Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как купить готовый бизнес


Как выбрать бизнес, чтобы не попасться на уловки мошенников или не купить убыточное дело


Анна Гаршина

Анна Гаршина

Бизнес-консультант

Сергей Скрябин

Сергей Скрябин

Эксперт по праву

Купить готовый бизнес проще, чем открывать с нуля или по франшизе. Не надо искать помещение, поставщиков, работников и первых клиентов — все уже есть.

Но есть и риски: оборудование может оказаться изношенным, репутация бизнеса плохой, а ключевые работники начнут увольняться из-за смены владельца. Еще хуже: у компании останутся долги, которые придется выплачивать новому владельцу.

Узнали у эксперта, как купить готовый бизнес и не пожалеть: какие документы проверить, что спросить у продавца и как понять, что цена адекватная.

Где искать объявления о продаже бизнеса

Есть специальные платформы, на которых люди размещают объявления о продаже бизнеса. Покупатель может отфильтровать объявления по отраслям, цене, локации.

Вот несколько популярных:

  • Авито;
  • Юла;
  • Циан;
  • РБК Бизторг;
  • Альтера Инвест;
  • Оптима Инвест;
  • Бибосс.

Авито. На сайте есть раздел «Готовый бизнес». Там можно настроить фильтр по городу, цене и сфере. Основная часть предложений — малый локальный бизнес. Например, магазины у дома, бары, салоны красоты.

Рядом с некоторыми объявлениями отметка «Реквизиты проверены». Это значит, что площадка посмотрела документы продавца. Такие предложения надежнее, так как исключают часть мошенников

Юла. На площадке есть раздел «Готовый бизнес». По функциям Юла похожа на Авито: можно выбрать категорию бизнеса, цену и отфильтровать по новым объявлениям. Но предложений здесь меньше: если на Авито в сентябре 2023 года было 19 000 предложений в Москве, на Юле — меньше 500. Больше всего объявлений в категориях ретейла, общепита и салонов красоты.

Некоторые объявления выделены фиолетовым цветом — это значит, что продавец запустил платное продвижение

Циан. В основном на площадке продают арендный бизнес. Плюс Циана в сравнении с Авито и Юлой — более точные фильтры: можно указать стоимость за метр или добавить в поиск ключевые слова.

Особенность площадки — можно смотреть предложения не только списком, но и на карте.

Чтобы посмотреть цены на бизнес, нужно открыть карточку объявления

РБК Бизторг. Это специальный сайт, где продают только бизнес. На Бизторге удобно искать объявления в нужной сфере деятельности, например «Торговля» или «Сельское хозяйство». В большинстве объявлений продавцы указывают данные о выручке, прибыли и возрасте бизнеса.

Особенность площадки — есть предложения не только в России, но и в других странах.

Желтым цветом выделены объявления с платным продвижением

Альтера Инвест. В карточках объявлений продавцы указывают прибыль и окупаемость. По этим показателям можно сортировать поиск, например найти бизнес с окупаемостью до двух лет.

Особенность площадки — можно отфильтровать предложения по способу подтверждения выручки бизнеса, например с помощью налоговой отчетности или кассового аппарата.

Визуально площадка не отличается от других популярных платформ. Но Альтера Инвест, в отличие от других сервисов, предлагает дополнительные опции при покупке бизнеса, например сопровождение сделки юристом. Есть платные и бесплатные тарифы

Оптима Инвест. Сайт предлагает выбрать бизнес из 22 категорий и больше 180 подкатегорий — удобно, если ищете дело в узкой сфере. Отфильтровать объявления можно по трем параметрам: цене, прибыли и окупаемости. Минус — у сайта узкая география.

В Оптима Инвест опубликованы объявления по продаже готового бизнеса только из восьми городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Казани, Екатеринбурга, Уфы, Новосибирска и Тюмени

Бибосс. На сайте можно фильтровать объявления по региону, сфере бизнеса и цене. Продавцы в карточках указывают подробную информацию о бизнесе: сколько лет работают, сколько сотрудников, какие есть активы.

Чтобы написать продавцу, посмотреть его номер или перейти на сайт, нужно зарегистрироваться. На бесплатном тарифе можно писать только пять раз в день. Если нужен безлимит, подключите VIP-статус за 800 ₽ на 3 месяца.

Кроме объявлений на Бибосс есть предложения инвестиций, бизнес-планы и советы для старта бизнеса

Чем различается покупка бизнеса у ИП и компании

При выборе готового бизнеса обратите внимание на его форму — ИП это или компания. От формы зависит, по каким параметрам проверять бизнес и как оформлять сделку купли-продажи.

ИП — это человек, который занимается предпринимательской деятельностью. Компания — это специальный субъект для ведения бизнеса. Владелец компании не приравнивается к самой компании — по закону это разные лица. Покажем на примере, как это работает.

Если банкротится предприниматель, суд может взыскать его личные деньги на покрытие долгов.

А вот если банкротится компания, суд может взыскать деньги только из собственности бизнеса. Если вдруг нет денег на счетах и имущества, которое можно продать, кредиторы ничего не получат. Даже если у собственника компании есть деньги на личных счетах, суд не может просто так их взыскать. Исключение — если кредиторы докажут, что владелец преднамеренно довел компанию до банкротства.

Если продавец — компания. Тут все просто: нужно выкупить 100% доли по договору купли-продажи. Открывать новое ООО не надо. Новый владелец компании автоматически получает все активы бизнеса.

Если продавец — ИП. Статус ИП у другого человека купить нельзя — так же, как невозможно купить чьи-то Ф. И. О. и паспорт. Чтобы купить бизнес у предпринимателя, нужно самому стать ИП и выкупить активы продавца: имущество, право на логотип, базу клиентов.

Разный механизм покупки ИП и компании влияет на то, как проверять готовый бизнес. Раз продавец-ИП не может передать статус предпринимателя, то не может передать долги, штрафы, судебные дела. Покупатель в безопасности: по незнанию он не получит бизнес с проблемами.

ИП Ковалев должен сотрудникам 1 000 000 ₽ по зарплатам. Он продал бизнес ИП Пушкиной. Но несмотря на это, Ковалев все еще обязан выплатить деньги бывшим сотрудникам, к ИП Пушкиной этот долг не имеет отношения, даже если она трудоустроила бывших работников Ковалева. Если дойдет до суда с персоналом, участвовать в нем будет предыдущий владелец бизнеса.

С покупкой компании рисков больше: долги, штрафы, судебные дела прошлого владельца переходят на нового. Поэтому проверять бизнес нужно тщательнее.

Отличия ИП и компании
ИПКомпания
Как владелец бизнеса связан с ним юридическиИП — это статус человека
Сам отвечает по долгам бизнеса
Отдельный субъект
Владелец в большинстве случаев не отвечает по ее долгам личными деньгами
Кому принадлежат активыЧеловеку со статусом ИП
При продаже бизнеса можно передать только часть активов
Компании
Владелец может меняться, все активы останутся за компанией
С кем подписывают договоры клиенты и контрагентыС ИП
При покупке бизнеса нужно перезаключать договоры
С компанией
Договоры останутся действующими даже после смены владельца бизнеса
Кто выплачивает долги, штрафыЧеловек со статусом ИП
Продал активы бизнеса — долги остались
Компания
Продал компанию — продал и ее долги
Можно ли передать бизнес кому-то другомуИП нельзя передать, только его активыМожно

Далее посмотрим, как проверить и купить бизнес у ИП и компании.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 765 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Как проверить готовый бизнес — общее для ИП и компаний

Сначала посмотрим общие пункты, которые нужно проверять у ИП и компании. В следующих разделах рассмотрим отдельно нюансы проверки для каждой формы бизнеса.

У всех нужно проверить:

  • материальные активы;
  • нематериальные активы;
  • финансовое состояние;
  • базу клиентов;
  • репутацию;
  • долги.

Материальные активы — это физическое имущество, которое приносит доход. Например, здания, оборудование, мебель, сырье. Чтобы проверить материальные активы, нужно:

  • провести инвентаризацию;
  • проверить состояние имущества;
  • убедиться, что продавец — собственник.

Инвентаризация нужна, чтобы сопоставить рассказы продавца с тем, что у него есть фактически.

Продавец бизнеса по производству бытовой химии уверял, что на складах хватит сырья на три месяца работы, а по факту есть только на месяц. Так как покупатель не поверил на слово, а пересчитал все позиции на складах, он смог снизить цену бизнеса на 1 000 000 ₽ и избежать неприятных сюрпризов.

Состояние имущества показывает, исправно ли оно и насколько изношено. Изношенное оборудование, скорее всего, придется вскоре ремонтировать или менять, — а это дополнительная финансовая нагрузка на покупателя. Проверить состояние можно с помощью независимого оценщика или по документам. Например, договор купли-продажи вещи покажет год покупки.

Аня купила пекарню. Через два месяца конвекционная печь сломалась и пришлось покупать новую за 600 000 ₽. Мастер, когда пытался починить печь, сказал, что ее уже много раз ремонтировали, — было давно понятно, что скоро ее надо менять. Продавец бизнеса же уверял Аню, что все оборудование исправно и прослужит долго.

Собственник актива должен совпадать с продавцом. Даже если фактически имущество находится у бизнеса, юридически оно может принадлежать другой компании или человеку. Скажем, предыдущий владелец бизнеса взял свободную печь из пекарни отца. Не в аренду — просто так, чтоб не тратиться. Тогда у нового владельца не будет прав на такие активы — их могут забрать в любой момент.

Саша купил продуктовый магазин. Через месяц оказалось, что два холодильника принадлежат соседнему кафе и их нужно вернуть. Во время покупки бизнеса Саша не проверил документы на права собственности по каждой вещи. Теперь он вынужден вернуть холодильниках настоящему владельцу и незапланированно потратить 200 000 ₽ на новые.

Нематериальные активы — это имущественные права, которые нельзя потрогать: товарные знаки, лицензии, патенты, программы, сайты. Надо убедиться, что исключительные права на активы принадлежат продавцу бизнеса, а не сотруднику, знакомому или вообще используются незаконно.

Исключительные права на сайт принадлежать бывшему сотруднику, а он не хочет их продавать. Для нового владельца бизнеса есть риск, что человек в любой момент запретит пользоваться сайтом. Тогда компания потеряет трафик потенциальных клиентов и придется вкладывать сотни тысяч в разработку нового сайта.

Проверить владельца исключительных прав можно по документам. Например, у компании есть логотип, который считается интеллектуальной собственностью, на него должно быть свидетельство на товарный знак. А на сайт — договор об отчуждении исключительного права с его разработчиком.

Можно посмотреть владельца исключительных прав на товарный знак и патент на сайте Федерального института промышленной собственности — ФИПС.

В пункте «Правообладатель» можно узнать реквизиты владельца товарного знака

Есть еще одна опасная ситуация — если у бизнеса не зарегистрированы права на нематериальные активы. Например, на товарный знак. Тогда есть риск, что другая компания или ИП зарегистрировали торговый знак на такое же или схожее название.

Лера покупает в Иркутске магазин цветов «Ромашка». Продавец не зарегистрировал права на название. А вот владелец магазина цветов «Ромашка» в Барнауле сделал это еще несколько лет назад — значит, название принадлежит другой компании. Владелец магазина из Барнаула в любой момент может подать иск на магазин из Иркутска.

Если бизнес получит иск от правообладателя такого же названия, будут два последствия:

  1. Придется выплатить компенсацию до 5 млн рублей.
  2. Больше нельзя использовать прежнее название и логотип — придется делать ребрендинг. А значит, терять узнаваемость у клиентов.

Получается, не подумал защитить бизнес основатель, а расплачиваться с правообладателем и менять название придется покупателю бизнеса.

Финансовое состояние — то есть будет ли бизнес приносить прибыль, когда и сколько. Чтобы оценить потенциал бизнеса, нужно изучить его бухгалтерский и управленческий учет.

Бухгалтерский учет показывает финансовую картину бизнеса: сколько зарабатывает, какие есть обязательные траты, какие долги и, наоборот, должники. Бухучет позволяет оценить прибыльность бизнеса сейчас и в будущем.

Бухучет обязаны вести только компании, ИП — по желанию. Если такие документы есть, обязательно их изучите.

Управленческий учет тоже показывает финансовое состояние бизнеса — как развивается дело. Но, в отличие от бухучета, он не обязателен: собственник может его вести по желанию и любым удобным способом. Чаще всего бизнес ведет такие отчеты: о движении денежных средств — ДДС, о прибылях и убытках — ОПиУ и управленческий баланс. Если продавец готов их показать, это хороший знак. Важно не спутать эти отчеты с теми, которые компания составляет по закону о бухучете: там тоже есть отчет о движении денежных средств, а вместо ОПиУ — ОФР, отчет о финансовых результатах. Названия одинаковые, но содержание разное.

Без нужного образования и опыта работы вряд ли получится самим разобраться в финансовых отчетах и документах. Советуем проверять эти данные вместе с бухгалтером — в офисе компании или ИП, а не удаленно.

«Если продавец отказывается предоставлять какие-то бумаги, есть риск, что он скрывает серьезные проблемы бизнеса. Лучше сразу отказаться от такой покупки. Не верьте, если продавец клянется, что потерял важный отчет.

Еще многие небольшие предприниматели практически не ведут учет финансов. Им кажется, что они за всем уследит и так. Покупать такой бизнес рискованно: сложно проверить прибыльность дела. А проводить собственное расследование, собирать каждый отчет вручную и подводить общие итоги — слишком долго».

Анна Гаршина

Анна Гаршина

Бизнес-консультант

Как научиться оценивать финансовое состояние бизнеса

Собрали статьи на Бизнес-секретах, которые помогут разобраться в основных финансовых показателях бизнеса. Если будете проверять бизнес вместе со специалистом, статьи помогут говорить с ним на одном языке. Например, понимать, что такое кэш-флоу.

Как с помощью операционных расходов оценить эффективность бизнеса

Финансовый учет на пальцах: как оценить здоровье бизнеса

Что делать, если продажи есть, а прибыли нет?

Кэш-флоу: как защитить бизнес от кассовых разрывов

О чем говорит бизнесу рентабельность продаж и как ее рассчитать

База клиентов. От клиентов зависит доход бизнеса. Нужно узнать, кто клиенты, их количество, платежеспособность, процент постоянников. Идеально, если продавец покажет данные CRM-системы.

Советуем перепроверить данные продавца о клиентах. Например, если покупаете салон красоты, можно попросить знакомых сходить туда в разные дни и понаблюдать за клиентами — много их или мало. Если покупаете точку кофе с собой, можно посидеть около входа и оценить, сколько людей заходят и что они берут. Наблюдения должны совпадать с тем, что рассказывает продавец.

В B2B-сегменте не стоит покупать дело, у которого лишь один-два основных клиента. Есть риск потерять бизнес, если клиенты внезапно передумают продолжать работать с новым владельцем. На то, чтобы найти новых и перестроить бизнес-процессы, могут уйти месяцы.

Репутация. Если о бизнесе пишут плохо СМИ или люди в соцсетях, это сказывается на количестве клиентов, отношениях с контрагентами. Новому владельцу будет сложно развивать дело при таких вводных.

Репутацию бизнеса можно поправить, напримерпровести ребрендинг. Но это дополнительные траты для покупателя.

У пекарни «Булка» появился конкурент — пекарня «Лепешка». Чтобы переманить к себе клиентов, «Лепешка» запустила слух через социальные сети о том, что в «Булке» завелись крысы. Владелец «Булки» Вася не смог справиться с плохой репутацией и решил продать дело. Вася нашел покупателя Петю, но не рассказал про скандал.

Когда Петя купил пекарню и начал работать, заметил отток покупателей — с каждым днем их было все меньше и меньше. Он провел расследование и узнал про крыс. Теперь ему нужно думать, как вернуть доверие клиентов: это небыстро, непросто и может быть дорого.

Проверить репутацию можно на федеральных и локальных новостных порталах, в социальных сетях, отзывах на Флампе, 2ГИС и Яндекс Картах.

Долги. Если продавец бизнеса не закрыл кредит или должен сотрудникам зарплату, у нового владельца бизнеса могут быть проблемы. Последствия зависят от того, кто продавец — компания или предприниматель.

От бывшего владельца компании долг переходит напрямую новому. Хоть долг возник у прежнего владельца, требовать деньги будут с нового. Для суда нет разницы, что собственник сменился, — компания та же.

С продавцом-ИП другой риск. Может быть так, что кредитор подаст иск на банкротство предпринимателя и оспорит сделку по продаже бизнеса как совершенную ради ухода от взыскания имущества по долгам. Тогда покупатель лишится прав на бизнес — придется отдельно возвращать деньги за покупку.

Какие документы проверить, чтобы узнать о возможных долгах
Что проверятьГде смотреть
Суммы долговБухгалтерская отчетность компании за последние три года

Договоры с банками, поставщиками, подрядчиками

Акты сверки с контрагентами

Зарплатные ведомости
Налоговые задолженностиСервис ФНС «Прозрачный бизнес»
Участвует ли компания или ИП в судебном процессеКартотека арбитражных дел
Банкротится ли компания или ИПЕФРСБ — единый федеральный реестр сведений о банкротстве
Долги, переданные для взыскания приставамБанк данных ФССП

Что еще проверить у владельца компании

Если планируете покупать долю в компании, нужно проверить два момента:

  • информацию о бизнесе;
  • проблемы с законом.

Информация о бизнесе. Основные сведения о компании и ее владельце указаны в едином реестре юридических лиц — ЕГРЮЛ. Из реестра можно узнать, есть ли у компании филиалы, другие владельцы, не находится ли бизнес в стадии ликвидации.

Запросить сведения из ЕГРЮЛ может любой человек бесплатно. Если информация в реестре отличается от того, что говорит продавец, — это повод отказаться от сделки.

Проблемы с законом. Штрафы, нарушения, судебные дела компании переходят покупателю бизнеса. Если компания получила штраф от трудовой инспекции, новый владелец должен его уплатить. Если компания участвует в судебном процессе, новый владелец не сможет выйти из него. Проверить возможные проблемы с законом можно самостоятельно в открытых правовых базах.

Как проверить бизнес на проблемы с законом
Что проверятьГде смотреть
Нарушения и проверки госоргановСайт Генпрокуратуры РФ
Участвует ли компания в судебных процессах с госорганамиГАС РФ «Правосудие»
Картотека арбитражных дел
Собираются ли приставы забрать активы компании из-за штрафаСайт судебных приставов

Что еще проверить у ИП

Если планируете покупать бизнес у предпринимателя, дополнительно нужно проверить:

  • информацию о бизнесе;
  • договоренности с контрагентами;
  • планы сотрудников.

Информация о ИП. Данные о продавце-ИП можно найти в ЕГРИП — едином реестре индивидуальных предпринимателей. Например, в реестре есть коды ОКВЭД, сведения о лицензиях.

Договоренности с контрагентами. С действующим владельцем работают поставщики, арендодатель, партнеры. Автоматически не получится с ними продолжить работу — покупателю нужно перезаключать договоры. Советуем заранее познакомиться с ключевыми партнерами и убедиться, что они согласны работать с вами.

«Сложность в том, что некоторые продавцы не готовы заранее дать контакты своих поставщиков. Тогда нужно рассмотреть вариант, что все контрагенты откажутся работать с вами. Ответьте на вопрос, сможете ли вы сами найти поставщиков. Если да, тогда это не так критично».

Анна Гаршина

Анна Гаршина

Бизнес-консультант

Еще надо учитывать, что поставщики могут поднять цены для нового владельца. Например, они дружили с прежним собственником и давали ему скидку, а новому человеку не готовы снижать цены. Тогда есть риск, что бизнес-модель окажется неэффективной с новыми условиями.

Даша купила кофейню to go. Чашка кофе в ней стоила 200 ₽ — это средняя цена по району. Но внезапно поставщик кофе поднял цену на зерно для новой владелицы. А потом цены подняли поставщики стаканчиков и молока. В итоге Даша не может удерживать старую цену — нужно поднимать до 220 ₽. Скорее всего, часть клиентов уйдет к конкурентам. Прибыль бизнеса упадет, и Даша не сможет оплачивать аренду и выплачивать зарплату сотрудникам. Единственный выход — искать новых поставщиков на замену.

Планы сотрудников. Автоматически работники не перейдут к новому предпринимателю: они заключали трудовые договоры с другим человеком. Покупателю бизнеса нужно подписать новый трудовой договор с каждым работником, чтобы сохранить штат.

Есть риск, что работники могут отказаться перезаключать трудовые договоры. Чтобы подстраховаться от ситуации, когда купили бизнес, а работать некому, лучше заранее познакомиться с ключевыми сотрудниками. Уточните, хотят ли они продолжить работу с вами. Возможно, придется предложить улучшить условия, например увеличить зарплату на 15% или пообещать ДМС.

К тому же, если заранее узнать, что важный работник отказывается перезаключать трудовой договор, будет больше времени на поиски человека на замену.

«После покупки бизнеса поставщики могут поднять цены, сотрудники — запросить зарплату выше, а клиенты — вовсе уйти. Получается, по бизнес-модели прежнего владельца работать не получится.

Нужно заранее просчитать, что будете делать, если все условия работы изменятся. Готовы ли вы искать новых поставщиков, новых людей в штат, заново привлекать клиентов? Некоторым при таком развитии дел проще вовсе открыть бизнес с нуля».

Анна Гаршина

Анна Гаршина

Бизнес-консультант

Кто поможет проверить бизнес

Проверять бизнес самостоятельно сложно, если нет финансового и юридического образования и нужного опыта. Есть риск упустить важные детали: например, не получится отличить настоящие отчеты от поддельных. Эксперт советует заказать комплексную проверку у специалистов. Если бюджет ограничен, можно использовать сервис самостоятельной проверки контрагентов.

Due diligence — это процедура проверки и оценки бизнеса перед покупкой. Такую услугу оказывают аудиторские и юридические компании. Due diligence проводят по пяти направлениями:

  1. Налоговому — какие есть налоговые риски.
  2. Операционному — кто собственники, какими активами они владеют и какие у них обязательства.
  3. Юридическому — правовые проблемы и риски.
  4. Финансовому — перспективы доходов бизнеса в будущем.
  5. Маркетинговому — репутацию и конкурентоспособность.

Комплексная проверка поможет узнать обо всех текущих и возможных в будущем проблемах бизнеса. Минус услуги — высокая цена: due diligence стоит от 200 000 ₽.

Проверку могут проводить от пары недель до года в зависимости от размера бизнеса. Например, небольшую пекарню у дома проверят за три недели, а сеть супермаркетов будут проверять год.

Найти компанию или отдельного специалиста, которые проводят due diligence, можно через поисковик или через социальные сети. Еще можно спросить контакты в телеграм-чатах предпринимателей, например в «Есть дело: старт бизнеса».

Сервисы проверки контрагентов. Такие сервисы комплексно анализируют чужой бизнес и собирают информацию из открытых баз, например:

  • аналитику арбитражных дел с его участием;
  • бухгалтерскую отчетность компании;
  • сведения о задолженностях;
  • лицензии;
  • данные из баз данных налоговой службы;
  • все изменения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Сервис изучит за вас все нужные сайты и государственные базы данных и соберет результаты в один отчет. Однако если продавец бизнеса не передавал какие-то данные в общий доступ, в отчете их не будет.

Минус такого способа проверки — сложно самостоятельно проанализировать результаты. Сервис выдает документ с данными о бизнесе, но без комментариев, что делать этой информацией. Такой вариант скорее подходит для поиска конкретных фактов, — например, чтобы проверить возраст компании.

Пример отчета о компании из сервиса проверки бизнеса Тинькофф

Как убедиться, что цена на бизнес не завышена

При покупке бизнеса есть риск, что продавец поставит цену выше реальной. Или, наоборот, цена окажется подозрительно низкой — такую назначают, чтобы продать бизнес как можно быстрее из-за серьезных проблем. Некоторые могут поставить неадекватную цену по незнанию, а кто-то намеренно. Поэтому, даже если доверяете продавцу, нужно самим посчитать стоимость бизнеса.

Надежнее всего обратиться к оценщику: специалист проверит бизнес и скажет, адекватна ли цена. Например, цену бизнеса обязательно проверяют в ходе due diligence. Если нет возможности обратиться к профессионалу, можно проверить цену самостоятельно. Проще всего использовать затратный или сравнительный метод оценки.

Затратный метод. Цена зависит от того, сколько нужно на создание такого же бизнеса. Например, продается кофейня формата to go. В ней есть:

  • кофемашина — 700 000 ₽;
  • барная стойка — 30 000 ₽;
  • холодильник — 35 000 ₽;
  • кофемолка — 150 000 ₽;
  • кассовое оборудование — 50 000 ₽.

Итого на открытие подобной точки уйдет около миллиона рублей. Значит, стоимость бизнеса должна быть примерно такой.

При расчетах учитывайте состояние вещей. Если холодильник не новый, смотрите цены на Авито, а не в магазине.

Этот подход работает для бизнеса, у которого много материальных активов — станков, недвижимости, мебели, техники. Тогда достаточно узнать рыночную цену каждого актива и сложить. Например, затратный подход подходит для оценки массажного салона, автомастерской, цветочной лавки.

Но есть бизнесы, у которых работа практически не зависит от материальных активов. Например, доход дизайнерской студии или рекламного агентства не связан с ценой ноутбуков. Их главные инструменты — специалисты и налаженные процессы. Сотрудники могут работать в арендованном коворкинге и зарабатывать для компании хорошие деньги. Тогда затратный подход не покажет рыночную цену бизнеса.

Сравнительный метод. Цену определяют относительно других похожих бизнесов. Например, можно сравнить цены конкурентов по городу на Авито. Посмотрим, как использовать подход, на примере покупки ПВЗ маркетплейса.

Чтобы сравнить предложения продавцов, нужно сопоставить основные показатели бизнеса. Для ПВЗ стоит посмотреть: средний доход, расходы на зарплату сотрудникам и арендную плату, рейтинг.

Два ПВЗ Ozon в Новосибирске продаются по примерно одинаковой цене
Первый ПВЗВторой ПВЗ
Цена бизнеса850 000 ₽900 000 ₽
Арендная плата38 500 ₽40 000 ₽
Расходы на зарплату сотрудникам70 000 ₽80 000 ₽
Среднемесячный доход190 000 ₽220 000 ₽
Рейтинг55
Прибыль (доходы − расходы)81 500 ₽100 000 ₽

Из примера получается, что купить второй ПВЗ выгоднее, чем первый. Цена бизнеса на 50 000 ₽ дороже, зато ежемесячная прибыль выше на 18 500 ₽.

Дополнительно стоит проверить расположение точки: есть ли рядом офисы, жилые дома, удобно ли добираться до ПВЗ, сколько рядом конкурентов — других пунктов. Например, если рядом вот-вот откроется такой же ПВЗ, вероятно, прибыль точки снизится.

Когда затратный и сравнительный метод не подходят. Если планируете покупать стартап или бизнес, который недавно сильно вырос в заработках и, скорее всего, продолжит расти, подходит доходный метод. Суть подхода в том, что стоимость бизнеса определяют с учетом ожидаемых поступлений в будущем.

Самим рассчитать цену этим подходом сложно — нужно уметь строить аналитические прогнозы, поэтому советуем обратиться к оценщику.

Подробнее про каждый способ оценки рассказали в отдельной статье.

Как купить бизнес у ИП

Чтобы купить бизнес у индивидуального предпринимателя, нужно:

  • получить статус ИП;
  • получить согласие супруга предпринимателя на продажу бизнеса;
  • купить активы предпринимателя;
  • перезаключить договоры с контрагентами;
  • перезаключить трудовые договоры с работниками.

Рассказываем подробнее по шагам.

Получить статус ИП. Первым делом зарегистрируйте ИП. Только с этим статусом можно переходить к остальным шагам.

Самый простой способ стать ИП — подать заявление в налоговую через онлайн-банк. Например, в Тинькофф можно зарегистрировать бизнес из дома и бесплатно. Сотрудники банка сами приедут за документами и подадут их в налоговую за вас.

Что нужно для регистрации ИП

Собрали необходимую информацию в отдельные инструкции:

  1. Как выбрать систему налогообложения.
  2. Как выбрать коды ОКВЭД.
  3. Как открыть ИП.

В этих статьях подробно рассказываем, как выбрать систему налогообложения, какие документы понадобятся для регистрации и как их заполнять.

Получить согласие супруга продавца на продажу активов. Купленные в браке активы — совместная собственность. Если продавец состоит в официальном браке, получите согласие мужа или жены на продажу активов. А если покупаете у предпринимателя недвижимость, например офис или склад, согласие должен заверить нотариус. Иначе супруг может оспорить сделку.

Заключить договоры купли-продажи активов. Продавец и покупатель оформляют два типа документов:

  • договор купли-продажи материальных активов. Например, для оборудования, мебели, техники. В нем перечисляют списком все объекты, которые получает покупатель;
  • договор о передаче исключительных прав. Он нужен для передачи нематериальных активов — прав на логотип, название, сайт.

В договорах важно прописать ответственность: что будет, если актив окажется не соответствующим оговоренным условиям. Допустим, продавец сказал, что станок новый, а оказалось, он изношен на 90%. Например, можно указать, что продавец обязан вернуть часть денег за имущество и выплатить неустойку.

Перезаключить договор аренды. Если продавец бизнеса арендовал помещение для бизнеса, покупатель может оформить аренду на себя. Есть два способа, как это сделать:

  1. Заключить новый договор аренды с арендатором. Этот вариант подходит, если в прежнем договоре были неподходящие пункты — например, запрет на перепланировку. Все, что хотите поменять, нужно обсудить с арендодателем и по возможности скорректировать в новом договоре. Но и арендатор может захотеть изменить условия в свою пользу — например, поднять ежемесячный платеж.
  2. Оформить переуступку аренды. Если условия аренды прежнего владельца бизнеса устраивают, можно перевести договор на себя. Для этого два предпринимателя и арендодатель подписывают трехсторонний договор — на замену арендатора.

Советуем проконсультироваться с юристом, какой вариант вам подходит.

Перезаключить договоры с клиентами и поставщиками. Здесь такие же два варианта, как и с договором аренды:

  1. Заключить новый договор с поставщиками и клиентами, с которыми хотите продолжить работу. Можно перенести в договор прежние условия работы с предыдущим предпринимателем или согласовать новые условия. Тут как договоритесь.
  2. Оформить замену стороны в договоре. Стороны подписывают трехсторонний договор — между контрагентом, продавцом бизнеса и покупателем. Для нового владельца бизнеса сохраняются прежние условия работы с контрагентами, например цены.

Перезаключить трудовые договоры. С сотрудниками, которые готовы работать с новым владельцем бизнеса, нужно заключить новый трудовой договор. Хоть место работы фактически то же, меняется ИП-работодатель.

Получить лицензии. Если бизнесу для работы нужны лицензии, новому владельцу придется их оформлять заново. Лицензии от бывшего предпринимателя не сохраняются. Допустим, покупаете школу английского для детей — надо получить лицензию на образовательную деятельность до начала работы.

Как купить компанию

Чтобы зарегистрировать ООО на нового владельца, нужно выкупить 100% доли в бизнесе. Как это сделать, зависит от количества владельцев компании.

Если собственник один, покупатель заключает договор купли-продажи только с ним. Сделку стороны оформляют у нотариуса. Нотариус подскажет, какие документы подготовить.

После сделки нотариус сообщит о продаже компании в налоговую, и там поменяют участника компании в ЕГРЮЛ. С этого момента покупатель официально владеет компанией.

Договоры с контрагентами, поставщиками, работниками новому собственнику переоформлять не нужно.

Если собственников два и больше. Тогда с каждым собственником заключают отдельный договор купли-продажи доли.

В учредительном договоре или уставе компании могут быть ограничения по продаже доли одного из участников. Например, что покупателю на каждую долю нужно получать согласие остальных участников. Без такого согласия сделку могут признать недействительной в суде. Поэтому уточните до сделки порядок покупки долей в документах компании.

Может быть так, что один из учредителей компании не хочет продавать долю. Например, три собственника согласны, а четвертый — нет. Тогда не получится выкупить 100% доли. Исключение — если в учредительном договоре есть пункт, что для продажи компании нужно согласия не всех учредителей, а большинства.

Когда покупатель подпишет договоры купли-продажи долей со всеми участниками, смену собственника нужно заверить у нотариуса.

Главное

  1. Найти предложения о продаже бизнеса можно на досках объявлений. Самые популярные — Авито, Юла, Циан, РБК Бизторг, Альтера Инвест, Оптима Инвест и Бибосс.
  2. Что именно проверять и как оформлять сделку купли-продажи, зависит от формы готового бизнеса — ИП это или компания.
  3. У всех бизнесов независимо от формы проверяют финансовое состояние, материальные и нематериальные активы, репутацию и долги.
  4. У компании дополнительно нужно проверить данные из ЕГРЮЛ и узнать, есть ли проблемы с законом.
  5. У ИП дополнительно нужно проверить данные из ЕГРИП. А также познакомиться с ключевыми контрагентами, чтобы убедиться, готовы ли они работать с вами и на каких условиях. У ключевых сотрудников тоже нужно узнать, хотят ли они остаться в команде.
  6. Для оценки готового бизнеса можно использовать доходный, затратный или сравнительный подход.
  7. Чтобы купить бизнес ИП, нужно самому стать ИП и приобрести активы бизнеса.
  8. Чтобы купить ООО, нужно выкупить 100% доли. Сделку заверяют у нотариуса.
Павел Карпов
Павел Карпов

Как считаете, может ли человек без предпринимательского опыта успешно руководить готовым бизнесом?


Больше по теме

Новости