Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Бухгалтерский баланс


Баланс обязаны раз в год сдавать в налоговую все компании, малые предприятия могут делать это по упрощенным формам. Сроки сдачи годового баланса за 2023 год — с 1 января по 31 марта 2024 года.

Большинство компаний сдают бухгалтерский баланс в электронном виде только в налоговую по месту своего нахождения. Получив баланс, инспекторы загрузят его в госреестр бухгалтерской отчетности — ГИРБО.

Зачем нужен бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс показывает финансовое положение бизнеса. Участникам общества баланс предоставляют как показатель проделанной работы. С помощью баланса банк может принять решение о платежеспособности компании и выдаче кредита, а контрагенты — о том, стоит ли сотрудничать с компанией.

Виды бухгалтерского баланса

В теории бухгалтерский баланс можно разделить на несколько видов.

По времени составления:

  • вступительный, составляется после регистрации предприятия;
  • текущий — за определенный период, например квартал или год, а в некоторых компаниях — каждый месяц;
  • санируемый — в преддверии банкротства;
  • ликвидационный — описывает имущественное состояние компании накануне ликвидации.

По форме предоставления информации:

  • статический, в котором отражены показатели, действительные на одну отчетную дату;
  • динамический, в котором отражены показатели на разные отчетные даты: обычно за текущий год и два предыдущих.

По объему информации:

  • единичный — в нем отражены показатели одной компании;
  • консолидированный — в нем отражены показатели группы компаний.

Для внутренних целей организация и ее участники вправе сами выбирать периодичность, способ и вид составления баланса.

Из чего состоит бухгалтерский баланс организации

Бухгалтерский баланс предприятия состоит из двух частей: активов и пассивов. Активы — имущество и имущественные права организации в денежном выражении: машины, оборудование, основные средства; пассивы — объяснение, из каких источников получены активы: уставный капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет, кредиты и займы, задолженность перед контрагентами.

Внутри актива — два раздела, внутри пассива — три. Разделы бухгалтерского баланса делятся на статьи. Напротив каждой статьи должна стоять сумма. Если суммировать статьи, получим итог по разделу. Эти итоги называют «валюта баланса».

Главное в бухгалтерском балансе — валюта баланса должна сойтись, то есть сумма активов должна быть равна сумме пассивов. Если актив не равен пассиву, это означает, что в бухгалтерском учете допущены ошибки: одна операция или несколько отражены неверно.

Составлением бухгалтерского баланса обычно занимается бухгалтер.

Структура бухгалтерского баланса
РазделыСтатьи и расшифровка
Актив
I. Внеоборотные активы
Нематериальные активы — базы данных, товарные знаки и патенты на изобретения.

Основные средства — здания, машины и оборудование, которые используются в компании.

Вложения во внеоборотные активы — будущие основные средства и нематериальные активы, по которым уже понесены какие-то затраты.

Доходные вложения в материальные ценности — основные средства, которые купили или произвели для сдачи в аренду.

Долгосрочные финансовые вложения — инвестиции в другие компании
II. Оборотные активы
Запасы — материалы, из которых изготавливается продукция, сама продукция и товары — актив, который куплен для перепродажи.

НДС по приобретенным ценностям — уплаченные или причитающиеся к уплате суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, работам, услугам.

Дебиторская задолженность — долги контрагентов компании перед ней.

Краткосрочные финансовые вложения — инвестиции на срок не более года.

Денежные средства и денежные эквиваленты — денежные средства и высоколиквидные активы с коротким сроком погашения
Пассив
III. Капитал и резервы
Уставный капитал — стоимость активов компании, которые внесли учредители при открытии.

Добавочный капитал — возникает, если активы дорожают независимо от действий компании.

Резервный капитал — часть прибыли, которая зарезервирована, чтобы покрыть возможные убытки.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) — накопленная чистая прибыль, которую участники пока не потратили на дивиденды
IV. Долгосрочные обязательства
Заемные средства — обязательства со сроком выполнения от года.

Оценочные обязательства — обязательства с неопределенным сроком выполнения
V. Краткосрочные обязательства
Заемные средства — заемные деньги, которые нужно вернуть в течение года.

Кредиторская задолженность — долги компании перед контрагентами.

Доходы будущих периодов — доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам.

Оценочные обязательства — обязательства со сроком исполнения от года

Что нужно запомнить

  1. Бухгалтерский баланс — это таблица, в которую вносят информацию о компании: о стоимости ее активов и обязательствах.
  2. Бухгалтерский баланс показывает финансовое положение бизнеса: с его помощью владельцы компании, банк или будущие партнеры могут оценить компанию.
  3. Структура бухгалтерского баланса состоит из активов — имущества и имущественных прав организации в денежном выражении и пассивов — объяснения, за счет каких источников оно получено.
  4. Сумма активов должна быть равна сумме пассивов.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 838 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации