Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Разработка продукта


Когда бизнес выпускает новый товар или услугу, выходит на новый рынок или сильно меняет существующий продукт, нужен процесс разработки.

В статье расскажем, что такое разработка продукта и как ее организуют.

Что такое разработка продукта

Разработка продукта, или NPD, New Product Development, — действия, которые бизнес предпринимает для создания или обновления товара либо услуги. Обычно разработкой продукта руководит продакт-менеджер.

В ИТ-бизнесе готовым продуктом может быть фреймворк. Это шаблон, который в будущем помогает создавать однотипные решения быстрее и с меньшими затратами.

Разрабатывать продукт может один сотрудник, отдел, команда или весь бизнес целиком.

Когда применяют NPD

Обычно к разработке продукта прибегают в одном из трех случаев:

  • когда создают новый товар или услугу;
  • когда меняют существующий продукт;
  • когда готовят выход продукта на новый рынок.

Создание нового продукта — действия, которые направлены на разработку и вывод на рынок чего-то нового. Это может быть новое приложение, одежда, напиток, услуга или франшиза.

Важное место в этом процессе занимает разработка идеи, концепта, прототипа. Только после этого начинают создавать сам продукт.

Изменение продукта — процесс, когда бизнес развивается и меняет свой товар или услугу. Например, раньше предлагал повышение квалификации офлайн, а потом начал оказывать услуги онлайн.

Не стоит путать изменение продукта с его естественным развитием. Например, бизнес продавал через приложение самокаты, а потом добавил к ним велосипеды — в этом случае NPD не применяют.

Выход на новый рынок — действия бизнеса для выхода в новую нишу с уже существующим продуктом. Это может быть новый канал продаж, другая целевая аудитория или способ продвижения. В любом случае готовый продукт нужно адаптировать.

Например, бизнес обучал менеджеров по маркетплейсам и продавал услуги частным клиентам, а потом решил предлагать то же самое бизнесу — обучать штатных сотрудников продвигать карточки на площадках.

При переходе на B2B-модель нужно адаптировать курс, убрать ненужные блоки про регистрацию ИП или самозанятого, сделать акцент на нишу, в которой будет продавать конкретный бизнес.

Этапы разработки нового продукта

При создании нового продукта выделяют семь основных этапов:

  • генерация идей;
  • отбор жизнеспособных вариантов;
  • разработка и тестирование концепции;
  • бизнес-анализ концепции;
  • разработка продукта;
  • маркетинговое тестирование;
  • запуск продукта.

Генерация идей, или мозговой штурм, — стартовый процесс, когда бизнес собирает все возможные гипотезы и обсуждает самые смелые идеи, которые может реализовать.

Для этого изучают продукты конкурентов, опыт бизнеса в других странах, незанятые ниши на рынке.

Если бизнес меняет существующий продукт или выводит его на новый рынок, идеи по улучшению можно искать в других подразделениях. Например, сотрудники службы поддержки могут подсказать, с какими проблемами чаще сталкиваются пользователи и что можно улучшить. Или продажники укажут на частые причины отказов, которые мешают продвигать продукт.

Чем больше подразделений участвуют в генерации идей, тем выше шанс найти полезные возможности будущего продукта.

Отбор жизнеспособных вариантов. На этом этапе отбирают идеи, которые бизнес может реализовать. Отсеивают слишком дорогие, сложные или неприменимые в текущих условиях варианты.

Например, бизнес продает кофе в передвижных точках на легковых авто. В процессе генерации идей предложили сделать компактные точки продажи на мотоциклах и вместе с кофе продавать алкогольные напитки.

Первая идея прошла проверку на жизнеспособность, бизнес может развиваться в этом направлении. Идею с алкоголем отбросили — это другой вид деятельности, который требует больше времени и средств для реализации. Бизнес к такому пока не готов.

Разработка и тестирование концепции. На этой стадии подключаются маркетологи, аналитики и дизайнеры. Они решают, как может выглядеть готовый продукт, какие задачи покупателей он будет решать и как бизнес будет его продвигать.

В процессе создают тестовые версии продукта, обычно небольшие партии. Их предлагают покупателям. На этом этапе применяют инструменты разработки, например A/B-тестирование, чтобы понять реакцию покупателей или увидеть явные недостатки продукта.

Половина покупателей получает старый продукт, а другая половина — новый. Потом маркетологи сравнивают разницу, изучают поведение потребителей и другие показатели продаж. Тестирование помогает понять, нравится ли новый продукт покупателям.

