Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнать сумму
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Зачем брендам стратегия управления репутацией онлайн и что в ней должно быть


Да, еще одна стратегия. Мы знаем, что бизнесу нужны решения здесь и сейчас: новые отзывы, материалы в СМИ, посевы. Но делать это без стратегии — класть рельсы на пути мчащегося поезда. В общем, лучше не надо. Ведь этот поезд — ваша репутация.

Что такое управление репутацией онлайн

Онлайн-репутация — это представление компании в интернете. Управление репутацией может решать разные задачи: формировать положительную репутацию, нивелировать негатив, увеличивать знание бренда и так далее. Стандартно за это отвечают направления ORM — управление репутацией во всем интернете, и SERM — управление репутацией конкретно в поисковой выдаче, но сюда же дополнительно включается PR, работа с блогерами и SMM.

Подход к управлению репутацией зависит от компании и ее масштаба. В крупных брендах команды диверсифицированы: один отдел занимается соцсетями, второй — отзывами, третий — общается с блогерами. Если компания небольшая, 1-2 человека занимаются сразу всем. Оба варианта решают задачи, у каждого свои преимущества и недостатки. Главное, чтобы репутационные работы не были оставлены на самотек и велись системно. Для этого и нужна стратегия.

Управление репутацией онлайн
Управление репутацией онлайн

Из каких направлений работы состоит управление репутацией онлайн

Из каких направлений работы состоит управление репутацией онлайн

Что такое стратегия управления репутацией

Как и любая стратегия, это документ с набором правил и рекомендаций по управлению репутацией в онлайне. Это может быть google-документ, презентация, блок-структура в Miro, база знаний в Notion — любой формат, в котором будет удобно систематизировать, просматривать и использовать информацию.

В документе описываются цели и задачи, подход к управлению репутацией, а также необходимые алгоритмы: как искать упоминания о бренде, как их отрабатывать. Сами инструменты могут меняться, но подход к коммуникациям благодаря стратегии сохраняется и задает вектор развития.

Кроме движения к цели, стратегия помогает в следующих ситуациях:

  • меняются сотрудники, которые занимаются задачами;
  • команда переходит на новый инструментарий;
  • задачи передаются от инхаус-сотрудников подрядчикам;
  • меняются подрядчики.

Со стратегией у компании, сотрудников и подрядчиков всегда есть опора в виде зафиксированных целей, задач и регламентов компании.

Один раз сделать качественную стратегию эффективнее и экономичнее, чем нанимать подрядчика на написание отзывов без обозначения долгосрочной цели — «нужно 10 новых отзывов в месяц». Иначе положительные отзывы могут снова и снова перекрываться негативом — все точечные усилия будут сходить на нет.

Пример стратегии и плана
Пример стратегии и плана

Пример стратегии и плана. Важно разделять стратегию и план действий — тактику. Стратегия задает долгосрочную систему целей, план описывает шаги по ее достижению

Пример стратегии и плана. Важно разделять стратегию и план действий — тактику. Стратегия задает долгосрочную систему целей, план описывает шаги по ее достижению

Аналитика перед стратегией

Делимся алгоритмом стратегического планирования от наших стратегов. По нему наглядно видно: чтобы ответить на вопросы «Где мы должны быть?» и «Как нам туда попасть?» сначала нужно определиться, где мы сейчас и почему именно там.

Невозможно до конца сформировать реальную цель компании и ее задачи, пока мы не поймем текущее положение дел, сильные и слабые стороны. Те цели, которые клиент пишет в брифе, могут быть не совсем корректны: наша задача их проверить и при необходимости скорректировать.

Как это бывает

Собственник бизнеса говорит, что ему нужно расти в продажах. Продажники говорят, что от клиентов сыпется негатив. А маркетологи бодро заявляют: «Нам нужно, чтобы у нас системно появлялись отзывы». В таком случае возникают вопросы: зачем и почему нужны только отзывы? А что с текущими клиентами — почему от них идет негатив, не нужно ли проработать его и увеличить продажи даже на текущем объеме? Получается, задачи из брифа по управлению репутацией и реальные задачи бизнеса не связаны.

Наша задача, показать маркетологу и собственнику, что первичная задача — остановить поток негатива и отработать жалобы, а не привлекать новые продажи.

Как проводим аналитику:

  1. Анализируем цели и задачи компании, ее репутацию и присутствие в интернете: социальные сети, поисковики, отзовики, тематические форумы и чаты, статьи о компании, любые упоминания. Если вы подрядчик, проводите брифинги и как можно больше общайтесь с клиентом, чтобы понять реальные цели и боли.
  2. По таким же параметрам смотрим конкурентов: как у них вообще идет работа, что пишут о себе, что пишут их клиенты, как часто и в какой форме.
  3. Изучаем рынок: стагнирует или развивается, какие инструменты используют, от каких отказываются.

Задачи компании должны быть поставлены последовательно: сначала бизнес-задачи, затем маркетинговые, коммуникационные и медийные задачи. Так мы избежим ситуации, в которой все инструменты работают «в вакууме»: ведутся соцсети, генерируются статьи, но все они не связаны друг с другом и не приводят к продажам.

Алгоритм стратегического планирования
Алгоритм стратегического планирования

Алгоритм стратегического планирования. Если не разобраться с реальным положением дел на старте, сделанная дальше работа может не принести результата: например, стратегия будет приводить заявки, но эффекта не будет из-за постоянного роста негатива

Алгоритм стратегического планирования. Если не разобраться с реальным положением дел на старте, сделанная дальше работа может не принести результата: например, стратегия будет приводить заявки, но эффекта не будет из-за постоянного роста негатива
Иерархия задач
Иерархия задач

Иерархия задач. Так все инструменты не будут работать «в вакууме»

Иерархия задач. Так все инструменты не будут работать «в вакууме»

Из чего состоит стратегия управления репутацией

Разберем разделы стратегии и чем их наполнять. Это общая структура, которую можно адаптировать под свою компанию.

Объект, цели и задачи. Для чего и зачем строим репутацию.

Объект — это то, вокруг чего и будет строиться работа над репутацией. Отдельный товар, направление услуг или весь бренд со своей экосистемой — все это может быть объектом и в каждом случае важно сразу определить его.

Например, застройщики зачастую формируют бренд застройщика, а не отдельных домов. Крупные бренды с разными направлениями бизнеса могут делить свое позиционирование: тогда аудитория, ToV и другие атрибуты могут отличаться. Например, служба поддержки Т-Банка для физлиц может отвечать строчками из песен. Но сложно представить, чтобы они также отвечали бизнес-клиентам.

Цели и задачи. Из целей и задач компании, которые определили на этапе аналитики, выбираем и фиксируем те, что в нашей зоне ответственности.

Поиск информации и формирование отчета

Как отслеживать упоминания и собирать отчеты.

Способы поиска: ручной или автоматизированный. Ручной — если упоминаний мало. Тогда их можно легко найти, если написать «компания отзывы» или просто название компании в поиске. Или отслеживать конкретные площадки, например комментарии в соцсетях бренда. Автоматизированный — если новые упоминания приходят ежедневно и нет времени и возможности проверять все площадки.

Ручной поиск. Даже если мы будем использовать автоматизированные системы, ручной сбор информации может пригодится, когда система дает сбой и не работает или не оплачена.

Что зафиксировать для ручного сбора:

  • пул репутационных запросов, по которым отслеживается поисковая выдача;
  • основные площадки с отзывами и другими упоминаниями.
Ручной мониторинг упоминаний
Ручной мониторинг упоминаний

Пример описания площадок для ручного мониторинга

Пример описания площадок для ручного мониторинга

Автоматизированные системы аналитики. Выбираем систему: чаще всего агентства по управлению репутацией работают с Brand Analytics и YouScan. Они помогают за пару часов настроить аналитику так, чтобы в дальнейшем тратить по 5-10 минут на сбор всех упоминаний за любой период.

Что зафиксировать для настройки систем:

  • ключевые слова;
  • определенные площадки;
  • минус-слова;
  • разбивка на тональности;
  • настройка тегов.

Частота мониторинга. Указываем частоту сбора информации: ежедневно; раз в неделю; раз в месяц; раз в квартал.

Формат отчета. Формат зависит от задач и масштаба компании. Например, можно просто собирать в одну таблицу все полученные упоминания или готовить отчет с разбивкой по тональности, тематике сообщений или другим удобным метрикам.

Анализ тональности сообщений
Анализ тональности сообщений

Пример еженедельного анализа сообщений по тональности

Пример еженедельного анализа сообщений по тональности

Работа с упоминаниями

Какие упоминания необходимо обрабатывать и как именно.

На что отвечаем. Определяем, на каких площадках — отзовики, соцсети, блоги и другие, и на какой контент отвечаем — отзывы, комментарии, мемы и так далее. Какие упоминания стоит растиражировать дальше, например, в соцсети или на сайт.

Как отвечаем. Прорабатываем гибкие скрипты и и алгоритмы для самых распространенных ситуаций:как благодарим; как решаем конфликты; какие упоминания можно удалить и как. Фиксируем время ответа.

Tone of Voice. Описываем ToV, чтобы сохранить единую тональность в общении с аудиторией. С помощью проработанного ToV работать с упоминаниями смогут несколько разных сотрудников или подрядчики.

FAQ — ответы на частые вопросы. Сюда можно добавлять вспомогательные материалы, ответы на частые вопросы, полезные ссылки. У компании может поменяться комьюнити-менеджер, поэтому гораздо проще дать ему прочитать стратегию и отдельную базу знаний по FAQ, чем учить всему с нуля.

ToV компании
ToV компании

Описание ToV компании на примерах

Описание ToV компании на примерах

Посевы упоминаний

Как генерировать новые упоминания.

Накрутка отзывов. Дисклеймер: мы не рекомендуем использовать этот метод как основной. Как правило, он не дает ожидаемого результата и может привести к репутационным рискам.

Если планируем использовать, то фиксируем:

  • как создавать профили пользователей;
  • как обойти блокировку отзовиков;
  • какие формулировки использовать, чтобы отзывы выглядели органическими.

PR-статьи. PR-статьи нужны достаточно часто, если нужно донести эмоцию или экспертизу до вашей аудитории. Описываем:

  • принцип выбора площадок для размещения статей;
  • рекомендуемую периодичность публикации;
  • площадки, на которых можно вести блог компании.

Адвокаты бренда. Адвокаты бренда — это профили-помощники. Их задача — создать заинтересованность на товар или событие, перевести в нейтральный или позитивный формат негатив от пользователей в чате, упомянуть компанию в комментариях под необходимым обсуждением в качестве рекомендации. Такой способ продвижения подходит для узкоспециализированного продукта, который продвигается с помощью сарафанного радио.

В стратегии прописываем:

  • какие вопросы адвокаты бренда могут закрывать;
  • куда стоит подключать и в каком объеме;
  • правила создания, внедрения и поведения адвокатов бренда;
  • TOV адвокатов бренда.
Пример создания адвоката бренда
Пример создания адвоката бренда

Пример создания адвоката бренда. При создании профилей можно использовать нейросети, в таком случае прописываем промты для генерации фотографии и создания истории профиля — история человека, его хобби, привычки, манера письма

Пример создания адвоката бренда. При создании профилей можно использовать нейросети, в таком случае прописываем промты для генерации фотографии и создания истории профиля — история человека, его хобби, привычки, манера письма
Описание адвоката бренда
Описание адвоката бренда

Получившееся описание адвоката бренда

Получившееся описание адвоката бренда

Бонус-уровни

Часто управление репутацией воспринимается только как работа с отзывами или упоминания и на форумах. На деле стратегия может охватывать социальные сети, сайт, рекламу. В общем, все то, с помощью чего бренд «касается» своей аудитории.

Например, туда же можно прописать и формат, как вовлекать клиентов на отзывы. Но обычно это не закладывают в стратегию — уж слишком быстро может поменяться пользовательское поведение, и разработанная раньше механика окажется абсолютно бесполезной.

В стратегии можно минимально отразить, каких каналов касаются рекомендации, чтобы было четкое понимание — говорим мы только про отзовики или включаем сюда соцсети, блоги или даже даем рекомендации по рекламных копирайтам.

Какими ресурсами делать стратегию

Есть два ключевых варианта: в компании инхаус или с помощью подрядчиков — например, агентства.

Инхаус. Преимущества: погружение в продукт. В компании уже знают ситуацию на рынке, сильные и слабые стороны продукта, текущую репутационную ситуацию и потенциальные репутационные риски.

Недостатки: маркетологи могут быть не погружены в специфику управления репутацией, не знать все возможности и инструменты. К тому же, бывает достаточно сложно дистанцироваться от регулярных задач и спроектировать долгосрочную стратегию. Это требует не только стратегического мышления и соответствующих компетенций, но и большого количества времени.

С помощью подрядчиков. Преимущества: работая с агентством, вы сразу работаете с командой:

  • со стратегами, которые отвечают за стратегическое планирование коммуникаций, знают, как привести компанию из точки А в точку Б, и какие работы с брендом для этого нужны;
  • с профильными специалистами по управлению репутацией, которые владеют всем инструментарием, знают тренды и подводные камни.

Агентства делают стратегии регулярно, в то время как маркетологи инхаус — раз в несколько лет.

Недостатки: команда агентства меньше погружена в конкретный бизнес. Однако при этом у них есть насмотренность в разных рынках и компетенции достаточно быстро и глубоко добывать информацию — через брифинги с клиентом, исследования, глубинные интервью.

Мы предлагаем компаниям привлекать внешнюю экспертизу. В этом случае возникает синергия: компания рассказывает про особенности бизнеса, боли и задачи, а агентство помогает сформировать корректную долгосрочную цель и стратегию по ее достижению, показывает опыт лидеров рынка и адаптирует лучшие best cases.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Алина Фахрутдинова
Алина Фахрутдинова

Как вы думаете, стоит ли выстраивать стратегическую работу по управлению репутацией или можно просто писать и размещать отзывы?

Андреа Винер

Управления репутацией можно рассматривать как пассивное продвижение онлайн?

yan

Андреа, это и есть пассивное продвижение, ведь к каким-то конкретным метрикам тут привязаться сложно, но репутация улучшится в любом случае


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации