Василий и Иван — владельцы небольших рекламных агентств. Василий очень энергичный, умеет вдохновить и объединить людей в команду, легко находит специалистов под разные задачи — от разработки идей до их реализации. А Иван, наоборот, тревожный, боится делегировать обязанности и постоянно настроен на неудачу. Большую часть работы предприниматель делает сам, не доверяет команде, и сотрудники этим пользуются.
Разные предприниматели по-разному строят бизнес и взаимодействуют с другими людьми. Например, есть люди системы — отличные исполнители, профессионалы своего дела, но им трудно строить свой бизнес. У них всегда есть план и план на случай срыва плана, все под контролем, но трудно делегировать задачи, проще все сделать самому. Есть те, кому сложно организовать даже себя, но при этом полет их фантазии и креатив может быть полезен бизнесу.
Многие люди обладают похожими чертами характера и одинаково ведут себя в определенных ситуациях, поэтому психологи объединяют их в группы — различные типы личности. Знание этих типов можно использовать как инструмент в общении с другими людьми, в том числе и в бизнесе.
Существуют разные комплексные модели описания человеческого характера — их называют типологиями личности. В их основе лежит определенный критерий, например эмоция, поведение или система ценностей.
Понимание, к какому типу личности относится человек, позволит быстро определить, с кем и в каких условиях будет комфортнее работать, как быстро и эффективно находить общий язык с каждым сотрудником, партнером и клиентом. Например, одни люди легко идут на риск и находят выход в самых сложных ситуациях, а другие остро реагируют на критику и постоянно сомневаются в своих способностях. Одни могут продуктивно работать только в тишине и в одиночку, а другим хорошо работается в шумном офисе open space».
Алексей Богданов
Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic
В статье разбираем четыре популярные типологии личности и рассказываем, как их можно использовать в бизнесе: при найме кандидатов, в продажах, в общении с сотрудниками и партнерами.
Как знание типов личности поможет в бизнесе
Знание базовых принципов типологий личности позволяет лучше понимать, как человек думает, какими качествами обладает, и дает возможность прогнозировать, как он себя поведет в той или иной ситуации.
Предприниматель открывает небольшую типографию и нанимает пять сотрудников. После собеседования он может решить: «Мне кажется, лучше посадить дизайнера и клиентских менеджеров в одном кабинете — так им будет веселее и все быстрее подружатся».
Разбираясь в типах личности, он может принять другое решение: «Дизайнера лучше посадить в отдельном кабинете. Такие, как он, лучше всего работают в одиночестве, когда их никто не дергает. Было бы большой ошибкой посадить его вместе с клиентскими менеджерами — у них в кабинете будут постоянные клиенты и телефонные звонки».
У бизнеса есть четыре основные потребности, в которых поможет знание типов личности:
- Управленческие.
- Маркетинговые.
- Технологические.
- Стратегические.
Управленческие. Предпринимателю нужно знать, кого нанять, какому сотруднику доверить определенную зону ответственности, чтобы работа шла эффективнее. Например, в рекламном агентстве нужны как креативные и творческие сотрудники, так и те, кто может системно и последовательно вести проект и общаться с клиентами. Понимание типов личности поможет быстрее решать управленческие задачи.
Маркетинговые. Можно повысить продажи, если учитывать типы личности своей ЦА, ее систему ценностей. Например, есть два обеспеченных мужчины 30 лет, они оба ходят в одно и то же кафе возле дома. Но первый приходит туда по утрам с ноутбуком, чтобы за завтраком решить рабочие вопросы, а второй любит приходить с коллегами на бизнес-ланч и с друзьями выпить коктейли по пятницам. Если сфокусироваться на одном типе посетителей, уйдет второй, хотя он тоже ЦА. Поэтому владелец кафе может поставить несколько одноместных столиков для тех, кто любит завтракать или работать в одиночестве, а также сделать акции для больших компаний — на обеды по будням и на бар по пятницам.
Технологические. Знание типов личности поможет решить, кому доверить задачу по систематизации процессов, а кому — по созданию и доработке всего нового. Например, клиентский сервис — тоже технологический процесс, который нужно постоянно совершенствовать. Эту задачу лучше поручить тем, кто лучше всего умеет общаться с клиентами, правильно слышать их запросы.
Стратегические. Понимание истинных, часто неочевидных, мотивов людей делает любые переговоры, включая собеседования, продажи, заключение сделок, более эффективными. Например, если владелец бизнеса знает особенности типов личности, он может получить лучшие условия по договору и наладить тесные партнерские связи.
Все четыре сферы связаны с коммуникацией, общением, переговорами с разными людьми.
Знание психотипов и их особенностей помогает:
- лучше оценивать кандидатов на должности, сотрудников и партнеров. Например, определить, сможет ли сотрудник руководить отделом или лучше оставить его на позиции исполнителя, но поднять зарплату;
- находить компромиссные решения и предотвращать конфликты. Зная ценности определенного типа людей, можно привести правильную аргументацию, никого не задеть и быстро решить проблему;
- понимать, что мотивирует разных сотрудников лучше работать, какие у них есть страхи. Например, одни люди хотят на работе много общаться, посещать мероприятия, проводить время с коллегами еще и вне офиса, их главный страх — скучная монотонная работа и штрафы за опоздания. Для других претендентов на должность может быть важна стабильность и возможность сосредоточенно, в своем темпе работать над одним проектом, чтобы их не торопили и не перегружали большим количеством задач. Если еще на этапе собеседования понимать природу этих страхов и предложить человеку реализовать свои истинные мотивы, можно гораздо быстрее начать успешно работать.
Предпринимателю полезно знать и свой тип личности: это помогает объективно посмотреть на себя со стороны, увидеть свои достоинства и недостатки, управлять ими — превращать минусы в плюсы. Это важно не только при развитии компании, но и при создании личного бренда.
«Базовые знания типов личности помогут решить множество задач в создании и продвижении личного бренда, в бизнесе и карьере. Это одна из тех областей психологии, которая поможет существенно упростить решение не только рабочих задач, но и жизненных вопросов».
Алексей Богданов
Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic
Есть много классификаций типов личности — научных и популярных. Не все из них можно применять в жизни без специальной подготовки в сфере психологии или HR. Каждая из них подходит для решения проблем в разных сферах жизни. Мы рассмотрим четыре типологии, которые можно использовать как прикладной инструмент, исходя из основных потребностей бизнеса:
- Психогеометрическая теория.
- Типология личности Юнга.
- Четыре типа темперамента.
- Концепция восьми психотипов, основанная на базовых эмоциях.
Расположим эти системы от простого к сложному и рассмотрим их взаимосвязь. Чистые психотипы встречаются редко, поэтому советуем рассматривать любую личность с разных сторон и с помощью разных теорий.
Как увеличивать продажи и растить лояльность клиентов
Психогеометрическая типология
Эту типологию в конце 1970-х годов предложила американский психолог и специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров Сьюзен Деллингер. В основе психогеометрии лежит пять типов личности, которым соответствуют простые геометрические фигуры:
- Квадрат.
- Треугольник.
- Прямоугольник.
- Круг.
- Зигзаг.
Человеку нужно выбрать фигуру, которую он больше всего соотносит с собой или которая первой привлекла его, когда он посмотрел на картинку. Затем он расставляет остальные фигуры в порядке меньшей привлекательности — пятой в списке будет фигура, которая нравится меньше всего.
Первая фигура определяет самые яркие черты характера и особенности поведения. Остальные типы могут проявляться иногда, а пятая фигура укажет на совсем не свойственные человеку характер и поведение.
«Главное преимущество психогеометрической типологии личности — ее простота. Она не дает суперточных результатов, но это простой и удобный инструмент, который можно использовать в жизни и бизнесе, например на собеседовании с кандидатом на должность».
Алексей Богданов
Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic
Разберемся, как каждый из этих типов строит бизнес и проявляет себя в работе.
Треугольник. Это почти всегда руководители компании или основатели бизнеса. Предприниматель-треугольник проявляет лидерские качества во всем: быстро и эффективно принимает решения, умеет интуитивно оценивать ситуации и людей. Он умеет организовывать команду, раздавать поручения, ставить цели и идти к ним.
Сотрудники-треугольники — отличные руководители проектов: им можно ставить задачи и они самостоятельно с ними справятся, их не нужно контролировать.
Квадрат. Решают в компании технические задачи, которые требуют системности, скрупулезности, вдумчивости, внимательности, сконцентрированности. Это прекрасные бухгалтеры, аналитики, разработчики, программисты.
Предприниматели-квадраты склонны к консервативным взглядам и не любят изменения — это часто мешает им строить бизнес или приспосабливать его к меняющимся условиям. У них узкий круг друзей и знакомых, они предпочитают общаться с теми, кто разделяет их взгляды на жизнь и ведение бизнеса.
Прямоугольник. Эти люди всегда сомневаются, к любой ситуации примеряют разные варианты развития событий, думают: «Точно ли мы все учли? Точно ли нас не накажут за это?» Из-за сомнений они не могут четко ставить задачи — для этого им нужен лидер.
Прямоугольники — не про системность, им сложно ставить цели и идти к ним. Но они хороши в сферах, которые связаны с оценкой рисков, например юрист или налоговый консультант.
Круг. Самое главное для них — чтобы все вокруг было хорошо и все остались довольны. Это отличные клиентские менеджеры и администраторы. Эмпатия для них — не пустой звук, как для людей-треугольников, они способны быстро почувствовать настроение и эмоции других людей. Именно коллеги-круги позволяют треугольникам вернуться на землю и понять: цели компании — это отлично, но у людей вокруг тоже есть свои потребности.
Не любят конкурировать, а любят спокойное, планомерное развитие. Хорошие старшие наставники, могут обучать молодые кадры.
Круги — очень социальные люди и часто занимаются общественной деятельностью, помогают другим и участвуют в благотворительных проектах.
Зигзаг. Это представители любых творческих профессий — дизайнеры, рекламщики, маркетологи, копирайтеры, иллюстраторы. Они предпочитают работать в одиночку и не любят бумажную работу.
В бизнесе им сложно соблюдать правила и договоры, учитывать сразу много задач. Они могут придумать идею, но нужно, чтобы кто-то все организовал. Зигзаг может создать отличный бизнес вместе с треугольником: зигзаг придумает что-нибудь новое, а треугольник организует команду и поставит всем задачи.
На сайте агентства Mindrepublic можно пройти тест на психогеометрию. Просто перетащите пять геометрических фигур в пустые квадраты в произвольном порядке. После этого можно прочитать о качествах характера в порядке убывания — от существенных к незначительным.
Типология личности Юнга
В 1920 году швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг придумал разделение типов личностей по тому, куда направлена энергия и эмоции человека:
- во внутренний мир — интроверты;
- во внешний — экстраверты.
Интроверты. В жизни и работе фокусируются на внутреннем мире. Им сложно быть в центре внимания, гораздо комфортнее находиться наедине с собой, спокойно решать задачи, придумывать и создавать новое. Любят аналитические, монотонные задачи, где будет минимальный контакт с людьми. Они внимательны к деталям, умеют хорошо выявлять причинно-следственные связи, работать с таблицами и отчетами. Это отличные бухгалтеры, разработчики, дизайнеры.
Светлана ведет бухгалтерию других предпринимателей онлайн, в ее компании работают еще два бухгалтера и юрист. Она предпочитает общаться с сотрудниками в мессенджерах и по электронной почте, вести долгую переписку по любым вопросам, не любит живые совещания и телефонные разговоры. Пишет сотрудникам большие сложные ТЗ под каждую задачу. Светлана — типичный руководитель-интроверт.
Экстраверты. Это люди, ориентированные на внешний мир. Они полны энергии, открыты всему новому, не представляют жизни без общения. Хороши там, где есть публичность, общение с людьми, взаимодействие. Им легко понять других и выразить свои мысли, они отличные переговорщики, умеют убеждать, в любой коммуникации — как рыба в воде.
Работники-экстраверты любят задачи, где нужна коммуникация с другими участниками команды, брейнштормы, совещания, где каждый делится мыслями и вносит идеи.
В бизнесе экстраверты умеют найти подход к людям, управлять командой, вдохновлять на работу над общим проектом. Таким руководителям проще позвонить или пообщаться лично и быстро решить все вопросы, а не вести долгую переписку. Любят ставить задачи голосом.
Марина — владелица туристического агентства. Любит общаться с клиентами, в красках рассказывать им про новые страны и отели, часто ездит на конференции, чтобы познакомиться с коллегами из турсферы. В дружеских отношениях с двумя своими сотрудниками — они ходят вместе на обед и отмечают праздники. Марина — типичный представитель экстраверта в бизнесе.
Есть еще амбиверты — это люди, которые сочетают в себе черты интровертов и экстравертов. Им одинаково хорошо в окружении людей и в одиночестве. О том, что отличает амбивертов от других типов личности и как выстроить работу с ними, рассказали в отдельной статье.
Если пока не определили, к какому типу личности вы относитесь, предлагаем пройти тест.
«Деление людей на экстравертов и интровертов — очень широкая типология. В бизнесе она применима в одном — быстро определить, может ли человек работать с людьми, или ему комфортнее пребывать и действовать в одиночестве. Все очень просто. Экстраверты хотят быть в обществе — им нужно много общения, взаимодействовать с командой и клиентами, выплескивать эмоции. Интроверты любят вдумчиво и спокойно работать в одиночку. А еще интроверту-предпринимателю или руководителю компании может быть сложнее строить личный бренд и выступать лицом своего бизнеса».
Алексей Богданов
Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic
Четыре типа темперамента
Теорию о типах темперамента разработал древнегреческий врач и философ Гиппократ, а доработал русский физиолог Иван Павлов.
Именно от типа темперамента зависит степень эмоциональной возбудимости человека, скорость реагирования его мозга, характер и поведение. Люди могут осознанно использовать сильные стороны своего темперамента и развивать слабые.
Существует четыре типа темперамента:
- Холерический.
- Флегматический.
- Сангвинический.
- Меланхолический.
Прежде чем начать использовать теорию темпераментов по отношению к коллегам, эксперт советует определить свой собственный. Для этого можно пройти небольшой тест — он поможет понять, какие ценности вам близки и в каком направлении начать работать.
Сангвинический темперамент. Люди этого типа умеют быстро налаживать деловые контакты и располагают к себе, поэтому прекрасно проявляют себя в работе с клиентами и в переговорах.
Для них подходит бизнес, где нужно что-то покупать и продавать, постоянно взаимодействовать с людьми. Если не пошли продажи одного продукта или услуги, сангвиники не унывают и легко переключаются на другое дело, что особенно помогает в период кризисов.
Холерический темперамент. Уверенные и решительные люди. Целеустремленность и лидерские качества позволяют им успешно заниматься бизнесом и строить карьеру.
В бизнесе могут быть требовательными, порывистыми, строгими с сотрудниками, требовать от них полного погружения в задачу.
Сотрудники-холерики могут действовать на прорыв, работать 24/7, а потом быстро выгореть. Их нужно загружать работой, иначе они направят свою активность на коллектив.
Флегматический темперамент. Способны к вдумчивой, монотонной и долгой работе, например связанной с финансами или высокими рисками. Не будут психовать и раздражаться, если что-то пошло не так. Главное — не торопить их, флегматики не переносят дефицита времени и жестких дедлайнов.
Скорее всего, в бизнесе будут использовать проверенные бизнес-модели и традиционные сферы, связанные с относительной стабильностью и рутиной.
Руководители-флегматики лояльны с подчиненными, могут войти в их положение, все объяснить спокойно, никогда не повышают голос.
Меланхолический темперамент. Это люди с ярко выраженными творческими способностями. Им подойдут любые профессии, где нужно придумывать что-то новое, например писать сценарии или продумывать дизайн. Также могут добиться успехов в интеллектуальной и научной деятельности, так как умеют погрузиться в проблему и докопаться до истины.
Это интроверты. У них мало энергии, поэтому им тяжело строить бизнес и общаться с людьми. Если они и открывают свое дело, им помогают представители других типов темперамента.
В чистом виде темпераменты практически не встречаются — в каждом человеке можно найти черты всех четырех темпераментов. Причем один из них, как правило, преобладает.
«Все, что касается характера человека, — темперамент и психотип — можно осознанно менять. Есть такое понятие „динамический стереотип“ — привычка реагировать на что-то одинаково, испытывать какую-то эмоцию чаще, чем другие. Например, у человека преобладают черты интроверта и меланхолика, но он хочет заниматься бизнесом. При этом не умеет и не любит общаться, вести переговоры, а в бизнесе это очень важно. Нужно дать себе отчет, что вам мешает в достижении целей, и начать с этим работать, вытащить проседающие вещи на поверхность. Например, записаться на курсы ораторского или актерского мастерства — это поможет быть увереннее на совещаниях и переговорах. В бизнесе и личном брендинге всегда есть момент личностного роста».
Алексей Богданов
Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic
Теории четырех темпераментов и двух типов личности прекрасно дополняют друг друга: флегматики и меланхолики — интроверты, а сангвиники и холерики — экстраверты.
Показываем типы темпераментов на примере героев фильма «Покровские ворота».
Концепция восьми психотипов, основанная на базовых эмоциях
Сейчас в бизнесе, переговорах, HR и просто для жизни используют концепцию психотипов в интерпретации психотерапевта Юрия Чекчурина. Он использовал теории психиатров Карла Леонгарда и Петра Ганушкина, которые выделили восемь основных эмоций в характере человека и присвоили каждой эмоции соответствующий психотип:
- Азарт — истероид.
- Радость — гипертим.
- Грусть — гипотим.
- Удивление, любопытство — шизоид.
- Страх — тревожный.
- Гнев — параноял.
- Неприятие, отвращение — эпилептоид.
- Удовлетворение — эмотив.
По тому, какая из этих эмоций наиболее ярко проявляется в реакциях человека, можно определить особенности его личности и поведения. Четыре эмоции из восьми — гнев, страх, грусть и отвращение — мы называем негативными, хотя их функции так же необходимы психике каждого человека, как и позитивные. Например, отвращение дает возможность выбора: что хорошо, допустимо, приемлемо, а что — нет. Страх несет функцию самосохранения, заставляет человека быть осторожным, просчитывать риски. Гнев заставляет двигаться к цели, а грусть позволяет человеку пережить утрату, принять то, что он не способен, но хотел бы изменить.
«Психотипы, которые пришли в бизнес-контекст из клинической психологии, не встречаются в повседневной жизни в чрезмерно выраженных проявлениях и тем более в чистом виде. В каждом из нас можно найти качества, присущие всем восьми психотипам. Однако каждый человек представляет из себя „коктейль“ различных психотипов, где в той или иной степени одни преобладают над другими. В итоге эта методология дает очень эффективный, наглядный и применимый к делу инструмент описания характера человека».
Алексей Богданов
Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic
Азарт — истероид. У них есть внутренняя потребность бесконечно общаться. Они сильны в «длинных» продажах, например дорогой недвижимости, умеют презентовать продукт, особенно сложный, например брендинг. Им легко даются профессии, связанные с творчеством.
В бизнесе именно они способны продвинуть, реализовать, «продать» инвестору любой проект. Могут зажечь и раскрутить стартап. Но высокий эмоциональный накал истероида не может быть постоянным, за ним следует спад, срывы и истерики.
У владельца бизнеса с ярко выраженными чертами истероида все будет ярко и красиво, притягивать внимание, например яркие вывески, много рекламы в соцсетях.
Радость — гипертим. Очень активный образ жизни, все время в пути и постоянном движении. Гипертимы каждый день готовы браться за новый проект. Их гениальность заключается в быстрых продажах или первых контактах с клиентом при реализации сложных проектов, поиске контактов и знакомств с людьми. Из них получаются лучшие торговые представители.
Люди быстрого и простого успеха, которых убивает любая рутинная работа. Ведение первичной бухгалтерии — это действенный способ «убить» гипертима. Он просто не справится с этой работой, так как не способен долго концентрироваться на чем-то одном. Если поручить гипертиму организовать проект, он все превратит в тусовку.
Бизнес гипертим строит вокруг необходимости общения с большим количеством людей, сам будет постоянно общаться с клиентами и коллегами, подберет такой же коллектив.
Грусть — гипотим. Полная противоположность гипертиму. В его картине мире все ресурсы утрачены, все хорошее — в прошлом.
Идеальные подчиненные. У них нет собственных амбиций, но они скрупулезно и точно сделают все, что им поручат. Но только в рамках задачи, проявлять инициативу они неспособны. Могут быть хорошими бухгалтерами, разработчиками.
Их бизнес, вероятно, будет связан с делом, где есть забота о людях или животных.
Удивление, любопытство — шизоид. Это типичный зигзаг из тригонометрической типологии и интроверт, постоянно анализирует окружающую действительность. Единственный из всех психотипов, способный придумывать, творить, создавать, разрабатывать что-то новое. Это рекламщики, копирайтеры, дизайнеры, ученые, научные работники, люди искусства.
Шизоида нельзя заставлять работать по системе, он не способен действовать по алгоритмам, схемам, протоколам.
Бизнес они строят вокруг идеи или технологии, которую сами придумали.
Страх — тревожный. Очень внимательный к мелочам человек, способен максимально учесть все возможные риски. Это отличные риск-менеджеры, юристы, корректоры. Они много раз перепроверят все детали, но делают все строго по инструкциям, не могут принимать самостоятельные решения.
Гнев — параноял. Типичный треугольник из психогеометрической типологии. Образ жизни паранояла — это работа, движение к цели. Сделает успешным любой бизнес, так как по натуре он — прирожденный лидер, подчиненным гораздо легче двигаться в его фарватере.
Параноялы достигают больших успехов в индивидуальной работе. Идеальные агрегаторы крупных идей, которые они приспосабливают под решение своих задач.
Неприятие, отвращение — эпилептоид. Квадрат из психогеометрической типологии, лучший заместитель директора или помощник руководителя. Также эпилептоиды — хорошие исполнители, разбираются во всех нюансах и деталях задачи, будут неумолимо достигать целей в рамках поставленных KPI.
В бизнесе создает внутренний и очень жесткий свод правил и заставляет всех их соблюдать. Постоянный контроль за всеми. Именно про эпилептоидов возникла поговорка: «Бей своих, чтобы чужие боялись». Любое маленькое нарушение сотрудника может перечеркнуть абсолютно все прошлые заслуги.
Удовлетворение — эмотив. Круг из психогеометрической типологии. Верные и преданные помощники руководителя, секретари, ассистенты, администраторы, клиентские менеджеры, могут успешно возглавлять направление по работе с людьми. Нужны в компании, чтобы всех собрать, успокоить, помирить.
Работа для эмотива сама по себе второстепенна, на первом месте семья. Не переносят высокой интенсивности — все должно быть размеренно. Работа на прорыв, подвиг, цель — это не про них.
В компании — идеальная позиция для совета директоров или GR.
В бизнесе они спокойны и взвешенны, ценят стабильность. Часто работают в семейном бизнесе. В их компаниях нет текучки кадров: люди приходят и остаются работать надолго.
Давайте попробуем собрать бинго своего психотипа. Для этого выберите карточку с описанием человека, который больше всего напоминает вас в работе или бизнесе. Но помните, что чистых психотипов практически не бывает и все классификации очень условны.
Если прочитали статью и не узнали себя в карточках, пройдите тест от агентства Mindrepublic — он поможет определить, черты какого или каких психотипов преобладают у вас.
«К одному человеку можно применить разные типологии как вместе, так и по отдельности. Любой характер можно описывать всеми этими способами: человек может быть одновременно экстравертом, сангвиником, параноялом и треугольником. Чем большим инструментарием обладает владелец бизнеса, тем проще ему будет понять, с каким типом личности он имеет дело, принимать решение, как с ним взаимодействовать, на какие позиции назначать, как вести переговоры, на что затачивать маркетинг.
Важно понимать, что у любой системы описания нет режима „включено“ или „выключено“. Это всегда шкала с широким диапазоном. Каждый тип темперамента проявляется в человеке в разной пропорции в зависимости от ситуации и жизненного контекста. Любая типология позволяет понять общую направленность человеческого характера и значительно упростить тем самым любое взаимодействие с ним».
Алексей Богданов
Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic
Заключение
- Описать характер человека можно с помощью специального инструмента из психологии — типологии личностей. Понимание, к какому типу личности относится человек, позволит быстро определить, с кем и в каких условиях будет комфортнее работать, как быстро и эффективно находить общий язык с каждым сотрудником, партнером и клиентом.
- У бизнеса есть четыре основные потребности, в которых поможет знание типов личности: управленческие, маркетинговые, технологические и стратегические.
- В основе психогеометрической типологии — пять типов личности, которым соответствуют простые геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Человек выбирает из них ту, которая нравится больше всего, — она определяет самые яркие черты характера и особенности поведения.
- Карл Густав Юнг делил всех людей на экстравертов и интровертов. У первых энергия и эмоции направлены во внешний мир, у вторых — во внутренний.
- Существует четыре типа темперамента: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический. От них во многом зависят характер и поведение человека. Своим темпераментом можно управлять: использовать сильные стороны и развивать или менять слабые.
- Психологи выделяют восемь основных эмоций в характере человека, каждой из которых соответствует свой психотип: азарт — истероид, радость — гипертим, грусть — гипотим, удивление, любопытство — шизоид, страх — тревожный, гнев — параноял, неприятие, отвращение — эпилептоид, удовлетворение — эмотив. По тому, какая из этих эмоций наиболее ярко проявляется в реакциях человека, можно определить особенности его личности и поведения.
- К одному человеку можно применить разные типологии как вместе, так и по отдельности. Но чем больше типологий знает владелец бизнеса, тем проще ему будет понять, с каким типом личности он имеет дело, принимать решение, как с ним взаимодействовать, на какие позиции назначать, как вести переговоры.
- Каждый тип личности проявляется в человеке в разной пропорции в зависимости от ситуации и жизненного контекста. Любая типология позволяет понять общую направленность человеческого характера и значительно упростить тем самым любое взаимодействие с ним.