В широком смысле инфопродукт — это любое цельное медиасообщение: курс, гайд, вебинар, подкаст, книга, рассылка, блог или даже пост в соцсети. Блогеры, подкастеры и писатели делают их под потребности людей и монетизируют: вставляют туда рекламу или зарабатывают на продаже самого инфопродукта.
Предприниматели и компании тоже могут делать инфопродукты и получать от них выгоду. Например, интернет-магазин по продаже цветов может провести вебинар, как ухаживать за цветами, чтобы они не засохли. Выгода в том, что при регистрации люди будут оставлять контакты. После вебинара можно отправить по базе подборку аксессуаров для ухода за цветами и включить контакты в свою базу, чтобы дальше вести их по воронке к покупке.
В этой статье рассказываем, что такое качественные информационные продукты и как их создают, какие инфопродукты бывают и какие бизнес-задачи они могут решать.
Как зарегистрировать бизнес
Чтобы зарабатывать на инфопродуктах и принимать платежи онлайн, пригодится интернет-эквайринг. А чтобы подключить интернет-эквайринг, нужно ИП или ООО.
Собрали подборку наших статей, которые помогут определиться с формой бизнеса и зарегистрировать его:
- Что выбрать: ООО, ИП или самозанятость.
- Как выбрать систему налогообложения для бизнеса.
- Как открыть ИП: налоговый режим, ОКВЭДы, регистрация.
- Как принимать онлайн-оплату.
Зарегистрировать ИП можно с помощью Т-Банк. Устроим все бесплатно, без визитов в налоговую и привязки к прописке.
Как отличить халтурный инфопродукт от качественного
Бывают халтурные инфопродукты и качественные. Качественный решает задачу клиента, а халтурный оставляет после себя только разочарование. Обычно инфопродукты решают задачу за счет глубокого содержания. В таких инфопродуктах говорят о темах, которые волнуют людей, и дают советы, которые можно применять в жизни.
Разберем пример. Представьте диетолога Артема, который ведет рассылку о полезном питании. Когда люди подписываются на нее, он дает им чек-лист «10 советов, которые помогут вам наладить питание уже сегодня». Показываем ниже, какие советы из чек-листа можно считать халтурными, а какие — качественными.
Бывают еще инфоцыганские продукты: мотивационные тренинги, марафоны желаний, поверхностные курсы. Такие инфопродукты обладают теми же чертами, что и халтурные: они создают завышенные ожидания и выдают поверхностный материал. Мы выделяем их в отдельную группу, потому что некоторые инфоцыганские продукты приносят пользу некоторым людям, несмотря на все свои недостатки. Чаще всего они помогают вдохновиться.
Приведем пример полезного инфоцыганского продукта: тренинги Тони Роббинса.
С одной стороны, тренинги Тони содержат поверхностные советы, которые трудно применять. Например, Тони советует внедрить новые привычки, чтобы получить новый результат, но не объясняет, как их внедрить в жизнь и почему это сложно. Билеты на тренинги стоят дорого, но часто такие мероприятия не оправдывают ожидания некоторых посетителей, потому что они ждали чего-то более содержательного.
С другой стороны, тренинги Тони удовлетворяют потребность некоторых людей: почувствовать себя способным что-то сделать. Это получается за счет того, что он заражает эмоциями во время выступления. К нему ходят, как на концерт.
Вдохновлять — это тоже работа, за которую можно брать деньги. Полиция бизнес-моделей не арестует вас, если вы таким займетесь и у вас будет получаться развлекать людей.
Собрали в таблице критерии, по которым можно определить, что такое качественный инфопродукт. Они стоят в порядке от самого важного к менее важному.
Какие бывают инфопродукты
Существует много разных видов информационных продуктов. Например:
- курс — тексты или видео на определенную тему, которые после оплаты изучают ваши клиенты;
- книга — сшитые в переплет листы бумаги со структурированными материалами по какой-то теме. Книгу можно продавать или дарить потенциальным клиентам в имиджевых целях;
- бренд-медиа — СМИ бренда в виде сайта со статьями и соцсетями, которое помогает формировать имидж бизнеса как эксперта в определенной теме, рассказывать о продуктах, повышать на них спрос и собирать данные для рекламных кампаний;
- лид-магнит — чек-лист, гайд, шаблон или другой небольшой медиапродукт, который дают потенциальным клиентам в обмен на их контакты;
- клуб по подписке — закрытое платное сообщество на определенную тему, например любителей вязать крючком или продавцов на маркетплейсах. Организатор сообщества готовит для участников полезный контент, приглашает экспертов и проводит интересные активности;
- вебинар — видеотрансляция, на которой чему-то учат или объясняют сложный процесс. Вебинар делают платным и зарабатывают на этом или бесплатным и получают увеличение доверия, лояльную аудиторию и контакты зрителей.
Дальше разберем на примере клуба по подписке, вебинара и курса, какие задачи в бизнесе решают инфопродукты, как их создают и продвигают. Мы разбираем именно эти примеры, потому что, на наш взгляд, их быстрее и проще всего создать.
Расскажите о своем бизнесе или поделитесь экспертизой на 1,98 млн читателей Бизнес-секретов
В рубрике «Блоги компаний» можно публиковать экспертные статьи или истории о своем бизнесе. Это быстро, бесплатно и без пометки «Реклама».
Публикации помогают нашим авторам укрепить личный бренд и привлечь внимание клиентов, партнеров и инвесторов.
Вот что можно написать:
- Истории, с которыми вы столкнулись в бизнесе: вышли на новый рынок, пережили кризис, придумали продукт.
- Обзор на инструменты или технологии, которые облегчат работу бизнеса.
- Мнение о трендах и событиях вашего рынка.
После короткой проверки ваш материал выйдет на главной странице сайта Бизнес-секретов.
Чтобы опубликовать статью или получить советы от редакции, заглядывайте в телеграм-бот.
Клуб по подписке
Клуб по подписке — это сообщество с полезным контентом, за вступление в которое нужно заплатить.
Примеры:
- закрытый телеграм-чат или сообщество во Вконтакте, где эксперты отвечают на вопросы подписчиков и рассказывают о тонкостях темы;
- блог на Boosty, в котором блогер чем-то делится, подписчики задают ему вопросы и обсуждают его посты в комментариях.
Какие задачи решает. Клуб по подписке помогает регулярно зарабатывать на своем экспертном опыте.
Человек накапливает опыт решения какой-то проблемы: как похудеть, как держать себя на публике, как прыгать на батуте. Когда у его друзей, коллег и подписчиков в соцсетях появляется такая проблема, они спрашивают этого человека. У него накапливается набор объяснений, которым он пользуется в таких случаях.
Человек заводит блог, чтобы сразу всем отвечать и чувствовать себя молодцом. На него подписывается много людей. Со временем ему стало понятно, что на его объяснения и мнение есть спрос.
Тут он перестает вести открытый блог так часто, как раньше, и заводит платный. Часть аудитории из открытого блога подписывается на него и каждый месяц платит, например, по 300 ₽, чтобы видеть контент и получать что-то еще: консультацию, поддержку от сообщества, гарантированные ответы на свои вопросы.
Например, человек ведет клуб по подписке для начинающих видеографов. Его подписчики могут спрашивать, что делать, когда много замечаний у клиента, прислать видео на разбор и делиться с сообществом историями, что им тяжело менять профессию в кризис, чтобы получить поддержку.
На месте человека, который зарабатывает на опыте, может быть и компания
Что нужно для создания инфопродукта. Минимум такой:
- Экспертный опыт и умение его объяснять так, чтобы подписчики поняли.
- Платформа для контента: Boosty, Телеграм, Вконтакте, GetCourse.
- Платформа для общения: Вконтакте, Телеграм.
- Статус ИП, расчетный счет в банке и подключенный интернет-эквайринг, где можно настроить прием автоплатежей.
- Бюджет на продвижение или большая аудитория в соцсетях.
- Время, чтобы регулярно вести клуб по подписке — зависит от эксперта, кому-то хватит часа в день, кто-то будет больше вкладываться.
- Лендинг, чтобы вести на него людей, когда включите продвижение, и объяснять, чем полезен ваш клуб.
Как создать такой инфопродукт, как клуб по подписке, — отдельный вопрос. Мы написали статью об этом. В ней разобрали, как выбрать тему клуба по подписке, найти экспертов, рекламировать клуб и другое.
Вебинар
Вебинар — видеотрансляция, на которой чему-то учат и общаются со зрителями, чтобы получить от них что-то. Вебинар может быть платным или бесплатным.
Какие задачи решает. Вебинары помогают:
- получить заявки или контакты от клиентов;
- повысить доверие клиентов к бренду;
- обучить клиентов пользоваться продуктом;
- заработать.
Рассмотрим простой пример с дизайнером.
Дизайнер разбирает сайты разных компаний на своем вебинаре. Если бизнес хочет, чтобы разобрали именно его сайт, нужно оплатить услугу — 10 000 ₽. Предприниматель платит и получает дельные замечания от дизайнера, которого уважает. Дальше он дорабатывает сайт, и конверсия в покупку увеличивается. Теперь у предпринимателя больше продаж, а у дизайнера на 10 000 ₽ больше на счету.
Бывают и более замороченные вебинары. Разберем пример с сервисом речевой аналитики.
Сервис речевой аналитики помогает извлечь больше прибыли из продаж по телефону. Но те, кто зарабатывает на этом, не в курсе, что такой сервис бывает и как он работает. Сервис рекламирует и проводит вебинар «Как речевая аналитика повышает эффективность работы отдела продаж». На нем спикер объясняет, что такое речевая аналитика, как она экономит время на прослушку звонков операторов и повышает качество работы менеджеров.
В конце вебинара спикер предлагает участникам бесплатно попробовать сервис в деле. Часть зрителей оставляет заявку, и после пробного периода сервис продает им подписку. Другая часть не оставляет заявку и получает письмо, в котором предлагают задать вопросы и пройти консультацию с сервисом. Выходит, сервис речевой аналитики получил от вебинара контакты потенциальных клиентов и продажи.
Что нужно для создания инфопродукта. Минимум такой:
- Эксперт с интересным опытом и подвешенным языком.
- Лендинг, чтобы вести туда потенциальных зрителей, продавать идею вебинара и получать от них заявки на участие.
- Статус ИП, расчетный счет в банке и подключенный интернет-эквайринг, чтобы принимать онлайн-оплату. Если проводите вебинар самостоятельно, можно стать самозанятым — правда, придется поискать сервис, который настроит прием платежей в онлайне. Обычно банки не подключают интернет-эквайринг самозанятым.
- Веб-камера, конденсаторный микрофон, кольцевая лампа, ноутбук.
- Бюджет на продвижение или большая аудитория в соцсетях.
- Платформа: Zoom, YouTube, Google Meet.
Мы написали отдельную статью о том, как организовать вебинар, — разобрали, как привлекать людей на вебинар, как продавать на вебинаре и какому бизнесу такой инфопродукт может оказаться бесполезен.
Подпишитесь на рассылки
Собираем самые полезные материалы, интересные мероприятия и важные новости в коротких письмах. Вы можете подписаться на одну из рассылок или на все сразу.
Раз в неделю
Как вести бизнес в России
Самые важные бизнес-новости, разборы законов и пошаговые инструкции для развития вашего дела
Раз в две недели
Мероприятия для бизнеса
Анонсы вебинаров, конференций и других событий для предпринимателей
Раз в две недели
Как зарабатывать на маркетплейсах
Новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Раз в две недели
Рассылка для бухгалтеров
Новости и советы, которые помогут упростить работу и больше зарабатывать
Курс
Если вы или ваши сотрудники в чем-то разбираетесь или умеете что-то делать хорошо, то можете научить этому ваших потенциальных клиентов или сотрудников.
Какие задачи решает. Основные задачи, которые решает курс:
- Привлечь и обучить сотрудников.
- Заработать.
- Сформировать положительную репутацию.
Теперь разберем, как это получается на примере.
Дизайнер Артем открывает бюро, нанимает команду и делает для всех сайты, логотипы, айдентику. Со временем кто-то уходит из команды, и Артем размещает вакансии с тестовыми заданиями. Артему приходят разные отклики, но в основном разочаровывающие: из 10 дизайнеров подходит только один. С такими темпами закрывать все вакансии в срок не выйдет. Чтобы такого не было в будущем, Артем открывает курсы для дизайнеров и обучает их основам профессии. Тех, кто хорошо учится, берет к себе в бюро.
Артем расширил курс до отдельного бизнеса. Он предложил команде тоже работать над курсом. В итоге в курсе появилось больше тем: право, переговоры, редактура, финансы, маркетинг. Сам курс проходят на удобной платформе, на которой есть плееры, тесты и рейтинги учеников. Теперь курс вырос в целую школу — это продукт, который хотят купить начинающие и бывалые дизайнеры. Артем даже нанял отдельную команду под курс, чтобы вовремя решать все проблемы, и он приносит больше денег.
У школы есть и дополнительный эффект. Когда Артем только открывал бюро, о нем никто не знал, а значит, доверия у клиентов было мало. Теперь бюро Артема — это не ноунеймы, а команда бывалых специалистов, которые обучают новичков. Клиентам кажется, что раз бюро кого-то обучает, их курсы кто-то покупает, значит, они достаточно опытные и им можно доверить свою задачу.
Что нужно для создания инфопродукта. Это зависит от того, какой курс будете делать.
Разберем для примера, что может пригодиться для текстового курса:
- Платформа: специализированная вроде GetCourse или телеграм-канал.
- Статус ИП, расчетный счет в банке и подключенный интернет-эквайринг, чтобы принимать онлайн-оплату. Если проводите курс самостоятельно, можно стать самозанятым, но тогда оплату придется принимать вручную.
- Лендинг с описанием курса.
- Бюджет на продвижение или много подписчиков в соцсетях.
- Продакшен-команда: кто-то, кто все знает по теме курса, напишет его и проиллюстрирует.
- Техподдержка: кто-то, кто будет оформлять отзывы, возвраты и отвечать недовольным клиентам.
Для видеокурсов стартовых требований будет больше — понадобится подготовить сценарий уроков, снять их и качественно смонтировать.
Теперь разберем конкретный кейс.
Кейс: курс по вокалу
Разберем курс по вокалу от основателя музыкальной онлайн-школы John Kalligan.
Автор. Джон Каллиган — русскоязычный блогер и основатель музыкальной онлайн-школы. Он и команда преподавателей проводит занятия по видеосвязи. Клиенты приходят через ютуб-канал Джона, который он ведет с 2012 года. На нем он разбирает вокал разных музыкантов, транслирует занятия с учениками и разбирает мифы о вокале. В марте 2024 года на канал подписано 243 тысячи человек.
Содержание курса. Это курс по вокалу для взрослых, которые не разбираются в теории музыки и не понимают слишком образных объяснений. На курсе Джон разбирает, как попадать в ноты, развивать слух, формировать тембр, и другие темы. Джон ведет рассказ не с точки зрения ощущений, а с точки зрения анатомии человеческого голоса: не «почувствуй горячую картошку в рту», а «подними мягкое нёбо».
В полный комплект курса входит: 19 уроков, которые можно смотреть на сайте, доступ к чату с другими учениками и преподавателями школы, домашние задания, три индивидуальных консультации.
Курс можно купить в рассрочку или только его часть: например, только шесть роликов на месяц или все ролики на три месяца вместе с одной консультацией и месячным доступом к курсу.
Задача курса. Цель — создать материал, который будет приносить пассивный доход и учить клиентов петь без созвонов с преподавателями школы.
Проблема в том, что ученики и преподаватели проходят длинный путь, чтобы начать работу вместе:
- Преподаватель выбирает удобное время для занятий и настраивает свой календарь на сайте.
- Ученик выбирает преподавателя и записывается к нему.
- Ученик оплачивает занятие и находит преподавателя в Skype, Zoom или Discord.
- Ученик приходит на занятие и пытается сформулировать, за чем пришел.
- Преподаватель помогает ему разобраться и рассказывает, что можно сделать.
- Запускается процесс обучения.
Это нормальный путь, если человеку нужны индивидуальные занятия и он понимает, чего хочет. Но когда на занятия приходят новички, все иначе: преподавателю нужно объяснять азы и показывать одни и те же упражнения. Получается, что новички проходят длинный путь ради лекции, которая утомляет и преподавателя, и ученика.
Чтобы снять с преподавателей однообразную нагрузку, а новичкам быстрее получать первые результаты, нужен был курс.
«У меня не было цели привлекать клиентов на занятия с помощью курса. Я сделал курс так, чтобы человек, наоборот, не ходил на занятия после прохождения. Кто-то из тех, кто проходит курс, все равно потом приходит в школу на уроки. Обычно это ребята, которые невнимательно смотрели курс или пока не вышли из базового уровня. Но я больше заинтересован в том, чтобы они занимались сами и приходили за конкретными вопросами».
Джон Каллиган
Основатель музыкальной онлайн-школы John Kalligan
Производство. Джон много лет преподает музыку и записывает видео, поэтому у него уже были все ресурсы:
- опыт преподавания;
- сценический опыт в музыке;
- ораторские навыки;
- камера и осветительные приборы;
- помещение с минимумом шума;
- микрофон со звуковой картой и стойкой;
- компьютер, наушники и программа для монтажа;
- цифровое пианино, гитара, владение голосом;
- сайт;
- администратор, дизайнер и программист;
- большая лояльная аудитория на YouTube.
Главная трата Джона на курс — личное время. Джон структурировал информацию, которую давал ученикам, когда вел уроки, записал ее на видео, придумал домашние задания. На разработку тезисного плана, придумывание основных примеров и репетиции ушло три дня. На съемки ушло два дня. На монтаж ушла неделя: на один ролик длительностью 15 минут уходило 6—7 часов, а всего роликов вышло 19.
С курсом помогали два подрядчика: дизайнер рисовал обложки для видео, а веб-разработчик добавлял новые фичи на сайт. Например, на сайте для курса разработчик добавил отдельную страницу с видеокурсом, встроил плеер на сайте и создал регистрацию, чтобы отличать клиентов от посетителей.
Продвижение. Главные каналы продвижения: ютуб-канал и сарафанное радио. Когда Джон рассказывает о курсе в роликах или на стримах, кто-то переходит по ссылкам и покупает. Когда кто-то проходит курс, он советует его друзьям и они тоже покупают. Были и попытки продвинуться через таргетированную рекламу в соцсетях, которые сейчас запрещены в России, но эффекта было мало.
Результат. В итоге курс окупил личное время — продажи инфопродукта хорошо пошли.
«Я думал, если он принесет 150 000 ₽, уже будет хорошо. В итоге за пару недель он принес полмиллиона, а за следующие 9 месяцев еще несколько миллионов. Я не услышал ни одного отрицательного отзыва. Теперь можно показывать начинающим курс, чтобы они самостоятельно занимались и приходили за конкретными вопросами».
Джон Каллиган
Основатель музыкальной онлайн-школы John Kalligan
Если у вас есть онлайн-школа с индивидуальными занятиями, но нет курсов без поддержки преподавателей, подумайте — может, стоит этим заняться.
Это и есть инфопродукт?