Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как выбрать формат бизнеса и не прогореть: советы и тренды 2024


По данным трех основных российских платформ рынка франчайзинга — Franshisa.ru, TopFranchise.ru и BeBoss.ru — ежегодно в стране открывается около 450 новых франшиз. Более того, число компаний, которые запущены по франшизе, к 2025 году превысит 200 000 единиц. Франшиза как альтернативное решение предоставляет готовую бизнес-модель и быстрый старт. Расскажу о возможностях ведения бизнеса и тенденциях 2024 года.

Актуальна ли франшиза в 2024 году

По данным международной ассоциации франчайзинга (IFA), этот сегмент рынка остается важной частью бизнес-ландшафта в 2024 году, демонстрируя устойчивый рост и значительный экономический вклад. В России количество франшиз по итогам 2023 г. выросло на 6%, достигнув 3445 брендов. При этом количество закрытых или приостановленных компаний остается минимальным — менее 130.

Ожидается, что франчайзинг создаст около 221 тыс. новых рабочих мест, а общий объем экономической деятельности составит $893,9 млрд., что на 4,1% больше по сравнению с 2023 годом​.

В России рынок франчайзинга всё ещё находится на этапе формирования и обладает значительным потенциалом для развития. Государство активно поддерживает это направление, признавая его роль в экономическом росте страны. Уже сейчас с помощью субсидий можно покрывать паушальный взнос — единоразовый платеж за право использовать товарный знак франчайзера — рекламу и коммунальные платежи.

Франшизы в России
Франшизы в России

Динамика роста количества франшиз в России с 2017 по 2024 год

Динамика роста количества франшиз в России с 2017 по 2024 год

Основной спрос на франшизы сосредоточен в российских мегаполисах и областных центрах, среди которых в топ-15 входят только города-миллионники. Города с населением до 300 тысяч человек постепенно увеличивают свою долю в этом перечне, но пока составляют менее 20% франчайзинговой аудитории.

Безусловно, санкции и текущие международные отношения серьезно влияют на экономическую ситуацию. Ушли с рынка иностранные бренды — вместе с этим прервалась цепочка поставок, и свой бизнес потеряли многие предприниматели. Например, без ИКЕА производители наволочек, недорогих шкафов-конструкторов и разноцветных стаканов лишились важного канала сбыта. Предприниматели, правда, не растерялись: в Москве уже открылся магазин ГУД ЛАКК, где представлены позиции бывших поставщиков шведского мебельного бренда. Тем не менее, для значительной части бизнесменов встал вопрос о том, что делать дальше.

При этом ни приобретать франшизы из «недружественных» стран, ни продавать их в Европу и США россияне больше не могут из-за банковских ограничений. Даже в Сербии, с которой Россия до сих пор сохраняет хорошие международные отношения, возникают сложности с подключением интернет-эквайринга, так как местные банки связаны с европейскими. Это подталкивает предпринимателей к ребрендингу или закрытию уже существующего бизнеса, а новички в этом деле уже не смогут открыть свое дело под брендом KFC или Lush.

Тем не менее российский бизнес адаптируется: небольшие сети выкупают точки бывших международных брендов, и получается новая успешная франшиза — так стало с Zara, который теперь работает под вывеской MAAG.

Франшиза — это быстрый и понятный способ начать строить очередной бизнес в состоянии сильной неопределенности. Но, несмотря на наличие готовой бизнес-модели, такой формат тоже имеет свои риски, хоть и меньшие чем при запуске собственного бизнеса.

Франшиза или собственный бренд: как выбрать

Франшиза — это менее трудозатратный старт для предпринимателя, благодаря протестированной бизнес-модели и поддержке от франчайзера. Владельцы бренда часто предоставляют обучение, маркетинговую поддержку и помощь в управлении, что снижает риски для новичков​. Проверенная бизнес-модель и стандартизированные операции позволяют быстрее выйти на рынок и достигнуть стабильности, а причастность к известному бренду и уже налаженной репутации упрощает привлечение клиентов​.

Тем не менее, статус франчайзи ограничивает автономию бизнеса, требует выплат роялти и ставит предпринимателя в зависимость от успеха головной компании — это подходит не всем начинающим бизнесменам​​​.

Собственный бренд обеспечивает полный контроль и гибкость, а также возможность внедрять новые идеи и технологии без согласования с франчайзером. Владелец собственного бизнеса имеет полную свободу действий в выборе стратегии, продуктов и услуг, что позволяет адаптироваться к изменениям рынка и потребностям клиентов​.

Отсутствие необходимости платить роялти и другие франчайзинговые сборы позволяет сохранять больше прибыли. В отличие от франчайзинга, владельцам собственного бизнеса необходимо самостоятельно справляться с маркетингом, управлением и операциями. Более того, развитие собственного бренда и создание инфраструктуры требует значительных временных и финансовых вложений​.

Таким образом, выбор между франшизой и обычным бизнесом зависит от предпочтений предпринимателя, его готовности к рискам и желания иметь полный контроль над своим делом. Франшиза может предложить более стабильный старт, но с ограничениями. Тогда как собственный бизнес дает больше свободы и потенциал для инноваций, но сопряжен с большими рисками.

Особенности франшизы
Особенности франшизы

Отличия между франшизой и развитием собственного бренда

Отличия между франшизой и развитием собственного бренда

Прежде чем выбрать франшизу:

  1. Оцените свой бюджет и подберите отрасль бизнеса, где вам будет интереснее всего работать, ведь так проще сохранить запал и мотивацию.
  2. Изучите предложения различных франчайзеров, обратите внимание на рентабельность и сроки окупаемости. Еще один из показателей качества — количество успешных точек: например, по франшизе McDonald’s за 70 лет появилось более 40 тысяч точек. Сеть кофеен «на вынос» Coffee Like, открывшая 206 точек в 2023 году по сравнению с 35 в 2022 году, демонстрирует уверенный рост.
  3. Также обращайте внимание на роялти — ежемесячные выплаты за пользование франшизой и сопровождение бизнеса. Например, KFC требует от франчайзи роялти в размере 11% от выручки, Papa John’s — 4% от выручки в первый год и 7% потом, Cofix — 6%, Burger King —5 %. Безусловно, чем меньше процент, тем лучше. Но читайте договор внимательно, чтобы не упустить какие-то условия, написанные «мелким шрифтом».
  4. Изучите, какие услуги франчайзера входят в сопровождение. Чем больше услуг, тем продуманнее бизнес-модель.
  5. Уделите внимание юридической чистоте: продуманный договор, отсутствие задолженностей, зарегистрированный товарный знак, прозрачность процессов, готовность предоставить любую информацию.
  6. Изучите отзывы, попросите контакты тех, кто уже приобрел понравившуюся вам франшизу. Расспросите о том, как проходил запуск и какое впечатление от проекта сформировалось. Так вы получите мнение из первых уст.

В следующем блоке расскажу о трендах рынка.

Тренды рынка франчайзинга

В 2024 году ключевыми направлениями франчайзинга остаются розничная торговля, общественное питание, здравоохранение и фитнес, а также образовательные услуги. Самые популярные в России франшизы по мнению РБК — Гемотест, Озон, Ситилаб, Helix, Пив&Ко. В сфере здравоохранения и фитнеса наблюдается рост интереса к франшизам, предлагающим услуги оздоровления, включая фитнес-центры и клиники здоровья.

Основными трендами в работе франшиз сегодня остается ориентированность на технологии и улучшение потребительского опыта. Рассмотрим подробнее направления, которые определяют индустрию в 2024 году.

Развитие технологий. Одним из значительных трендов является использование ИИ. Технологии позволяют упростить работу с массивами данных и автоматически определять потребительские паттерны. Американская сеть ресторанов быстрого питания Wendy's тестирует чат-бот с искусственным интеллектом, который принимает заказы от проезжающих мимо клиентов: обрабатывает голос посетителя, распознает позиции меню, после чего передает информацию поварам и кассирам.

Как и любой бизнес, франшизы приходят к оцифровке процессов и автоматизации повторяющихся операций. Успешным примером внедрения таких технологий служит история «Додо Пиццы», сети пиццерий, чья эффективность построена на базе собственной ИТ-системы. Она автоматизирует управление и минимизирует издержки. Франчайзи подключаются к системе Dodo IS, которая позволяет контролировать все процессы в торговом зале и на кухне пиццерии. С ее помощью можно отслеживать качество работы курьерской службы или скорость приготовления пиццы — каждое свое действие персонал регистрирует в гаджетах. Клиент в мобильном приложении также может указать свои предпочтения, что повышает уровень сервиса.

Несмотря на то, что тренд на супераппы появился еще в 2019 году, они по-прежнему остаются востребованы для бизнеса за счет удобства формата приложений для клиентов. Сегодня они активно применяются в работе испанской франшизы Jeff, а также в российских Skilla, True Place, PowerApp. Например, в мобильном приложении для аренды портативных зарядных устройств внедрен расширенный функционал для потребителей и владельцев заведений: возможность публиковать и просматривать новости партнеров в формате ленты или stories, пользоваться ресторанным гидом и прокладывать маршрут к определенным точкам.

Такой подход обеспечивает дополнительное привлечение клиентов и позволяет франчайзи построить отношения с кафе, ресторанами и магазинами, в которых размещаются станции зарядных устройств.

Суперапп
Суперапп

Функционал супераппа в приложении PowerApp

Функционал супераппа в приложении PowerApp

Персонализация и кастомизация предложений. Франчайзинг постепенно уходит от универсальных подходов, предлагая индивидуализированные продукты и маркетинговые кампании на основе данных о предпочтениях клиентов. Современные решения позволяют собирать и анализировать данные о потребительских предпочтениях, что помогает франшизам делать более релевантные и привлекательные предложения для аудитории.

Персонализация сегодня — ключевой элемент клиентского опыта. Исследование Forrester выявило, что 89% мировых компаний вкладывают инвестиции в создание индивидуальных продуктов. Это позволяет поддерживать постоянную связь с потребителями, более чутко и оперативно реагировать на их запросы и нужды, дорабатывать сервис и продукты.

Улучшение клиентского опыта. После пандемии пользователи осознали удобство бесконтактного обслуживания, и теперь многие бренды продолжают внедрять такие решения даже сейчас: мобильные приложения для заказа и оплаты, киоски самообслуживания. Это все улучшает общий клиентский опыт, снижает количество жалоб и повышает удовлетворенность всех сторон.

Отдельный пункт улучшения обслуживания — сокращение пути клиента, быстрая и бесперебойная работа сервиса, минимизация ошибок, а также наличие нескольких способов авторизации. Несмотря на то, что эти изменения, как правило, не видны пользователю, многие компании осознают важность развития этого направления и его влияния на впечатление от использования продукта, поэтому ведут постоянную поддержку собственных систем.

Инвестиции в проверенные форматы. В условиях экономической нестабильности предприниматели стремятся сократить риски, выбирая устойчивые франшизы с доказанной эффективностью. Такие компании предлагают проверенные бизнес-модели, которые существуют на рынке не один год и обладают высоким показателем рентабельности. Франчайзи отдают предпочтение вариантам с разумной кадровой стратегией: где требуется немного сотрудников, а также предложения с передовыми технологиями, позволяющими сократить необходимое количество персонала. Например, вендинговые аппараты с кофе или пиццей.

Как итог, такая стратегия обеспечивает стабильный рост бизнеса, что привлекает даже начинающих предпринимателей.

Из мегаполисов в малые города. Франчайзинг становится надежным инструментом для предпринимателей в регионах, обеспечивая доступ к успешным бизнес-моделям, и открывает новые возможности для развития предпринимательства и повышения уровня обслуживания даже в небольших населенных пунктах. Этот подход доказал свою эффективность в малых городах, где ранее было сложно найти продукцию известных брендов и приходилось за ней ехать в мегаполисы. Так, сеть кофеен самообслуживания «PROSTO BARISTA» уже успешно работает по франшизе в 65 городах страны, в числе которых: Магадан, Краснообск, Большое Сорокино и Орск.

Повышение лояльности к локальным франшизам. Продолжается рост интереса к локальным франшизам, их владельцы стремятся сделать более доступные условия для старта бизнеса. Минимальные начальные вложения и гибкие условия франчайзинга делают такие предложения привлекательными для малого и среднего бизнеса. Сеть барбершопов OldBoy из Калининграда активно развивается по франшизе в разных регионах страны, а также за её пределами на территории СНГ. Заведения уже работают в Архангельске, Брянске, Махачкале, Самаре и многих других городах страны.

Франшизы и формат shop in shop. Франшизы shop in shop — это форма сотрудничества между заведением и франчайзи.

Ресторан или магазин заключает договор с франчайзи, и последний размещает там оборудование, киоск или вендинговый аппарат. Сам франчайзи получает прибыль от оборудования, а заведение — плюс к трафику и иногда % от заработка на таких аппаратах.

Это позволяет арендатору минимизировать затраты на аренду и персонал, а арендодателю — увеличить трафик и клиентскую базу. Успех такой модели зависит от взаимовыгодного сотрудничества и соблюдения условий соглашения.

Яркий пример формата shop in shop — установка стеллажей с настольными играми «Мосигра» в кафе и ресторанах. Пока посетители ресторана ожидают свой заказ или проводят время в заведении, они могут поиграть в настольные игры. Это увеличивает время пребывания клиентов и стимулирует дополнительные заказы. Установка зарядных станций с пауэрбанками в ресторанах — другой успешный пример, который дает быструю окупаемость и минимальные операционные расходы.​ Или кофейни самообслуживания в торговых центрах и розничных магазинах. Например, сеть кофеен без бариста «Кофелар» за 7 лет открыла более 200 точек.

Вместо заключения

Собственный бизнес дает владельцу полный контроль над всеми аспектами, но требует больших первоначальных инвестиций, моральных ресурсов и несет высокий риск. Франшиза же предоставляет готовую бизнес-модель и поддержку, но ограничивает автономию и требует выплат роялти.

Безусловно, иметь дорожную карту всегда приятнее, чем изобретать колесо. Но есть и третий путь — не выбирать, а совместить офлайновый бизнес с франшизой в формате shop in shop. Это поможет диверсифицировать риски и максимизировать доход на кв. м арендуемого помещения.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Даниэль Михайлов
Даниэль Михайлов

Если бы перед вами стоял выбор, вложиться в развитие собственного бренда и начать всё «с нуля» или открыть франшизу по готовой бизнес-модели, что бы вы выбрали?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации