Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как перейти из среднего бизнеса в крупный и не превратиться в динозавра


В 2022 году поставщик мерча Oasis перешагнул знаковую отметку оборота и встал на путь крупного бизнеса. Сегодня в группе компаний работает 450 человек.

Oasis — семейный бизнес с 30-летней историей. Юрий Слуцкий — молодой лидер команды, управлять компанией начал с 2020 года, и оборот за это время вырос втрое. С ростом компании Юрий начал выстраивать новую систему управления бизнес-процессами и отношений с людьми.

Взрывной рост — это очень непросто

Бизнес в сфере креативных услуг сложный из-за длинного цикла сделки в цепочке клиент-агентство-поставщик. Часто длительность сделки составляет больше месяца, в цикл входит выбор товаров под мерч, подготовка концепций, согласование, дизайн, производство образцов, опять согласование, и только в конце запускается тираж. Вся эта работа происходит на стороне агентства, а поставщик, такой как Oasis, должен обеспечить тыл своих партнеров наличием товара на складе и сроками производства.

Для рынка в целом последние несколько лет были очень неплохие. Ассоциация коммуникационных услуг России оценила сегмент мерч-индустрии в 2023 году в 53 млрд рублей с ростом 62%. И мы как бизнес начали приспосабливаться к такой приятной проблеме, как взрывной рост.

Что это значит для бизнеса? Во-первых, увеличение инвестиций в товар. Но если товар — это достаточно просто: «продал — получил деньги», то наша стратегия связана с ростом сервисов. А это надо отслеживать. Мы переходим веху из среднего бизнеса в крупный, и переходим ее сразу по всем показателям: количество персонала, оборот.

Когда мы говорим про сервис, понимаем, что сервис — понятие обширное. Это и логистика, и работа сайта, в нашем случае еще услуги по персонализации, наличие самого нового оборудования для печати, вопрос отработки рекламаций, работа отдела продаж, пунктов выдачи — короче, миллион вопросов.

Для бизнеса, который активно растет: раз в 3-5 лет нужно думать о реструктуризации
Несколько миллиардов рублей, вложенных в товар на складе — это необходимость. Если клиенту нужны десять тысяч футболок и тысяча термобутылок завтра, то ты или игрок на этом рынке, или нет

Чем больше сотрудников, тем сложнее управление

Для всех компаний и людей переход дается непросто. Мы стали уделять больше времени бизнес-процессам, их описанию, регламентации. Есть отдельный департамент, который рисует схемы и старается сделать так, чтобы они были понятны. Также рост бизнеса повлиял на особенности коммуникации. В компании очень много людей и становится тяжело договориться.

Многие люди работают как распределенные команды, т.е. не приходят в офис вообще. Есть те, кто приходит в офис раз в неделю. Поэтому мы планируем взаимодействие в таком формате, чтобы коммуникации не заканчивались в офисе. Активно внедряем корпоративную социальную сеть в плане внутрикома и OKR, чтобы люди понимали, чем они занимаются.

Несколько интеллектуальных систем, в которых мы работаем:

  • Miro: представление схем и процессов;
  • PlanFix: постановка задач;
  • Microsoft Teams: коммуникация команды, видеовстречи;
  • OneDrive: облачное хранилище;
  • Viva Engage: социальная сеть для сотрудников;
  • Viva Goals: постановщик целей по системе OKR.

Как видите, никаких чатов в Telegram, всё прозрачно и независимо. И это не считая личного кабинета на сайте, CRM, 1С и других необходимых бизнесу систем. Oasis — не просто поставщик, а онлайн-платформа для ежедневной работы агентств и магазинов, и, конечно, процессы должны быть максимально быстрыми и эффективными.

Отличие крупного бизнеса — множество вещей делается без ведома руководителя

Мы все однозначно стали больше работать. С ростом бизнеса и управленцы должны расти: у кого-то это лучше получается, у кого-то хуже. Поэтому в рамках сервисов нужно отслеживать метрики. Мы стремимся к тому, чтобы у каждого департамента были 2-3 метрики, они их отслеживали и отвечали за результат.

Мы стараемся ориентировать людей на то, что они приходят на работу не задачи делать, а приносить результат. Это очень важно, потому что многие сотрудники считают, что достаточно того, что они выполнили десять дел.

Мы стараемся подсказывать, поддерживать, делиться лучшими кейсами. Например, идеальная для HR история — растить руководителей внутри команды, а не нанимать сверху. Отличие среднего и крупного бизнеса в том, что больше и больше вещей делается без ведома руководителя.

Чем крупнее становится компания, тем сложнее заниматься микроменеджментом, и даже middle-менеджментом, поэтому мы стараемся воспитывать культуру, где каждый руководитель — это владелец шестисоточного участка, а все вместе образуют дачный кооператив. Не очень современная, но очень понятная метафора.

Все участвуют в кооперативе, ходят на общие собрания, отстаивают интересы кооператива по отношению к большому миру, у каждого есть 6 соток, и каждый сам решает, как он должен расти, развиваться и какие помидоры сажать. Он сам отслеживает для себя, как справляется, какой у него урожай. А другой решает, что помидоры ему не нужны, он будет сажать клубнику. Такая стратегия помогает бизнесу активно развиваться, не сосредотачивая все в одних руках.

Но люди — это не роботы. Как бы ни хотелось оптимизировать процессы и поставить всё на поток, важен личный коннект с каждым. Поэтому для своей команды, да, если честно, и для клиентов, я просто Юра. Мы постоянно организовываем позитивный движ, который объединяет нас. Иначе никто глубоко не поймет, куда мы на самом деле идем, как бы мы ни расписывали цели по OKR.

Для команды — просто Юра
Бесплатно откроем ООО с одним учредителем

Предложение от Т-Банка

Бесплатно откроем ООО с одним учредителем

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно после регистрации откроем счет для бизнеса
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Стратегия: вести серьезный бизнес несерьезно

Главный сопутствующий фактор роста бизнеса — это рост ответственности перед клиентами. Вместе с ним появляется страх. Страх сделать что-то не так, ошибиться, потерять лояльность. Но для меня есть страх сильнее — превратиться в динозавра. Проблема динозавров в том, что они вымирают. Поэтому мы всегда смотрим в сторону эволюции. И это выразилось в создании нового позиционирования и ребрендинге компании.

Восемь лет мы двигались по стратегии, что нам нужно догнать рынок и конкурентов, создать хороший продукт, делали фокус на товаре и на сайте. Дальше мы поняли, что компания выросла — сместили фокус на сервис, инновации и технологии. Мы приняли концепцию «вести серьезный бизнес несерьезно», драйвовую подачу, легкие коммуникации. Поэтому, когда мы разрабатывали для себя новый фирменный стиль, очень хотели этой несерьезности добавить.

Даже в бизнесе можно, грубо говоря, оставаться детьми — просто играя немножечко на другом уровне. В коммуникации мы хотим быть простыми, добрыми, оставаться своими и считаем, что непринужденная айдентика скрадывает расстояние между крупным и малым бизнесами, которые обычно о разных вещах говорят.

Так появился новый фирменный стиль и персонаж Обнимен — красный смайлик, наш маскот. Ребрендинг нам помогает и играет догоняющую роль. Да, были трудности. Классические: нас не узнавали, многие не понимали концепцию, что за Обнимен, людям тяжело было привыкнуть, были клиенты, которым прям активно не нравилось. Но спустя год мы сжились с этим фирменным стилем, он стал понятным, ярким, индивидуальным, и сейчас негативных комментариев не слышно.

Производство мерча и подарков — это рынок эмоций, «индустрия обнимашек»

Многое строится на отношениях с партнерами

Айдентика — это не только про образ, но и про отношения. Со стилем мы экспериментируем по-разному. Самая прикольная история — у нас очень интересные визитки, где Обнимен изображен как объемный смайлик с вырубкой улыбки, что всегда вызывают яркие эмоции. Это очень быстро позволяет разбить лед при знакомстве, особенно на выставках, когда мы подходим к поставщикам, китайским и даже европейским, и сразу заявляем: «ребята, мы простые, вот вам смайлик, мы себя так видим».

Та самая визитка

В B2B важно выстраивать взаимоотношения с партнерами. Вообще многое строится на отношениях. У нас развитая программа мероприятий для наших клиентов, мы собираемся вместе на ежегодные ивенты разного уровня: проводим деловые конференции, туры по городам России и даже выезжаем в лес с палатками. Но и тут не обходится без проблем.

Например, мы проводили выездную конференцию для топ-клиентов в Дубае, 10 человек сразу остались дома, не прошли тест на ковид, потом, когда приехали в Эмираты, еще 12 человек получили положительный тест. И было два варианта: оставлять их в Эмиратах на две недели или вывозить в Россию срочным бортом. И все решили, что хотят домой.

В итоге для них это была конференция в один день, и мы даже группу в Telegram завели «Дубай за один день». Это был январь 2022 года, очень хорошо помню эмоции, мне казалось, что это катастрофа, и ничего хуже уже не будет.

Одна встреча на мероприятии дает профит, равный году разговоров по телефону. Но это неточно

Оптимизация — это не сокращение штата, а повышение его эффективности

Многие бизнесы сталкиваются с тем, что сильно давит legacy. Например, у человека появляется роль, допустим, «продажник», и он занимается продажами, делает условно 20 задач. Бизнес растет, меняется, а он продолжает делать 20 задач. Но по факту большинство задач вначале были небольшими, не отнимали много времени. А с развитием бизнеса они становятся большими и сложными. И тут два пути: нанять еще больше людей или подумать над процессом оптимизации.

Например, раньше, когда мы работали с нанесением, наш клиент присылал менеджеру макет на почту, дальше менеджер отправлял дизайнеру. И менеджер должен был в голове держать, что, куда и когда он отправил, напоминать, если что-то не получал. Это классно работает, когда у вас 5-10, даже 50 заказов. Но когда их 500, нереально запомнить все. Естественно, были случаи, когда мы забыли кому-то ответить, клиенты были недовольны. При этом мы никак не могли это контролировать. 80% макетов шли с ошибками.

Что мы сделали? Автоматизировали подачу макетов. Они стали подаваться напрямую дизайнерам с личного кабинета клиента, минуя отдел продаж. Какие фишки получили? Первое: скорость. Менеджер может реагировать на письмо в течение 30 минут или, если он на обеде или встрече, движение макета занимает час в одну сторону. Убрав менеджера из этой цепочки, мы сэкономили до двух часов.

Второе: мы стали получать и систематизировать всю информацию о том, какие у нас загружаются макеты, сколько прошли модерацию, сколько не прошли. И выяснилось, что их не 80%, а 30%. Третье: с менеджеров удалось снять часть работы. Нам в тот год удалось вырасти по обороту на 62%, при этом по количеству персонала мы выросли на 10%. Соотношение количества людей и объема работы должно быть эффективным.

Здесь очень важно, что для каждого бизнеса, который активно растет, раз в 3-5 лет нужно думать о реструктуризации, четко понимать, какие у бизнеса есть роли и внутри этих ролей — действительно ли это работа конкретного человека или ее можно передать и делать эффективнее. Нам в свое время очень помогло.

Юрий Слуцкий
Юрий Слуцкий

С какими проблемами при росте бизнеса сталкивались вы? Расскажите об этом в комментариях


Больше по теме

Новости