Как только бизнесу понадобится свой сайт, интернет-магазин или веб-приложение, он столкнется с веб-разработкой. Скорее всего, без опыта будет сложно поставить задачу, найти исполнителей и проконтролировать ход разработки. Можно ввязаться в долгосрочный проект, который будет тянуть деньги и не принесет ожидаемых результатов.
В статье разбираем, когда бизнесу нужна веб-разработка, каких специалистов привлекать и сколько это стоит.
Что такое веб-разработка
Веб-разработка — это очень широкое понятие. Если системный администратор компании собрал сайт-визитку в конструкторе — это веб-разработка. Если предприниматель нанял фрилансера для запуска интернет-магазина — это тоже веб-разработка. Когда компания разрабатывает многоуровневый корпоративный портал, этот процесс тоже считается веб-разработкой.
Веб-разработка обычно состоит из нескольких этапов, например:
- разработка логики и функциональной части;
- создание пользовательского интерфейса;
- наполнение контентом;
- настройка хостинга и покупка доменного имени.
Условно веб-разработку можно разделить на две большие отрасли: создание сайтов и веб-приложений. При создании сайтов бизнес получает информационный портал, каталог услуг или интернет-магазин. Веб-приложение — это сервис для сотрудников или пользователей, который можно запустить в любом браузере.
Важно не путать веб- и мобильные приложения. В первом случае это разработка сайта, адаптированного под запуск на маленьком экране, а во втором — приложения под конкретную операционную систему. Это более долгий и сложный процесс, для которого нужны, например, iOS- или Android-разработчики.
Зачем веб-разработка нужна бизнесу
Часто предприниматели заказывают веб-разработку, чтобы решить такие задачи:
- повысить престижность и узнаваемость бренда, для этого сделать сайт вместо страничек в социальных сетях;
- запустить свой интернет-магазин, чтобы расширить каналы продаж;
- создать платформу для общения с клиентами или сбора данных;
- разработать веб-приложение в дополнение к мобильному, если, например, клиенты не могут скачать приложение из App Store или Google Play.
Повысить узнаваемость бренда с помощью сайта. Веб-разработчики могут создать одностраничный сайт-визитку, сайт с информацией о продуктах компании или ее коллективе, подключить корпоративный домен. Найти такую информацию и контакты бизнеса можно будет в поисковиках Google или «Яндекс».
Запустить интернет-магазин. В некоторых случаях проще создать собственный сайт, чем продавать товары на маркетплейсе. Например, если товар нишевый и не попадает в тематику площадки или, наоборот, очень популярный и пробиться на маркетплейсе на верхние строчки будет сложно.
Интернет-магазин в таком случае станет альтернативой маркетплейсам. Здесь не будет конкурентов, постоянно меняющейся оферты, а фотографии товаров не придется переделывать под тренды нового сезона. Зато придется самостоятельно поддерживать и продвигать магазин, а это порой недешевое удовольствие.
Создать платформу для общения с клиентами. Такую задачу решает сайт для обращений в поддержку, сайт с чат-ботом или форумом. Например, сайт на платформе Help Desk или 1С-Коннект. Это место для общения с клиентами не с целью что-то продать, а для ответов на вопросы и решения проблем. Например, перевозчик создает сайт для бронирования мест в автобусах дальнего следования и автоматизирует сбор данных клиентов.
Разработать веб-приложение. Еще несколько лет назад бизнес массово разрабатывал мобильные приложения для iPhone и Android. Это покрывало почти всю потенциальную аудиторию бизнеса, но в 2023 году стало проблематично из-за санкций.
Выходом из ситуации стали веб-приложения. Это адаптированный под мобильное устройство сайт, который выглядит как приложение и работает в любом популярном браузере.
Плюсы такого решения:
- веб-приложение не нужно подстраивать под критерии Apple и Google, ждать модерации и добавления в магазин приложений;
- веб-приложение проще обновлять, устранять найденные баги и добавлять новые возможности. Например, в одном из недавних обновлений операционной системы для iPhone веб-приложения получили поддержку пуш-уведомлений. Это значит, что бизнес может отправлять сообщения пользователю, как в обычном приложении.
Как создать свой сайт или веб-приложение
Есть два варианта создания сайта: своими силами в конструкторе или с помощью подрядчиков.
Самостоятельная разработка. Обычно сайт создают самостоятельно, если в штате уже есть веб-разработчик и проект несложный. Например, небольшой сайт или интернет-магазин можно создать при помощи онлайн-конструктора. Этап проектирования здесь пройдет быстро, скорее всего, будет использоваться готовый шаблон с небольшими доработками. С задачей может справиться один штатный разработчик.
Фронтенд- и бэкенд-разработка здесь не нужна, в конструкторе сайтов уже есть необходимые модули. А на дизайнере можно сэкономить, выбрав платный или бесплатный вариант оформления.
Несложный сайт можно сделать за несколько дней, а интернет-магазин — за неделю.
Заказ у подрядчиков. Компаниям без веб-разработчиков в штате приходится искать стороннего подрядчика. Также заказывать веб-разработку нужно, если проект очень сложный.
Чтобы сделать многостраничный сайт или портал для сотрудников, понадобится проектировщик и разработчики невидимой для пользователей бэкенд-части. Чтобы сайт был оригинальным и отличался от шаблонных, нужен веб-дизайнер. А отловить баги и нерабочие моменты до запуска ресурса помогут тестировщики.
Создание сложного корпоративного портала или веб-приложения может растянуться на несколько месяцев и даже год.
Где искать веб-разработчиков
Два популярных варианта, где найти разработчика: биржи фрилансеров или агентства по веб-разработке.
Онлайн-биржи — это сайты, где есть заказчики и исполнители проектов. У соискателей есть примеры работ, рейтинг и рекомендации. Можно выбирать подходящих исполнителей или разместить ТЗ и ждать отклики фрилансеров.
Пример российских бирж для поиска веб-разработчиков: Fl.ru, Freelancehunt, YouDo или Freelance.ru.
Фрилансеры и приходящие специалисты обычно работают с почасовой ставкой. Веб-разработчики в регионах просят от 1000 ₽ за час работы, а в Москве и Питере — от 1500 ₽.
Агентства по веб-разработке. Для решения более сложных задач лучше обратиться в компанию, которая предлагает услуги под ключ. В штате таких организаций есть все профильные специалисты, а опыт позволяет избежать множества ошибок.
Если заказывать все работы в профильной компании, часто будет рассчитан бюджет за весь проект. В него заложат не только зарплату веб-разработчиков, но и оплату продакт-менеджеров и кураторов. Такой проект будет стоить от 20—30 тысяч и до бесконечности.
Из каких этапов состоит веб-разработка
Каждый процесс веб-разработки проходит по своему сценарию, но есть базовые этапы, которые встречаются почти всегда. Чтобы проект не затягивался без причины и двигался к завершению, нужно понимать последовательность этих этапов и их цели.
Обычно веб-разработка состоит из таких процессов:
- проектирование и создание ТЗ;
- разработка дизайна и создание макета;
- создание клиентской и серверной части;
- верстка страниц;
- создание контента;
- тестирование и отладка;
- публикация на хостинге;
- дальнейшее сопровождение.
Проектирование и создание ТЗ. Это один из ключевых этапов при создании сайтов, интернет-магазинов и веб-приложений. Он помогает установить четкие цели проекта и требования к нему, определить технологии, которые будет применять разработчик.
В итоге бизнес и разработчик согласовывают техническое задание — ТЗ. Разработчик будет использовать его как дорожную карту, а заказчик сможет контролировать все этапы разработки. Также стоит отдельно прописать, как будут вноситься изменения в ТЗ.
Разработка дизайна и создание макета. На этом этапе определяется внешний вид сайта или приложения, расположение элементов, общий стиль оформления и цветовая палитра.
Для небольшого проекта создается и утверждается макет страниц, а для большого — рабочий прототип. Это помогает заказчику точно понять концепцию дизайнера, увидеть, как будут работать элементы сайта, и внести поправки до верстки.
Создание клиентской и серверной части. В зависимости от сложности проекта это могут быть два разных процесса или одна общая разработка. На этом этапе происходит программирование логики сайта.
Верстка страниц. На этой стадии при помощи языков разметки и стилей создаются страницы сайта по макету дизайнера. Важный этап верстки — создание адаптивного дизайна, чтобы сайт выглядел хорошо как на экране компьютера, так и на смартфоне. Все возможности, элементы и данные должны быть доступны клиентам с любого устройства.
Создание контента. Чтобы сайт или интернет-магазин не выглядел пустым, его нужно заполнить. Для этого создают карточки и описания товаров, пишут статьи или новости, добавляют картинки или видео. На этом этапе проект превращается из настроенного шаблона в эксклюзивный сайт.
Тестирование и отладка. Существуют разные методики тестирования сайтов и веб-страниц. Например, при ручном тестировании проверяются все возможности сайта или интернет-магазина от регистрации до оформления заказа. Сайт можно тестировать на нагрузку, имитируя наплыв клиентов, или на уязвимости, проверяя защищенность от взлома.
Публикация на хостинге. На этом этапе все данные сайта переносятся на сервер, где будут доступны для всех пользователей интернета. От хостинга зависит объем базы данных, которую можно хранить на сайте, скорость загрузки страниц у пользователя, регулярность создания резервных копий.
Дальнейшее сопровождение. Еще на этапе проектирования заказчик выбирает, кто будет в дальнейшем заниматься сопровождением и продвижением сайта или интернет-магазина. На любом ресурсе рано или поздно понадобится добавить новую страницу, изменить возможности, удалить устаревшую информацию.
Сопровождением может заниматься как разработчик, так и сторонний подрядчик. Это может быть круглосуточная поддержка с быстрым решением проблем или разовые вызовы специалиста для устранения ошибок.
Главное
- Веб-разработка — это процесс создания любого сайта силами компании или при помощи подрядчика.
- Веб-разработка нужна бизнесу, чтобы повысить узнаваемость бренда, открыть новый канал продаж, наладить общение с клиентами или сделать свои услуги более доступными.
- Если проект несложный, его обновление и дальнейшее сопровождение не требуется, можно сделать сайт своими силами. Для запуска и продвижения большого интернет-магазина или веб-приложения лучше обратиться к подрядчику.
- Можно искать исполнителя на биржах фрилансеров или обратиться в агентство по веб-разработке.
- Веб-разработка чаще всего состоит из таких этапов: проектирование, создание ТЗ, разработка дизайна, создание клиентской и серверной части, верстка страниц, наполнение контентом, тестирование, размещение на хостинге, дальнейшее сопровождение.
А как вы планируете делать сайт для своего бизнеса: самостоятельно или искать исполнителей?