понедельника — и так последние полгода. Из-за бездействия появляется чувство вины и страх, что он зря тратит время, пока отдыхает или смотрит сериалы.
Как избежать: причиной прокрастинации может быть отсутствие реальной мотивации. Например, Андрей увидел в соцсетях, что знакомые ходят на тренинги, развивают насмотренность и вовсю прокачивают личный бренд. В такие моменты ему кажется: «Мне тоже надо!», хотя на самом деле человеку это неинтересно.
Чтобы не попадать в ловушку, можно использовать упражнение «Пять почему». Оно поможет отделить реально желание от навязанного.
Главное в статье
- T-shaped people — это лидеры, которые глубоко разбираются в одной области, но также обладают знаниями и компетенциями в других сферах. Например, владелец маркетингового агентства хорошо разбирается в маркетинге, но при этом у него есть навык переговоров, знания в продажах и управлении людьми.
- Развитие в разных областях позволяет предпринимателю быстрее находить нестандартные решения проблем и привыкать к изменениям, поскольку он может адаптировать инструменты из одной области в другую.
- Чтобы понять, какие навыки развивать, можно попробовать проанализировать свои интересы или подумать, каких целей хотите достичь в бизнесе. Это поможет определиться с направлением и выбрать нужные курсы и навыки для саморазвития.
- Когда человек одновременно развивается в нескольких направлениях, это может привести к рискам. Например, знания могут оказаться поверхностными, поскольку человек не погружается в тему глубоко.
Какие навыки вы сейчас развиваете и почему? Расскажите в комментариях.