Если коротко, амбиверты — это люди, которые сочетают в себе черты интровертов и экстравертов. Сама часть слова — «амби-» — означает «оба».
Классификацию личности придумал Карл Густав Юнг в 1920 году. По сути, это разделение типов личностей по тому, куда направлена энергия человека. Если во внешний мир — это экстраверт, если во внутренний — то перед нами интроверт.
Позже психолог Эдмунд Конклин ввел понятие амбивертов — для третьего типа личности, который сочетает в себе черты первых двух.
Есть небанальный совет: при подборе команды обратите внимание на тип личности соискателя. Это поможет грамотно выстроить условия труда, чтобы человек раскрывал свой потенциал, не выгорел и не уволился.
Разобрались при участии эксперта Эйч, карьерного консультанта и коуча ACSTH (ICF) Александры Кострубиной, как опознать амбиверта, на каких позициях и в каких командах такие сотрудники проявляют себя лучше всего, а еще — как сделать работу для них комфортной.
Характеристики амбивертов
Амбиверты гибки к изменениям. Они умеют отстаивать собственные границы, быть как командными игроками, так и самостоятельными единицами. Вот шесть отличительных черт:
- важен баланс между общением и возможностью побыть в одиночестве, так как долго находиться в окружении или одному становится некомфортно;
- могут быть одновременно хороши и в командной, и в самостоятельной работе;
- как правило, они неплохие спикеры, умеют держаться на публике, любят находиться в центре внимания, но не постоянно;
- гибкие к изменениям;
- хорошо развита эмпатия — умеют сопереживать, чувствовать других людей, а также понимать свои и чужие эмоции;
- чаще всего имеют широкий круг общения, но узкий круг близких друзей.
Амбиверты могут сочетать в себе черты других типов личности в зависимости от ситуации. Расписали отличительные признаки амбиверта в таблице.
Преимущества и недостатки амбивертов на работе
Любое перечисление преимуществ и недостатков типов личности будет общим, к каждому сотруднику важен индивидуальный подход. Но можем предложить несколько характеристик, на которые стоит обратить внимание, например, при найме.
😊 Преимущества. Умеют найти подход к разным людям, располагать к себе, быстро распознавать манипуляции. Хорошо адаптируются к изменениям, умеют найти выход из трудной ситуации, отличаются креативным мышлением. Могут заниматься как монотонной работой, так и проводить переговоры, выступать. Зачастую амбиверты — хорошие руководители.
☹️ Недостатки. Амбивертам бывает нелегко распознать свои потребности, и в попытке найти этот баланс они могут тратить много энергии, испытывать напряжение, что может сказываться на рабочих задачах.
Что спросить на собеседовании, чтобы узнать тип личности
Чтобы понять, какой тип личности у соискателя, на собеседовании можно задать несколько вопросов. Ответы не обязательно будут однозначными, но обратите внимание, каких черт в человеке больше.
По сути, если вам трудно отнести соискателя к определенному типу — это один из самых заметных признаков, что перед вами амбиверт.
Какой тип работы подходит для амбиверта
Для амбивертов подходит работа, где есть возможность соблюдать баланс между общением, взаимодействием с людьми и возможностью поработать самостоятельно, погрузившись в свои задачи. Вот примеры профессий, где они хорошо себя проявляют:
- HR. С одной стороны, приходится много общаться с заказчиками, руководителями и соискателями, с другой — есть большой блок аналитической работы. Здесь пригодится эмпатия амбивертов, их способность чувствовать людей.
- Психолог. Работает с клиентами, консультирует, много слушает других и анализирует. В то же время в этой профессии есть довольно большой блок за рамками консультаций: обучение, супервизии.
- Аналитик данных. Сюда относится как системный, так и бизнес-анализ. Нужно обрабатывать большой массив данных, при этом участвовать во многих встречах и созвонах.
- Продажи. Здесь пригодится способность амбивертов слушать людей, находить нужное решение. При этом они не будут столь напористы и назойливы.
- Врачи, журналисты и другие социальные профессии.
Со временем может оказаться и так, что сотрудник находится не на своем месте. Например, перерос свою должность или его сильные стороны находятся в другой предметной области. В этом случае стоит обсудить возможности и условия его перехода на другую должность внутри компании, где он будет более эффективен.
Как выстроить работу с амбивертом
Чтобы выстроить работу с амбивертом, важно на регулярной основе — раз в 3—6 месяцев — проводить с ним личные встречи.
«Спрашивайте у сотрудника, что ему нравится, чего не хватает, как он видит свое развитие в компании дальше.
Возможно, стало слишком много рутины, мало творческих задач, и амбиверт просто заскучал. Или наоборот, темп работы и объем общения выросли настолько, что сотрудник начал выгорать. Тогда можно поискать новые возможности на текущей позиции: расширить или перераспределить часть задач, скорректировать график, поручить новый проект».
Александра Кострубина
Эксперт Эйч, карьерный консультант, коуч ACSTH (ICF)
Еще один нюанс — не стоит перегружать амбивертов большим количеством монотонных или, наоборот, энергозатратных задач. В таких условиях они смогут продуктивно работать и проявлять себя на максимум.
Что делать, если вы амбиверт
Амбиверту важно чередовать противоположные задачи. Соблюдайте баланс общения и одиночества, проявления эмпатии и восстановления внутреннего ресурса, переключайтесь между монотонными и активными задачами.
Когда определите свой тип личности, постарайтесь выстроить комфортный формат работы, наблюдайте, в каком графике работа идет продуктивнее. Поймите свои сильные стороны: что получается у вас лучше, легче, быстрее, чем у других?
Кроме того, определите задачи, которые вам реально нравятся. Там, где есть интерес, будет мотивация и энергия развиваться. Задачи, которые у вас вызывают скуку, слив энергии или просто даются сложнее, можно делегировать.
Если скучных или сложных задач не много в общем пуле, 5—15%, постарайтесь сместить фокус с установки «я должен это делать» на «я выбираю это делать для своей цели». Можно задать себе вспомогательные вопросы: «Для чего я это делаю? Что это даст в перспективе? К какому результату мне важно прийти?»
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
К какому типу личности вы себя относите и почему? Напишите свой ответ в комментариях