Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнать сумму
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЛайфстайлСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЛайфстайлСправочник

Что такое EBITDA и как рассчитать этот показатель


Для чего используют EBITDA

Показатель EBITDA и коэффициенты на его основе используют банки, инвесторы и предприниматели, чтобы оценить эффективность работы бизнеса.

Банки, чтобы оценить кредитоспособность компании. EBITDA показывает, достаточно ли у компании остается денег в процессе работы, чтобы покрыть проценты по кредитам и займам.

Банки часто «зашивают» в условия кредитных договоров коэффициенты, которые связаны с расчетом показателя EBITDA. Например, коэффициент «Долг/EBITDA». Он показывает, за какой срок компания сможет погасить свои долги, если всю операционную прибыль — EBITDA — тратить на эти цели.

Считается, если у компании этот коэффициент выше 3, долговая нагрузка высокая. Есть риск невозврата кредита.

Пример EBITDA в договоре
Пример EBITDA в договоре

Пример использования показателя EBITDA в кредитном договоре компании с банком

Пример использования показателя EBITDA в кредитном договоре компании с банком

Инвесторы, чтобы оценить инвестиционную привлекательность бизнеса. Если операционная прибыль положительная, бизнес покрывает все свои операционные расходы. Обычно такие компании используют кредиты для развития, например для покупки нового оборудования, при этом у них не возникает проблем с возвратом долга. Если EBITDA отрицательный, компания работает в убыток.

Собственники бизнеса, чтобы сравнить компании при покупке или продаже. Цена, за которую продается компания на рынке, не всегда отражает эффективность ее работы. При выборе из нескольких вариантов, в какой бизнес инвестировать, есть смысл сравнить компании по показателю EBITDA.

Обычно операционную прибыль считают за год, но можно использовать этот показатель ежемесячно. Например, чтобы следить за динамикой показателя.

Как рассчитать EBITDA

Есть два основных метода расчета EBITDA — от выручки и от чистой прибыли.

От выручки. Этот способ чаще всего используется в малом бизнесе — компаниями и ИП, у которых нет сложной структуры затрат.

Показатель EBITDA: формула расчета
Показатель EBITDA: формула расчета

Выручка — это все деньги, которые бизнес получает за продажу товаров, работ или услуг.

Себестоимость — затраты бизнеса на создание и реализацию продукта. Например, сырье, материалы, полуфабрикаты, расходы на электроэнергию и топливо, зарплата.

Операционные расходы — это регулярные расходы по ведению бизнеса: фонд оплаты труда, затраты на логистику, лицензии, связь, аренда, реклама, налоги — кроме налога на прибыль и НДС.

Разберем расчет EBITDA от выручки на примере кофейни.

Годовая выручка кофейни — 5 000 000 ₽.

Себестоимость: стаканчики, молотый кофе, молоко и сахар, а еще вода и электричество — 1 000 000 ₽.

Операционные расходы: аренда точки, зарплата бариста, налоги и эквайринг — 2 000 000 ₽.

EBITDA = 5 000 000 ₽ − 1 000 000 ₽ − 2 000 000 ₽ = 2 000 000 ₽

От чистой прибыли. Этим методом считают реже. Им пользуются средние и крупные компании также и для того, чтобы проверить результат расчета от выручки.

Как рассчитать EBITDA от чистой прибыли
Как рассчитать EBITDA от чистой прибыли

Чистая прибыль — это доход бизнеса после вычета всех расходов, процентов по кредитам, амортизации и налога на прибыль.

Налог на прибыль — налог на прибыль компаний или налог, который использует бизнес на специальном налоговом режиме. Например, налог при УСН.

Проценты по кредитам учитываются за тот период, за который делается расчет EBITDA. Так, если считается показатель за год, то нужно суммировать все проценты, выплаченные в течение года.

Амортизация — это процесс, при котором стоимость дорогостоящих активов постепенно включают в себестоимость товара, работы или услуги. Так, при покупке зданий, транспорта, оборудования их полную цену делят на части и включают небольшие суммы в себестоимость в течение нескольких лет.

Примеры использования коэффициентов на основе EBITDA

Так как EBITDA — это прибыль до выплаты налога на прибыль, амортизации и процентов по кредитам, по ней удобно сравнивать компании с разными системами налогообложения, уровнем капиталовложений, величиной амортизации и условиями кредитования.

Разберем два основных коэффициента, которые чаще всего используют инвесторы и владельцы бизнеса — рентабельность по EBITDA и доходный мультипликатор.

Рентабельность по EBITDA помогает оценить инвестиционную привлекательность компании.

Расчет рентабельности по EBITDA
Расчет рентабельности по EBITDA

Чем выше рентабельность EBITDA, тем эффективнее компания.