На стадии тестирования иногда создают MVP, минимально жизнеспособный продукт, чтобы не прорабатывать все особенности будущего товара или услуги. Это способ быстро получить обратную связь по продукту без затрат на полный цикл производства.

Бизнес-анализ концепции помогает понять, насколько выгодно бизнесу производить новый продукт. Для этого проверяют идеи, которые хорошо показали себя на предыдущем этапе и понравились покупателям.

Бизнес считает юнит-экономику, чтобы понять, сможет ли зарабатывать на новом продукте.

Разработка продукта. Бизнес выстраивает процесс производства новых товаров или услуг: закупает оборудование, заключает соглашение с поставщиками, обучает персонал, налаживает производство.

Если речь идет об ИТ-продукте, на этом этапе пишут код, разрабатывают веб-страницы, создают клиентскую и серверную части сервиса.

Маркетинговое тестирование. Когда появляются первые партии продукта, маркетологи тестируют продажи через разные каналы. На этом этапе определяют, где лучше продается новый продукт, как его продвигать и что нужно доработать в следующих версиях.

Например, бизнес продает товары для геймеров на маркетплейсах и запускает новый продукт — сборку кастомной периферии и аксессуаров. Продвигать услуги на маркетплейсах сложнее, покупатели не знают о такой возможности, для услуг этого бизнеса нужен личный визит клиента в мастерскую. Нужно искать новые каналы продаж: создавать свой сайт или открыть розничные точки. Успешность каждого решения проверяют на этапе маркетингового тестирования.

Запуск продукта — финальный этап разработки продукта, когда бизнес начинает продавать товар или услугу и активно продвигать их. В это время заказывают рекламу в сети, на маркетплейсах, у блогеров или в офлайне. Товар распределяют по складам или розничным точкам и начинают продавать.

Если бизнес предоставляет услуги, на этапе запуска открывают онлайн- и офлайн-точки, запускают рекламу и выводят персонал на полный график работы.

Какие ошибки допускают в процессе разработки нового продукта

Чаще всего при разработке допускают такие ошибки: игнорируют обратную связь, пропускают этапы и затягивают сроки.

Игнорируют обратную связь — распространенная ошибка в большом бизнесе. В процессе разработки поступает много информации, которую важно собирать и анализировать.

Продакт-менеджер во время тестирования концепции получил отличные результаты от продажников. Новый продукт пользуется интересом покупателей, и его быстро разбирают. В то же время продакт не учел статистику отдела сопровождения клиентов: покупатели часто не понимали, как использовать новый продукт, и нагружали службу поддержки звонками.

Если пропустить важные данные в процессе разработки продукта, бизнес может столкнуться с проблемами на старте продаж.

Пропускают этапы. Нежелательно пропускать этапы или менять их последовательность — иначе есть риск, что некоторые процессы придется переделывать.

Продакт-менеджер так вдохновился идеей нового товара на этапе генерации идей, что сразу перешел к бизнес-анализу концепции. Он просчитал юнит-экономику и получил одобрение продолжить разработку от руководства.

После запуска товар не пользовался спросом. Продакт не провел тестирование концепции и не узнал это заранее. Пришлось возвращаться на предыдущий этап разработки.

Затягивают сроки. Важно соблюдать баланс между глубиной проработки и сроками каждого этапа. Совершенствовать продукт можно до бесконечности, но не каждый бизнес сможет оплатить это.

Продакт-менеджер провел исследования рынка и узнал, какой продукт будет пользоваться спросом. Этап разработки затянулся, на рынке появился похожий продукт, предпочтения потенциальных покупателей за это время изменились.

Продукт готовили слишком долго, к моменту выхода на рынок он оказался никому не нужен. Рассчитать оптимальные сроки разработки могут маркетологи и аналитики.

Что важно запомнить

  1. Разработка продукта — действия бизнеса от идеи до старта продаж нового товара или услуги.
  2. Разработку проводят при создании нового продукта, при выходе на новый рынок или при изменении существующего продукта.
  3. Обычно разработка продукта состоит из таких этапов: генерация идей, отбор жизнеспособных концепций, разработка и тестирование, бизнес-анализ, создание продукта, маркетинговое тестирование и запуск продукта.
  4. Чаще всего бизнес допускает такие ошибки в процессе разработки: не собирает обратную связь, пропускает этапы и затягивает сроки.

Подпишитесь на рассылки

Собираем самые полезные материалы, интересные мероприятия и важные новости в коротких письмах. Вы можете подписаться на одну из рассылок или на все сразу.


Больше по теме

Новости