Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как оформить груз на таможне


Чтобы продавать в России зарубежные товары, нужно ввезти их через таможню и правильно оформить. На что обратить внимание при таможенном оформлении, сколько это будет стоить и как избежать частых ошибок — в статье.


Статья участника сообщества и нашей редакции

Жанна Лучко

Жанна Лучко

Генеральный директор таможенного брокера Meridian

Эта статья понравилась редакции Бизнес-секретов, поэтому мы помогли автору сделать ее еще лучше

Написать статью

Чтобы продавать в России зарубежные товары, нужно ввезти их через таможню и правильно оформить. На что обратить внимание при таможенном оформлении, сколько это будет стоить и как избежать частых ошибок — в статье.


Статья участника сообщества и нашей редакции

Жанна Лучко

Жанна Лучко

Генеральный директор таможенного брокера Meridian

Эта статья понравилась редакции Бизнес-секретов, поэтому мы помогли автору сделать ее еще лучше

Написать статью

Перепродажа товара из-за границы — популярный бизнес. Но чтобы торговать без проблем с законом, нужно правильно оформить документы и пройти таможню.

Те, кто только начинает внешнеторговую деятельность, могут допустить ошибки или потратить лишние деньги, потому что в процессе таможенного оформления возникает много нюансов.

Генеральный директор таможенного брокера Meridian Жанна Лучко рассказывает, на что обратить внимание при оформлении поставки на таможне, как снизить риск ошибки и переплат, и делится опытом, как Meridian помог клиенту организовать бесперебойные поставки одежды из Китая.

Что такое таможенное оформление и кто такой таможенный брокер

Таможенное оформление — процедура, которую проходит товар при пересечении границы. Обычно в процессе компания-импортер подает таможенную декларацию с необходимым комплектом документов и уплачивает пошлины и другие таможенные платежи.

Схематично процесс выглядит так.

Таможенное оформление поставки

К нам обратился клиент, который собирался продавать в России одежду китайской фабрики. Официального дистрибьютора у фабрики в России пока нет, поэтому предприниматель планировал самостоятельно наладить импорт. Изначально он планировал все оформлять без посредников и начал изучать, как правильно заполнять декларацию и какие именно документы надо представить таможне.

Такие сложности и нюансы ожидают предпринимателя, если проходить таможенное оформление самостоятельно:

  • в декларации нужно указать код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза — ТН ВЭД товара, который ввозит компания. Подбирать его надо самому из утвержденного перечня. Именно от кода зависит размер пошлины;
  • таможня потребует разрешительные документы на одежду, которые можно получить только после лабораторных испытаний образцов в России или других странах ЕАЭС;
  • нужно собрать огромное количество информации, начиная от состава ткани и заканчивая обхватом груди на каждый из размеров импортируемой одежды;
  • если импортировать не взрослую, а детскую одежду, придется ее сертифицировать по более дорогостоящей схеме, зато можно будет сэкономить на НДС;
  • если ошибиться в декларации или документах, это грозит не только простоем груза на терминале, но и возбуждением дела об административном правонарушении, наложением штрафа, увеличением суммы таможенных платежей и массой трудностей по сбору недостающих бумаг.

Чтобы избежать трудностей и задержек, компания решила первые несколько поставок провести с помощью таможенного представителя и оценить, сможет ли в дальнейшем справляться с таможенным оформлением самостоятельно.

Таможенный представитель, их еще называют тампредами или таможенными брокерами, — это официальный посредник между импортером и таможенными органами. Он помогает подготовить нужные документы, правильно заполнить декларацию, общается с таможней при возникновении любых вопросов и вместе с импортером несет ответственность за то, чтобы все таможенное оформление поставки прошло правильно.

Подобрать код ТН ВЭД

Первой поставкой предпринимателя были женские платья. Чтобы правильно классифицировать такой товар по ТН ВЭД, нужно изучить информацию о грузе и учесть сразу несколько параметров. У компании были сведения о производителе, артикулах и моделях платьев. Остальное мы запросили у поставщика:

  1. Точный состав ткани: хлопок 65%, полиэстер 32% и полиуретан 3%. Платья для женщин и девочек с таким составом ткани можно отнести к коду ТН ВЭД 6204 42 000 0 «Платья женские или для девочек из хлопчатобумажной пряжи, не трикотажного или ручного вязания».
  2. Размерный ряд с точными параметрами: рост 170 см, обхват груди 84—104 см. От размера зависит, какая будет ставка НДС: для женских платьев — 20%, а у платьев для девочек льготный НДС — 10%. Чтобы считаться платьями для девочек, они должны быть рассчитаны на рост до 164 см и объем груди до 88 см.

То есть для этой партии мы подобрали ТН ВЭД 6204 42 000 0 — женские платья с НДС 20%

Код ТН ВЭД один и тот же, а НДС отличается в два раза, поэтому важно представить подробную спецификацию на товар
Ассистент научил работать с валютными платежами

Ассистент научил работать с валютными платежами

Подготовить нужные документы

Мы заранее предупредили клиента, что для женских платьев понадобится ДС — декларация о соответствии техническому регламенту Таможенного союза 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности». Оформление декларации на платья обойдется в среднем в 30 000 ₽.

