Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽
ПодробнееПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
На какие критерии обратить внимание, когда выбираете, через кого подключить онлайн-оплату
Директор отдела по управлению продажами интернет-эквайринга для среднего и крупного бизнеса
На какие критерии обратить внимание, когда выбираете, через кого подключить онлайн-оплату
Директор отдела по управлению продажами интернет-эквайринга для среднего и крупного бизнеса
Если бизнес продает товары или услуги в интернете, важно иметь возможность принять платеж от покупателя в онлайне. Для этого подключают онлайн-кассу и интернет-эквайринг.
В статье расскажем, на что обращать внимание при выборе поставщика интернет-эквайринга.
Чтобы легально принимать платежи в онлайне, бизнес должен подключить онлайн-кассу и зарегистрировать ее в налоговой. Касса фискализирует каждую операцию: передает информацию о платеже в налоговую и печатает чек для покупателя.
По закону чек нужно выбить и передать клиенту в момент оплаты. В интернет-магазине клиент может оплатить покупку даже в три часа ночи, поэтому для торговли в интернете подходит облачная онлайн-касса. Она выбьет чек самостоятельно и отправит его клиенту на почту или телефон сразу после оплаты.
Онлайн-касса должна быть почти у всех предпринимателей, кто продает физлицам. Это требование закона. Если торговать без онлайн-кассы, можно получить штраф.
Торговать без онлайн-кассы можно самозанятым физлицам без статуса ИП и предпринимателям на НПД. Они формируют чеки для покупателей в приложении «Мой налог».
Интернет-эквайринг — технология для приема платежей от клиентов на сайте, в приложении, чате или мессенджерах. Покупатель оплачивает заказ с помощью платежной формы — это набор полей с информацией о платеже. Покупатель видит платежную форму после оформления заказа, выбирает способ платежа, вводит данные и нажимает кнопку «Оплатить».
Кроме платежной формы на сайте, в интернет-эквайринге доступны и другие сценарии оплаты: оплата по QR-кодам в мобильном приложении, платежные ссылки в мессенджерах, СМС или e-mail, оплата платежа частями или в рассрочку.
Интернет-эквайринг можно подключить напрямую в банке или через платежный агрегатор — в статье мы будем называть их поставщиками услуги. Вот что важно учитывать, когда выбираете, к кому обратиться за этой услугой:
Дальше подробно разберем каждый пункт.
Почему это важно. Требования для подключения интернет-эквайринга определяют законы РФ и поставщики услуги. Расскажем, какие требования бывают:
1. Продавать можно только разрешенные товары. Если вы планируете продавать в интернете обучающие курсы, одежду и хендмейд, никаких проблем с законодательством РФ у вас не будет. Большинство товаров и услуг в России можно свободно продавать онлайн, ограничений нет.
Но есть категории товаров, которые запрещены к продаже в интернет-магазинах по закону. К ним относятся алкоголь и табак, рецептурные лекарства, драгоценные металлы. Список постоянно обновляется.
2. Необходим расчетный счет для бизнеса. Чтобы принимать онлайн-платежи, предпринимателю нужен расчетный счет в банке. Расчетные счета бывают двух видов — для физлица и для бизнеса. Если предприниматель продает товары и услуги как самозанятый — по закону ему подойдет обычный расчетный счет физлица. Если он работает как ИП или ООО — ему нужен расчетный счет для бизнеса.
Некоторые поставщики готовы подключать интернет-эквайринг только компаниям и ИП с расчетным счетом бизнеса, а другие — могут подключить и самозанятых.
3. Платежи принимают на счет определенного банка. Бывает, что банки готовы подключить интернет-эквайринг, только если платежи будут приходить на расчетный счет этого банка. Если у компании есть счет в другом банке, возможны два варианта — закрыть счет там и из-за этого потерять льготы и выгодные кредитные ставки или переплачивать за обслуживание двух счетов.
На что обратить внимание. Расспросите поставщика об условиях подключения интернет-эквайринга заранее и прикиньте, подходят они вам или нет.
Если продаете запрещенные для онлайн-торговли товары — поделать ничего нельзя. В таком случае остаются доступными только продажи в офлайн-точке.
Если вы самозанятый, уточните, подключат ли вам онлайн-оплату на расчетный счет физлица. Если нет — ищите другого поставщика или зарегистрируйтесь как ИП на НПД и откройте расчетный счет для бизнеса.
Если банк требует открыть расчетный счет для приема оплаты, а у вас есть счет в другом банке, есть три варианта:
Например, чтобы принимать онлайн-платежи через Тинькофф Кассу, открывать расчетный счет в Тинькофф не обязательно.
Почему это важно. Клиенты могут платить по-разному: одному удобно сделать платеж с банковской карты, другому — с электронного кошелька, третьему — через СБП. Чтобы товар или услугу в интернет-магазине купили, важно, чтобы каждый клиент мог оплатить покупку удобным для него способом.
Вот такими способами можно оплатить заказ в интернете:
Кроме перечисленных способов оплаты бывают и другие: например оплата наличными через терминал, оплата со счета телефона. Эти способы не относятся к интернет-эквайрингу, но некоторые агрегаторы их предоставляют.
На что обратить внимание. Кажется, что чем больше способов оплатить покупку в онлайне, тем выгоднее бизнесу — каждый покупатель найдет подходящий способ. Это не совсем так.
Часто один поставщик не может предоставить все возможные способы приема платежей, тогда приходится сотрудничать с несколькими компаниями — это требует затрат времени на заключение договоров и интеграцию всех способов в одну платежную форму.
Чтобы этого избежать, можно подключить интернет-эквайринг через платежного агрегатора — он объединяет способы от разных поставщиков в одну форму сам, и договор будет всего один. Но комиссии будут выше, чем при подключении каждого способа в отдельности.
При выборе способов приема оплаты ориентируйтесь на удобство для покупателей конкретно вашего бизнеса. Если большинство ваших клиентов платят банковскими картами, нет смысла переплачивать за возможность оплатить с электронного кошелька.
С другой стороны, если у вас много клиентов, которые платят с электронных кошельков, рекомендуем удостовериться у потенциального поставщика, что он сможет принять такие платежи — иначе будете терять клиентов в момент оплаты и даже не знать об этом.
Почему это важно. Поставщики интернет-эквайринга зачисляют деньги от покупателей на счет бизнеса не в момент оплаты, а потом. Например, у одного поставщика деньги приходят на следующий день после оплаты, а у другого — в последний день месяца или реже.
Вот некоторые факторы, которые могут влиять на скорость:
Скорость зачисления может зависеть и от других факторов: технических возможностей поставщика, договоренностей с платежными системами, количеством способов приема платежей. У каждого поставщика могут быть свои обстоятельства, которые влияют на скорость.
На что обратить внимание. Спросите у поставщика интернет-эквайринга, как происходит зачисление на расчетный счет: сколько занимает времени, приходят ли деньги в выходные. Оцените, насколько для вашего бизнеса критична задержка поступления на счет, и принимайте решение.
Например, Тинькофф Касса предлагает такие условия: если у вас есть счет в Тинькофф — деньги поступят на следующий день, даже в выходные, а если счет в другом банке — на следующий рабочий день. Если вы согласитесь принимать платежи по СБП — возможно зачисление денег в тот же день.
Почему это важно. Процесс оплаты покупки и процесс создания чека для фискализации продажи не одно и то же. За первое отвечает интернет-эквайринг, а за второе — облачная онлайн-касса. Это две разных технологии.
Во время продажи первым в игру вступает интернет-эквайринг: бизнес выставляет счет на оплату, покупатель вводит свои данные, интернет-эквайринг переводит деньги со счета покупателя на счет продавца. Данные об операции могут сохраняться в личном кабинете интернет-эквайринга, но не сообщаются в налоговую и покупателю.
Чтобы операция оплаты стала законной, ее нужно фискализировать: зафиксировать факт продажи и сообщить информацию контролирующим органам и участникам сделки. Для этого данные передаются облачной онлайн-кассе: она создает чек и отправляет его в налоговую и покупателю.
Оформлять продажу приходится дважды: сначала сотрудник вводит данные в интерфейс интернет-эквайринга, потом — в интерфейс облачной онлайн-кассы. При этом не получится провести оплаты одним днем, а выдать чеки другим — все нужно делать сразу.
Двойное оформление отнимает время и увеличивает вероятность ошибок: при ручном выставлении счета или формировании чека можно случайно написать не ту цифру или ввести некорректные реквизиты. Так бизнес рискует оформить операцию неправильно и получить штрафы.
Выход — интеграция облачной онлайн-кассы и интернет-эквайринга. Это свяжет две технологии между собой: чек будет создаваться в моменте оплаты без помощи сотрудника. Интеграция автоматизирует продажи.
На что обратить внимание. Рынок предлагает бизнесу два варианта подключения интернет-эквайринга и облачной онлайн-кассы — готовым пакетом или по отдельности.
При подключении технологий по отдельности вы заключаете два договора с поставщиками и берете интеграцию интернет-эквайринга и облачной онлайн-кассы на себя.
При подключении готовым пакетом вы подписываете договор с поставщиком, а он делает все за вас: подключает способы оплаты, оформляет облачную онлайн-кассу и делает интеграцию. Например, такая возможность есть у некоторых агрегаторов.
Если подключать технологии по отдельности, нужно учитывать их совместимость друг с другом: не каждую облачную онлайн-кассу можно подключить к интернет-эквайрингу. Готовый пакет выглядит более удобным для бизнеса, но он может стоить дороже подключения по отдельности.
Почему это важно. Большинство банков и платежных агрегаторов для работы с онлайн-платежами предоставляют личный кабинет пользователя. В нем бизнес может анализировать продажи, делать возвраты, подключать дополнительные функции.
Например, такие возможности есть в личном кабинете Тинькофф Кассы:
Чем больше возможностей есть в личном кабинете — тем проще бизнесу работать с интернет-эквайрингом самостоятельно без звонков в службу поддержки.
На что обратить внимание. Личные кабинеты поставщиков отличаются между собой количеством полезных функций. У кого-то может быть поиск операции по фамилии покупателя и возможность отслеживать платежи из-за рубежа, а у кого-то нет. Если вам нужны какие-то особенные функции, уточните у поставщика, есть они или нет.
Кажется, что наличие личного кабинета не решающий фактор при выборе онлайн-оплаты. Но при прочих равных удобный личный кабинет дает преимущество.
Почему это важно. Если деньги надо принимать от покупателей уже завтра, то скорость подключения имеет значение. Она зависит от процессов работы поставщика, действий компании и доступных способов подключения.
Вот такие способы подключения есть у Тинькофф Кассы:
Чем больше у поставщика готовых решений, тем быстрее и проще подключить онлайн-оплату.
На что обратить внимание. Нужно определиться, где вы общаетесь с клиентом и где он будет платить — если в основном в мессенджерах, вам подойдет выставление счетов по ссылке, если на сайте — нужно подключать к нему возможность оплаты.
Оплату подключают к админке сайта — узнайте у поставщика, есть ли подходящее готовое решение. Готовое решение позволяет справиться с подключением самостоятельно — достаточно прочитать документацию и следовать инструкции. Иногда может понадобиться помощь разработчика — уточните у поставщика, сможет ли он вам помочь.
Почему это важно. У интернет-эквайринга много дополнительных опций для удобной работы. Перечислим некоторые из них:
Индивидуальные настройки помогают разному бизнесу настроить онлайн-оплату под себя: добавить способы оплаты для покупателей, упростить оформление платежа, обеспечить регулярные поступления денег и многое другое.
На что обратить внимание. Если есть потребность в индивидуальной настройке — например вы продаете одежду с примеркой или сервис по подписке, спросите у поставщика, есть ли у него такие возможности. Если возможностей нет — возможно, стоит поискать другого поставщика.
Вот несколько примеров, как бизнес используют разные функции интернет-эквайринга:
1. Интернет-эквайринг помог школе подготовки к ЕГЭ сократить время на обработку платежей с недели до одного дня.
2. Благодаря функциям интернет-эквайринга компания смогла восстановить продажи после пандемии и увеличила выручку на 18%.
3. Тинькофф Касса помогла аптеке запустить прием платежей в онлайне: настроили выборочную оплату — какие-то лекарства можно оплачивать онлайн, а какие-то нет.
Почему это важно. Для многих компаний вопрос стоимости — ключевой. У поставщиков бывают разные схемы оплаты — чаще всего это фиксированный процент с каждой операции, но некоторые берут и абонентскую плату. Обычно о схеме оплаты договариваются заранее, но в процессе ее можно изменить.
На размер комиссии влияют и возможности поставщика: как правило, у платежных агрегаторов комиссия выше, чем у интернет-эквайринга банка.
На что обратить внимание. Стоимость важна, но принимать решение стоит после анализа всех факторов. Иногда цена услуги низкая, но поставщик зачисляет деньги на счет раз в два месяца, платежная форма срабатывает через раз и приходится постоянно быть на связи с техподдержкой.
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности