Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как бизнесу привлечь деньги на фондовом рынке


Облигационный рынок предоставляет много возможностей для небольших компаний. Предприятия сегмента МСП уже попробовали занимать средства через облигации, и нашли этот инструмент очень удобным и выгодным. Если вы присматриваетесь к фондовому рынку как к источнику финансирования, мы расскажем, какие шаги нужно предпринять, чтобы успешно разместить облигации.

Рынок изменился, и это круто

Долгое время считалось, что облигации предназначены только для больших компаний. Лет 5-7 назад предложи вы предпринимателям с небольшими оборотами выйти на облигационный рынок, вряд ли кто-то поверил бы, что это возможно. Однако мир не стоит на месте.

Уже около четырех лет в нашей стране очень активно развивается сегмент высокодоходных облигаций, где размещаются средние компании самых разных отраслей: от торговли и сферы услуг до производства, сельского хозяйства. промышленности, финансовых структур и IT-сектора.

При этом, если раньше основными инвесторами в облигации корпоративного сектора были страховые компании, ПИФы и банки, а крупнейшими эмитентами — экспортоориентированные отрасли и крупнейшие корпорации, то с введением нового сегмента произошли поистине революционные изменения. На рынок вышли новые эмитенты из числа МСП.

Пенсионным фондам, банкам, и страховым компаниям этот сегмент оказался не очень интересен — они традиционно ориентируются на первый эшелон эмитентов. А вот частные инвесторы, у которых тоже есть ресурсы и которым было недостаточно депозитов или стандартных инвестиционных предложений, активно заинтересовались высокодоходными облигациями.

Только плюсы

Облигации — это очень перспективный, удобный и более доступный источник финансирования, чем банковский кредит. А самое главное, облигации дают компании свободу, потому что никаких дополнительных условий, обременений, обеспечений и ковенантов по облигациям нет.

Важно только вести открытый бизнес и соблюдать обязательства по выплатам купона. В этом случае облигации станут для компании отличным инструментом финансирования, дающим долгосрочный ресурс.

Чек-лист условий

Как же компании МСП воспользоваться новыми возможностями и освоить рынок облигаций?

Подготовиться к прохождению аудита и получению рейтинга. Возможно, с участием внешнего консультанта. В первую очередь, важна доходность. Выйти с облигациями на биржу может любая средняя компания с прозрачной рыночной деятельностью, хорошими оборотами и прибылью, свидетельствующей о финансовом потенциале. Годовая выручка компании должна измеряться в сотнях миллионов рублей.

У вас должна быть прозрачная отчетность, корпоративная документация и процедуры, соответствующие лучшим практикам управления. Этот момент обычно становится самым проблемным. Для получения хорошего кредитного рейтинга недостаточно просто показывать хорошие обороты, прибыльность и невысокую долговую нагрузку. Важно также демонстрировать хорошую структуру активов и финансовую модель. Ее проверяет и биржа, и рейтинговые агентства, и многие инвесторы.

Нельзя скрывать от участников рынка, кто является собственником компании. Помимо этого, компании необходимы атрибуты качественного корпоративного управления. Желательно, чтобы был совет директоров, а также документация и регламент по риск-менеджменту. Все эти условия необходимо соблюсти для того, чтобы рейтинговое агентство оценило компанию на приемлемый уровень для сегмента высокодоходных облигаций.

Павел Самиев, генеральный директор «БизнесДром»

Рейтинг

Хороший уровень кредитного рейтинга начинается от уровня «ВВ-» и выше. Именно такие компании в первую очередь привлекают внимание инвесторов. Конечно, рейтинг может быть и более низким, но он в любом случае не должен опускаться ниже «ССС», потому что это уже преддефолтный уровень, который означает, что существует значительная вероятность невыполнения объектом рейтинга своих финансовых обязательств.

Проходим аудит

Перед получением рейтинга желательно пройти аудит от репутабельного крупного аудитора. На самом деле, в следующем году процедура аудита от аудитора, который входит в специальный реестр Центробанка, будет уже обязательным требованием для выхода на публичный рынок. Но и сейчас лучше ею не пренебрегать.

Да, такие аудиторы дороже и с ними сложнее работать, — они жестки во многих оценках, и, возможно, результаты финансовой деятельности, структура активов, прибыльность и еще целый ряд факторов, отразятся в отчетности совершенно по-другому. Но зато это будет заключение от качественного аудитора, которому доверяют биржа, инвесторы, регуляторы и рейтинговые агентства.

Любая компания, которая планирует выпуск облигаций, в идеале должна пройти все эти стадии: привести в порядок корпоративные процедуры и учет, раскрыть информацию, усовершенствовать оргдизайн. Возможно, потребуется внедрить совет директоров, правление и прочие элементы современной структуры управления.

Может быть, все это кажется не очень важным и даже лишним с точки зрения развития бизнеса, но это не так. Приведение своей структуры и процессов к лучшим стандартам международного бизнеса приведет в итоге к росту эффективности бизнеса и улучшению финансового результата.

Финальный этап

После прохождения аудита и получения рейтинга, компания готовит необходимые документы для регистрации на бирже. Параллельно идет процедура KYC (Know Your Customer) — проверка компании самой биржей, после которой она либо дает «зеленый свет» на размещение облигаций, либо отказывает в размещении, если эмитент не соответствует каким-то важным критериям.

Если рейтинг эмитента нормальный, и он обещает понятную для инвесторов доходность по купону с учетом его рисков, то инвесторы, скорее всего, оценят бумаги по достоинству.

Коммуникация с инвесторами

Многие эмитенты почему-то считают, что после того, как они разместили облигации, их коммуникация с рынком заканчивается, и можно уйти в закат. Это не так. Размещенные облигации требуют очень качественной коммуникации с инвесторами. Есть «Ассоциация владельцев облигаций», различные форумы и чаты, где собирается инвестиционное комьюнити, с которым компания должна поддерживать связь.

Открытость, понятный и искренний диалог — это важный элемент размещения, который, во-первых, привлекает инвесторов, а во-вторых, сыграет вам на руку, если в дальнейшем возникнут какие-то трудности, например, признаки риск-дефолта. Поэтому пропадать «из эфира» ни в коем случае нельзя.

Открытость, понятный и искренний диалог — это важный элемент размещения, который, во-первых, привлекает инвесторов, а во-вторых, сыграет вам на руку, если в дальнейшем возникнут какие-то трудности, например, признаки риск-дефолта. Поэтому пропадать «из эфира» ни в коем случае нельзя.

Надо сказать, что сейчас риск-аппетиты у инвесторов в этом сегменте достаточно высоки, и они готовы рассматривать новых эмитентов. Более того, многим инвесторам очень нравится, когда выходят новые эмитенты и появляются свежие имена. Они готовы охотно покупать такие бумаги, поэтому, если компания серьезно отнесется к подготовке и все сделает правильно, спрос на ее облигации будет высоким.

Кредит на открытие и развитие бизнеса

Предложение от Т-Банка

Кредит на открытие и развитие бизнеса

  • Для пополнения оборотных средств или инвестиций
  • Предварительное решение без открытия расчетного счета
  • Все онлайн, не нужно ездить в банк
Узнать сумму

АО «ТБанк», лицензия №2673

Павел Самиев
Павел Самиев

А вы готовы осваивать рынок облигаций?


Больше по теме

Новости