Если бы платья были детскими, понадобилась другая схема оценки соответствия, по итогам которой выдают сертификат соответствия, а не ДС. На оформление сертификата пришлось бы потратить больше — 80 000 ₽.

Еще один пример, почему важно представить точную спецификацию на товар. Код ТН ВЭД один и тот же, но разница в расходах на оформление сопроводительных документов — 50 000 ₽

Как мы получали декларацию о соответствии. Чтобы получить ДС, нужно провести лабораторные испытания образцов платьев в России или другой стране Таможенного союза. Мы предложили клиенту два варианта, как это можно сделать:

  1. Импортировать образцы заранее. В этом случае придется потратить время и деньги на доставку и таможенное оформление образцов, зато таможенное оформление основной коммерческой партии пройдет быстро.
  2. Взять образцы из основной поставки. В этом варианте клиент сэкономит деньги на отдельной доставке образцов, но потратится на хранение партии и сможет начать продавать платья не сразу, а только после того, как подготовит ДС и предоставит ее в таможню.

Наш клиент планировал регулярно импортировать одежду от одного и того же производителя, поэтому решил заранее ввезти образцы, оформить ДС и предоставлять ее ко всем поставкам от этого производителя.

Мы помогли организовать процесс декларирования соответствия:

  • оформили импорт образцов, обычно требуется 2—5 штук, в нашем случае было достаточно двух платьев;
  • отдали образцы в лабораторию;
  • спустя 15 дней получили протоколы испытаний и помогли клиенту зарегистрировать ДС на сайте Росаккредитации.

В итоге сертификация платьев обошлась предпринимателю в 51 000 ₽.

За что платилиСтоимость
Доставка и растаможка образцов17 000 ₽
Лабораторные исследования30 000 ₽
Стоимость платьев, которые использовали как образцы в лаборатории4000 ₽
Итого за декларирование соответствия платьев51 000 ₽

Как мы решили вопрос с маркировкой. Кроме ДС, по требованиям техрегламента платья нужно еще и промаркировать.

Если бы ДС получали по образцам из основной партии, маркировать товары пришлось бы в России. Для партии в 500 платьев маркировка обошлась бы в 12 000 ₽ только за нанесение наклеек. Дополнительно пришлось бы заплатить за печать наклеек, хранение, сортировку и переупаковку товара.

Мы оформили ДС заранее, поэтому маркировку сделали на производстве: предварительно прислали поставщику правильный макет этикетки. Это помогло избежать дополнительных затрат.

Рассчитать таможенные платежи

Таможенное оформление импорта включает несколько платежей:

  • таможенный сбор — ставки за обработку одной декларации в таможне, они установлены в постановлении Правительства РФ. Сумма зависит от стоимости груза в декларации и по состоянию на декабрь 2021 года варьируется от 775 до 30 000 ₽;
  • НДС — налог на добавленную стоимость — от 0 до 20% в зависимости от категории товара;
  • таможенную пошлину — её ставка зависит от кода ТН ВЭД.

Еще бывают косвенные налоги вроде акцизов или дополнительные заградительные пошлины для определенных видов товаров. Например, на алкогольную продукцию, табак или грузовые шины из Китая.

Все эти платежи считают на основе таможенной стоимости: она складывается из всех затрат, которые были у импортера до момента пересечения товаром границы, включая расходы на приобретение товара, логистику, страхование и другие.

В случае нашего клиента таможенные платежи считали так:

  1. Таможенный сбор — 3100 ₽, потому что таможенная стоимость партии находится в пределах от 450 000 до 1 200 000 ₽.
  2. НДС по ставке 20%. Никаких льгот для женских платьев не предусмотрено.
  3. Таможенная пошлина по подходящему коду ТН ВЭД — 10%, но не менее 1,88 € за килограмм товара. То есть нужно рассчитать пошлину по обеим ставкам и внести в декларацию сумму, которая окажется большей. В нашем случае большим оказался расчет 10% от стоимости.

Еще одна возможная статья расходов, которую нужно учесть, — терминальная обработка и хранение на складе временного хранения — СВХ. Ставки зависят от конкретного склада и опубликованы у него на сайте. Обычно въезд и нахождение на таможенном терминале фуры с грузом в течение суток стоят в среднем 10 000 ₽.

Подать декларацию и выпустить груз

Как проходит процесс оформления. Компании обмениваются документами и сообщениями с таможней в электронном формате, поэтому и декларацию, и другие документы подают в электронном виде.

До подачи декларации нужно перевести на специальный счет всю сумму таможенных платежей, которые планируются к уплате, в рублях. Деньги спишут по курсу на дату регистрации декларации, поэтому лучше иметь некоторый запас на счете на случай курсовых колебаний.

Таможенный представитель заполняет декларацию и отправляет ее на таможню, как только та получит подтверждение о прибытии груза на СВХ. Таможня присваивает декларации номер, по которому можно ее отслеживать.

По законодательству на проверку и выпуск декларации у инспектора есть два рабочих дня. Если возникнут проблемы — например, импортер представил не все документы, — инспектор вправе увеличить этот срок до десяти дней. Когда комплект документов верно подготовлен, все происходит быстрее.

Что может произойти в ходе оформления:

  • назначат досмотр — проверяют груз, наличие и правильность маркировки, достоверность декларирования;
  • запросят дополнительные документы — от технического описания товара до прайс-листов, которые подтверждают заявленную стоимость;
  • запросят дополнительные разъяснения, фотографии, перевод предоставленных документов на русский язык и другое.

Как прошла оформление первая партия платьев нашего клиента. Из Китая идет большой поток контрафактной продукции, поэтому инспектор назначил досмотр: хотел убедиться, что под видом обычных платьев импортер не пытается ввезти подделку известных брендов. Досмотр нередко назначают компаниям, которые впервые импортируют одежду и еще не успели зарекомендовать себя как добросовестного участника ВЭД.

Нашему клиенту не пришлось самому ехать на терминал и общаться с досмотровыми инспекторами, за него это сделали мы.

Никаких нарушений по результатам досмотра инспектор не обнаружил, поэтому поставил на декларацию электронную отметку «Выпуск разрешен». После этого клиент смог забрать груз с СВХ и отвезти на свой склад.

Досмотр задержал выпуск груза на сутки, но на следующие поставки нашего клиента досмотр уже не назначали: инспектор убедился, что импортер все декларирует честно и в полном объеме.

Во сколько обошлась поставка платьев. Мы с клиентом договорились не раскрывать точных цифр, сколько стоил его груз и сколько в нем было платьев. Для расчета приводим примерные цифры.

Количество платье в партии500 шт.
Стоимость одного платья2000 ₽
Стоимость партии платьев500 × 2000 ₽ = 1 000 000 ₽
Декларирование соответствия51 000 ₽
Таможенные платежи350 300 ₽
Доставка из Китая в составе сборного груза85 000 ₽
Услуги таможенного представителя за две декларации: образцы и основную партию40 000 ₽
Хранение на СВХ7000 ₽
Итого за доставку и таможенное оформление533 300 ₽

К стоимости каждого платья добавилось: 533 300 ₽ / 500 = 1067 ₽. То есть закупочная стоимость платья с учетом доставки и таможенного оформления получилась 3067 ₽.

Частые ошибки при таможенном оформлении: как их избежать

Собрали самые частые ошибки, которые совершают импортеры:

  1. Неверно подобрали код ТН ВЭД. Номенклатура запутанна, много смежных категорий — новичку легко ошибиться. Таможня может откорректировать код самостоятельно, при этом таможенные платежи могут как вырасти, так и уменьшиться. Наиболее неблагоприятный исход для импортера при корректировке кода ТН ВЭД таможней — рост платежей, возбуждение дела об административном правонарушении, необходимость предоставить другие документы.
  2. «Непроходная» стоимость товара. У таможни есть понятие «проходной» цены, которая формируется на основе данных о таких же грузах. Если в декларации цена ниже «проходной», инспектор может произвести корректировку таможенной стоимости в большую сторону. А значит, вырастут таможенные платежи. Если же цена будет слишком высокой, у таможни могут возникнуть подозрения, что таким образом бизнес выводит за рубеж валюту.
  3. Собрали не все документы. Некоторые товары требуют сертификации, для других нужно получить разрешение правообладателя товарного знака, для третьих необходима нотификация ФСБ. Если приложить к декларации не все документы, таможня не пропустит груз. Пока импортер будет собирать недостающие документы, товар будет лежать на СВХ за дополнительные деньги.

Чтобы снизить риски:

  1. Заранее проконсультируйтесь с таможенным представителем. Рекомендуем сделать это до закупки. Он поможет рассчитать таможенные платежи и предупредит о дополнительных обязательных расходах, которые могут сделать всю поставку нерентабельной, например о дорогостоящей сертификации.
  2. Понятно и подробно рассказывайте в документах про свой товар. Ваша задача — дать инспектору возможность быстро разобраться в вашей поставке, а не запутать его сложными описаниями.
  3. Подготовьте оригиналы документов. Хотя в таможню все подают в электронном виде, мы рекомендуем иметь оригиналы самых важных бумаг при себе на случай судебных разбирательств. К таким документам относятся договоры с поставщиком, логистической компанией, СВХ и таможенным представителем.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 765 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме

Бренд — это больше чем логотип. Разбираем на примерах, что такое бренд, кому и зачем он нужен

Страх предпринимателя — это понимание, что вложения в бренд и продвижение продукта не приводят к ожидаемому эффекту и не находят отклика у целевой аудитории. Как это победить, рассказывает сооснователь IN-OUT.AGENCY

Новости