Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Клуб по подписке: что это и как его запустить


Рассказываем, как с нуля запустить антикризисную альтернативу онлайн-курсов


Сергей Харьков

Сергей Харьков

Продюсер онлайн-курсов

С 2016 по 2021 год рынок онлайн-образования стремительно рос. Только за 2021 год — не самый удачный для сферы — топ-10 ее представителей показали рост выручки до 544%.

С февраля 2022 года ситуация изменилась: люди менее охотно расстаются с деньгами, многие не готовы совершать покупки сразу — они ждут окончания кризиса и стабилизации в экономике. Большинство лидеров образовательного рынка по итогам первого квартала оказалось в минусе. По мнению экспертов, к концу 2022 года рынок в лучшем случае выйдет в ноль.

Это не значит, что сфера образования больше не интересна как бизнес. Кризис — отличное время, чтобы пробовать новые форматы.

В этой статье расскажем о клубах по подписке — альтернативе онлайн-курсов, которая набирает популярность. Этот формат подходит действующим онлайн-школам и всем, кто хочет делиться опытом и монетизировать свое хобби.

Клуб предусматривает небольшую ежемесячную оплату — клиентам легче расставаться с деньгами, а предприниматель получает стабильную прибыль.

Чем клуб по подписке отличается от онлайн-школы

Клуб по подписке — это платное закрытое тематическое интернет-сообщество, библиотека отборного контента. Владелец клуба регулярно создает полезные материалы, например статьи и видеоролики, и организует прямые эфиры с экспертами, а участники оплачивают ежемесячную подписку, чтобы общаться с единомышленниками, обмениваться опытом и получать доступ к материалам.

Анна много лет занимается в стретчинг-студиях и интересуется всем, что касается спорта, осознанности и здорового образа жизни. Она знает, что в плохую погоду ехать в студию не хочется, а еще в интернете трудно найти проверенную информацию о правильном питании и медитации.

Анна решает монетизировать накопленные знания и запускает клуб по подписке. Она записывает несколько видеотренировок с растяжкой и готовит полезные статьи о правильном питании и медитации для новичков. Чтобы подписчики могли общаться и получать новый контент, она создает закрытый телеграм-чат и договаривается со знакомыми диетологами и тренерами раз в неделю проводить прямой эфир для ее клуба.

Благодаря клубу участники могут заниматься дома, поддерживать друг друга, обмениваться опытом, узнавать новое, просить советы у экспертов и экономить: вместо 900 ₽ за одно занятие в онлайн-студии они платят 790 ₽ в месяц за неограниченный доступ к видеотренировкам и полезным материалам, которые постоянно пополняются.

Для подписчиков клуб — способ экономии времени и возможность получить проверенную информацию по важной теме. Если человеку интересно программирование, он может гуглить статьи и книги по основам программирования, смотреть десятки видеороликов, но не все из них будут полезными и актуальными. Чтобы найти что-то ценное, придется перебрать много бестолкового контента. Кроме того, новичкам часто сложно отличить действительно полезную информации от ерунды.

Чтобы не тратить время на поиски и проверку контента, человек может оплатить подписку на клуб — в нем собрали лучшие материалы, удобно структурировали, регулярно проверяют на актуальность и пополняют библиотеку. Если вдруг возникнут вопросы — на них обязательно ответят.

Собрали главные отличия клуба по подписке от онлайн-школы в одной таблице.

Клуб по подпискеОнлайн-школа
Как создается контентНа старте должна быть небольшая база материалов. Дальше ее нужно постепенно наращиватьК запуску первого потока курса должно быть готово не меньше половины уроков
Как бизнес получает деньгиЕжемесячная подписка. Если один клиент ее не продлил, продлят другиеРазовая покупка. Нужно постоянно искать новых учеников
Как удерживать клиентаЧтобы клиент продлевал подписку и приносил деньги, достаточно публиковать несколько материалов в месяцПосле прохождения курса ученик уйдет. Чтобы удержать клиента, нужно создать новый курс и продать его

Теперь разберем подробнее.

Схема создания контента. Перед тем как собрать лендинг онлайн-курса и запустить рекламу для привлечения учеников, нужно продумать структуру курса, программу и методологию. К запуску курса должны быть готовы основные тезисы каждого занятия и записана минимум половина уроков.

Курс не получится гибко адаптировать к повестке — например, если меняется тренд на рынке или экономическая ситуация, придется менять структуру курса, переснимать уроки, вносить правки в лендинг и рекламу. Зато когда курс готов и ситуация на рынке стабильная, его не обязательно дополнять, можно работать только на привлечение новых учеников.

В клубе все наоборот. Для старта достаточно собрать небольшую базу контента. Не обязательно конкретизировать тему и продумывать четкую программу перед запуском. Достаточно определиться с направлением, например клуб таргетологов, и дальше следить за повесткой и трендами. Это позволяет быстро подстраиваться под изменения рынка и потребности подписчиков и подбирать материалы под актуальные запросы.

Чтобы клуб продолжал приносить деньги, нужно пополнять базу контента и устраивать интерактивы. Для этого можно раз в неделю проводить эфиры — чаще всего для них приглашают экспертов. Запись эфира потом пополнит библиотеку для тех, кто присоединится к клубу позже. Через несколько месяцев база материалов разрастется, при этом вы потратите на это меньше времени, чем ушло бы на создание полноценного курса. Но прекратить создание контента не получится, подписчиков постоянно нужно заинтересовывать и предлагать новые полезные материалы, иначе они перестанут оплачивать подписку.

Со временем список материалов в клубе станет внушительным. Но, в отличие от курса, все это не нужно создавать сразу

Оплата и удержание учеников. Создание курса требует больше времени и денег, при этом LTV клиента — количество денег, которое он может вам принести, — ограничено.

Если у вас один курс — клиент купит его и после завершения обучения уйдет в другую школу. Если курсов несколько — есть шанс, что он пройдет другие. В любом случае придется постоянно тратить много сил и денег на привлечение новых студентов.

Клуб предусматривает небольшие ежемесячные платежи. Кажется, однократно сумма небольшая, но в перспективе доход от подписчика клуба может оказаться значительно больше стоимости курса.

При этом подписчик общается с другими людьми на важную для него тему, делится опытом и получает ответы на свои вопросы, развлекается и изучает обучающие материалы, поэтому ему трудно не оплатить еще один месяц. Даже если случился кризис и клиент на время покинул клуб, он сможет вернуться и без проблем наверстать упущенное.

Главная забота основателя клуба — не поиск новых клиентов, а удержание старых за счет расширения библиотеки материалов и поиска новых форматов.

Нужно ли быть экспертом, чтобы открыть клуб по подписке

Чтобы запустить клуб по подписке, не нужно быть профессиональным спортсменом, кондитером или фотографом. Достаточно быть увлеченным своим хобби, хотеть развиваться и делиться опытом.

«В бизнесе при выборе товара или услуги оценивают спрос, анализируют конкурентов, смотрят статистику, считают потенциальную прибыль. Это хорошо, но не в случае с клубом по подписке. Если открываете клуб в потенциально прибыльной, а не интересной вам сфере, очень высок риск выгорания. Вам быстро станет неинтересно искать и создавать материалы, подбирать экспертов для эфиров.

Лучше всего раскручиваются клубы, созданные энтузиастами. Если основатель чем-то увлечен, он будет создавать интересный контент, общаться с участниками и задавать экспертам правильные вопросы».

Сергей Харьков

Сергей Харьков

Продюсер онлайн-курсов, организатор мастер-класса по запуску клуба по подписке

Обычно для проведения эфиров владельцы клубов приглашают экспертов из областей, смежных с темой клуба. Если открываете клуб по фотографии, подойдут фотографы, ретушеры, художники и даже специалисты по ремонту фотоаппаратов. Словом — все, кто может рассказать про свет, цвет, композицию и работу с техникой. Основатель клуба тоже участвует в эфирах как ведущий — задает спикеру вопросы и помогает не упустить комментарии и вопросы зрителей.

Как выбрать тему для клуба по подписке

Если хотите запустить клуб, но вам трудно выбрать тему, попробуйте ответить на такие вопросы:

  1. Какие профессиональные навыки у вас есть?
  2. Чем вы увлекаетесь?
  3. Из каких специалистов состоит ваше окружение?
  4. Какую ассоциацию вы вызываете у окружающих? Можно спросить их напрямую или использовать приложение, которое определяет, как ваш контакт записан у других людей, например Getcontact.

Идеальная тема — та, что повторяется в ответе на каждый вопрос. Такое бывает нечасто, три повторения — тоже хорошо.

Ответьте на вопросы и выделите пересекающиеся темы. Те, что повторяются чаще других, — подходят для клуба

Подходящих тем может быть несколько — в нашем примере это рисование и фотография. Выбирайте ту, которая повторяется чаще и с которой связано как можно больше ваших знакомых. Так выше вероятность, что вам будет интересно развивать клуб и находить толковых экспертов.

Как найти экспертов для прямых эфиров

Есть три способа искать экспертов:

  • просить знакомых, которые разбираются в теме, провести эфир;
  • спросить у знакомых контакты экспертов из их окружения;
  • предложить сотрудничество блогерам и известным представителям сферы.

Какой бы способ вы ни выбрали, важно научиться договариваться с экспертом на бесплатное сотрудничество.

«У одного моего ученика небольшой клуб, он приносит 100 000 ₽ в месяц. У другого клуб больше, но он тоже приносит 100 000 ₽.

Разница — в подходе к работе с экспертами. Первый предлагает спикерам бесплатно провести прямой эфир в рамках саморекламы. Клуб получит интересный материал, а эксперт в конце выступления расскажет о своем продукте и получит потенциальных клиентов. Всем выгодно.

Второй предлагает экспертам деньги за участие — они просят в среднем 5000 ₽ за эфир. За месяц на еженедельные эфиры основатель клуба тратит минимум 15 000 ₽».

Сергей Харьков

Сергей Харьков

Продюсер онлайн-курсов, организатор мастер-класса по запуску клуба по подписке

Главные интересы спикеров — получить регалии или клиентов. Некоторых может заинтересовать сама возможность выступить на широкую публику: им приятно получить статус эксперта клуба.

Если у потенциального спикера есть товары или услуги, которые подходят для ваших клиентов, можно договориться о взаимовыгодном сотрудничестве.

Эксперт проводит эфир на полезную тему. Вы же предлагаете доступ к участникам клуба, возможность коротко рассказать о своих продуктах в конце эфира, а еще размещаете контакты в записи эфира, который пополнит библиотеку материалов клуба. Кто-то из участников вашего клуба может заинтересоваться и стать клиентом эксперта.

«Во время разговора с экспертом можно прямо сказать: „Ко мне постоянно приходят новые клиенты, я опубликую на своей платформе видео с вашими контактами и пришлю вам ссылку. Будет работать как постоянная бесплатная реклама“. Многим это интересно, потому что правда работает».

Сергей Харьков

Сергей Харьков

Продюсер онлайн-курсов, организатор мастер-класса по запуску клуба по подписке

Реклама услуг спикера может быть выгодной и для основателя клуба. Например, можно попросить скидку или другой бонус для участников эфира и поднять ценность клуба в их глазах: здесь можно общаться, учиться и получать бонусы.

Если эксперту понравится отдача от ваших подписчиков, он захочет проводить больше эфиров — можно будет договориться о постоянном сотрудничестве.

По мере роста клуба будет увеличиваться прибыль — появится возможность приглашать знаменитых блогеров или известных спикеров за деньги.

«Знаменитости обычно просят по 30 000—40 000 ₽ за онлайн-выступление. В месяц это уже 120 000—160 000 ₽. Тратить такие деньги на старте и влезать в долги неразумно, набрать аудиторию можно и с помощью одноклассника-таргетолога, если ему действительно есть, что рассказать.

Зато когда клуб разрастается, можно жертвовать частью выручки ради роста. Действительно большие клубы приносят по 800 000—1 000 000 ₽ дохода в месяц. Для них потратить 160 000 ₽ на выступление знаменитости ради удовольствия клиентов и привлечения новых участников не проблема».

Сергей Харьков

Сергей Харьков

Продюсер онлайн-курсов, организатор мастер-класса по запуску клуба по подписке

Кроме затрат на эксперта у клуба будут и другие расходы: собранные материалы нужно где-то хранить, а еще из-за ограничения на количество участников не получится проводить вебинары в Zoom.

Какие инструменты нужны для запуска клуба

Для запуска клуба понадобятся:

  1. Хранилище для текстов, видео и записей эфиров — например, свой сайт или образовательная платформа.
  2. Закрытый чат для участников — обычно используют телеграм-чат или чат во Вконтакте.
  3. Вебинарная комната для проведения прямых трансляций, если в клубе свыше 300 участников.
  4. Сервис для настройки рекуррентных платежей.
  5. Лендинг и рекламные креативы.

Чтобы качественно оформить материалы и рекламные креативы, понадобится помощь дизайнера и редактора, а для настройки таргетированной рекламы — рекламное агентство или специалист-фрилансер.

Площадка с материалами, телеграм-чат и вебинарная комната должны быть привязаны к сервису для настройки рекуррентных платежей. Модерировать участников вручную — проверять, оплатил ли участник подписку, и открывать доступы каждому — очень сложно. Клуб быстро перешагнет отметку в несколько десятков человек, и у основателя начнутся проблемы.

Можно использовать независимые инструменты — например, хранить материалы на своем сайте и вести вебинары в Webinar Meetings. А можно их объединить. Не обязательно разрабатывать свою платформу — для большинства предпринимателей это неоправданно дорого. Достаточно оплатить доступ к образовательной платформе, которая объединяет эти функции и позволяет держать весь контент в одном месте. Часто у готовых площадок есть встроенный сервис для приема платежей и модерации доступов.

На какой площадке можно запустить клуб по подписке

Обычно клубы открывают на базе Телеграма, Вконтакте или образовательной платформы. Для каждого случая есть свои сервисы с возможностью настроить рекуррентные платежи и ботом для модерации доступа к чатам и контенту — рассказываем о трех самых популярных.

WinWinBotVK DonutGetCourse
Где располагается контентВ телеграм-канале или чатеВо ВконтактеНа образовательной платформе
Где находится чатВ ТелеграмеВо ВконтактеВ Телеграме
Вебинарная комната++
Возможность настроить тарифыМожно установить любую ценуМожно установить цену от 50 до 2000 ₽Можно установить любую цену
Возможность делать рассылки писем++
Встроенная аналитика+++
Возможность создать лендинг+
Возможность настроить автовебинар+
СтоимостьОт 1990 ₽/месяцКомиссия 1,7% за каждый платежОт 4400 ₽/месяц

Если хотите развернуть клуб на базе Телеграма — разместить материалы в закрытом канале, боте или чате и там же общаться с участниками — подойдет сервис WinWinBot или его аналоги. Он позволяет создавать автоворонки и делать рассылки по базе клиентов: это удобно, чтобы напомнить о вебинаре или вернуть клиентов, которые перестали оплачивать доступ к контенту. У WinWinBot есть минус: в нем нет вебинарной комнаты, не получится настроить автовебинар — для этого придется искать другие сервисы.

Если планируете открывать клуб на базе Вконтакте, подойдет VK Donut — официальный сервис для создания сообщества с доступом по подписке от ВК. С его помощью можно проводить закрытые вебинары прямо во Вконтакте и анализировать поведение участников. Минус сервиса — с его помощью нельзя создать автовебинар или лендинг.

Если хотите хранить материалы на сторонней платформе, подойдет GetCourse. Это площадка для онлайн-школы с удобной навигацией, вебинарной комнатой, встроенной аналитикой, возможностью делать рассылки по базе, настраивать автовебинары и лендинги.

«Я использую GetCourse. В нем размещается библиотека материалов, в него интегрируется телеграм-бот, который следит за оплатой подписки и дает или закрывает доступы к чату и контенту, там же можно создать лендинг, проводить вебинары, настроить автовебинар для раскрутки клуба. Это такая мультиварка для образовательного бизнеса».

Сергей Харьков

Сергей Харьков

Продюсер онлайн-курсов, организатор мастер-класса по запуску клуба по подписке

У сервисов WinWinBot и GetCourse фиксированная стоимость подписки: за их использование владелец клуба платит одинаковую сумму раз в месяц, квартал, полугодие или год. У VK Donut другая схема — он удерживает комиссию с каждой оплаты.

Как рекламировать клуб по подписке

Для новых клиентов ценность клуба по подписке — не в общении с единомышленниками и встречах с экспертами, а в отборном контенте. Самый простой и действенный способ заинтересовать холодную аудиторию — выбрать лучшие материалы и собрать на их основе вебинар. Как его провести — рассказали в отдельной статье.

Вебинар нужно записать и разместить на площадке с возможностью настроить автовебинар, например на GetCourse.

«Автовебинар — это предзаписанный вебинар с рекламой клуба, который повторяется каждый день в одно и то же время, удобное для аудитории. Участникам кажется, что они смотрят прямой эфир, потому что эксперт отвечает на вопросы из чата. На самом деле вопросы отправляет бот.
Смысл автовебинара в том, чтобы с помощью самых мощных единиц контента показать потенциальному клиенту, как много полезной информации может дать ему клуб, и собрать подписки в конце встречи, пока эмоции не улеглись».

Сергей Харьков

Сергей Харьков

Продюсер онлайн-курсов, организатор мастер-класса по запуску клуба по подписке

Автовебинары использует большинство онлайн-школ и клубов по подписке. Это удобно: эксперту не нужно каждый день выходить на связь и говорить одно и то же, а заявки копятся.

Автовебинар нужно рекламировать, иначе о нем не узнают. Для сбора заявок создают лендинг с описанием эфира и возможностью регистрации — контакты потом используют, чтобы привлечь клиента в клуб. На лендинге указывают время проведения вебинара, его тему и полезное действие: что получит клиент после просмотра. Если используете дату — проверьте, чтобы она обновлялась. Можно использовать формулировку «Завтра».

Чтобы повысить конверсию в регистрацию, предложите клиенту в подарок полезный материал по теме встречи, например таблицу со сравнением сервисов, видеоурок, план полезного питания на неделю.

Лендинг мастер-класса по открытию клуба по подписке. Внизу есть подпись: после регистрации клиенту пришлют видеоурок. Подарок повышает конверсию

После запуска курса дополните лендинг опытом участников. Возьмите у них короткое интервью и опубликуйте истории успеха в формате статьи, видеоролика или короткого факта. Например «Похудел на 30 кг», «Заработал 200 000 ₽» или «Победил в конкурсе „Юный кондитер года“». Важно, чтобы истории были правдивыми: если клиенты увидят обман, восстановить репутацию будет очень трудно.

Когда появятся первые истории успеха, разместите их на лендинге. Так будущие клиенты смогут оценить пользу от вашего продукта

Сам лендинг рекламируют с помощью таргетированной рекламы. Ее можно настроить самому, а можно пригласить специалиста.

Принимайте онлайн-платежи на сайте, в приложении и соцсетях с Тинькофф Кассой

Предложение Тинькофф

Принимайте онлайн-платежи на сайте, в приложении и соцсетях с Тинькофф Кассой

  • Подключим онлайн и сами настроим
  • Сможете принимать платежи уже через 2 дня
  • Деньги на счете на следующий день
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Анастасия Пасютина
Анастасия Пасютина

О чем планируете рассказывать в своем клубе? Делитесь в комментариях.


Больше по теме