Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Self-service в России сегодня: эволюция и перспективы


Self-service платформы стали важным инструментом для российского бизнеса как средство обеспечения прозрачности и контроля над рекламными кампаниями. Как это работает, какую пользу и кому приносит — в материале управляющего директора Hybrid Россия Дмитрия Федосеева.

Что такое self-service платформа

Начнем с широкого контекста, в котором существует self-service как подход. Программатик-реклама (programmatic advertising) — автоматизированный процесс покупки и продажи цифровой рекламы с использованием технологий и алгоритмов.

Она позволяет рекламодателям и паблишерам проводить торги в реальном времени (Real-Time Bidding, RTB) для размещения рекламы на различных площадках, таких как веб-сайты, мобильные приложения и социальные сети.

Основное преимущество программатик-рекламы заключается в ее эффективности и способности точно нацеливать кампании на конкретные аудитории, что увеличивает вероятность взаимодействия пользователей с рекламными материалами.

Self-service подход в контексте программатик-рекламы указывает, что рекламодатели имеют прямой доступ к платформе и могут самостоятельно создавать, настраивать и оптимизировать свои рекламные кампании без посредников.

Чтобы лучше понять, как работает self-service, рассмотрим пример с продажей кроссовок. Если у бизнеса есть интернет-магазин, он может использовать платформу для продвижения товаров онлайн. Настроив рекламные кампании самостоятельно, бизнес выбирает целевые аудитории и подходящие форматы рекламы, что позволяет эффективно продвигать продукцию.

Если же бизнес присутствует только в офлайне, self-service платформа помогает продвигать бренд и навигацию, используя узкий таргетинг с точностью до нескольких метров. Это привлекает потенциальных покупателей в физические магазины.

Это реализуется через:

  • геотаргетинг: настройка показа рекламы в непосредственной близости от магазина с точностью до нескольких метров;
  • персонализированные объявления: показ специальных предложений и скидок пользователям, находящимся рядом с магазином;
  • push-уведомления и мобильную рекламу: отправка уведомлений о текущих акциях и специальных предложениях через мобильные приложения;
  • цифровые билборды и экраны: покупка рекламы на цифровых экранах и билбордах рядом с магазином.

Например, кафе настраивает рекламу для людей в радиусе 500 метров, предлагая бесплатный напиток при покупке блюда. Когда потенциальные клиенты оказываются рядом с кафе, они видят это предложение на своих мобильных устройствах или на ближайших цифровых билбордах.

Настройка рекламы
Настройка рекламы

Программатик-реклама дает возможность эффективно нацеливать рекламные кампании на разные целевые аудитории

Программатик-реклама дает возможность эффективно нацеливать рекламные кампании на разные целевые аудитории

История и тренды

Тенденция к переходу на self-service началась на глобальном рынке еще в 2001 году. Российские платформы начали свою историю значительно позже — так, у нас в компании первые продажи произошли в 2016 году. Зато, компенсируя поздний старт, российские разработчики в специфических условиях местного рынка быстрее адаптируются к его трендам и запросам, создавая кастомные self-service решения для своих клиентов.

Поэтому российские self-service платформы обладают рядом преимуществ по сравнению с зарубежными аналогами. Они предлагают уникальные возможности таргетинга, а также интуитивно понятный интерфейс, который позволяет легко запускать и оптимизировать рекламные кампании.

Кроме того, российские платформы активно накапливают и анализируют собственные данные, что помогает улучшать алгоритмы и достигать высоких результатов.

Изначально self-service платформы предлагали форматы для медийного охвата и брендинга, затем появились инструменты для brandformance, а недавно — для лидогенерации.

Self-service платформы позволяют решать несколько задач в рамках маркетинговой воронки. С помощью таких инструментов можно одновременно увеличивать осведомленность, вовлеченность и конверсии. Это особенно важно для крупных компаний, которые стремятся эффективно работать по всей воронке brandformance, достигая нескольких целей одновременно.

Это помогает масштабироваться и избегать выгорания аудитории. Найти двух покупателей для кроссовок легко, но для долгосрочного роста нужно привлекать новых клиентов.

Индустрии и сегменты бизнеса

Исследование, проведенное Digital Marketing Club, показало высокий интерес к self-service решениям в России — в 67% опрошенных компаний на данную модель уходит до 50% рекламных бюджетов.

Self-service платформы более востребованы среди компаний, которые уже накопили значительный опыт в маркетинге и имеют сильные внутренние команды. Как правило, это крупные бизнесы и экосистемы, стремящиеся контролировать распределение бюджета и анализировать эффективность.

В отличие от малого бизнеса крупные компании могут позволить себе экспериментировать и адаптировать свои стратегии, чтобы достичь максимальной эффективности. Малый бизнес, наоборот, чаще выбирает социальные сети, где можно оперативно получить результат за небольшой бюджет.

Средний бизнес начинает активно переходить на self-service, стремясь получить высокую отдачу от своих инвестиций в рекламу. Medium и enterprise-клиенты, как правило, готовы инвестировать в медийную рекламу значительные суммы, начиная от 1 миллиона рублей в месяц. Для таких компаний self-service решения предоставляют необходимые контроль и прозрачность.

Одной из первых индустрий, перешедших на self-service, является e-commerce. Эти компании активно используют performance-маркетинг и первыми адаптируют новые инструменты. Финансовый сектор, включая банки, активно тестирует и внедряет такие решения. Ритейл также начинает рассматривать этот формат.

Фармацевтическая индустрия пока менее активно использует self-service, за исключением интернет-аптек, которые уже начинают тестировать такие платформы.

Команда для self-service

Self-service платформа — это система дополняющих друг друга инструментов. Например, в Hybrid она состоит из трех частей:

  1. Console, в которой ведется вся основная работа с рекламными кампаниями.
  2. Insights для их планирования.
  3. Reports для сбора отчетов.

Для эффективного использования платформы компаниям требуется определенный набор специалистов и навыков.

В первую очередь, это отдел маркетинга, в котором маркетолог отвечает за стратегию и планирование. Необходимы также специалисты, занимающиеся размещением рекламы, такие как трейдеры или байеры. Они самостоятельно работают с рекламными кабинетами, управляясь с различными рекламными каналами, включая контекстную рекламу и социальные сети.

Ключевыми являются аналитики, которые оценивают и прогнозируют результаты рекламных кампаний. Важно проводить A/B тесты, чтобы определить наиболее эффективные креативы и строить успешную стратегию продвижения.

Необходимо также иметь отдел дизайна для разработки креативов, поскольку качественные визуальные материалы играют значительную роль в привлечении аудитории.

Минимально необходимый состав команды для запуска self-service платформы включает одного трейдера, одного креативщика и одного аналитика.

Self-service платформа
Self-service платформа

Для эффективной настройки и работы self-service платформы потребуется команда специалистов

Для эффективной настройки и работы self-service платформы потребуется команда специалистов

Плюсы

Self-service платформы могут быть выгодными как для брендов, так и для рекламных агентств. Они помогают развивать собственную экспертизу, окупать вложенные средства и оптимизировать рекламные кампании.

Компании чаще и охотнее переходят на self-service платформу при наличии высокого уровня сервиса, который позволяет им повышать свою экспертизу за счет обучения и поддержки от надежного партнера.

Основные плюсы использования self-service включают в себя:

  • экономическую выгоду — происходит снижение комиссий и затрат на агентства, повышается контроль над бюджетами;
  • гибкость — возможность полностью контролировать кампании, быстрые изменения и адаптация в реальном времени;
  • прозрачность — полный доступ к данным и аналитике, безопасность;
  • инновационность — использование новых технологий и подходов.

Риски

Основной риск для компаний при переходе на self-service платформу — это потеря широкой экспертизы, которую обычно предоставляют рекламные агентства.

Они работают с различными клиентами и обладают богатым опытом в разных направлениях, что помогает им эффективно решать задачи клиентов. Клиенты, напротив, обладают глубокой, но узкой специализацией в своей отрасли.

Однако, если компания нацелена на развитие внутренней экспертизы и работает с надежным партнером, предоставляющим поддержку, она может преодолеть этот риск.

Будущее

В перспективе пяти лет ожидается значительный рост использования self-service платформ. Основной причиной этого будет развитие технологий и повышение удобства использования таких решений.

Эффект будет достигаться через развитие ИИ и машинного обучения для оптимизации кампаний, использование больших данных для точного анализа, интеграцию IoT для точного геотаргетинга, применение облачных технологий для масштабируемости и надежности, совершенствование API для интеграции с другими маркетинговыми инструментами и усиление ИБ для защиты данных пользователей.

Self-service будет также активно развиваться не только для крупных, но и для малых и средних бизнесов, что приведет к увеличению их доли на рынке.

Как и в случае с социальными сетями, начавшими с крупных бюджетов и охватных кампаний, self-service платформы постепенно будут разрабатывать продукты для более мелких бизнесов, привлекая дополнительный поток клиентов и средств.

Реклама для малого и среднего бизнеса
Реклама для малого и среднего бизнеса

Self-service платформы в скором времени станут востребованы у малого и среднего бизнеса за счет развития технологий

Self-service платформы в скором времени станут востребованы у малого и среднего бизнеса за счет развития технологий
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Дмитрий Федосеев
Дмитрий Федосеев

Вы уже знакомы с self-service платформами? Рассматривали их внедрение в ваш бизнес?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации