Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как подготовить патентный портфель компании 


Интеллектуальная собственность — это значительный актив, особенно для развивающихся компаний. Эффективно составленный патентный портфель может стать ключевым конкурентным преимуществом, а также частью капитала, источником дохода. Часто вопрос о подготовке портфеля всплывает перед важными мероприятиями, такими как первичное размещение акций компании на бирже, это называется IPO.

IPO привлекает внимание инвесторов, но также увеличивает интерес конкурентов к компании. В этом материале мы расскажем, как грамотно подготовить патентный портфель.

Когда обращают внимание на патентный портфель

Перед подготовкой патентного портфеля важно учитывать особенности рынка, на котором работает или планирует размещать акции компания.

В масштабных зарубежных корпорациях патенты играют значительную роль — их защита часто становится предметом ожесточенных судебных разбирательств, заключаются сделки по передаче прав на интеллектуальную собственность на миллиарды долларов.

Приведем пример. Суд может постановить выплатить компенсацию в размере 2 млрд долларов за нарушение патента, как это произошло в деле между Cisco Systems и Centripetal Networks. Также стоит упомянуть о соглашениях между технологическим гигантом Apple и Cisco, в рамках которых Apple выплачивает компенсацию за использование товарного знака IOS и некоторых других. Это оформлено в виде закрытого лицензионного соглашения.

Споры о патентах могут серьезно повлиять на операционную деятельность компании. Например, у BlackBerry была угроза потерять право на продажу своих телефонов из-за нарушения патента фирмы NTP. В итоге BlackBerry пришлось выплатить более 700 млн долларов компенсации. А та же компания Apple прекратила продажу своих умных часов в США из-за патентного спора.

Ведущие зарубежные компании могут регистрировать более 1000 новых патентов ежегодно

В России ситуация отличается: у крупных предприятий часто зарегистрировано не более 10-20 патентов. По данным рейтинга Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, это относится даже к IT-сфере, которая традиционно требует большего количества охранных документов.

В ней по данным за июнь 2023 года российским лидером по числу патентов является Яндекс с 411 патентами. Это число несопоставимо с количеством патентов в зарубежных корпорациях. Далее в рейтинге идут Лаборатория Касперского и Сбер. У ряда крупнейших цифровых компаний в России по состоянию на март 2024 года вообще нет патентов — например, у Wildberries.

Место России среди других стран в первой десятке по числу поданных патентных заявок. Источник: отчет Всемирной организации интеллектуальной собственности

Среди российских компаний есть те, что заботятся о своей интеллектуальной собственности. Причем, подобную активность можно отметить не только среди крупных корпораций, но и среди обычных ООО и АО, готовящихся к IPO.

Так, по результатам премии IP Russia Awards первые места за лучшую стратегию управления результатами интеллектуальной деятельности в трех рейтингах по секторам ИТ и телеком, химии и фармацевтики, производителей высокотехнологичной продукции получили:

  1. К-Скай;
  2. БИОКАД;
  3. Концерн «Созвездие»;
  4. ДЕЛЬТА КОМПЬЮТЕРС;
  5. ПРОМОМЕД РУС;
  6. ОАК;
  7. Апекс Технологии;
  8. Гротекс, Фармацевтическая компания Solopharm;
  9. Атомэнергопроект.

К слову, именно среди предприятий этих направлений защита интеллектуальной собственности наиболее важна.

Традиционно по показателям регистрации интеллектуальной собственности первые позиции занимает «Росатом» и его дочки. Например, «Атомэнергопроект» в 2022 году потратил более 16,4 млн рублей на 15 авторских вознаграждений за служебные изобретения, увеличив эту сумму в три раза. За 2022 год АО получило 11 патентов в России и 55 за её пределами.

Товарные знаки пользуются сравнительно большей популярностью, как и полезные модели. Их регистрируют для защиты названий компании, отдельных продуктов, упаковок, слоганов. Всего на конец 2023 года действовало более 860 тысяч свидетельств на товарные знаки.

Патенты значимы для малых и средних инновационных компаний. Компания должна защитить свой продукт, если он действительно инновационный. Иначе совсем скоро то же самое смогут производить другие, в том числе уже укрепившиеся на рынке конкуренты. Преимущество будет потеряно. Причем одного патента для защиты мало, нужна полноценная стратегия.

Компании, которые регистрировали больше всего знаков в 2023 году по данным Роспатента

Базовые принципы управления интеллектуальной собственностью

Для максимальной защиты патенты регистрируют не просто по принципу «как только появляется на что», а продумывая стратегию наперед, чтобы документы были максимально полезны. Ниже перечислим функции, которые должен выполнять патентный портфель с хорошей структурой.

Защита от конкурентов. Патенты защищают разработки от кражи конкурентами. Если это произойдет, вы должны быть вправе подать в суд и получить хорошую компенсацию.

За незаконное использование товарного знака можно взыскать сумму, в два раза превышающую стоимость контрафакта, компенсацию до 5 млн рублей. Эта статья регулярно применяется на практике. Например, Мираторг взыскал 300 тысяч рублей за незаконное использование их бренда и в целом регулярно защищает свои позиции на рынке при помощи защиты товарного знака.

Защита от патентных троллей. Патентные тролли могут использовать схожие разработки или названия в случае с товарными знаками. Нужно сразу подумать о защите от таких компаний и частных лиц.

Азамат Ибатуллин участвовал более чем в 800 делах по интеллектуальной собственности. Он смог добиться решения о взыскании у торговой сети “Сто тысяч мелочей” 10 млн рублей за нарушение его товарного знака “Тысяча мелочей». Это пример того, что делают патентные тролли.

Привлечение инвесторов. Патентный портфель очень важен для инновационных компаний и предприятий фармацевтического сектора. Если ваш бизнес строится на продаже одного ключевого продукта, то без патентов также не обойтись. Стоит оформить его и рассказать инвесторам, что только вы будете получать прибыль от технологии ближайшие 10-20 лет.

Прибавка к капиталу. За рубежом патентный портфель может спасти компанию от банкротства. Например, так было у Nortel Networks, когда Google выкупил их патенты. В России они могут составлять значимую долю в капитале компании, особенно если они описывают действительно уникальный для отрасли продукт.

Доходность. Патенты, товарные знаки и другую интеллектуальную собственность можно передавать по договорам лицензии и отчуждения другим организациям. Эту схему можно использовать для получения прибыли или обмена технологиями.

В России довольно развито использование франшизы, когда компания передает право работать под своим брендом и иногда другие активы в обмен на часть будущей выручки. Например, этим методом активно пользуется Ozon и получает большую доходность при сравнительно небольших инвестициях.

Типы патентов и стратегий патентования

С точки зрения целей регистрации есть разные типы патентов и основанных на них стратегий. Среди них:

Блокирующие. Они направлены на то, чтобы не допустить до деятельности в отрасли или конкретном направлении конкурентов. Например, если разработана технология, но коммерциализировать ее компания пока не готова. Она оформляет патент — в итоге конкуренты тоже не смогут ей заниматься. В 2020-2023 году организации массово стали оформлять патенты на искусственный интеллект, даже если не связаны с этой сферой напрямую.

Стратегиями, основанными на блокирующих патентах, чаще всего занимаются компании, лидирующие по числу заявок каждый год — такие как IBM и Samsung.

Деблокирующие. Если против фирмы действуют блокирующие патенты конкурентов, приходится решать эту задачу также при помощи интеллектуальной собственности. Найти лазейки и оформить права на подходящую интеллектуальную собственность бывает сложно, но возможно.

Зонтичные. Их назначение в том, чтобы обеспечить очень широкий объем прав. При создании зонтичного патента анализируют разные варианты развития техники и прогнозируют свойства, которые может в будущем приобретать ключевой продукт компании. Это может быть новый способ создания того же изобретения, например. «Зонтичный патент» может существовать в виде группы патентов, но это будет дороже.

Приведем пример. Есть на лечебно-профилактическую зубную пасту. Он составлен по примерно такой формуле:

  1. Зубная паста содержит загуститель, абразивный материал, влагоудерживающее вещество, фосфолипиды и другое.
  2. Абразивный материал зубной пасты по п 1 выбран из группы, состоящей из *перечень химических веществ*.
  3. Загуститель зубной пасты по п. 1 выбран из группы, состоящей из *перечень химических веществ*.

Независимый пункт содержит только состав, причем в общих формулировках. просто так делать нельзя — их нужно конкретизировать. Если прописать это сразу, в виде формулировки “зубная паста характеризующаяся содержанием *перечень химических веществ*, то к этому патенту было бы просто сделать деблокрующий за счет внесения других наз химических веществ с теми же свойствами. Например, кальция карбонат заменить на кремния диоксид.

Но поскольку все уточнения вынесены в зависимые пункты, патент обладает большей силой и может считаться зонтичным — обеспечивающим очень широкий объем прав на производство зубной пасты с определенными веществами в основе.

Дезинформирующие или «ложные». Это патенты, которые описывают наименее эффективный экономически способ реализации ключевого продукта. Компания даже может говорить, что при этом именно эти патенты привели к успеху. Конкуренты могут потратить силы на оспаривание этого патента.

Локальные. Усиливают защиту основного изобретения, описывают связанные с ним технологии. Для поиска таких патентов анализируют родственные решения для уже оформленного патента, выявляют в них наиболее общую черту и оформляют на неё патент.

Зингеровские. Патент должен просто защищать ключевой продукт. Он содержит минимальное количество существенных условий, защищает только тот элемент, без которого в технологии никак не обойтись. Формулы содержат максимальное количество наиболее обобщенных и известных описаний, формулировок, которые будет сложно обойти конкурентам.

Патенты с очень широким действием, как зингеровские, в целом часто считают недобросовестными. Один из самых ярких примеров на зарубежном рынке — патент на самодвижущуюся повозку с бензиновым двигателем Джорджа Селдона. Генри Форду потребовалось 8 лет, чтобы обойти этот патент. При том, что сам Селдон даже не создал автомобиль, а только предсказал их появление, существовала целая ассоциация лицензированных производителей автомобилей, выплачивающих 1.25% Селдену с продажи каждой машины.

Роспатент может зарегистрировать патенты на максимально общие и давно изобретенные явления. Например, патенты 2139818 и 2139816 на стеклянный сосуд и металлический сосуд просуществовали много лет прежде чем перейти в общественное достояние. Такие случаи называют недобросовестными зонтичными патентами.

Также бывают:

  • пионерские патенты — на принципиально новую технологию, открывающую целое направление, как автомобиль;
  • провокационные — только для судебных споров с конкурентами;
  • рекламные;
  • адаптационные — новый патент при изменении технологии, на которую уже оформлен зонтичный патент.

Прежде чем составлять патентный портфель, нужно проводить тщательный анализ рынка и места компании на нем, попытаться спрогнозировать, как все будет развиваться через несколько лет и в долгосрочной перспективе. Последовательность и объем патентования могут быть разными.

Есть такой термин, как «веерное патентование». Для конкретной разработки, например, устройства, технологии, лекарства, определяют несколько патентов. Они направлены на защиту одной технологии и различаются друг от друга лишь одним-двумя существенными условиями. Это обеспечивает широкую патентную защиту, но требует относительно высоких затрат на регистрацию.

Как подготовить патентный портфель

Подготовка патентного портфеля проходит в несколько этапов:

  1. Проведение патентного исследования или поиска. Включает изучение уровня техники в отрасли, прогнозов развития, патентов конкурентов и патентной активности в отрасли вообще;
  2. Определение ключевого объекта патентования, который нужно защищать;
  3. Выявление информации, которую нужно держать в секрете и не раскрывать;
  4. Определение связанных с основным объектом защиты объектов, которые также нужно защитить;
  5. Подача патентных заявок в Роспатент;
  6. При необходимости подача заявок в других странах.

Подачу зарубежных заявок нужно планировать заранее и также изучать все аспекты рынка. Подавать заявки лучше не позже, чем через год с момента обращения в Роспатент — так у заявки будет «конвенционный приоритет» при подаче за рубежом. То есть даже если кто-то за этот год подаст заявку на такую же технологию, более ранней и приоритетной будет считаться заявка на российское изобретение.

Защитить интеллектуальную собственность нельзя только одним патентом. Однако не стоит думать, что даже множество патентов будет бессмысленным, и желающие все равно найдут лазейку. Нужен хороший патентный портфель, ориентированный на качество, а не количество.

Как выбрать, какую интеллектуальную собственность патентовать

Прежде чем начинать патентование, нужно составить перечень активов и продуктов предприятия и определить, какие из них нужно защитить патентом или свидетельством.

Выбрать ключевой продукт. Чтобы определить, какой продукт является ключевым, нужно изучить потребности рынка, прогнозы ученых, данные патентных исследований по продукту и отрасли. Ключевой продукт должен отвечать таким критериям:

  1. Объект может считаться изобретением. Оно должно быть уникальным и петентосособным — иметь изобретательский уровень, технический характер и промышленную применимость;
  2. Объект устойчив к патентным атакам конкурентов. То есть у него минимум существенных признаков, которые легко идентифицируются, выражены известными терминами и носят общий характер;
  3. Объект можно использовать в составе других патентоспособных объектов, причем он будет определять их изобретательский уровень;
  4. Объект можно использоваться в разных отраслях и направлениях;
  5. Использование объекта приводит к выраженному экономическому эффекту.

Определить, какую информацию нужно сохранить в тайне. Для этого существуют не патенты, а коммерческая тайна и ноу-хау. Так стоит охранять наиболее экономически целесообразный вариант использования ключевого объекта и наиболее рациональные его вариации. Каждый сотрудник должен подписать соглашение о неразглашении. Ноу-Хау патентам предпочитает, например, Илон Маск для своих компаний.

Выбрать сопутствующие объекты. Рекомендуют определять все наиболее близкие объекты максимум в течение года после подачи заявки на охрану ключевого объекта. Они должны быть объединены изобретательским замыслом. Если это будет не так, то старая заявка будет противоречить новым и сможет быть им противопоставлена. Связь ключевого объекта с сопутствующими должна определять их изобретательский уровень.

Определять новые сопутствующие объекты. Они должны быть направлены на достижение нового технического результата. Этот этап практически бесконечен, к нему можно возвращаться на протяжении всего времени существования компании. Как только появляются новые возможности использовать изобретение, для этого можно создать отдельный патент.

Как выбрать способ защиты прав

Есть разные способы оформить интеллектуальную собственность.

Изобретение. Подходит для сложных и действительно новых технологий, отвечающих требованию к изобретательскому уровню. Охрана выдается на 20 лет. Дает наиболее полный и долгий вариант защиты.

Полезная модель. Грубо говоря это более «легкий» вариант, чем изобретение с более мягкими требованиями и процессом регистрации. Но и защита длится только 10 лет.

Промышленный образец. Защищает внешний вид изделия. На российском рынке их активно используют для защиты как собственно промышленного дизайна, так и упаковок, этикеток и даже как дополнение к товарным знакам.

Товарный знак. Защищает изобразительное, словесное или комбинированное уникальное сочетание. Используют для защиты логотипов, названий продуктов и т. д.

Программы для ЭВМ и базы данных. Также можно оформить в Роспатенте, но это не полноценная регистрация, а просто размещение в их базах данных для фиксации даты создания на случай споров.

Ноу-хау. Совсем другой тип интеллектуальной собственности, позволяющий сохранять конфиденциальность и не предполагающий публичного раскрытия информации. Может быть экономическим, техническим, управленческим, правовым. Ноу-хау может быть менее эффективным в защите прав, особенно в случае судебных разбирательств.

Часто один объект защищают несколькими способами. Например, одновременно подают заявку на защиту и полезной модели, и изобретения. Заявку на полезную модель можно переоформить на заявку на изобретение в процессе регистрации.

Сравнение патентов и ноу-хау
ПараметрыПатентНоу-хау
КонфиденциальностьНетДа
Возможность скрыть наиболее выгодные технические решенияНетДа
Возможность монетизации от передачи правДаДа
Охрана сопутствующих решенийДаНет
Возможность получать доходДаДа
Длительность охраны без ограниченийНетДа
Действие в нескольких странахДаНет
Быстрое получениеНетДа
Широкие возможности доказать вину нарушителяДаНет
Законодательная защитаДаНет
Ответственность за нарушенияДаДа
Безграничный объем информацииНетДа

Как монетизировать патенты

Монетизировать патенты можно путем их продажи или частичной передачи. Среди преимуществ продажи:

  1. Выплата большой суммы разом.
  2. Доход не зависит от коммерческой успешности разработки в будущем.
  3. Не нужно судиться с покупателем об изменении условий в процессе сделки.
  4. Не нужно искать покупателя, способного извлечь большую выгоду из изобретения.

Продажа патента приводит к потере прав на разработку. Поэтому использовать этот способ стоит только тогда, когда вы уверены, что не будете развивать производство в этом направлении. Обычно разработки выгоднее оставить при себе.

Итоги

Подготовка патентного портфеля требует проведения трудозатратной аналитической работы. Если нужно сохранить ресурсы и обеспечить при этом максимальную защиту, придется прогнозировать развитие рынка, конкурентов и компании, выделять наиболее важные продукты и то, какими они могут стать в будущем.

Однако патенты — важный инструмент, и не только защиты. Их можно использовать для привлечения инвесторов и обеспечения своего конкурентного преимущества. Ценную интеллектуальную собственность, такую как известный товарный знак, можно даже использовать для залога.

Стратегий и механизмов защиты также много — это может быть изобретение, полезная модель, товарный знак или коммерческая тайна, а также другие типы интеллектуальной собственности. Многое зависит от организации, ее стратегии, капитала, ресурсов и места на рынке. Также нельзя не учитывать особенность самой технологии, ее патентоспособность и прогнозируемое будущее, заинтересованности в разработке конкурентов и другие внешние факторы.

Татьяна Солдатова
Татьяна Солдатова

Задумывались ли вы о создании патентного портфеля для вашей компании?


Больше по теме

Новости