Пресс-релизы, email-рассылки и экспертные комментарии в СМИ — это все, конечно, хорошо. Но пиар на этом не заканчивается: продвигать свой бизнес, продукт или услугу можно и более интересными способами. Мы с командой «Громче!» — первой в России PR-премии для малого и среднего бизнеса — собрали 8 ярких трендов мирового рынка и придумали, как компаниям адаптировать их под себя.
Тренд № 1: Рассказывать о своих продуктах даже спящим
Реклама во снах перестает быть фантастикой: ученые Массачусетского института на протяжении нескольких лет разрабатывают технологию Target Dream Incubation, которая позволит не только записывать сновидения, но и «редактировать» их, прямо как в программе для монтажа. Информация будет передаваться человеку, когда он проваливается в сон, но все еще способен слышать и обрабатывать звуки из реального мира.
Создатели TDI хотят помочь людям преодолевать фобии и справляться со стрессовыми расстройствами. Но у пиарщиков на эту технологию тоже есть планы. Крупные компании вроде Microsoft заинтересовались «девайсом» из расчета, что туда можно будет подмешивать рекламу. Если речь идет о коротких, на 5-10 секунд, роликах или аудиосообщениях, то рекламировать в царстве Морфея можно будет все — от сумок до киноновинок.
Но исследователи опасаются: как только мы подчиним подсознательное, частная жизнь людей перестанет существовать. Хотя многих специалистов это не останавливает: три четверти маркетологов хотели бы использовать сны как канал для рекламы в ближайшие три года. И такая возможность ближе, чем кажется: у миллионов людей по всему миру в спальнях стоят умные колонки. Если компании-производители начнут продавать рекламные слоты на время, когда их клиенты на грани бодрствования и грез, потребители даже не узнают, что каждую ночь слушают маркетинговые сообщения в исполнении Алисы, Маруси или Алексы.
Чтобы клиенты мечтали о вас в сновидениях, необязательно в них вмешиваться. Достаточно напоминать о себе в течение дня и ближе к вечеру: по статистике, 7 из 10 человек видят сны с товарами определенного бренда после просмотра обычной рекламы или использования продукта в реальности.
Тренд № 2: Привлекать наноинфлюенсеров
Авторы микроблогов вещают на небольшую — от 1000 до 10000 человек, — но очень лояльную аудиторию. Наноинфлюенсеры в 2024 году могут стать золотой жилой для брендов — ведь доверять «девушке по соседству» приятнее, чем тем, кто скрывается за красивой картинкой и многомиллионной армией подписчиков.
Крупные компании не стесняются работать с маленькими каналами: к примеру, «Эльдорадо» за пробный месяц сотрудничества привлекла через микроблогеров в 10 раз больше покупателей, чем планировалось, а 20 постов у них принесли более 1500 заказов.
Изучите, с какими блогерами работают ваши прямые конкуренты, и предложите им посотрудничать. При выборе инфлюенсера обратите внимание — а откликается ли вам его манера подачи? Купили ли бы вы продукт, основываясь на такой рекомендации? Не бойтесь тестировать разные гипотезы, ведь реклама у небольших блогов довольно рентабельна — многие готовы рассказывать о продукте на бартерной основе.
А можно пойти еще дальше — и заменить реальных инфлюенсеров на виртуальных. То есть на персонажей, сгенерированных с помощью CGI-технологии. Создание цифрового амбассадора обойдется бренду в сумму от 300 тысяч до миллиона рублей.
Тренд № 3: Анализировать настроения клиентов с помощью ИИ
По статистике, 95% потребителей перед покупкой читают обзоры в интернете. А 58% готовы платить больше за товары брендов с позитивным имиджем. Чтобы стать таким брендом, не обойтись без sentiment analysis — анализа настроений. Это эффективный инструмент, который помогает оценить общественное мнение о продукте.
На положительные отзывы тоже нужен фидбек — он должен быть индивидуализированным, а не стандартной фразой «Спасибо за ваше мнение».
Способ предполагает изучение отзывов с использованием искусственного интеллекта и специальных сервисов — например, HubSpot, Brand24, Лексалитика, — на предмет того, какие чувства испытывает клиент, приобретая товар.
Анализ настроений помогает понять, что именно люди думают о вашем продукте и какие у него слабые стороны. А еще это дает компаниям более точное представление о потребителях и их потребностях.
Например, телекоммуникационная компания T-Mobile с помощью ИИ изучила большой массив отзывов, чтобы выявить самые распространенные проблемы клиентов и оперативно устранить их. Итог — число жалоб на компанию сократилось на 73%.
А сервис аренды жилья Airbnb использует анализ настроений, чтобы в режиме реального времени следить за взаимодействием между хозяевами и гостями. Когда арендаторы в соцсетях или на других онлайн-площадках пишут гневные сообщения о чистоте апартаментов или сообщают о проблемах безопасности, алгоритмы Airbnb быстро считывают это — и сервис немедленно связывается с владельцем помещения.
Не бойтесь спрашивать клиентов, удовлетворены ли они товаром или услугой, — проводите опросы и предлагайте писать отзывы. Сокращайте время ответа на негатив — чем раньше вы дадите обратную связь недовольному клиенту, тем лучше.
Тренд № 4: Позволить клиентам остаться дома
Бывает настроение, когда не хочется «выходить на улицу, совершать ошибку…». Бренды это тоже понимают — и предлагают нам спектр услуг с доставкой на дом: от готовой еды до массажа.
Тренд «завернуться в кокон» был придуман в 1981 году, когда люди начали постепенно отказываться от привычных походов в ресторан и головокружительных вечеринок, отдавая предпочтение спокойствию и уюту. В 2024 идея остаться дома звучит еще более актуально — и выражает стремление к безопасности в неопределенном мире.
В пандемию коронавируса ИКЕА совместно с креативным агентством Instinct запустила маркетинговую кампанию «Будет лучше дома»: она призывала людей по-новому посмотреть на привычные вещи и посвятить время близким людям, отдыху и обустройству дома. Новый раздел появился и на сайте компании: в нем авторы собрали полезные идеи, как украсить жилище в период самоизоляции. Это позволило бренду удержаться на плаву в эпоху длительного карантина, когда оффлайн-шопинг был недоступен.
Если вы производите продукт, подумайте, как сделать его доставку еще более удобной для потребителя. Важным шагом может стать внедрение технологий машинного обучения. Алгоритмы на базе искусственного интеллекта уже сейчас помогают рассчитывать количество необходимых товаров, прогнозировать время повышенного спроса, обрабатывать заказы и строить кратчайший маршрут до потребителя, чтобы минимизировать время ожидания.
Попробуйте стать мультипространством. Если вы специализируйтесь на услугах, которые все-таки требуют от клиента выйти из дома, подумайте, как закрывать сразу несколько потребностей вашей аудитории. Например, объедините салон красоты с цветочным магазином, как это делает столичный бренд «Why Not», а кофейню с книжной лавкой, например питерские «Подписные издания» и московская «Поляндрия».
Тренд № 5: Говорить о здоровье
Пить теплую воду с лимоном, завтракать авокадо-тостом и заполнять дневник благодарности — тренд на wellness обосновался не только в соцсетях, но и в сознании потребителей. Чем больше в вашем бренде и PR-стратегии отсылок к здоровому образу жизни, тем лучше: сегодня модно быть энергичным, заниматься спортом и правильно питаться. По-другому мы стали относиться и к нашему ментальному состоянию — этим объясняется взрыв популярности йоги, медитаций и ретритов.
Пиарщики и бизнесмены могут выгодно сыграть на популярности ЗОЖ. Например, платформа Skillbox недавно запустила направление wellness-образования совместно с ключевыми медицинскими вузами.
Как использовать тренд, если вы хотите привлечь внимание к теме wellness? Внедряйте в производство и процессы «зеленые» практики; чаще упоминайте о пользе своего продукта для здоровья, приучайте своих клиентов к привычкам, которые помогут им почувствовать себя лучше.
Можно интегрировать в визуал соцсетей, онлайн-площадок и рабочих пространств «успокаивающие ритмы». Отличный пример — инсталляция Heart Space художницы Кристы Ким, которую показали на выставке Art Dubai в марте.
Еще один тип релакс-контента — видео с хештегом #asmr. В TikTok число просмотров таких роликов уже превысило 900 миллиардов. ASMR, или автономная сенсорная меридиональная реакция — это, проще говоря, мурашки, которые мы чувствуем, когда слышим шепот, шуршание, стук по клавиатуре или жевание. Такие звуки помогают расслабиться и ощутить спокойствие. Внедрите ASMR, например, в видео распаковки вашего товара — и ролики будут смотреть и пересматривать.
Кстати, по статистике, предприниматели в секторе МСП в 1,5 раза чаще, чем в прошлом году, предлагают сотрудникам well-being бонусы, а еще организуют корпоративные ретриты, занятия йогой и парусные регаты. Отличная альтернатива застольям в офисе с пиццей и алкоголем.
Тренд № 6: Позиционировать продукт как предмет «маленькой роскоши»
Кто из девушек не мечтал хоть на минуту оказаться в роли Вивиан из фильма «Красотка» и потратить «вопиюще непристойную» сумму денег в дорогом бутике? Или почувствовать себя Slavic Bimbo в роскошной норковой шубе, которая ест икру ложками под песню «Мой мармеладный»?
Бренды нашли способ подарить нам это ощущение и создали тренд на маленькие радости: зачем оттягивать момент удовольствия, если можно поискать «доступную» роскошь и побаловать себя без повода?
Бутылка дорогого вина, вкусное пирожное из известной кондитерской, импульсивная покупка игры для любимой PS5 — с такими действиями заряд дофамина обеспечен. И если раньше люди сами изъявляли желание себя порадовать, то теперь компании должны предугадывать настроение клиентов и «подкидывать» предложения в самый подходящий момент. Таргетированная реклама в помощь.
Позиционируйте свой продукт или услугу как покупку эмоции
Позиционируйте свой продукт или услугу как покупку эмоции, определенного состояния. Клиент не просто приобретает ароматические свечи — он получает возможность устроить уютный вечер наедине с собой. Посетительница салона красоты приходит не только обновить маникюр, но и отключиться от проблем и информационного шума, снизить уровень стресса и тревоги. Адаптируйте месседж под свою нишу и регулярно доносите его до вашей целевой аудитории.
Тренд № 7: Напоминать о вечных ценностях
Сейчас люди активно переосмысливают прошлое и возвращаются к «хорошо забытому старому». Мы все чаще чувствуем потребность закрепиться в меняющемся мире и ответить на вопрос о собственном предназначении.
Бизнес, который помогает клиентам ощутить себя нужными, дает им возможность сделать доброе дело, в глазах потребителей становится привлекательнее.
Один из недавних ярких примеров — акция «Прикоснуться словами» от фонда «Антон тут рядом». Инициативу поддержали многие коммерческие бренды — от кофеен до фитнес-студий. В итоге акция собрала рекордные 5,3 миллиона рублей на работу программ поддержки аутичных детей и взрослых. А компании, которые поучаствовали в благотворительной программе, показали аудитории свою осознанность и заботу.
Брендам не нужно стесняться рассказывать о своих ценностях и идеях. Ведь за бизнесом всегда стоит человек с определенным бэкграундом и мировоззрением. Транслируйте это — и вы обретете собственный голос. К вам будут возвращаться не только за продуктом, но и за уникальным эмоциональным опытом.
Тренд № 8: Активнее внедрять в работу нейросети
Грамотная стратегия для брендов в 2024: less AI fear, more AI work — чем меньше ты боишься ИИ, тем больше он работает на тебя.
Так, китайская компания по производству электротехники TCL внедрила в телевизоры ПО, которое позволяет управлять контентом движениями ладони. Специальный алгоритм по характеру жестов определяет, какие эмоции в моменте испытывает зритель, и с помощью ИИ подбирает подходящие под настроение рекомендации.
Как заставить искусственный интеллект работать на ваш бизнес? Можно подключить чат-боты, которые будут отвечать на рядовые вопросы пользователей, помогать с доставкой или развлекать. Нейросети могут проводить исследования, работать с отзывами и готовить контент для социальных сетей.
Команда премии «Громче!», к примеру, регулярно приглашает на роль дизайнера нейросеть Kandinsky.
Кроме того, ИИ вполне способен составить из набросков контент-план, переписать текст в креативном стиле, настроить таргет, собрать информацию по нужной вам теме.
Настоящий успех ждет команды, которые найдут баланс между классическими способами коммуникации и трендами. Не спешите отказываться от привычных PR-инструментов, но и не пренебрегайте новыми. Главное — помнить, что аудитория приходит не к бренду, а к людям, которые за ним стоят.
У каких пиар-трендов, на ваш взгляд, есть будущее?