Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как безотходное производство помогает развивать бизнес: опыт производителя посуды из стекла

Предприниматели изготавливают посуду из винных бутылок и обрезков стекла, сортируют мусор и используют экоупаковку


Анастасия Михайленко

Анастасия Михайленко

Cооснователь и соруководитель Solid Water

Анастасия Михайленко и Анатолий Николаев стремятся к разумному использованию ресурсов в жизни и в бизнесе. Они производят посуду из винных бутылок и обрезков стекла, ничего не платят за вывоз стеклянного мусора и экономят на электроэнергии.

В статье Анастасия рассказывает, как безотходное и бережливое производство помогают им развивать бизнес не только в России, но и в Казахстане.

Коротко о бизнесе

БрендSolid Water
Сфера бизнесаПроизводство посуды и предметов для интерьера
Старт работы бизнеса2014 год
Оборот Не раскрывают
ГородСанкт-Петербург, Алма-Ата
Как найтиСайт компании
В течение пяти лет я часто ездила в Финляндию и временами там жила, прониклась необходимостью раздельного сбора мусора и заботы об окружающей среде. Теперь я перенесла свои ценности в бизнес. Их полностью разделяет мой партнер Анатолий. Мы вместе организовали безотходное и бережливое производство посуды

Безотходное производство помогает нам делать бизнес

Мы производим посуду и предметы интерьера из стекла, дерева и мрамора. В 2014 году мы с моим партнером Анатолием открыли небольшую мастерскую в Санкт-Петербурге. Начали вдвоем с переработки стекла и создания тарелок и постепенно превратились в цех с полным циклом производства, в котором работают двенадцать человек. В 2023 году мы расширились и открыли еще один цех в Казахстане.

Наши клиенты — это HoReCa: рестораны, бары, кафе и отели. Они делают у нас оптовые заказы, а прибыль с них составляет большую часть оборота. Через сайт мы работаем и с розницей, но упор на это направление мы не делаем.

Почти все наши клиенты приходят к нам не только ради красивой посуды. Еще им откликается наша философия. Мы делаем ставку на экологичность и безотходное производство — стремимся минимизировать отходы и используем их в своем же производстве. Вот что мы делаем:

  • используем винные бутылки в качестве материала;
  • перерабатываем осколки стекла и делаем из них посуду и предметы интерьера;
  • сортируем мусор и отправляем его на переработку;
  • организовываем распродажи неидеальной посуды;
  • используем экологичную упаковку;
  • загружаем печи по полной и экономим на электроэнергии.

Безотходное производство не только отвечает нашим личным ценностям, но и помогает делать бизнес. Как именно, я сейчас и расскажу.

Структура оборота по каналам продаж Solid Water, 2023 год
Канал продажДоля в обороте
HoReCa — оптовое сотрудничество с ресторанами, кафе и отелями90%
Розница: продажи на сайте и офлайн-распродажи10%
Мы вырезаем формы из листового стекла и выкладываем их на другие — из металла и гипса, которые создаем вручную. Это нужно, чтобы при первом обжиге стекло приняло нужную нам форму
На фотографии — результат первого обжига. При температуре примерно 800 градусов заготовка нужной формы из листового стекла превращается в изделие

Забираем винные бутылки из ресторанов и делаем новую посуду

Я шесть лет училась на художника по обработке стекла. На подработке по сбору витражей я познакомилась со своим будущим партнером Анатолием. Вместе мы хотели работать со стеклом, но создавать что-то красивое и современное. Так у нас появилась идея открыть собственную небольшую мастерскую.

У нас почти не было собственных накоплений, и для запуска мы заняли деньги у наших бабушек. Нам были нужны 350 000 ₽ на аренду помещения для мастерской и покупки оборудования. Средства мы вернули через два года.

Мы собрали деньги на открытие цеха, но на покупку материалов и сырья нужной суммы не было. Поэтому мы решили заняться апсайклингом — это вторичное использование материалов. Например, мы брали винные бутылки и делали из них стаканы, сервировочные доски и сеты для специй.

«‎Вы взяли бутылку на помойке и продаете ее за 500 ₽»

На нас косо смотрели и крутили у виска, потому что не понимали ценность таких изделий. Говорили: «‎Вы взяли бутылку на помойке и продаете ее за 500 ₽». Тогда, в 2014 году, апсайклинг еще не был на слуху, но для нас сбор бутылок был единственным способом добыть стекло бесплатно.

Вначале мы сами собирали бутылки, брали их у друзей и знакомых, изготавливали образцы и размещали фотографии в соцсетях. А потом благодаря рекламе на нас вышел питерский бар «Просто вино». Они заказали у нас 100 стаканов на 15 000 ₽ и дали свои же бутылки. Это были небольшие деньги, но в тот момент мы еще прощупывали стоимость наших изделий.

Затраты на запуск мастерской Solid Water, 2014 год
Статья расходовСумма
Покупка оборудования350 000 ₽
Покупка мебели50 000 ₽
Покупка сырья25 000 ₽
Аренда мастерской — 17 м²15 000 ₽
Оплата коммунальных платежей6000 ₽
Итого446 000 ₽
Вот такие графины и стаканы мы делаем из винных бутылок. Мы начинали с них наше производство и до сих пор продаем такие

В 2015 году на нас посыпались заказы, и встал вопрос, где еще брать бутылки. Мы вышли на креативное пространство «Тайга» на Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге. Ребята одни из первых организовали пункт сортировки мусора, куда люди сдавали в том числе и бутылки. Мы к ним приезжали с икеевскими баулами, набивали в них по 40 винных бутылок и ехали в мастерскую.

И все равно нам не хватало бутылок. В среднем нам поступало до 10 заказов в месяц, и на их выполнение нам нужно было по 300 бутылок. Мы же собирали максимум 100.

Мы договаривались с ресторанами и барами, что они будут оставлять для нас пустые бутылки. На деле это оказалось непросто. Допустим, мы находили неравнодушного к экоповестке бармена. И сбор бутылок продолжался ровно до тех пор, пока бармен работал в заведении. Если он увольнялся из бара или ему надоедало, то мы теряли поставщика. По сути, весь сбор бутылок из заведения держался на энтузиазме конкретного сотрудника.

Такое случалось десятки раз, но экоповестка в России потихоньку раскачивалась, и мы стали известны в кругах HoReCa. Так что сейчас экоактивисты из HoReCa уже находят нас сами и просят забрать у них бутылки.

С 2020 года мы выстроили целый логистический процесс по сбору и доставке бутылок. Мы сотрудничаем с компанией, которая раз в неделю отправляет грузовик в несколько питерских баров и ресторанов. Водитель забирает там по 100—200 бутылок и отвозит на наше производство. Такая логистика обходится нам примерно в 12 000 ₽ в месяц.

В 2024 году посуда из винных бутылок по-прежнему пользуется спросом. Доля с продаж изделий апсайклинга в нашем обороте занимает около 20%.

Скрин переписки с винным баром в Санкт-Петербурге. Договариваемся на сбор и вывоз бутылок

Скрыли правду и получили заказ от отеля с мировым именем

Параллельно с апсайклингом мы стали производить тарелки. Мы рекламировались в соцсетях и получали небольшие заказы от баров и ресторанов. В среднем размер заказа варьировался в пределах двадцати единиц. Первого по-настоящему крупного заказчика и вдобавок с мировым именем мы получили совершенно случайно.

Часть нашей посуды из бутылок мы сдавали на реализацию в питерские магазинчики с декором, товарами для дома. Там ее увидел помощник бренд-шефа сети отелей Four Seasons. Они только открылись в Санкт-Петербурге и искали локальных производителей посуды, чтобы не везти ее из-за границы. Менеджер связался с нами и предложил обсудить заказ для нового отеля.

Тогда, в 2014 году, мы работали вдвоем. Максимум, что мы могли сделать за неделю, — это как раз те самые двадцать единиц посуды. Мы понимали, что для отеля заказ будет значительно больше и мы его не потянем, но и отказываться мы не могли. Это же такой крутой клиент для начинающей мастерской!

Получить заказ от крупной сети отелей нам помогла здоровая доля авантюризма. Нас пригласили на встречу с итальянцем Андреа Аккорди, который управлял кухней в отеле Four Seasons. Кратко наш разговор:

— Вы посуду делаете?
— Да.
— Сможете изготовить 300—400 единиц?
— Все сделаем!

Они не спросили, большое ли у нас производство. Так что врать нам не пришлось. Но мы сильно рисковали: у нас была только одна печь, которая в сутки могла испечь всего четыре тарелки. Зато мы им честно сказали, что мы будем делать долго. Их это не смутило, и мы получили заказ на 250—300 единиц, нам моментально заплатили 300 000 ₽. Договорились, что через четыре месяца все будет готово.

Чтобы выполнить заказ, мы все это время не вылезали из мастерской. И даже вложили свои 100 000 ₽, потому что просчитались с ценой на материалы. Для изготовления заказа мы использовали не бутылки, а закупали листовое стекло. Зато мы заполучили сногсшибательных клиентов для кейса в портфолио. На них мы тренировали наше мастерство. Заказчики остались довольны, и до сих пор мы сотрудничаем с этой сетью.

Анатолий раскраивает заготовку из листового стекла. Это полностью ручной процесс
Для раскройки он использует стеклорез. Потом обрабатывает заготовку на шлифовальном станке

Поняли, что теряем деньги, и занялись ресайклингом

Параллельно с изготовлением посуды из винных бутылок мы стали производить посуду из интерьерного листового стекла. Например, тарелки, подносы, салатники. Тогда и сейчас, в 2024 году, работаем в технике моллирования: закупаем большой лист стекла размером 6 м², нам его раскраивают на квадраты, а потом из квадрата мы вырезаем круг или другую нужную форму. После раскройки большого листа остается много мелких осколков.

Вначале мы не придавали значения тому, что часть материала уходит в мусорку, потому что изготавливали всего по десять тарелок. Но когда мы стали делать по сто изделий, то поняли, что покупаем лист стекла за 2000 ₽ и 300 ₽ просто выбрасываем.

Чтобы не терять в деньгах, мы решили заняться ресайклингом — это переработка отходов, старых или выброшенных материалов. Мы перерабатываем осколки и делаем из них посуду. Процесс такой:

  1. Берем обрезки стекла и запекаем их в специальные блоки.
  2. Раскраиваем блоки на детали нужного размера.
  3. Шлифуем поверхность и обрабатываем края.
  4. Матируем изделие.

В итоге из осколков у нас получаются сервировочные доски, мыльницы, подставки под столовые приборы. Ресайклинг занимает 15% в структуре нашего оборота. Посуда из осколков вошла в нашу коллекцию Freeze. Это одна из популярных коллекций у наших оптовых клиентов.

Собираем обрезки в специальный контейнер. Далее измельчаем до нужной фракции. Потом закладываем в формы и отправляем в печь. Мы подобрали нужную температуру и режим и смогли сделать так, чтобы осколки спекались, а на поверхности появлялся красивый паттерн
Благодаря нашей технологии по ресайклингу мы производим вот такие сервировочные доски. В коллекции есть не только белые, но и черные. Доски приобретают рестораны для подачи блюд японской кухни, закусок и блюд из сет-меню

Отправляем отходы на переработку и почти не платим за вывоз мусора

Хотя мы и делаем посуду из остатков стекла, все равно у нас остаются осколки, которые мы не можем использовать даже в переработку. Помимо этого, случается, что бармены иногда собирают для нас не только винные бутылки, но и бутылки из-под другого алкоголя, а мы не используем такие в производстве, и они скапливаются.

Одно время у нас могло скопиться до тонны ненужных осколков и неподходящих бутылок. А раз использовать для производства их нельзя, остается утилизировать, но тогда нужно платить за вывоз мусора. Когда перед нами впервые встала эта проблема, наша философия подсказывала, что наверняка есть классный способ, что делать с такими остатками с пользой для бизнеса. Нужно было только подумать.

Мы вышли на компанию Glassrecycling, которая занимается переработкой стеклобоя. Они собирают осколки стекла и отправляют их на переработку, чтобы потом использовать для дальнейшего производства. Компания выдала нам металлический бак вместимостью полторы тонны. Когда он заполняется, мы им звоним, к нам приезжает грузовик с манипулятором и бесплатно вывозит мусор. Так мы экономим около 10 000 ₽ в месяц на том, что не платим за вывоз стекла и осколков.

К слову, мы почти избавились от полиэтилена на производстве. Вначале мы упаковывали готовые изделия в пупырчатый полиэтилен. Но быстро от него отказались по нескольким причинам:

  • пупырка выглядит плохо и удешевляет товар;
  • такая упаковка, как правило, служит один раз, потом рвется и выбрасывается. Мы же транслировали наши ценности по переработке и снижению отходов.

Мы стали упаковывать 95% товаров в многослойный гофрокартон и в крафтовую бумагу. При желании клиенты могли их повторно использовать, а потом просто сжигать или отдавать на дальнейшую переработку. Крафт-картон и бумагу принимают практически все пункты переработки. Так мы избавились от гор полиэтилена. Но не полностью: часть подрядчиков по-прежнему присылает нам материалы, обмотанные этим материалом. Если бы еще и мы использовали такую упаковку, то за вывоз сортированного мусора в ЭкоТакси мы бы платили в четыре раза больше — 12 000 ₽ в месяц.

Мы используем картон и крафтовую бумагу для упаковки. Если бы мы оборачивали каждую тарелку в целлофан или пупырку, то погрязли бы в целлофане. И сама посуда выглядела бы, как товары из массмаркета

Если с производственным мусором мы быстро разобрались, то с бытовым мусором, который скапливался в цехе, оставались вопросы.

Из-за роста производства у нас стала расти и команда — мы наняли восемь сотрудников. Когда на старте в цехе были только я и мой партнер, у нас почти не было бытового мусора, лишь небольшое количество производственных отходов, а еще пленка и картонная упаковка от приезжающих материалов. Когда наша команда подросла, в цехе стали скапливаться одноразовые упаковки из-под еды, бумага и другой мусор.

Мы не хотели просто выбрасывать пластик в общий контейнер, потому что это не соответствовало нашим личным убеждениям и философии бренда. Ведь мы сами везде рассказывали о том, что стараемся перерабатывать отходы в своем производстве.

Экономии, по сути, нет, но здесь нам важнее идея

Мы решили поставить в цехе еще двенадцать баков для сортировки мусора. Туда мы выбрасываем пластиковые контейнеры и бутылки, крафтовый картон от упаковок, полиэтиленовые пакеты и стретч-пленку. Для вывоза таких отходов договорились с ЭкоТакси — службой, которая раз в месяц забирает сортированные отходы и доставляет их в места переработки вторсырья. За это мы платим 1500 ₽, примерно столько же, сколько мы платили бы за вывоз несортированного мусора на полигон. Экономии, по сути, нет, но здесь нам важнее идея.

Конечно, может встать логичный вопрос: раз в деньгах сортировка мусора не приносит выгоды и вдобавок мы еще вкладываемся нашими силами и временем, тогда зачем это все? Ведь намного проще выбросить мусор в общий контейнер и вообще не париться. Мы как будто сами себе создаем проблемы. Наверное, да, но по-другому мы не можем.

Мы установили двенадцать баков для раздельного сбора мусора. Рядом поставили мойку, чтобы удобно было очищать, например, пластиковый контейнер и сразу же его выбрасывать. Мы поняли: чтобы уменьшить сопротивление у людей, нужно создать удобную инфраструктуру для сбора мусора. Поэтому мы максимально все упростили

Отдельная сложность — приобщить к сортировке бытового мусора персонал. Отчасти нам повезло. К нам в цех изначально приходят люди, которые разделяют наши ценности. Думаю, потому что мы везде транслируем свою философию. Если человек приходит конкретно к нам, а не просто в первый попавшийся подходящий цех, он уже что-то знает про наши взгляды. У нас даже есть регламенты для команды, что и как сортировать. Особого сопротивления мы не видим, наши ребята поддерживают раздельный сбор мусора, но все равно бывает, что кто-то из них выбрасывает отходы не в тот бак.

Чтобы снизить возможность конфликтов в работе, мы рассказываем о внутренних правилах сортировки на этапе трудоустройства, проводим экскурсию по производству. Для мастеров, кто уже с нами, проводим встречи на тему важности сортировки и переработки отходов. Как результат — все наши мастера понимают, для чего они этим занимаются, и сортируют мусор не только ради получения зарплаты, но и ради заботы об окружающей среде. А некоторые даже теперь сортируют мусор дома.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Отбиваем часть затрат на производство посуды с помощью распродаж

После пандемии у нас в два раза выросло производство и, соответственно, увеличилось количество неидеальной посуды. Это полностью функциональные красивые изделия без сколов и трещин, но они не соответствовали нашим стандартам качества. Например, край изделий просел на пять миллиметров или возникло пятнышко там, где его не должно быть. Мы не продавали такие изделия клиентам, но в то же время не хотели терять деньги и захламлять свой склад. Поэтому решили распродавать такую посуду со скидкой.

Мы подсмотрели идею у разных американских и европейских мануфактур. Они организовывают Seconds Sale — это офлайн-распродажи товаров с браком со скидками до 50%, по сути, по себестоимости, а иногда даже ниже. С 2020 года дважды в год мы проводим такие мероприятия.

Для распродаж мы партнеримся с локальными брендами и выставляемся в их шоурумах. Например, в 2022—2023 годах мы проводили распродажи в шоуруме питерского бренда Delo. Важный момент: мы не скрываем от покупателей, что продаем посуду с нюансами. Мы открыто об этом говорим, чтобы люди понимали, почему на посуду такая скидка.

В 2023 году мы подключили еще и онлайн-распродажу на нашем сайте, чтобы посуду могли покупать и клиенты из других регионов страны. Мы переживали, потому что неидеальные изделия лучше видеть самому, чтобы потом не было претензий к производителю. Поэтому для онлайн-клиентов на каждой карточке товара мы подробно расписали возможные дефекты. Возможно, поэтому нам ни разу еще ничего не возвращали.

В общей сложности на офлайновых Seconds Sale в 2023 году мы заработали 600 000 ₽ и отбили траты на материалы. На сайте у нас закупили неидеальную посуду на 250 000 ₽. То есть на 850 000 ₽ мы продали посуду, которую могли бы просто выбросить.

Распродажа посуды с дефектами на нашем сайте. Мы перестраховались и рядом с каждой позицией расписали, что такое неидеальная посуда и почему мы ее распродаем. А еще указали дефекты. Например, у подставок под палочки на этом скриншоте пятна, царапины, пузыри и пережог
Проводим офлайн-распродажи в Санкт-Петербурге два раза в год: летом и в ноябре, когда отмечаем день рождения нашего бренда. Приурочиваем эту распродажу к новогодней. Только на одной Seconds Sale в 2023 году мы продали посуды на 300 000 ₽

Используем японскую 5S-систему, как на заводе Nissan

Основная статья наших расходов на производстве — это оплата электроэнергии. В месяц мы платим за электричество около 50 000 ₽. Такая сумма набегает из-за того, что мы постоянно используем печь для запекания посуды. Чтобы обжечь один заказ, нужно сутки жечь одну печь, а у нас их работает пять. Поэтому мы загружаем их по полной: не пять тарелок, а целую партию в 20—100 единиц.

Мой партнер Анатолий хотел снизить наши расходы на производстве и сократить время на изготовление наших продуктов. Поэтому он прочитал книгу «‎Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира» Джеффри Лайкера и в ней изучил японскую 5S-систему бережливого производства. Она включает:

  1. Сортировку: разделение всех вещей на производстве на нужные и ненужные.
  2. Рациональное расположение: организация хранения инструментов и расположения оборудования на производстве.
  3. Уборку: содержание рабочих мест и оборудования в порядке.
  4. Стандартизацию: разработка стандартов чистоты.
  5. Совершенствование: воспитание у команды привычки соблюдать правила.

Я уже рассказывала про сортировку и совершенствование — воспитание нашей команды. Расскажу про то, как мы применяем рациональное расположение.

Суть в том, что нужно организовывать рабочие места так, чтобы работники не тратили время на лишние действия. Например, не ходили за инструментом из одного угла цеха в другой. Грамотная планировка рабочих мест экономит время работников, они больше успевают и меньше устают. Такую систему используют крупные производства типа Toyota и Nissan. Толя внедрил ее на нашем производстве. Он разграничил места для разных типов работ.

Например, у нас на производстве работает мастер Сергей. Он загружает печь: ставит туда специальную форму и кладет сверху заготовку стекла. Для работы ему нужно всего 9 м2. На этой площади по кругу стоят печки, а в центре стоит стол с заготовками и формами. Над столом расположен стеллаж со всеми необходимыми для его работы инструментами, формами и заготовками. Соответственно, если Сергею нужна линейка, то он берет ее со своего стеллажа, а не идет в другую часть цеха. Он не отвлекается и делает работу на 25% быстрее, чем делал раньше, пока Анатолий не распланировал и не организовал разные зоны для работы. Это мы увидели, когда замерили производительность мастера: сколько времени он тратит на загрузки печей.

На фотографии видно, что все нужные для работы мастера инструменты висят прямо перед ним. Ему не нужно идти за кисточкой в другую часть цеха. Вокруг него расположено все необходимое оборудование. Так у нас организовано пространство для всех этапов производства
Мастер наносит на форму разделитель, чтобы стекло не прилипало к ней во время обжига
Это станок для шлифовки тарелок. Мастер шлифует заготовку

Планируем развивать безотходное производство в Казахстане

В 2024 году хотим и дальше развивать клиентское направление с HoReСa. Все-таки их заказы — основа нашего оборота. Дополнительно планируем запустить проект, который позволит нам реализовать свои творческие идеи. Например, создавать авторскую дизайнерскую мебель или предметы интерьера для шоурумов и галерей.

В 2023 году мы открыли новый цех в Алма-Ате. У нас и раньше были клиенты из Казахстана, поэтому мы видели спрос и решили попробовать развиваться и в этой стране. Все случилось быстро — за месяц мы арендовали помещение, закупили оборудование, собрали команду мастеров. Мы не придумывали ничего с нуля, а просто полностью скопировали наше питерское производство.

Мы словно вернулись в Россию на десять лет назад

Мы продолжили заниматься в Казахстане и ресайклингом — создавать посуду из винных бутылок. Но неожиданно столкнулись с тем, что экоповестка и переработка отходов в этой стране только начинают развиваться. В Алма-Ате есть места, куда можно самостоятельно вывозить сортированный мусор, но пока нет сервисов, как наши ЭкоТакси, которые приезжают и сами все забирают на переработку. Мы словно вернулись в Россию на десять лет назад. Радует, что мы уже прошли путь по налаживанию безотходного и бережливого производства, поэтому я надеюсь, что в Казахстане все будет намного легче.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение Тинькофф

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Инга Писковатская
Инга Писковатская

Стараетесь ли вы минимизировать отходы? Каким способом?


Больше по теме

Новости