Предположим, инвестор выбирает, куда вложить деньги — в кофейню «Аромат» или «Дон Джованни». У них одинаковая выручка — 5 000 000 ₽. Расходы у кофейни «Аромат» — 3 000 000 ₽, а у «Дон Джованни» — 2 800 000 ₽.

Кроме операционных расходов «Аромат» платит только налоги — 300 000 ₽. Кофейня «Дон Джованни» работает в собственном помещении, у нее есть кредит на оборудование, поэтому кроме налогов она платит еще проценты по кредитам и начисляет амортизацию, всего — 800 000 ₽.

Сравним кофейни «Аромат» и «Дон Джованни» по рентабельности EBITDA.

ПоказательКофейня «Аромат»Кофейня «Дон Джованни»
Выручка
5 000 000 ₽
5 000 000 ₽
Себестоимость + операционные расходы
3 000 000 ₽
2 800 000 ₽
Расходы ниже EBITDA: проценты по кредитам, амортизация, налоги
300 000 ₽
800 000 ₽
EBITDA
5 000 000 ₽ − 3 000 000 ₽ =
2 000 000 ₽
5 000 000 ₽ − 2 800 000 ₽ =
2 200 000 ₽
Чистая прибыль
5 000 000 ₽ − 3 000 000 ₽ − 300 000 ₽ = 1 700 000 ₽
5 000 000 ₽ − 2 800 000 ₽ − 800 000 ₽ = 1 400 000 ₽
Рентабельность EBITDA
2 000 000 ₽ / 5 000 000 ₽ = 40%
2 200 000 ₽ / 5 000 000 ₽ = 44%

Чистая прибыль у «Дон Джованни» меньше, чем у «Аромата». К тому же «Дон Джованни» выплачивает долг за покупку оборудования. На первый взгляд может показаться, что кофейня «Аромат» привлекательнее для инвестора.

Но расчет показал, что рентабельность «Дон Джованни» выше — 44%. Это значит, что она эффективнее ведет бизнес. Возможно, собственник заключил выгодные договоры на поставку сырья или экономнее использовал ресурсы. Для инвестора это показатель того, что вкладывать деньги в эту кофейню выгоднее, чем в «Аромат».

Если рентабельность бизнеса по сравнению с прошлыми показателями растет, значит, конкурентные преимущества компании усиливаются, а бизнес развивается.

Доходный мультипликатор помогает оценить примерный срок окупаемости денег, вложенных в компанию.

Как рассчитать доходный мультипликатор
Как рассчитать доходный мультипликатор

Например, предприниматель хочет купить кондитерскую: продаются две — «Миндаль» и «Плюшка». Посмотрим, какая из них быстрее окупит свою стоимость.

ПоказательКондитерская «Миндаль»Кондитерская «Плюшка»
Стоимость компании
5 000 000 ₽
4 500 000 ₽
EBITDA
1 000 000 ₽
500 000 ₽
Доходный мультипликатор
5 000 000 ₽ / 1 000 000 ₽ = 5
4 500 000 ₽ / 500 000 ₽ = 9

Получили, что кондитерская «Миндаль» окупит свою стоимость быстрее. Ей потребуется для этого 5 годовых прибылей, а кондитерской «Плюшка» — 9. Значит, инвестору выгоднее вкладывать деньги в «Миндаль», потому что они вернутся быстрее.

Главное

  1. Операционная прибыль, или EBITDA, — это доход бизнеса до уплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и амортизации.
  2. Банки используют EBITDA, чтобы оценить кредитоспособность компании. Инвесторы — чтобы оценить инвестиционную привлекательность бизнеса. Собственники бизнеса — чтобы сравнить компании при покупке или продаже.
  3. Основные коэффициенты на основе EBITDA, которые используют в финансовом анализе: долг/EBITDA, рентабельность по EBITDA и доходный мультипликатор.
Кредит на открытие и развитие бизнеса

Предложение от Т-Банка

Кредит на открытие и развитие бизнеса

  • Для пополнения оборотных средств или инвестиций
  • Предварительное решение без открытия расчетного счета
  • Все онлайн, не нужно ездить в банк
Узнать сумму

АО «ТБанк», лицензия №2673

Елена Сосновская
Елена Сосновская

А какие методы оценки эффективности работы бизнеса используете вы? Почему выбрали их? Делитесь в комментариях.


Больше по теме

Бизнес в кармане: когда пора делать мобильное приложение

В эпоху цифровизации мы наблюдаем настоящий бум разработки мобильных приложений. Кажется, каждая компания стремится запустить свое приложение, следуя модной тенденции. Но стоит ли поддаваться этому тренду?

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации