Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как мы настроили петли обратной связи в команде и перестали срывать проекты


Обратная связь — важная часть взаимодействия любой команды. Однако, если давать фидбэк только по результатам работы и не учитывать то, что специалисты могут изначально неправильно понимать условия задач, обратная связь может быть малоэффективна. Обмен фидбэком хорошо бы проводить еще и на старте проектов.

Для нашей компании это стало необходимостью, когда в команде появились ребята из других городов — 70% сотрудников теперь работают удаленно, а общение в основном происходит в мессенджере.

Сложностью такого формата работы для нас стало то, что обсуждая задачи текстом, а не лицом к лицу, специалисты не всегда верно понимали, что нужно сделать, но продолжали работу, понадеявшись на свой опыт и интуицию. Это приводило к тому, что полученный результат приходилось переделывать, и это, конечно же, никому не нравилось.

В этой статье расскажу о петлях обратной связи и фильтрах восприятия, и, как их изучение помогло нашей команде прийти к полному взаимопониманию.

Что такое петли обратной связи и фильтры восприятия

Петля фидбэка — это элемент системы, в которой полученные данные полностью или частично используются как начальные данные для следующих операций [TechTarget].

Понятия «‎обратная связь» и «петли обратной связи‎» придумал математик Норберт Винер, которого считают отцом кибернетики. Со временем эти термины были адаптированы и начали использоваться социологами, психологами и специалистами по коммуникациям.

Проще говоря, обратная связь — это реакция одного человека на поведение другого. А петля обратной связи — это когда на эту реакцию следует новый фидбэк, который вводит дополнительные данные в общение и корректирует его.

Как работают петли обратной связи
Как работают петли обратной связи

Петля обратной связи в пошаговой схеме

Петля обратной связи в пошаговой схеме

Фидбэк и петли фидбэка идут в связке и часто применяются для улучшения взаимодействия в команде. Они делятся на два типа:

Петля положительного фидбэка по-другому называется усиливающей. Она показывает, что поведение человека является правильным в рамках этой системы и мотивирует его продолжать делать те же действия.

Пример петли положительной обратной связи
Пример петли положительной обратной связи

Пример петли положительной обратной связи в повседневной жизни

Пример петли положительной обратной связи в повседневной жизни

Аналогично и на работе: если руководитель не забывает хвалить сотрудника за успешное выполнение задач, это создает позитивное подкрепление. Оно мотивирует специалиста работать в том же духе или стараться достичь еще более впечатляющих результатов, чтобы усилить признание.

Петля отрицательного фидбэка, наоборот, показывает, что поведение человека нужно изменить, чтобы система продолжала работать. По-другому она называется корректирующей.

Петля отрицательной обратной связи
Петля отрицательной обратной связи

Пример петли отрицательной обратной связи

Пример петли отрицательной обратной связи

Аналогично и на работе: руководитель дает специалисту корректирующую обратную связь, если тот допускает ошибки в задачах. Сотруднику нужно исправить свои действия, чтобы его работа стала эффективной.

Еще есть опережающие и задержанные петли фидбэка. Их суть следующая:

Опережающая петля нацелена на выявление и устранение уязвимостей до того, как возникнут проблемы. Это про то, чтобы заранее иметь план Б на случай непредвиденной ситуации.

Задержанная петля работает по факту, реагируя на проблему только в случае ее появления. Это стратегия «жить настоящим», без попытки предугадать будущее.

В своей работе мы стараемся использовать опережающие петли обратной связи и применяем усиливающий или корректирующий фидбэк — то, что больше подходит под ситуацию. А для того, чтобы команда понимала, что им нужно делать, мы вывели еще и собственный термин:

Наше определение

Петли фидбэка в команде — это регулярный двусторонний обмен информацией между руководителем и специалистами, который помогает убедиться, что все одинаково понимают задачи и движутся к одной цели.

Зачем вникать так глубоко: роль фильтров восприятия в понимании задач

Избегать ошибок на 100% — утопия, это абсолютно нереально. Но это не значит, что с проваленными задачами нужно просто смириться — на каждую из них тратятся время и ресурсы, к которым прибавляются еще усилия на переделывание работы. Поэтому, если мы видим способ сократить количество ошибок, — мы его используем.

По нашей практике проблемы зачастую возникают не из-за чьей-то некомпетентности, лени или нежелания работать. Истинная причина кроется в фильтрах восприятия — они у каждого человека свои. Для каждого отдельного человека формирование фидбэка работает так:

Что такое фильтры восприятия
Что такое фильтры восприятия

Фильтры восприятия влияют на то, какой будет ответная реакция человека

Фильтры восприятия влияют на то, какой будет ответная реакция человека

Фильтры восприятия — это система с помощью которой человек обрабатывает и группирует данные из окружающего мира. Каждый день мы обрабатываем огромный поток информации. Мы видим, слышим, ощущаем и оцениваем происходящее. Чтобы не тратить слишком много ресурсов на каждую мелочь, мозг создает протоколы быстрой реакции. Они помогают нам не переосмысливать повторяющиеся ситуации каждый раз заново.

Пример такого механизма — вождение автомобиля. Новичок, скорее всего, будет ехать очень медленно, потому что каждую секунду анализирует огромное количество информации. Но со временем привычные маршруты и сам навык вождения доводятся до автоматизма.

Подобная автоматизация процессов — классный навык мозга, который помогает нам всю жизнь непрерывно обучаться. Но из-за него же каждый человек воспринимает информацию по-своему — сквозь фильтры своего опыта, знаний и даже самочувствия.

Как работает фильтр восприятия
Как работает фильтр восприятия

Влияние наличия или отсутствия фильтров восприятия на примере ухода за цветком

Влияние наличия или отсутствия фильтров восприятия на примере ухода за цветком

На работе это проявляется в том, что кто-то может зацикливаться на мелочах и упускать главное, а кто-то — наоборот, не замечает важные детали. Это может приводить к неправильной интерпретации условий задачи и работе, которую придется переделывать. Вот почему так важно проверять, как сотрудники понимают задачи.

Какие петли обратной связи мы применяем в работе

Когда мы изучили теорию и командой приняли решение, что петли обратной связи нам помогут, составили единый фреймворк по работе с проектами. Он состоит из трех циклов:

Уточнение понимания задачи. Теперь каждый новый проект мы с командой начинаем с обязательной проверки: все ли верно поняли задачу. Процесс выглядит так:

  1. Руководитель ставит задачу, указывая ключевые цели и требования.
  2. Команда задает уточняющие вопросы после изучения задачи. Это обязательный шаг, даже если на первый взгляд все очевидно. Важно исключить любые возможные недопонимания.
  3. Каждый участник проекта описывает свою роль в комментариях к задаче. Например, если нужно создать новый модуль для продукта, тестировщик может записать: «Моя задача — провести функциональное тестирование модуля А и составить отчет о дефектах. Далее я передаю результат разработчику N».
  4. Руководитель проверяет комментарии и уточняет задачу, если есть расхождения в понимании. Это помогает команде получить ожидаемый результат и не делать двойную работу.
Как верифицировать понимание задачи
Как верифицировать понимание задачи

Верификация понимания не занимает много времени, но помогает избежать неприятных ситуаций

Верификация понимания не занимает много времени, но помогает избежать неприятных ситуаций

Ежедневный фидбэк с планами и вопросами. Те самые дейли. Участники команды каждое утро рассказывают тимлиду о своих планах на день и о том, что было сделано накануне — делятся результатами работы и задают уточняющие вопросы.

Это сделано не для контроля присутствия или занятости сотрудников — у тимлида нет времени на изучение поминутных отчетов. Фидбэк — способ отслеживать, на каком этапе находятся проекты и сразу понять, если где-то возникнут трудности.

Все происходит в формате созвона и занимает около 20 минут. Перед встречей участники команды заполняют доску в Miro, чтобы сразу начать предметное обсуждение. Кроме того, в конце недели сверяются планы по задачам и их фактическое выполнение, чтобы зафиксировать прогресс по текущему флайту.

Раз в неделю — рефлексия. Каждую неделю сотрудники пишут руководителю свои впечатления: что получилось хорошо, а что не очень. Это занимает всего пару минут и помогает узнавать настрой участников команды, находить и устранять проблемы, пока они не стали серьезными. Например, вовремя заметить, что у специалиста слишком большая нагрузка, с которой он не справляется.

Для рефлексии используются личные сообщения, где сотрудники могут говорить о чем угодно — от сложностей в задачах, которые не получилось предвидеть, до необходимости обновить технику. Руководитель корректирует работу или ставит себе задачу на следующую неделю, если вопрос сложный и, например, требует встречи со всей командой.

Как работает рефлексия
Как работает рефлексия

Рефлексия помогает не только убедиться, что все идет по плану, но и зарядить ребят в команде позитивом

Рефлексия помогает не только убедиться, что все идет по плану, но и зарядить ребят в команде позитивом

Результаты эксперимента: плюсы и минусы

Петли обратной связи и разные техники фидбэка мы применяем уже несколько лет, эти методы закрепились в нашей работе и дают заметные результаты. Однако прежде чем внедрить их в свою команду, стоит учесть преимущества и недостатки.

Преимущества:

  1. Нам удалось практически свести к нулю ситуации, когда специалисты делают двойную работу из-за неправильного понимания задачи. Такая система минимизирует подобные риски.
  2. Проекты выполняются быстрее и качественнее из-за грамотного распределения ресурсов. Участники команды знают, что их силы не будут потрачены впустую, что помогает им не выгорать из-за напрасной работы.
  3. Регулярные петли фидбэка способствуют постоянному взаимодействию — как внутри команды, так и с тимлидом. Это помогает укрепить отношения в команде.

Минусы:

  1. Обсуждения задач требуют времени. Это кажется довольно трудоемким делом, но помогает убрать серьезные проблемы в реализации проектов.
  2. На начальном этапе уточнения могут занимать довольно много времени, потому что требуют внимания и погружения. Но со временем этот процесс автоматизируется и проходит быстрее.
  3. Не все участники команды изначально приняли такой подход. Понадобилось время, чтобы люди привыкли и оценили его пользу.

Подведем итог

Петли обратной связи — следующая ступень в построении системы фидбэка для эффективной командной работы. Они помогают руководителю и сотрудникам прийти к единому пониманию задач, несмотря на фильтры восприятия каждого отдельного специалиста. Это, в свою очередь, помогает грамотно распределять ресурсы, добиваться нужного результата и качественнее выполнять проекты.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Федор Чернов
Федор Чернов

Как вы настраиваете обратную связь в команде? Поделитесь лайфхаками в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации