Фулфилмент может быть как внутри компании, когда бизнес хранит товары на собственном складе и самостоятельно доставляет их по заказу, так и на аутсорсе — когда часть операции или весь логистический цикл делегируют подрядчику.
В статье расскажем, что такое фулфилмент, какие виды бывают, как он работает и чем фулфилмент отличается от дропшиппинга.
Что такое фулфилмент
Фулфилмент, или fulfilment, — операции, которые происходят с товаром от поставки продавцом на склад до получения покупателем в ПВЗ или курьерской доставкой.
К фулфилменту относят: хранение на складе, упаковку, маркировку, комплектацию товаров по заказу, доставку до клиента.
Зачем и кому нужен фулфилмент
Фулфилмент подойдет:
- новичкам, потому что без опыта сложно выстроить все процессы самостоятельно;
- тем, кто хочет сэкономить на хранении, потому что содержать свой склад — дорого и сложно: надо нанимать сотрудников, следить за сохранностью товара и платить аренду;
- опытным продавцам, когда становится слишком много заказов. Есть риск что-то потерять, отправить не вовремя и получить негативную оценку от покупателей.
Фулфилмент помогает продавцам:
- сократить расходы на содержание своего склада;
- оптимизировать персонал;
- не отвлекаться на организацию логистики;
- снизить риск кражи или пересортицы.
Когда хранением и доставкой товара занимается подрядчик, ответственность за товар будет на нем.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Виды фулфилмента при торговле на маркетплейсах
Обычно выделяют четыре вида фулфилмента:
- собственный;
- от маркетплейса;
- от сторонней компании;
- мультиканальный.
Собственный фулфилмент. В этом случае продавец сам занимается хранением, упаковкой и доставкой товаров покупателям.
Фулфилмент на маркетплейсах. Нужно подключиться к площадке по модели, которая предполагает делегирование логистики маркетплейсу. Чаще всего эта схема называется FBO — fulfilment by operator. Модель FBO предлагают все крупные площадки: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, AliExpress Россия, Мегамаркет.
Сложности могут возникнуть, когда продавец присутствует на нескольких площадках — нужно бронировать свободные слоты для поставок и при этом ничего не упустить. С этим как раз могут помочь фулфилмент-компании.
Фулфилмент от сторонней компании. Некоторые фулфилмент-центры предлагают работу в режиме одного окна: продавец привозит товары на склад, а фулфилмент-центр помогает распределить его по разным маркетплейсам. Услугами фулфилмента можно пользоваться вне зависимости от схемы сотрудничества с маркетплейсом: на FBO подрядчик подготовит поставку и отвезет ее на склад маркетплейса, в при DBS — возьмет на себя полный цикл от хранения до доставки.
Мультиканальный фулфилмент. Когда бизнес использует несколько каналов продаж, он может применять разные виды фулфилмента. Например, собственный для интернет-магазина, от маркетплейса — для продажи на площадках, от сторонней компании — для розничной торговли.
Как выйти на маркетплейсы
Если хотите начать продавать на маркетплейсах или уже торгуете на одной площадке и хотите увеличить каналы продаж, воспользуйтесь нашей подборкой. Собрали для вас статьи-инструкции, как выйти на разные маркетплейсы и что потребуется для работы:
Чем фулфилмент отличается от дропшиппинга
Иногда фулфилмент путают с дропшиппингом. Но это два принципиально разных понятия.
Дропшиппинг — это посредничество, бизнес на прямых продажах. Дропшиппер сводит поставщиков и покупателей, но при этом у него нет складов и он не закупает товар.
Фулфилмент — это способ организации логистики. В этом случае продавец сам закупает товар и доставляет его на склад компании или маркетплейса для последующей продажи, где и запускается процесс фулфилмента.
Как работает фулфилмент-центр
В фулфилмент-центре продавец может заказать как полное сопровождение товара до маркетплейса, так и выбрать отдельные услуги. Например, не брать фото- и видеосъемку для заполнения карточек товара или не просить пересчитать товар после приемки.
Обычно логистический цикл для фулфилмент-компании состоит из пяти этапов:
- Приемка. Продавец собирает партию товара и отправляет ее на склад собственным транспортом или с помощью курьера из фулфилмент-центра. Оператор центра обрабатывает полученный заказ и размещает на складе.
- Хранение. Для каждого товара подберут нужное место. Например, хрупкие товары будут хранить в специальных зонах, а продукты питания, требующие определенной температуры, — в холодильнике.
- Комплектация. В фулфилмент-центре собирают заказы и отправляют их на склад маркетплейса. Размер поставки зависит от модели сотрудничества продавца с маркетплейсом — могут отправить как всю партию целиком, так и отдельные заказы. Если продаете по FBS, некоторые центры могут добавить в упаковку что-то для покупателей по вашей просьбе — например, пробники или буклеты.
- Упаковка. Сотрудники центра упаковывают и маркируют товары по правилам конкретной площадки. У каждого маркетплейса есть свои требования к упаковке товара, в целом они схожи, но бывают и важные отличия. Например, если отгружаете в сортировочный центр Яндекс Маркета, площадка принимает товар в обычной упаковке, а потом переупаковывает его в брендированные коробки.
- Доставка. Курьер отвозит товар на склад маркетплейса, распределительный центр, который укажет продавец, или к конкретному клиенту.
При этом каждый фулфилмент-центр может предлагать разные варианты сотрудничества по каждому этапу. Например, продавец может заранее упаковать товар нужным способом, тогда упаковка каждой единицы товара ему уже не нужна.
Стоимость у каждой услуги индивидуальна, можно посчитать, что будет выгоднее — содержать собственный склад или пользоваться услугами фулфилмента.
Преимущества и недостатки фулфилмента
У фулфилмента есть свои плюсы и минусы.
Критерии выбора фулфилмента
При выборе фулфилмента нужно обратить внимание:
- на выгоду от сотрудничества;
- качество упаковки и доставки;
- скорость отгрузки товара;
- работу с возвратами;
- требования по габаритам и маркировке.
Выгода от сотрудничества. Чтобы узнать, насколько выгодно будет продавать товары через определенный фулфилмент, нужно считать юнит-экономику.
Когда селлер знает, сколько зарабатывает на продаже одной единицы товара, можно посчитать, какой фулфилмент более выгодный.
Качество упаковки и доставки. Нужно изучить отзывы других селлеров о каждом фулфилменте, чтобы выбрать самый надежный. Особенно если продаете хрупкий или скоропортящийся товар.
Скорость отгрузки товара. Некоторые маркетплейсы дают селлеру определенное время на отправку товара покупателю. При выборе фулфилмента от сторонней компании нужно узнать, какие сроки отправки действуют у нее.
Работа с возвратами. При выборе стороннего фулфилмента нужно учитывать, как подрядчик обрабатывает заказы. Иногда за возвраты берут дополнительную плату или долго обрабатывают их перед возвращением на склад.
Требования по габаритам и маркировке. Если продаете крупногабаритный товар, изучите требования фулфилмента. За большой размер или нестандартные габариты могут требовать доплату.
Подробно о выборе фулфилмента мы рассказывали в отдельной статье.
Главное
- Фулфилмент — это услуги, которые предоставляет компания или маркетплейс для доставки товара до покупателя.
- С фулфилментом можно работать, даже когда ты новичок, вероятнее всего, так будет меньше затрат на логистику.
- Фулфилмент включает пять этапов: приемку, хранение, комплектацию, упаковку и доставку.
- Среди преимуществ фулфилмента — налаженный документооборот и увеличение скорости доставки до покупателя.
- При выборе фулфилмента учитывают выгоду от сотрудничества, качество упаковки и доставки, скорость отгрузки и требования к габаритам товара.
Какие сложные слова)
Самый трушный бизнес-ликбез здесь!!