В работе табачного бизнеса много ограничений: например, нельзя арендовать помещение в определенных локациях, а еще реклама продукции запрещена законом. Несмотря на множество запретов, количество табачных магазинов в стране растет. Так, в 2023 году количество легальных табачных магазинов увеличилось на 5% по сравнению с предыдущим годом — это 246 000 точек.
Мы поговорили с владельцем табачной франшизы PiterSmoke, в сети которой работают 140 магазинов, и узнали, как открыть табачный бизнес и вести его без штрафов.
Пошаговый план открытия табачного магазина
Для запуска табачного магазина будущему владельцу бизнеса предстоит проделать девять шагов.
В статье разберем подробно каждый из них.
Шаг 1. Зарегистрировать бизнес
На табачный магазин не нужно получать специальные лицензии. Чтобы вести бизнес законно, достаточно его зарегистрировать. Алгоритм такой:
- выбрать форму бизнеса;
- подобрать коды ОКВЭД;
- определиться с налоговым режимом.
Выбрать форму бизнеса. Открыть магазин может ИП или ООО. Показываем в таблице, чем различаются эти формы.
Если планируете запускать бизнес без партнера, на старте выгоднее регистрироваться как индивидуальный предприниматель. Плюсы такие:
- можно сэкономить на услугах бухгалтера, поскольку отчетность несложная и первое время ее можно составлять и сдавать самому;
- на выбор есть больше выгодных налоговых режимов, чем у ООО.
Если же открываете магазин с партнером, придется регистрировать ООО: открыть ИП на двоих нельзя.
Выбрать коды ОКВЭД. В заявлении о регистрации ИП или компании указывают, какой деятельностью будет заниматься бизнес. Эта информация нужна, например, налоговой и банкам.
Каждый вид деятельности обозначается специальным кодом ОКВЭД, полный перечень кодов можно найти в справочнике. В заявлении нужно указывать один основной код — деятельности, которая приносит больше всего денег, к нему можно добавить сколько угодно дополнительных.
Основным кодом можно выбрать 47.26 «Розничная торговля табачными изделиями в специализированных магазинах».
В некоторых табачных магазинах помимо никотиновых изделий торгуют зажигалками, жвачкой и водой. В этом случае владелец бизнеса может указать в заявлении дополнительный код ОКВЭД, например 47.29.39 «Торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах, не включенными в другие группировки». Подробно про выбор дополнительных кодов рассказали в другой статье.
Выбрать налоговый режим. Когда зарегистрируете бизнес, он автоматически попадет на общую систему налогообложения — ОСН. Новичкам работать на ней невыгодно: много налогов и отчетности, нужен бухгалтер.
Чтобы не оказаться в таких условиях, подайте при регистрации бизнеса заявление на смену налогового режима. Какого именно — сейчас разберемся, на выбор есть несколько вариантов.
Если вы ИП, эксперт советует выбрать патентную систему — ПСН. Особенность режима такая: предприниматель один раз покупает патент на срок от месяца до года и спокойно работает до окончания этого периода без дополнительных налогов с доходов. Когда время выйдет — можно купить новый патент. А если что-то пошло не так, бизнес легко закрыть.
«Своим франчайзи мы советуем покупать патент. Это выгодно: стоимость рассчитывается не с реального, а с потенциального дохода, не нужно сдавать отчетность и бизнес освобожден от дополнительных налогов, например НДФЛ.
К тому же достаточно один раз купить патент и не переживать о налогах. Когда срок действия патента закончится, в любой момент можно купить новый».
Алексей Мостовщиков
Основатель сети табачных магазинов и франшизы PiterSmoke
Стоимость фиксированная и зависит от региона и срока действия патента. Рассчитать ее можно на сайте налоговой службы.
Если предпринимателю не подходит патент, у него на выбор есть другие системы налогообложения: УСН и АУСН. Они же доступны для компаний. В чем отличие и условия работы на каждой системе налогообложения, рассказали подробно в других статьях:
Шаг 2. Подключить инструменты для бизнеса
После регистрации дела нужно подключить инструменты для расчетов и отчетности:
- расчетный счет;
- Честный знак и ЭДО;
- онлайн-кассу;
- эквайринг.
Расчетный счет — это специальный счет для бизнеса. Его открывают, чтобы безналичным способом оплачивать работу подрядчиков, переводить зарплаты сотрудникам или уплачивать налоги.
Система «Честный знак» и ЭДО. Продавцы табачной продукции обязаны передавать информацию о продажах в систему «Честный знак». Это программа маркировки, которая позволяет отслеживать путь товара от изготовителя до покупателя. Как зарегистрироваться в системе, рассказали подробно в другой статье.
Чтобы передать сведения о продаже в Честный знак, нужно приобрести специальный сканер и заключить договор с оператором электронного документооборота — ЭДО. В систему нельзя передать информацию напрямую. Как начать работать с электронными документами, рассказали в отдельном материале на сайте Бизнес-секретов.
Онлайн-касса — это кассовое оборудование с фискальным накопителем, которое передает информацию о каждой продаже в налоговую. Использовать ее обязывает закон.
Чтобы арендовать, настроить и зарегистрировать кассу, обратитесь в банк, где понравятся условия обслуживания. Можете купить свою кассу, но в таком случае обслуживать ее придется самостоятельно.
Эквайринг — это банковская услуга, которая позволяет принимать от клиентов безналичные платежи. Для клиента это терминал, к которому он прикладывает карту.
Подключать эквайринг необязательно, но с ним удобнее: покупателям не надо искать банкомат и снимать наличку — расплатиться можно картой или по QR-коду. Если просить расплачиваться только наличкой, бизнес будет терять клиентов. Покупатель запомнит, что в магазине неудобный для него способ оплаты, и сложит подобную ассоциацию: «Здесь нельзя картой, пойду в другой магазин».
Шаг 3. Выбрать подходящую локацию
Выбор локации — ключевой шаг. Если грамотно подобрать место, будет проще привлекать клиентов. В этом разделе расскажем, что учесть при выборе локации, чтобы не пришлось переезжать.
Алгоритм выбора состоит из четырех пунктов:
- Изучите требования закона.
- Посчитайте трафик.
- Присмотритесь к спальным районам.
- Убедитесь, что поблизости нет конкурентов.
Изучите требования закона. К расположению табачного магазина в законе есть особые требования. Например, точку нельзя открывать на территории университетов и в помещении вузов и колледжей, школ, детских садов, образовательных центров. Расстояние от этих мест до магазина должно быть не менее 100 метров.
Если нарушить закон, предпринимателю или компании грозит штраф. Сумма зависит от формы и размеров бизнеса:
- для ИП — от 5000 до 10 000 ₽;
- для малых компаний — от 15 000 до 25 000 ₽;
- для средних и крупных компаний — от 30 000 до 50 000 ₽.
Кроме уплаты штрафа, магазину придется переехать в новое место, а это дополнительные траты.
Найдите место с потенциально высоким трафиком. Трафик — это непрерывный поток людей, которые проходят мимо локации. Чем он больше, тем выгоднее: прохожие могут идти по своим делам, увидеть вывеску магазина и зайти за пачкой сигарет. Поэтому владельцу важно выбирать людные локации.
Варианты удачных локаций для табачного магазина такие:
- рядом с автобусной остановкой;
- недалеко от станции метро;
- на центральных улицах;
- в торговых центрах.
Если бюджет позволяет, арендовать место стоит на центральных улицах или на первой линии — в месте, которое выходит на людную улицу. Например, некоторые магазины PiterSmoke находятся на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Проспект оживленный: по нему проходят тысячи людей, среди них есть те, кто по дороге заглядывает в магазин за сигаретами.
Чтобы убедиться, что трафик большой, его нужно посчитать. Есть два способа:
- Вручную. Отправляйтесь в желаемую локацию и считайте, сколько человек проходит мимо нужного места. Считать нужно только потенциальных покупателей. Основная аудитория таких магазинов — это люди 18—35 лет. Советуем проводить эксперимент несколько дней подряд утром и вечером, в выходные и будни — так данные получатся точнее.
- Воспользуйтесь сервисами геолокации. Это специальные программы, которые показывают поток людей в конкретной точке города.
Советуем использовать оба метода, чтобы получить реалистичные цифры. Чтобы посчитать трафик с помощью программы, можно использовать бесплатный сервис Компас. Он показывает число потенциальных покупателей в определенном районе, средний чек и количество конкурентов.
Присмотритесь к спальным районам. На старте у бизнеса часто ограничен бюджет на запуск. Денег может не хватить для оплаты аренды в центре, поэтому можно открываться в спальном районе. Старайтесь выбирать новые, где только развивается инфраструктура и пока мало конкурентов. Чтобы проверить, есть ли в этом месте нужная аудитория, можно отправиться туда и посчитать, много ли людей 18—35 лет живет в пределах района.
В спальном районе можно расположиться возле продуктовых магазинов, так вы сможете привлечь больше людей: клиенты будут заглядывать «заодно».
Убедитесь, что поблизости нет конкурентов. Не стоит арендовать место рядом с конкурентами. У новичка еще нет бренда, магазин никто не знает, а к другим точкам люди уже лояльны. Они охотнее пойдут в знакомый магазин, где знают расценки и уверены в качестве.
«На месте новичка я бы не открывался рядом с известными конкурентами. Скорее всего, бизнес не выдержит борьбы за внимание клиентов. У известных брендов уже есть вес на рынке и постоянные покупатели, налажены связи с поставщиками и, скорее всего, товары они покупают со скидкой, а значит, могут предлагать продукцию дешевле, чем новичок.
На практике замечаю, что если рядом с известным магазином встает новый бренд, то через время новичок съезжает — бизнес не выживет на этом месте, оставаться там нерентабельно».
Алексей Мостовщиков
Основатель сети табачных магазинов и франшизы PiterSmoke
Шаг 4. Подобрать подходящее помещение
Когда определитесь с локацией, приступайте к поиску подходящего помещения. При выборе стоит опираться на такие критерии:
- первый этаж — человеку должно быть удобно попадать в магазин. Лестница — препятствие, из-за которого потенциальный клиент может передумать заходить;
- оптимальный размер 10—20 кв. м — этого места хватит, чтобы разместить оборудование и стеллажи с товарами.
Эксперт рекомендует искать такие помещения, где помимо вас будет и другой бизнес, например кофейня или фастфуд. За счет этого можно арендовать площадь в проходимом месте и сэкономить деньги. Например, одному арендовать помещение 50 кв. м — дорого, а если делить его с общепитом, затраты уменьшатся вдвое.
Еще один плюс этого подхода — целевая аудитория может пересекаться: человек зашел за кофе и по пути купил пачку сигарет или испаритель.
Найти партнера для аренды можно двумя способами:
- Подыскать на Авито или Циане объявления, в которых предлагают занять место рядом с другим бизнесом. Например, помещение уже снимает кофейня и сейчас арендодатель ищет еще одного съемщика.
- Найти франшизы кофеен и общепита, связаться с менеджером и предложить им идею — делить одно помещение с их франчайзи, которые сейчас ищут место для бизнеса.
Заключить договор с арендодателем. Когда найдете подходящее место, обязательно заключите договор аренды. Он защитит вас юридически, если возникнет спорная ситуация: скажем, арендодатель попросит покинуть помещение раньше срока или откажется вернуть залог при переезде.
Как заключить грамотный договор, разобрали с юристом в другой статье.
Шаг 5. Выбрать ассортимент и закупить продукцию
Нужно определиться, какой продукцией будете торговать. В этом разделе разберем, как выбрать ассортимент и найти надежных поставщиков. Пойдем по очереди.
Определиться с ассортиментом. Есть виды табачных изделий, которые нельзя продавать: снюс, никпэки, а также изделия, в которых содержание никотина превышает 20 мг/мл.
Законно продавать:
- классические сигареты;
- вейпы и POD-системы;
- стики для нагревателей табака;
- электронные сигареты;
- табак для кальянов.
В точке можно продавать определенные позиции, например только табак для кальянов и аксессуары для устройств, или же торговать всеми популярными видами продукции. По мнению эксперта, в стоит выбирать разные виды табачных изделий, чтобы охватить больше аудитории.
«В стране много курильщиков, но спрос на конкретные виды табака меняется год от года. К примеру, сейчас падает спрос на табак для кальяна, но растут продажи электронных сигарет. В результате этого становится понятно: спрос на никотиновые изделия не уменьшается, он перераспределяется. Человек сегодня курил классические сигареты, а завтра начал электронные.
Чтобы охватить больше аудитории и увеличивать выручку, не стоит сужать ассортимент до конкретных видов изделий, например только электронных сигарет».
Алексей Мостовщиков
Основатель сети табачных магазинов и франшизы PiterSmoke
Найти поставщиков. Крупные поставщики табачной продукции, как правило, не работают с небольшими магазинами. Им невыгодно поставлять небольшие партии, поэтому малому бизнесу нужно искать дистрибьюторов поменьше.
Чтобы выложить на полки магазина товары, которые пользуются спросом, можно проделать такой путь:
- Сделайте конкурентный анализ — составьте список, какие марки встречаются в магазинах чаще всего. Скорее всего, на них больший спрос.
- Вбейте название продукции в поисковую строку в формате «Elf Bar поставщик».
- Посмотрите результаты: изучите сайты и страницы поставщиков, отзывы об их работе.
- Найдите контакты на сайте и свяжитесь с менеджером, чтобы уточнить детали работы и стоимость услуг.
- Сравните нескольких поставщиков и выберите подходящего.
При работе с посредниками поставщиков часто можно наткнуться на тех, кто продает серую продукцию без маркировок. Такой товар нельзя продавать в магазине, поэтому проверяйте поставщиков. У них можно запросить документы и сертификаты на товар, проверить маркировку «Честный знак» и акцизную маркировку. Нормальный поставщик без вопросов предоставит эти документы по вашему запросу.
«Самое главное именно для розничного магазина: в кодах маркировки должен присутствовать номер грузовой таможенной декларации — ГТД. Если номера нет, это значит, что продукция в Россию попала нелегальным путем.
При этом в первую очередь рискует поставщик: к нему придут контролирующие органы, если такой продукт будет введен в оборот. Во вторую очередь — розничный магазин: этот товар изымут из магазина, признают контрафактным и выставят штраф, а если такой продукции в магазине будет больше чем на 100 000 ₽, за это может грозить уголовная ответственность».
Алексей Мостовщиков
Основатель сети табачных магазинов и франшизы PiterSmoke
Когда найдете поставщика и определитесь с продукцией, приступайте к обустройству помещения.
Шаг 6. Сделать ремонт и купить мебель
Постарайтесь подыскать помещение с чистовой отделкой, чтобы не пришлось тратить деньги и время на черновой ремонт. Обычно в табачном магазине красят стены и потолок в цвета бренда, добавляют освещение и обустраивают пространство.
Разберемся, какая мебель нужна в магазине.
Мебель можно купить с рук, но эксперт рекомендует вложиться в свою. Подержанная, скорее всего, будет отличаться по стилистике и цвету: к примеру, стойка может быть в одном стиле, а полки под табак — в другом. К тому же она может быть потертой и выглядеть небрежно, что создаст неприятные впечатления у покупателя.
На старте необязательно вкладываться в дорогую мебель и создавать уникальный дизайн. Достаточно заказать стеллажи и полки в едином стиле. Найти поставщика мебели можно в интернете по запросу «мебель для табачного магазина».
На сайтах поставщиков можно ознакомиться с проектами, узнать цены и контактный номер менеджера.
Шаг 7. Нанять сотрудников
Первое время в магазине нужны только продавцы. Владелец бизнеса и сам может встать за прилавок, чтобы понять специфику работы и лучше разобраться в интересах клиентов.
«Я советую новичкам самим работать на точке первые месяцы, это помогает в дальнейшем развивать бизнес. После живого общения с реальными покупателями начинаешь понимать, чего от тебя ждут клиенты, какие товары им интересны и как лучше продавать продукцию.
Эти знания позволяют усилить продажи, а еще их можно передать продавцам, которых наймете в будущем»
Алексей Мостовщиков
Основатель сети табачных магазинов и франшизы PiterSmoke
Долго задерживаться в роли продавца не стоит, поскольку владельцу магазина нужно заниматься стратегическими задачами и развитием бизнеса. Поэтому в любом случае придется нанять продавцов. Достаточно двоих человек, которые будут работать по 12 часов и сменять друг друга.
Чтобы люди хотели работать в магазине, важно установить достойную зарплату. Эксперт рассчитывается с сотрудниками по такой схеме:
- платит фиксированную сумму за смену — 1500—1800 ₽. Оплата зависит от грейда продавца;
- выплачивает процент от продажи — от 3 до 10%, на размер влияет категория товара;
- выдает премии — от 5000 до 10 000 ₽ на магазин, в зависимости от процента выполнения плана.
Выплата премий и процента с продаж мотивирует сотрудников лучше вкладываться в работу: делать допродажи, предлагать клиентам новинки и повышать средний чек.
Где искать персонал. Есть несколько способов найти сотрудников в команду. Чтобы ускорить процесс, используйте сразу все:
- расскажите знакомым, что ищете продавцов. Возможно, среди них есть человек, для которого это предложение будет актуальным;
- расклейте объявления в районе, где находится магазин;
- опубликуйте вакансию на Авито, hh.ru или в профильных группах во ВКонтакте вроде «Работа в Москве».
Чтобы написать удачную вакансию и установить зарплату, посмотрите, что предлагают конкуренты. По их объявлениям можно понять, какая оплата на рынке и какие условия обещают работодатели. Если платить меньше и требовать от кандидатов больше, чем другие, люди не будут откликаться на вакансию или же быстро уволятся и уйдут к конкурентам.
Как оформлять персонал. Продавцы работают полный день по строгому графику, с такими работниками нужно заключать трудовой договор. Другие виды договоров не подойдут по закону. Как оформить сотрудника и не нарушить его права, рассказали в других статьях:
Помимо продавцов табачный магазин может сотрудничать, например, с маркетологом, который поможет прописать стратегию продвижения. Со специалистами, которые делают разовые работы, нет смысла оформлять трудовой договор, с ними достаточно заключить договор на оказание услуг — ГПХ.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Шаг 8. Отправить уведомление о начале работы в Роспотребнадзор
Перед открытием магазина предприниматель или компания должны уведомить Роспотребнадзор о начале работы. Крайний срок подачи уведомления — за день до открытия точки и начала продаж. Если этого не сделать или не успеть подать уведомление, бизнес может получить штраф:
- ИП — от 3000 до 5000 ₽;
- малые предприятия — от 5000 до 10 000 ₽;
- средние и крупные компании — от 10 000 до 20 000 ₽.
Подать уведомление можно только через Госуслуги или аналогичные региональные порталы.
Шаг 9. Продвигать бизнес
Табачную продукцию нельзя рекламировать. Поэтому магазину недоступны такие способы продвижения, как таргетированная реклама, контекстная реклама, реклама у блогеров, проведение акций, где подарок — табачное изделие. За нарушение запрета грозит штраф:
- для ИП — от 4000 до 20 000 ₽;
- для малых предприятий — от 50 000 до 250 000 ₽;
- для средних и малых предприятий — от 100 000 до 500 000 ₽.
Можно привлекать внимание целевой аудитории без рекламы, для этого эксперт советует использовать такие способы:
- оформить входную группу;
- создать сайт;
- вести социальные сети;
- разместиться на онлайн-картах.
Оформить входную группу. Главный источник посетителей для табачного магазина — удачная локация. Но чтобы прохожие заглянули к вам, нужно привлечь их внимание. Для этого стоит оформить входную группу:
- повесить вывеску;
- наклеить на входе информацию, что в магазине продают табак и другие изделия.
Когда человек будет проходить мимо магазина, яркое оформление может зацепить его, и он обратит внимание. Если товары для него актуальны, он запомнит, что на улице есть магазин, и вернется сюда через время или сразу зайдет за покупкой.
При этом важно знать, что на информационной вывеске можно разместить только:
- название магазина;
- график работы;
- ссылки на соцсети;
- ассортимент, который есть в продаже.
Если не ограничиться этой информацией, а описывать свойства товара, например «В магазине качественный табак», — это считается рекламой. Такой информационный щит и табличку повесить нельзя.
Вести социальные сети и создать сайт. Некоторые покупатели предпочитают заранее убедиться, что в магазине точно есть табак или электронные сигареты нужной марки. Для этого они обычно просматривают сайты или соцсети и проверяют, есть ли в продаже конкретный товар. Если у магазина есть сайт или страница в соцсети, потенциальный покупатель может наткнуться на него, проверить цену на продукцию и прийти к вам за покупкой или оформить заказ на сайте и забрать самовывозом. Доставлять табак нельзя.
Чтобы создать сайт, необязательно привлекать разработчика, сделать его можно самому, например с помощью Тильды или бесплатного конструктора сайтов от Т-Банк.
Разместиться на онлайн-картах. Потенциальные покупатели, которые, например, приехали в новый район города по работе или в гости, могут искать поблизости табачные магазины. Для поиска они используют онлайн-карты. Если разместить свой бизнес в Яндекс Картах и 2ГИС, покупатель может наткнуться на магазин и зайти за покупкой.
Главное в статье
- Для табачного магазина не нужна лицензия, чтобы работать официально, достаточно зарегистрировать бизнес.
- Начинать работать стоит как индивидуальный предприниматель, поскольку в этом статусе на выбор больше налоговых режимов, а еще несложная бухгалтерия — можно сэкономить на бухгалтере.
- Главный способ найти клиентов — выбрать удачную локацию. Магазин стоит располагать в людных местах с большой проходимостью. При этом важно, чтобы в этих локациях была целевая аудитория — люди 18—35 лет.
- Прежде чем подбирать помещение в выбранной локации, стоит убедиться, что вы не нарушите закон. В законодательстве есть ограничения расположения табачных магазинов. Например, их нельзя открывать рядом со школами на расстоянии менее 100 метров.
- Стоит искать помещение с чистовым ремонтом, так сможете сэкономить на отделке и быстрее начать продажи.
- Не стоит ограничиваться одним типом продукции, например продавать только сигареты. Целевая аудитория магазина предпочитает табачные изделия разных видов: кальяны, классические сигареты, электронные сигареты.
- В магазин нужно нанять двух продавцов, чтобы они работали по сменам и меняли друг друга. Искать сотрудников можно в профильных группах во ВКонтакте и на hh.ru.
- По закону нельзя рекламировать табачную продукцию, поэтому для продвижения магазина стоит оформить входную группу, вести социальные сети и разместить магазин на картах города.
Что вас вдохновило выбрать именно эту нишу? Расскажите в комментариях.