В 2020 году Детский мир запустил собственный маркетплейс, где товары может продавать любой предприниматель. В статье расскажем об особенностях площадки и о том, как на нее выйти.
Что такое маркетплейс Детского мира
Детский мир — лидер российского рынка в сегменте детских товаров. В 1957 году открылся первый офлайн-магазин, в 2011 сеть запустила интернет-магазин, с 2020 года Детский мир работает еще и как маркетплейс. Производители могут зарегистрироваться на сайте в качестве партнеров и за комиссию продавать свои товары аудитории сети «Детский мир».
Размер площадки. В месяц приложение и сайт маркетплейса посещают 55 млн пользователей. По итогам 2023 года товарооборот площадки увеличился на 57% по сравнению с 2022 годом, количество продавцов выросло на 58% — до 7 тысяч.
У маркетплейса более 40 000 партнерских пунктов выдачи и 1119 официальных магазинов, откуда покупатель может забрать заказ.
Есть распределительный центр Бекасово-1 в Москве и по одному центру в Ростове-на-Дону и Екатеринбурге.
Что продается. На площадке продают тысячи товаров для детей разного возраста. Помимо этого, на маркетплейсе можно разместить женскую одежду и обувь, бытовую технику, мебель, текстиль для дома и зоотовары.
Кто может стать партнером. Продавать на маркетплейсе могут только предприниматели и компании, с самозанятыми и физлицами без статуса ИП Детский мир не работает.
Размер комиссии. Маркетплейс берет комиссию с продажи — от 16 до 32% в зависимости от категории товара. Например, с продажи техники и электроники продавец должен заплатить 16% комиссии, с продажи игрушек — 26%, с продажи одежды — 31%.
Также придется заплатить за хранение — 2% от залоговой стоимости товара, который прибыл на склад.
Модель сотрудничества. Детский мир работает только со своим фулфилментом. Продавец должен привезти поставку на склад площадки, а все остальное сделает маркетплейс: разместит товар на складе с учетом всех требований к хранению, упакует и доставит его домой покупателю, в офлайн-магазин или в пункт выдачи.
Дальше пошагово разберем, как бизнесу продавать в Детском мире.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Шаг 1. Зарегистрировать бизнес
Чтобы продавать на площадке, нужно быть ИП или открыть ООО. Если у вас еще нет зарегистрированного бизнеса, рекомендуем стать ИП: меньше расходов и проще отчетность. А если открываете бизнес с партнером — подойдет ООО.
Мы уже писали о том, какую форму бизнеса выбрать, поэтому рекомендуем прочитать наши статьи:
Для регистрации бизнеса понадобится:
1. Выбрать код ОКВЭД. Для торговли на маркетплейсах подойдет код 47.91 «Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет».
2. Выбрать налоговый режим. ИП подойдет УСН — упрощенная система налогообложения. На нем предприниматель платит только один налог на доход или прибыль от бизнеса — и по более низкой ставке, чем на общем режиме.
В зависимости от особенностей бизнеса можно выбрать УСН «Доходы» и платить до 6% от всех поступлений или УСН «Доходы минус расходы» — до 15% от положительной разницы между выручкой и затратами бизнеса.
Зарегистрироваться как ИП можно через МФЦ или в налоговой, но удобнее всего сделать это с помощью специальных сервисов. Например, бизнес можно зарегистрировать через Т-Банк без походов в налоговую и уплаты госпошлины. Мы поможем выбрать налоговый режим и коды ОКВЭД, подготовим все документы, сами отправим заявление в налоговую и сразу откроем расчетный счет.
Шаг 2. Подготовить документы для продажи
Предприниматели и компании, которые хотят продавать через Детский мир, должны иметь на руках несколько важных документов: без них карточки товаров не пройдут модерацию. С одной стороны, это лишние хлопоты для продавца, но с другой — так маркетплейс проводит тщательную проверку партнеров, и многие отсеиваются еще на шаге регистрации. В итоге на площадке остаются только те, кто продает качественные и безопасные товары.
Документы на товары. Большинство товаров, которые продают в России, должны соответствовать техническим регламентам ЕАЭС — Евразийского экономического союза. Просто произвести товар и начать его продавать нельзя, нужно проверить товар на безопасность и получить документ, который подтверждает, что все в порядке.
Вид документа зависит от типа товара:
1. Декларация о соответствии. Подойдет для продажи большинства потребительских товаров.
2. Сертификат соответствия. Нужен для продажи товаров с более строгими требованиями к безопасности. Например, для детской одежды.
3. Отказное письмо. Документ, который подтверждает, что товар не подлежит обязательной сертификации или декларированию.
Если занимаетесь перепродажей товара от производителя или поставщика из ЕАЭС, попросите документы на товар у него. Чаще всего они уже оформлены. А если ввозите товары из других стран или производите их самостоятельно, документы нужно будет получить в сертификационном центре.
Штриховой код EAN-13. Это всем знакомый штрихкод, который есть на большинстве товаров. Обычно производители наносят штрихкод на упаковку или сам товар.
Бизнес не обязан наносить на продукцию штрихкод EAN-13, это добровольное решение. Но для сотрудничества с некоторыми партнерами без него не обойтись, в том числе с маркетплейсом «Детский мир». Штрихкод площадке нужен для того, чтобы принимать товар на складе, быстро его идентифицировать и отслеживать перемещение.
Если занимаетесь перепродажей товаров, которые произвели в странах ЕАЭС, скорее всего, на них уже есть штрихкод. В других случаях потребуется получить его самостоятельно.
Чтобы получить штрихкод, нужно вступить в Ассоциацию автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС», или сокращенно — ГС1 РУС. Это российский официальный представитель международной организации GS1, которая занимается вопросами стандартизации учета и штрихового кодирования. Членство в ассоциации платное, первый год участия стоит 25 000 ₽.
«В случае с книгопечатной продукцией штрихкод заменяет ISBN — это международный стандартный книжный номер. Эти номера приобретают у Российской государственной библиотеки.
Для другой продукции мы генерируем штрихкоды сами, используя для этого платные сторонние сервисы, например EANCODE. Сервис позволяет получить штрихкод в принятом в России и во всем мире формате EAN-13, в соответствии с ГОСТ „Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики EAN/UPC“».
Евгения Банщикова
Генеральный директор издательства детских книг и игр «Умница»
Код маркировки «Честный знак». Товары, которые подлежат обязательной маркировке, нужно зарегистрировать в системе «Честный знак» и получить специальный цифровой код Data Matrix. Маркировать нужно несколько видов продуктов, например упакованную воду, одежду, домашний текстиль, обувь. В 2024 году планируют маркировать практически все потребительские товары.
Если продукцию производит российская компания, маркировку на товар наносит производитель. Но случается, что перекупщик приобрел товар, который не подлежал обязательной маркировке, а потом его включили в список. Тогда перекупщику нужно промаркировать товары самостоятельно.
Если товар ввозят из другой страны, маркировкой занимается импортер.
Номер грузовой таможенной декларации для импортных товаров. ГТД — документ, который позволяет легально перевозить товары через границу. В декларации есть информация о грузе, его стоимости, отправителе и получателе. Декларация нужна для товаров из любой страны, кроме Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии.
Найти номер ГТД можно в таможенной декларации, которую продавец получил, когда товары прошли таможню. Если закупали партию у импортера, номер ГТД нужно запросить у него.
Бывает, что товар приобрели у перекупщика и номер ГТД найти не получается. В таком случае продавать этот товар на маркетплейсе Детского мира не выйдет.
Шаг 3. Подключить ЭДО
Чтобы подписать договор с площадкой, ЭДО необязателен. Но электронный документооборот нужно подключить для согласования поставок и дальнейшего обмена документами. Детский мир работает с ЭДО «Диадок».
Если у продавца еще нет ЭДО, проще всего подключить Диадок. Если есть договор с другим оператором, потребуется подключить роуминг. Это не сложно — нужно заполнить небольшую анкету на сайте Диадока.
Подключение ЭДО может потребовать от двух до восьми дней, поэтому рекомендуем заняться этим до регистрации на маркетплейсе.
Шаг 4. Зарегистрировать магазин на площадке и загрузить товары
Чтобы начать торговать на маркетплейсе Детского мира, нужно зарегистрироваться в личном кабинете, составить заявку и создать карточки товаров.
Регистрация в личном кабинете на detmir.ru. Укажите электронную почту и придумайте пароль для входа. На почту придет письмо с подтверждением регистрации.
После регистрации продавец должен изучить договор и заполнить заявку. В заявке необходимо указать все данные о бизнесе: что будете продавать, бренд товаров, данные ИП или юридического лица, оператора ЭДО, юридический и фактический адреса, банковские реквизиты, контакты.
Площадка рассматривает заявку в течение 5 рабочих дней, ответ придет на электронную почту.
«В личном кабинете все достаточно понятно, нет лишнего функционала, который приводит к путанице. А еще несомненный плюс — наличие менеджера, который готов помочь с любыми сложностями».
Евгения Банщикова
Генеральный директор издательства детских книг и игр «Умница»
Фотографии товаров. Пока заявка проходит модерацию, можно заняться фотографиями товаров. Товары должны быть на белом фоне, а фото — весить не больше 1 МБ. На них должен быть сам товар без упаковки либо только упаковка, например коробка конструктора. QR-коды и посторонние логотипы размещать нельзя. Название файла фото оформляйте в формате «штрихкод-товара_номер-фото». Например, 6911400367843_1
Загрузка товаров. После того как продавец подпишет договор с Детским миром, у него появится доступ к личному кабинету. Можно приступать к загрузке товаров. Если их немного, каждый товар можно загрузить вручную. В карточке нужно указать габариты, вес, цвет, размер, материал, страну-производителя.
Если список товаров большой, проще всего загрузить товары через эксель-шаблон. Его нужно скачать в личном кабинете, заполнить и загрузить обратно на той же странице.
Если вы не нашли в шаблоне бренд, который продаете, сохраните товар без бренда и создайте в личном кабинете заявку на добавление бренда.
После того как продавец загрузил список товаров, их фотографии и сертификаты, карточки товаров нужно отправить на модерацию. Модерация частично автоматизирована, поэтому проходит быстро.
Шаг 5. Продавать и получать деньги
Продавец должен упаковать товар, чтобы он не испортился во время всех транспортировок, и отгрузить его на склад. Через несколько дней товары появятся на сайте маркетплейса, после чего можно ждать продажи и выручку.
Упаковать и промаркировать. В требованиях маркетплейса прописано, что на каждой единице товара должна быть этикетка, на которой есть:
- штрихкод;
- артикул производителя. Это SKU — код, состоящий из букв и цифр, его можно сгенерировать в личном кабинете;
- наименование товара, размер, состав, условия хранения, срок изделия и др.;
- код маркировки, если это одежда, обувь, упакованная вода, текстиль или другие товары, которые подлежат обязательной маркировке.
Но может оказаться, что указывать информацию обо всем содержимом коробок не обязательно. Эту информацию продавцы могут уточнить у личного менеджера, как это сделали в магазине «Умница».
«Изначально мы тоже следовали этим требованиям. Прописывали все содержимое коробки и клеили на упаковку. Но потом решили уточнить у нашего менеджера, и она сказала, что прописывать содержимое не обязательно. Поэтому сейчас мы обходимся этикеткой, на которой есть только сгенерированный код и название нашего магазина».
Евгения Банщикова
Генеральный директор издательства детских книг и игр «Умница»
В личном кабинете есть инструкции по упаковке, поэтому с этим сложностей возникнуть не должно.
«Чем лучше и надежнее упакован товар, тем выше шансы получить довольного и лояльного клиента. Товары переезжают со склада в магазин или пункт выдачи, иногда возвращаются обратно, если клиент вернет покупку. Товар может совершить несколько таких путешествий, поэтому упаковка должна надежно защищать его от повреждений.
Если говорить об общей упаковке коробов, это могут быть как микс-, так и монокороба. В монокоробку мы упаковываем товар одного наименования, цвет и размер тоже должен быть один. В микс-коробке могут быть товары разных артикулов, цветов, размеров, моделей, главное, чтобы все они были в отдельных упаковках.
Крупные этикетки мы клеим на угол коробки, чтобы захватить две грани. Для нашего товара нет особых условий хранения, полиграфической продукции просто нужны сухие и проветриваемые помещения».
Евгения Банщикова
Генеральный директор издательства детских книг и игр «Умница»
Отправить товары на склад. Чтобы сделать отгрузку, нужно завести поставку в личном кабинете и добавить в нее карточки тех товаров, которые отправляете на склад. После этого распечатайте этикетки для каждой грузовой единицы.
«Мы печатаем этикетки на клейкой бумаге и передаем вместе с товарами транспортной компании. Транспортная компания палетирует короба, оборачивает пленкой и сама клеит сверху этикетку».
Евгения Банщикова
Генеральный директор издательства детских книг и игр «Умница»
Привозить товар на склад нужно в назначенное время. Товар принимают по транспортной накладной, в которой указана залоговая стоимость.
Ограничений по количеству принимаемого на склад товара нет, главное, чтобы товары по одной заявке были доставлены на одном транспортном средстве. Ограничений по хранению на складе тоже нет, нужно не забывать пополнять поставки, когда товар подходит к концу, иначе он пропадет с сайта маркетплейса.
Но важно, чтобы заявленное количество товаров в поставке совпадало с фактическим. Если во время заведения поставки в личном кабинете указать, что на склад поступит 20 единиц товара, а в реальности продавец привезет 30 коробок, 10 лишних коробок склад не примет — с этим строго.
После приема поставки маркетплейс формирует акт приема-передачи и в течение 1 дня размещает его в личном кабинете в разделе с поставками.
После появления акта необходимо сформировать универсальный передаточный документ и загрузить его через ЭДО. Требования к формированию УПД есть в инструкциях маркетплейса.
«Транспортная компания забирает груз и вместе с документами везет на склад в Московскую область. Фулфилмент маркетплейса — оптимальное решение для „Умницы“. Наш головной склад находится не в Москве, и такая схема работы позволяет оптимизировать штат и издержки и предлагать клиенту лучшие сроки доставки».
Евгения Банщикова
Генеральный директор издательства детских книг и игр «Умница»
Дождаться появления на сайте. После того как площадка прислала акт приема-передачи, товары появятся на сайте. С даты поставки товара на склад Детского мира до появления его на витрине может пройти до 5 дней. Все зависит от сезона и от загруженности склада.
Получать отчеты о продажах. Маркетплейс присылает продавцам несколько отчетов:
- Промежуточный отчет. Приходит каждые 5 дней, содержит информацию о товарах, которые купили и вернули за этот период.
- Сводный ежемесячный отчет. Приходит не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
«Аналитики в отчете мало. Видна сумма товарного остатка, сумма товарного прихода, реализации, возвраты. Но сведений о географии клиента, способах оплаты и прочей информации, которую можно получить на других площадках, — нет. Как и нет отчета по популярным поисковым запросам на маркетплейсе».
Евгения Банщикова
Генеральный директор издательства детских книг и игр «Умница»
Когда приходят деньги. Сейчас Детский мир перечисляет продавцам деньги 3 раза в месяц, около 12-го, 15-го и 22-го чисел месяца. Это временная поддержка продавцов маркетплейсом, обычно переводы приходят 2 раза в месяц.
Комиссия. Маркетплейс берет от 16 до 32% комиссии в зависимости от категории товара. Самая маленькая — на бытовую технику и электронику, самая высокая — на канцелярию. Полный список актуальных комиссий есть в договоре оферты, который можно скачать по ссылке в браузере detmir.market/api/offerContracts/actualOfferPublic.
Площадка удерживает комиссию из тех денег, которые перечисляет продавцу. Кроме комиссии за продажу, раз в месяц маркетплейс удерживает комиссию за размещение товара на складе. Стоимость хранения составляет 2% от залоговой стоимости принятого товара за отчетный месяц. Залоговую стоимость каждого товара определяет сам продавец, чаще всего это рекомендуемая розничная цена. В личном кабинете в разделе «Цены» нужно загрузить документ с товарами и их залоговыми ценами.
Шаг 6. Продвигать товар
Продавцы могут продвигать товары с помощью собственных акций или пользоваться платными услугами маркетплейса. Участвовать в акциях не обязательно, но скидки привлекают внимание покупателей.
Собственные акции. Продавец может сделать скидку на товар за свой счет.
Для роста продаж можно продвигаться в собственных соцсетях — давать ссылку на страницу магазина на маркетплейсе.
Акции маркетплейса. Площадка приглашает продавцов бесплатно участвовать в промоакциях. С их помощью можно продвигать свои товары, так как значительный трафик на площадку идет именно через акции.
Периодически Детский мир проводит платные акции с частичной компенсацией затрат продавца. Например, маркетплейс проводит акцию «Дополнительная скидка 10% на сотни любимых товаров». Тогда 5% идут за счет продавца, а другие 5% — за счет Детского мира.
Информация о предстоящих и прошедших акциях есть в личном кабинете в формате календаря.
Дополнительно можно продвигаться с помощью платных рекламных инструментов, например баннеров, рассылок, пуш-уведомлений, закрепления карточки на первой полке в выбранной категории. Прайс на них можно узнать при запросе услуг на маркетинг или в службе поддержки. Для новых продавцов, которые запускают свою первую рекламу, площадка компенсирует 50% от рекламного бюджета, но не более 50 000 ₽.
Главное
- На маркетплейсе Детского мира можно продавать не только товары для детей, но и женскую одежду, зоотовары, электронику, текстиль для дома.
- Чтобы стать продавцом, надо открыть ИП или ООО, с самозанятыми площадка не работает.
- Для работы на маркетплейсе необходимо подключить ЭДО и собрать пакет документов, в том числе тех, которые не нужны на других маркетплейсах, например штрихкод EAN-13.
- Регистрация в личном кабинете занимает немного времени, главное — загрузить все товары и сделать фото в соответствии с требованиями.
- Продавец должен платить только комиссию с продаж, в которую уже включено хранение на складе. Маркетплейс предоставляет фулфилмент — полностью берет на себя хранение, упаковку и доставку товара до покупателей.
- Участие в акциях маркетплейса в личном кабинете бесплатное. Это хорошая возможность продвигать свои товары за счет трафика на площадку, который идет через акции.
Здравствуйте! Приемка товаров на складе происходит по оригинальной транспортной накладной с синими печатями, что порой делать не удобно и невозможно, т.к. работает в регионах, а не в Москве.