Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как развивать критическое мышление

Как развивать критическое мышление
Как развивать критическое мышление

Часто мы принимаем поспешные решения, о которых потом жалеем. В моменте они кажутся осмысленными и полезными, а на деле — только усложняют жизнь.

Предприниматель Максим увидел в рассылке предложение купить курс по выходу на маркетплейсы со скидкой 50%. Он давно подумывал пройти это обучение, акция действовала до конца дня. Максим приобрел недешевый набор лекций, но времени на них нет. Предприниматель испытывает чувство вины и злится на себя, каждый вечер собирается посмотреть хотя бы одно видео — и не смотрит. Срок выходит, доступ к урокам закрывают. Деньги потрачены, знаний нет.

Здесь сработали два фактора: хитрая манипуляция маркетологов и склонность мозга экономить ресурсы, поступая импульсивно. Максима поторопили с принятием решения, он не успел оценить ситуацию и купил курс не вовремя.

Сейчас сезон отпусков, нужно нанять пару новых сотрудников, заказать новую партию товара, уплатить налоги и взносы, — бизнес-фокусы Максима должны быть совсем другими. Если посмотреть внимательнее, окажется, что курс с такой скидкой уже предлагали несколько раз за последний год и, скорее всего, предложат еще, в более подходящее время.

Героя могло спасти критическое мышление — набор софт-скиллов, которые помогают принимать взвешенные решения и обходить манипуляции. Если оно развито плохо, решения руководителя могут вредить ему самому и его бизнесу. А иногда и вовсе привести к закрытию дела.

В статье расскажем, как тренировать критическое мышление, принимать взвешенные решения и отличать факты от мнений.

Что такое критическое мышление

Мыслить критически — значит принимать взвешенные и обоснованные решения. Не закупать валюту при резком скачке курса и не забивать склад продукцией, которая, по слухам, скоро перестанет ввозиться в страну, а собрать информацию, оценить риски, проверить разные источники и только потом принимать решение.

Критическое мышление важно и в повседневной жизни, и в бизнесе. Мозг делает все, чтобы сэкономить ресурсы и не перепроверять информацию, поэтому мы можем принимать на веру случайные утверждения. Помните, что сказал Борис Ельцин в обращении к россиянам перед уходом с поста президента? На ум, скорее всего, придет «Я устал, я ухожу». Эта фраза так часто встречается в сети, что кажется подлинной, но на самом деле он этого не произносил. А еще вам наверняка говорили, что нервные клетки не восстанавливаются, — и угадайте что? Они обновляются, поэтому нервничать можно. Но мы не рекомендуем.

Чем оно отличается от аналитического мышления

Аналитическое мышление подразумевает глубокую обработку информации, чтобы разобрать ее на отдельные мелкие факты и оценить каждый. Человек тщательно изучает цифры и данные, чтобы лучше понять вопрос. Критическое мышление тоже требует исследовать информацию — но для того, чтобы поставить ее под сомнение и проверить, правдива ли она.

Какие вопросы задает предприниматель при включении разных типов мышления
Критическое мышлениеАналитическое мышление
«Правда ли у рынка такой объем или данные исследования некорректны?»
«Почему у рынка такой объем?», «Какую долю в этом объеме занимают разные сегменты рынка?»
«Этот тренд действительно долгосрочный или это просто хайп?»
«Почему этот тренд сегодня актуален?», «Сколько наших потребителей действительно заинтересованы в этом тренде?», «Что этот тренд значит для рынка?»

Почему важно мыслить критически

Критическое мышление заставляет проверять, сомневаться и исследовать. Это убережет от некоторых ошибок, покажет разные варианты решения задачи, сделает решения обоснованными и более понятными для окружающих. Вот как ведет себя человек с развитым критическим мышлением.

Знакомый предлагает Сергею купить пункт выдачи заказов. Собственник срочно продает бизнес по семейным обстоятельствам. «Место очень выгодное, цена ниже рынка. Вложения не критичные, а если не взлетит, готовый бизнес всегда можно продать и вернуть часть потраченных денег».

Сергей начинает самостоятельно интересоваться этим вопросом и выясняет, что место для точки выбрано неудачно — рядом нет парковки, а автобусная остановка далеко. За последние полгода в шаговой доступности открылось еще два таких пункта и поток клиентов снизился. Роялти по франшизе нужно платить с оборота, что не так выгодно, как процент с прибыли или фиксированная ставка.

Потратив несколько дней на изучение вопроса, Сергей отказывается от предложения своего знакомого, хотя первой мыслью было «надо брать».

В бизнесе важно научиться принимать решение на основе анализа ситуации, а не действовать на эмоциях.

Как работает критическое мышление

Критическое мышление — не врожденный навык, оно развивается на протяжении всей жизни.

В семидесятых годах признанный психолог и нобелевский лауреат Даниэль Канеман провел ряд исследований и предложил выделять две принципиально разные системы мышления: быструю и медленную.

Быстрая система мышления. Ее иногда называют интуитивной или бессознательной. Эта система работает автоматически и очень быстро обрабатывает информацию. Она помогает нам быстро отвечать на типичные вопросы и делать простые действия без лишних затрат ресурсов — считать, сколько будет 1 + 1, оборачиваться на чужой голос или заваривать чай.

Быстрое мышление подменяет сложные вопросы простыми и предлагает нам готовые решения вместо глубокого анализа ситуации. Наглядный пример работы такой ситуации — ответ на вопрос «как дела?». С такими вопросами мы сталкиваемся ежедневно и часто отвечаем по шаблону: «нормально», «хорошо».

Если позволить быстрой системе принять важное решение, можно оказаться в неприятной ситуации.

К предпринимателю Андрею приходит партнер и предлагает купить партию авто на аукционе в Японии. Андрей соглашается без раздумий, ведь они уже несколько раз пригоняли полный автовоз и хорошо зарабатывали на перепродаже.

Пока машины везли во Владивосток, повысился утилизационный сбор. Автомобили после растаможки стали стоить дороже розничной цены.
Андрей не изучил ситуацию. Он не знал, что в правительстве давно обсуждали повышение сбора и готовились сделать это в ближайшее время.

Если у предпринимателя будет доминировать быстрая система мышления, он может допускать систематические ошибки при принятии решений. Например, неверно оценивать сроки решения задачи или нерационально распоряжаться рабочим временем сотрудников. Регулярно принимая решения при помощи быстрой системы мышления, человек не будет расти профессионально и развивать новые навыки.

Медленная система мышления. Ее еще называют критической или сознательной. Эта система требует больших умственных усилий для решения задачи, она дольше обрабатывает и анализирует информацию.

Обычно медленная система срабатывает, если быстрой не удается найти подходящее решение. Это значит, что человек столкнулся с нестандартной задачей. Если хотите увидеть пример работы медленной системы, спросите у знакомого при встрече: «Какая погода будет завтра?». Вопрос не самый типичный, и собеседнику придется подключить медленную систему, чтобы дать на него ответ.

Посмотрим на примере, как медленная система мышления работает в вопросах бизнеса.

Предпринимателю Владимиру предлагает сотрудничество проверенный партнер, но на новых условиях. Владимир не готов сразу согласиться на сделку, даже с учетом удачного опыта в прошлом.

Медленная система ищет разные варианты, сравнивает их и анализирует ситуацию. Предприниматель хочет взвесить все риски в новых условиях и не готов дать ответ быстро.

Медленная система мышления часто перебрасывает задачи быстрой, чтобы сэкономить силы. Тогда на вопрос, требующий анализа, человек отвечает, полагаясь на схожий опыт и интуицию, — как в случае с Андреем и партией японских автомобилей. Это может приводить к неожиданным последствиям, провалам и неудачам.

Умение вовремя останавливать импульсивный порыв и подключать медленную систему принято считать критическим мышлением.

Что мешает мыслить критически

Взвешенно принимать решения в жизни и бизнесе мешают мыслительные ошибки. Это повторяющиеся искажения, которые приводят к неправильным выводам или решениям. Ошибки возникают из-за стереотипов, предубеждений или недостатка информации.

Самые частые виды мыслительных ошибок — черно-белое мышление, мыслительный фильтр, катастрофизация, сверхобобщение и навешивание ярлыков.

Черно-белое мышление. Это оценка ситуации по полярной схеме, когда человек видит только хорошее или плохое. Такая мыслительная ошибка ограничивает любую ситуацию двумя противоположными точками зрения, например, нанимать на полный рабочий день или не нанимать совсем, вложить все деньги в продвижение или пока не заниматься им.

Анна продает одежду на маркетплейсе и выделяет 30% бюджета на продвижение товара. В начале месяца она либо пускает все средства на контекстную рекламу, либо отдает их на улучшение карточек товара.

Черно-белое мышление мешает увидеть выгодные решения. Чтобы уменьшить влияние таких ошибок при принятии решений, старайтесь в каждой ситуации продумать 3—4 варианта, а лишь потом выбирать подходящий.

Мыслительный фильтр или избирательное внимание. Это концентрация на незначительных и часто негативных деталях вместо оценки ситуации в целом.

У Василия интернет-магазин по продаже игрушек. Когда-то он хорошо заработал на продаже спиннеров, а сейчас эта ниша практически не приносит ему доход.

Предприниматель сконцентрировался на десятке негативных отзывов об этом товаре — «бесполезный кусок пластика», «ребенок сломал за день», «не понял, что с этим делать» — и пытается исправить ситуацию. Он ищет новых поставщиков спиннеров в Китае, просматривает каталоги, думает над упаковкой и даже готов вложиться в производство.

Мыслительный фильтр сузил большую проблему и не дает увидеть всю картину в целом. Для преодоления мыслительного фильтра нужно рассматривать задачу с разной степенью приближения. Например, оценить продажу спиннеров, потом посмотреть на продажи в нише игрушек, а затем и вовсе сравнить показатели разных маркетплейсов.

Катастрофизация. Это ситуация, когда человек пытается предсказать развитие ситуации и выбирает самый плохой сценарий.

Татьяна полгода назад открыла пункт выдачи заказов, но никак не может выйти на самоокупаемость. Она начиталась негативных отзывов в сети о том, что этот бизнес перестал быть прибыльным, и опустила руки.

Она уже готова продать свое дело, ведь считает, что обязательно уйдет в минус и не сможет сделать его прибыльным.

Вместо объективной оценки человек находит худшие варианты и считает, что его случай обязательно закончится тем же. Чтобы обойти эту мыслительную ошибку, рассматривайте не только отрицательный опыт, но и положительный. Когда увидите несколько способов решения проблемы, сможете применить их в своей ситуации.

Сверхобобщение. Оценка ситуации с общими выводами, которые выходят за рамки текущей проблемы.

Инвестора Андрея приглашают вложиться в новый автосалон китайского бренда. Вместо того чтобы взвесить все преимущества и недостатки, Андрей сразу же отказывается.

У него уже есть негативный опыт перепродажи китайской машины, и он ошибочно распространяет его на весь автомобильный рынок.

Чтобы избавиться от сверхобобщения, рассматривайте каждую ситуацию от общего к частному. Например, сначала оцените перспективы рынка китайских автомобилей, потом изучите популярность выбранной марки, узнайте спрос на авто в своем регионе и только потом принимайте решение.

Навешивание ярлыков. Попытка человека дать четкую характеристику ситуации, не принимая во внимание всех обстоятельств.

Светлана искала поставщика тканей для своей фабрики одежды. Она общалась с менеджером одной компании, который допустил ошибку в расчетах. Предпринимательница сразу же вычеркнула компанию из списка, повесив на нее ярлык некомпетентной.

Чтобы навешивание ярлыков не мешало объективной оценке ситуации, старайтесь выделить несколько критериев. Например, оцените поставщиков по качеству продукции, цене, компетентности сотрудников и другим показателям. И только потом собирайте общую оценку.

Приучайте себя анализировать уже принятые решения и пытайтесь проследить в них мыслительные ошибки. Это поможет реже их допускать и принимать более взвешенные и обоснованные решения.

Как проверить критическое мышление

С помощью тестов и обратной связи можно проверить, как часто мыслительные ошибки и искажения мешают принимать эффективные решения.

Самооценка и рефлексия. Проанализируйте недавние решения, которые вы принимали. Подумайте, как вы оценили информацию перед принятием решения, какие факторы учли, а какие нет. Это поможет найти повторяющиеся ошибки в привычном способе мышления. Их нужно постараться избегать в будущем.

Тестирование. Специальные тесты на критическое мышление проверяют, насколько человек настроен на автоматические суждения и допускает ли логические ошибки в рассуждениях. Некоторые из них можно пройти бесплатно: например, тест Школы Никиты Непряхина или тест Джонни Кинчера. Результаты подскажут, какое направление критического мышления нужно усилить.

Обратная связь и участие в обсуждениях. Во время обсуждений можно услышать точки зрения, отличные от вашей, и аргументы, которые помогут посмотреть на ситуацию с разных углов. Хорошей проверкой и тренировкой критического мышления могут стать дебаты: опытные спорщики умеют искать противоречия и алогизмы в речи собеседника и обязательно на них укажут. Регулярное участие в дебатах поможет развить критическое мышление.

Методы и приемы критического мышления

Есть много простых и эффективных практик, которые помогают включить критическое мышление и пропустить через него собственные мысли или чужие утверждения. Предлагаем четыре методики для разных ситуаций.

Метод Fishbone, или «Рыбий скелет». Эта методика помогает установить причинно-следственные связи и обосновать то или иное решение, действие, мысль. Кроме того, она помогает решать проблемы.

Нужно взять лист бумаги и нарисовать на нем вертикально или горизонтально скелет рыбы, где будут как минимум голова, хвост и кости между ними.

Что с этим делать:

  1. Голова — это проблема или утверждение, которое нужно подвергнуть критическому осмыслению: «В этом месяце мы успешно закончили меньше проектов. В команде упала продуктивность?»
  2. Кости справа — факты, которые вы видите: «У команды на прошлый проект ушло больше времени, чем мы закладывали», «Было много итераций доработок проектов».
  3. Кости слева — причины, которые привели к этим фактам: «Сотрудники медленно работали над каждым этапом, было много вопросов по процессу», «Разработчик сделал много ошибок в коде».
  4. Хвост — вывод, который вы сделаете после анализа «костей».

Пока вы собираете «кости», можете обнаружить как подтверждение проблемы и ее первоисточник, так и опровержение. Например, команда могла потратить больше времени не потому, что все устали, а потому, что клиент задерживал согласования или передачу необходимых материалов. В итоге окажется, что падение продуктивности незначительное и работу усложняют другие факторы.

Метод Fishbone для критического мышления
Метод Fishbone для критического мышления

Костей может быть и больше трех — все зависит от того, сколько фактов для осмысления у вас есть

Метод Fishbone для критического мышления
Метод Fishbone для критического мышления

Костей может быть и больше трех — все зависит от того, сколько фактов для осмысления у вас есть

Костей может быть и больше трех — все зависит от того, сколько фактов для осмысления у вас есть

«Тонкие» и «толстые» вопросы. Чтобы включать критическое мышление, важно не просто задавать вопросы — они должны быть правильными, помогать докопаться до сути. Нужно спрашивать себя так, чтобы вызывать рассуждения, а не однозначный ответ. Для этого пробуйте к любому утверждению задавать попеременно «тонкие» вопросы, на которые можно ответить просто, и «толстые» — они требуют размышлений.

Примеры критической работы с утверждением
Утверждение«Тонкие» вопросы«Толстые» вопросы
Рынок игрушек ускорил рост — отрасль прибыльная
Что произошло с рынком игрушек, из-за чего он стал активно расти?
Обдумайте три причины, почему рынок игрушек будет дальше расти высокими темпами?
В кофейнях вырос спрос на раф, нужно вводить его в меню, чтобы увеличить прибыль
Почему потребители стали чаще пить раф? Как поменялся спрос на другие виды кофейных напитков?
Почему вы думаете, что аудитория вашей кофейни будет активно покупать раф?

Предположите, что будет, если ввести в меню вашей компании больше вариантов раф-кофе? Окупится ли инициатива?

Шесть вопросов. Эта методика помогает не только подвергнуть информацию критике, но и проанализировать ее, понять причину события, решения, действия. Когда вы встречаете утверждение, проведите его через шесть вопросов: «Что произошло?», «Кто об этом сказал?», «Почему?», «Где?», «Когда?», «Как?». Так вы сможете отсеять сомнительную или фальшивую информацию.

Ольга продает женскую бижутерию, которую закупает у иностранных поставщиков. Коллега «по секрету» рассказывает ей, что сейчас зарождается новый тренд — широкие браслеты с подвижными элементами, и такие пока делает всего пара знакомых поставщиков. Если успеть закупить сейчас, можно сделать хорошие продажи: через три-четыре месяца уже все будут такое продавать, станет не так выгодно.

У Ольги есть сомнения, она включает критическое мышление и проводит информацию от коллеги по шести вопросам:

1. Что произошло? — На рынке появился новый тренд.

2. Кто об этом сказал? — Коллега. Нужно разобраться, откуда он взял информацию.

3. Почему тренд возник? — Коллега объяснить не может. Нужно посмотреть, что происходит на рынке, были ли предпосылки, засветились ли такие браслеты у лидеров мнений.

4. Где тренд возник? — Коллега говорит, что в Европе. Однако это не значит, что тренд дойдет до России или сделает это быстро.

5. Когда тренд возник? — Коллега говорит, что недавно. Нужно найти точные цифры.

6. Как это произошло? — Коллега не назвал имен, нужно посмотреть, кто задал тренд, если он действительно есть.

По итогам такого анализа Ольга выясняет, что на самом деле пара европейских блогеров показали браслеты, о которых говорил коллега. Однако никакие компании массово продукт не продают, на модных медиаплощадках о нем не говорят, на форумах и в комментариях под постами нет большого количества вопросов «Где купить?». Ольга понимает, что трендом это пока называть рано — а может, и вообще не придется, поэтому она не тратит деньги на активную закупку, которая себя может не оправдать.

SWOT-анализ. Такую технику можно применять для критического взгляда на текущую ситуацию или процесс, например, чтобы понять, так ли хорош продукт или положение дел в компании. Однако придется переработать большой объем данных. Подробно о том, как выполнять SWOT-анализ, рассказали в отдельной статье.

Как помочь себе развить критическое мышление

Доктор философских наук и автор книг о критическом мышлении Эрик Уилбердинг предлагает развивать критическое мышление по методу Сократа. Для этого нужно обсуждать какую-то идею с другим человеком, задавать разные вопросы и проверять идею на состоятельность.

Скажем, знакомый говорит: «В этом году надо открывать бары, точно взлетят. Посмотри, что вокруг происходит!» Можно спросить, на чем основано это мнение, какой опыт его подкрепляет, предложить посмотреть статистику, порассуждать об альтернативных вариантах, о возможности поставок, вложениях. Чем глубже удастся копнуть в тему и чем каверзнее будут вопросы, тем качественнее будет вывод.

Метод выявляет непроверенные предположения человека, чтобы устранить противоречия в его рассуждениях. Для одного это тренировка критического мышления, а для другого — хорошая проверка гипотезы.

Мышление развивается вместе с действиями человека — чем более разнообразными и рациональными они будут, тем критичнее он начнет оценивать каждую новую ситуацию.

Есть несколько приемов и действий, которые помогут тренировать критическое мышление:

  • давайте себе право на ошибку;
  • проверяйте важную информацию;
  • анализируйте разные точки зрения;
  • тестируйте новые источники информации;
  • развивайте мышление при помощи чтения.

Дайте себе право на ошибку. Когда предприниматель не боится ошибиться, бизнес развивается: владелец охотнее осваивает инновации, чаще принимает решение рискнуть, расширить или реорганизовать бизнес. Если перестать проверять гипотезы, можно быстро отстать от современных тенденций.

Наталья унаследовала от родителей бизнес по производству и продаже футболок. Она долго действовала только по наставлению родителей и ничего не меняла в работающей схеме, потому что боялась ошибиться.

Ежегодно продажи падали, Наталья сокращала швей и продавала оборудование. Пришло время или вовсе закрыть бизнес, или провести реорганизацию.

Предпринимательница осознала проблему, решилась на перенос производства в Китай. Не все прошло гладко, пришлось несколько раз лично посещать Поднебесную для выбора фабрик и заключения контрактов.

Несмотря на несколько ошибок, Наталья нашла подходящее решение, сохранила семейный бизнес и впервые за последние годы вышла в плюс.

Предпринимателю важно понимать, что он может ошибиться, и не бояться этого. Не стоит отказываться от какой-то идеи только из-за боязни потерпеть неудачу. Любой негативный опыт нужно анализировать, чтобы потом не допускать подобных ошибок. Подумайте, в чем именно промахнулись, что к этому привело, — и попробуйте снова. Так вы накопите опыт и будете заранее видеть опасные места.

Реже доверяйте, чаще проверяйте. Не стоит принимать на веру информацию, которую получаете ежедневно. Первым делом оцените источник и его авторитет. Для этого найдите первоисточник или доказательства полученным фактам. Скажем, увидели новость про небывалый интерес к антистресс-игрушкам — найдите ссылку на исследование, посмотрите выборку: сколько человек опросили, на каких продажах основывается статистика. Только потом решайте, что делать с полученными знаниями. Бывает, новость звучит драматично или вдохновляюще, а на деле — это данные с продаж одного магазина в Твери. Бежать закупать такие игрушки смысла нет.

Инвестор Татьяна ежедневно торгует на бирже. Она принимает решения о покупке или продаже акций на основании разных сигналов. Татьяна подписана на десяток инвестиционных каналов в Telegram, проверяет новостные ленты в браузере и общается в тематической сети для трейдеров — Пульс.

Основываясь на предыдущем опыте, Татьяна выстроила рейтинг доверия к разным источникам. Например, данные с РБК или lenta.ru она не проверяет и принимает решение, основываясь на них. Информацию из сети Пульс она принимает к сведению, но ищет подтверждение в других источниках. А новости из тематических Telegram-каналов для Татьяны — просто альтернативная точка зрения, которую она учитывает для оценки ситуации с разных сторон.

Со временем авторитет источников может меняться, появляются более достоверные ресурсы или, наоборот, проверенные ранее начинают терять доверие. Так человек учится отличать мнения от фактов.

Эти действия активизируют мыслительные процессы, которые важны для развития логического, аналитического и критического мышления.

Анализируйте разные точки зрения. В любой ситуации есть разные точки зрения. Нельзя получить объективную оценку, если не принимать во внимание их все.

Предпринимателю Тимуру предлагают открыть барбершоп на месте бывшей парикмахерской. Партнер по бизнесу приводит аргументы: помещение готово под такой бизнес, все коммуникации подведены, а люди уже знают, что тут могут постричь и побрить.

Тимур решает изучить несколько точек зрения, читает отзывы в сети и связывается с владельцем бывшей парикмахерской. В итоге он узнает, что здесь проблемный арендодатель, который регулярно поднимает плату, а еще часто отключают горячую воду.

Тестируйте разные источники информации. Только так можно увидеть новые данные и мнения для более точного анализа ситуации. Если человек привык получать информацию из одних источников и не хочет ничего менять, считается, что у него туннельное или зашоренное мышление.

Предприниматель Николай занимается изготовлением макетов и фигур на 3D-принтере, а материалы покупает на маркетплейсах. За полгода нужный пластик сильно подорожал и себестоимость изделий увеличилась. Николай готовился свернуть печать на 3D-принтерах, ведь он не мог предложить конкурентные цены.

Когда предприниматель решил проверить цены не только на маркетплейсах и в интернет-магазинах, но и в соцсетях, увидел, что пластик возят не только в катушках, но и в коробках. В упаковку помещается больше товара, и пересылка из-за этого становится дешевле.

Николай проверил новый источник информации и нашел поставщиков с более выгодными условиями.

Развивайте мышление при помощи чтения. Книги для развития критического мышления представлены в разных жанрах. Если не любите философскую литературу, всегда можно найти научно-популярные книги, журналистские расследования или образовательные пособия.

Собрали для вас проверенный нами топ:

Где можно применить критическое мышление

Критическое мышление — это метанавык, то есть способность, на основе которой развиваются все остальные умения. Оно помогает быстрее учиться, лучше экономить и зарабатывать, а также не терять деньги на сомнительных сделках.

В повседневной жизни. Критическое мышление очень важно при принятии экономических решений. Оно поможет ответить на вопросы:

  • стоит ли досрочно гасить ипотеку после выплаты половины долга или лучше положить деньги на депозит;
  • окупится ли покупка «марафона желаний» у блогера, рекламу которого вы видите пятый раз за день;
  • нужно ли реагировать на желтые ценники в супермаркете, которые обещают большую скидку.

Критическое мышление поможет максимизировать выгоду в разных ситуациях и избежать импульсивных трат.

В бизнесе. Предприниматели принимают решения на основе информации, и эффективность этих решений будет зависеть не только от деловой хватки, но и от качества источников информации и их валидности — то есть пригодности для применения в конкретной сфере. Критическое мышление поможет проанализировать информацию с разных сторон.

Например, продавец одежды из Саратова узнал, что во Франции в этом сезоне очень популярны гофрированные юбки. Если он не мыслит критически, он может закупиться гофрированными юбками на все деньги и ждать большой прибыли — ведь там это популярно, а значит, завтра будет популярно и здесь!

На деле все устроено сложнее: тренды западной моды опережают российские минимум на три сезона, и покупатели гофрированных юбок массово появятся не раньше, чем через пару лет. А может быть, никогда не появятся — некоторые тенденции не приживаются на других рынках.

Продавец, который умеет критически мыслить, подойдет к информации более рационально: проанализирует динамику продаж гофрированных юбок в России и откажется от идеи либо закупит небольшую партию, запустит тестовое продвижение — и только если продажи себя оправдают, задумается над их масштабированием.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста
Артем Суровцев
Артем Суровцев

На озере растут кувшинки, каждый день их число удваивается. Известно, что озеро полностью покроется кувшинками за 48 дней. За сколько дней кувшинки покроют половину озера?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации