Рассчитали, сколько денег нужно на открытие салона, как много можно заработать и когда окупятся инвестиции
Наталья Мацкевич
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
Анастасия Рассказова
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
Альбина Саттарова
Финансовый директор Нескучных финансов
Рассчитали, сколько денег нужно на открытие салона, как много можно заработать и когда окупятся инвестиции
Наталья Мацкевич
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
Анастасия Рассказова
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
Альбина Саттарова
Финансовый директор Нескучных финансов
Салоны красоты — это высокомаржинальный бизнес, при стабильной работе и полной загрузке мастеров прибыль составляет 20% от выручки и больше. Однако в первые месяцы финансовый результат, скорее всего, будет ниже. Бизнес-план поможет успешно пережить сложный начальный период.
В тексте мы концентрируемся на цифрах: подсчете расходов и прогнозе доходов. Мы не будем разбирать, как искать поставщиков, особенности рынка и подводные камни при открытии бизнеса. Об этом мы подробно написали в отдельной статье.
Использовали средние цены для крупных российских городов — в вашем городе показатели могут отличаться. В конце статьи дадим шаблон финмодели, в котором вы сможете заменить все значения под условия своего города и размер бизнеса.
Бизнес-процессы салона красоты
Салоны красоты могут быть полного и неполного цикла. Полный цикл предполагает, что в салоне есть все базовые косметические услуги: парикмахерские услуги, маникюр, педикюр, брови, ресницы, депиляция и косметология.
Мы составили бизнес-план для салона красоты неполного цикла, в котором делают маникюр, педикюр и брови. Рабочие процессы будут такими:
- Закупка расходников у поставщиков.
- В салоне одновременно работают четыре специалиста: два мастера маникюра, один мастер педикюра и один бровист. График работы каждого сотрудника — два дня работает, два дня отдыхает. Значит, всего нужно восемь мастеров.
- В салоне находится администратор, который также два дня работает, два — отдыхает, всего нужно два администратора. Администратор встречает гостей и отвечает на сообщения клиентов в соцсетях и мессенджерах. Еще он занимается стерилизацией инструментов и заполняет журналы по СанПиН. Администратор следит за качеством инструментов и при необходимости заменяет их или заказывает новые.
- После каждого использования мастера убирают все инструменты, чтобы администратор мог простерилизовать их.
- Руководитель раз в месяц проверяет качество всех инструментов и проводит инвентаризацию.
- Сотрудники убирают свое рабочее место после каждого гостя и в конце рабочего дня. Раз в день салон моет уборщик.
- Если на улице грязно, каждому клиенту выдаем бахилы. Мастера приносят сменную обувь.
Когда у мастера нет клиента, он может недолго отдохнуть в комнате для персонала. В первое время основную часть свободного времени мастерам стоит делать дизайны ногтей на муляжах. С ростом загрузки салона свободного времени у мастеров почти не останется, а примеров дизайна накопится достаточно.
Услуги салона красоты
Каждая из услуг салона красоты — отдельный сегмент рынка, в котором нужно разбираться, конкурировать и предоставлять качественные услуги. Поэтому новичкам проще выбрать пару направлений, например начать работать только с ногтями и бровями. Через год, когда бизнес будет стабильно работать, можно добавить в ассортимент парикмахерские услуги и ресницы. Предположим, что новый салон стартует с тремя направлениями: маникюр, педикюр и оформление бровей.
Расходы на открытие салона красоты
Мы сделали расчет для салона красоты, в котором будут два места для маникюра, одно — для педикюра и одно — для оформления бровей. Для оборудования такого салона красоты понадобится примерно 850 000 ₽. Начать можно с такого набора, однако, скорее всего, салону придется докупать мебель и инструменты для новых рабочих мест уже в первые месяцы.
Поначалу можно оборудовать два места для маникюра, одно — для педикюра и одно — для бровиста. Позже вы сможете докупить оборудование и нанять новых людей.
После использования инструменты для маникюра и педикюра нужно стерилизовать. Во время стерилизации мастеру нужен новый набор. Поначалу загрузка будет неполной, поэтому достаточно будет трех комплектов на одного мастера. Позже инструменты нужно будет докупить.
Место бровиста обходится дешевле всего. Расходники и инструменты бровиста также стоят дешевле. Из-за этого салоны красоты часто добавляют услуги оформления бровей одними из первых.
Для приема платежей в салоне нужна онлайн-касса — она печатает фискальные чеки для покупателя и отправляет информацию о продажах в налоговую. Еще бизнесу нужен терминал для приема платежей по карте. Терминал и онлайн-касса могут быть совмещены в одном устройстве. Например, в Тинькофф можно получить терминал со встроенной онлайн-кассой в аренду бесплатно при подключении эквайринга.
Ежемесячные расходы салона красоты
Для удобства мы разделим расходы на три категории: переменные, постоянные и косвенные. Переменные и постоянные будут связаны с оказанием услуг напрямую, а косвенные будут касаться управления бизнесом в целом.
Как выбрать организационно-правовую форму и систему налогообложения бизнеса
В этой статье мы делаем расчеты для ИП на упрощенной системе налогообложения — УСН «Доходы минус расходы». Такой режим будет выгоднее для высокомаржинального бизнеса. Однако этот налоговый режим может не подойти вашему бизнесу. Вот подборка статей о том, как выбрать организационно-правовую форму и систему налогообложения:
Переменные расходы. Это траты, которые растут вместе с увеличением объема продаж. Чтобы их посчитать, нужно спрогнозировать, сколько денег салон сможет заработать за месяц.
Чтобы рассчитать переменные расходы, возьмем среднюю ежемесячную выручку в 1 млн рублей. Это условный пример, который поможет нам нагляднее показать принцип расчетов. Ниже в статье мы составили финмодель, где вы сможете изменить каждую статью расходов и поставить целевые доходы под свой бизнес.
В первые месяцы работы салону не придется тратиться на пополнение расходников — все флаконы будут полными. Головки фрез для ногтей тоже будут новыми — поначалу покупать их не придется.
Салоны красоты формируют зарплату по-разному. Сотрудники редко получают фиксированную зарплату — обычно это небольшой оклад плюс процент от принесенных мастером продаж или только процент. По такой схеме мастера в среднем получают от 20 до 40% от чеков их клиентов. В наших расчетах мастера будут работать без фиксированного оклада и получать 30% от чеков своих клиентов, поэтому эти расходы мы отнесем к переменным.
Отсутствие фиксированной зарплаты мотивирует сотрудников работать качественно, поскольку основой трафик салона красоты — это постоянные клиенты.
В крупных сетях салонов есть своя программа обучения мастеров. Когда салон только открывается, системы обучения обычно нет. Руководителю нужно либо нанимать готовых мастеров с опытом, либо оплачивать курсы, на которых новые сотрудники повысят навыки до нужного уровня. Обучение одного мастера стоит примерно 20 000—25 000 ₽.
Администраторы получают фиксированный оклад 15 000 ₽ — его мы учтем в постоянных расходах. Еще каждый администратор получает 4% с чека клиента, которого он записал на посещение. Все записи поделятся между двумя администраторами, поэтому их премию можно считать как 4% от выручки. Без администратора успешно развиваться не получится — мастерам все время придется отвлекаться от работы, чтобы встретить гостя или записать клиента по телефону или через соцсети.
Постоянные расходы — это затраты, которые не зависят от объема продаж, но необходимы для производства: без них салон красоты не может работать.
Обычно арендодатель берет плату за месяц вперед. Еще один ежемесячный платеж находится у него в качестве страховки как депозит — его могут называть платежом за последний месяц. Это значит, что до открытия бизнеса обычно нужно внести платеж за два месяца. Для расчета мы возьмем усредненную цифру — 40 000 ₽ в месяц.
Для страховки стоит подготовить деньги на оплату аренды в течение трех месяцев, если в первое время продажи будут небольшими — еще 120 000 ₽. Если бы у сотрудников была фиксированная зарплата, это тоже был бы постоянный расход. И руководителю стоило бы сделать запас на выплату зарплаты в течение трех месяцев.
Косвенные расходы. Они не связаны с работой напрямую и идут на обслуживание бизнеса в целом, поэтому их не учитывают в себестоимости продукции. Стоит выделять косвенные расходы отдельно, чтобы лучше понимать, насколько эффективно идет основная работа бизнеса — операционная деятельность. К примеру, расходы на интернет или рекламу никак не связаны с тем, насколько хорошо салон оказывает услуги.
Косвенные расходы также можно делить на административные и коммерческие. Административные не связаны с производством или продвижением, например оплата услуг банка, интернета или бухгалтера. Коммерческие расходы связаны с продвижением — например, расходы на рекламу или зарплата SMM-специалисту.
Мы включили аренду в постоянные расходы, потому что салон использует помещение для оказания услуг. Если бы руководитель снимал офис, его аренда была бы косвенным расходом.
Если бухгалтер не является вашим сотрудником, налог и взносы за него платить не нужно. Можно найти бухгалтера для ведения отчетности небольшого бизнеса за 5000—8000 ₽.
В финансовом учете отдельно выделяют расходы ниже операционной прибыли — EBITDA. Это прибыль бизнеса до уплаты налога с дохода, процентов по кредитам и амортизации — о последней мы скажем чуть дальше. Категория называется расходами ниже этой прибыли, потому что в классической финмодели эти расходы считают после расчета EBITDA.
На УСН «Доходы минус расходы» налог рассчитывают как 15% от операционной прибыли — EBITDA.
Мы предположили, что для открытия салона красоты предприниматель взял 800 000 ₽ под 25% годовых на три года. В расходах мы учли только уплату процентов по этому кредиту, потому что выплата основного долга — это возврат полученных ранее денег. В управленческом учете возврат денег не считают расходом.
Финансовый план салона красоты
Все доходы и расходы бизнеса считают в финансовой модели. Это таблица, которая связывает все экономические показатели. Обычно финмодель составляют на год вперед, чтобы спланировать развитие бизнеса.
Вместе с экспертами из Нескучных финансов мы составили шаблон финмодели салона красоты.
В финмодели посчитан план работы при стабильной выручке 1 000 000 ₽ в месяц. В жизни выручка будет другой. Мы взяли ровное значение, чтобы нагляднее показать расчеты. Вы можете исправить значения в желтых клетках исходя из вашего плана работы и размера бизнеса. В остальных клетках уже заведены все формулы, которые считают выручку, расходы, а также валовую, операционную и чистую прибыль.
Строка 16 показывает, как окупаются расходы бизнеса с течением работы. Вложения для открытия окупятся в первый месяц, который будет окрашен зеленым. Разовые расходы могут не успеть окупиться за год.
Расскажем, какие термины и расчеты мы использовали в финмодели.
Выручка. Это все деньги, которые салон получает от продаж. Для расчета переменных расходов мы спрогнозировали месячную выручку в 1 млн рублей. Выручку мы рассчитали из средней популярности трех базовых услуг.
Точка безубыточности. Это выручка, которую бизнесу нужно заработать, чтобы покрыть все свои расходы — работать с нулевой прибылью.
Чистая прибыль. Показывает, сколько денег останется у бизнеса, когда он совершит все расходы. ИП может сразу перевести эти деньги на личную карту, а владельцу компании это сделать чуть сложнее.
Маржинальная прибыль. Это выручка, из которой вычли переменные расходы. Показатель помогает анализировать эффективность переменных затрат и решить, можно ли их как-то уменьшить. Любой вид прибыли сам по себе не так полезен для оценки бизнеса, как рассчитанная на основе этой прибыли рентабельность.
Рентабельность — отношение прибыли к выручке, оно помогает оценить эффективность продаж. Для каждого вида прибыли в финмодели есть своя рентабельность. Например, рентабельность по маржинальной прибыли — это отношение маржи к выручке.
Валовая прибыль — выручка, из которой вычли себестоимость товара, то есть постоянные и переменные расходы. Этот показатель помогает наглядно отделить себестоимость от косвенных расходов и проанализировать, можно ли сократить какие-то из них.
Операционная прибыль, EBITDA. Это прибыль бизнеса до уплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и амортизации. В финмодели бизнес может влиять на все расходы выше EBITDA. На расходы ниже этой строчки бизнес не влияет — можно не думать, как их уменьшить.
Отчет о движении денежных средств
В нашей финмодели после подсчета чистой прибыли идет отчет о движении денежных средств — ДДС. В нем фиксируют реальные движения денег по счетам бизнеса.
В отчете все доходы и расходы бизнеса делят на три категории: финансовая, инвестиционная и операционная деятельность.
Финансовая деятельность. В ней учитывают кредиты бизнеса, а компании — еще выплаты дивидендов собственникам. В примере, на котором построена наша финмодель, предприниматель взял в кредит 800 000 ₽ на три года по ставке 25% годовых. Расходы за пользование чужими деньгами, то есть проценты по кредиту, отразились в финмодели в расходах ниже EBITDA. Выплата основного долга — это возврат чужих денег, поэтому не считается расходом.
Инвестиционная деятельность. Сюда относят вложения бизнеса в основные средства, например дорогое оборудование или недвижимость. Так, основным средством будет считаться дорогое косметологическое оборудование или купленное помещение для салона. В финмодели в разделе расходов ниже EBITDA считают амортизацию по этим вложениям, то есть постепенно включают эти затраты в цену услуг. Если салон использует инструменты дольше года, их тоже можно амортизировать.
Операционная деятельность. Это доходы и расходы, которые связаны с непосредственной работой бизнеса, например закупка расходников, зарплаты мастерам. Большую часть операционной деятельности мы уже посчитали в финмодели.
Чтобы получить итог операционной деятельности, осталось посчитать только размер оборотного капитала. Это деньги, которые бизнес использует в одном производственном цикле. У салона красоты операционный цикл равен средней длительности использования одного расходника или инструмента. Для примера мы обозначили этот период за 30 дней.
При расчете оборотного капитала учитывают дебиторскую и кредиторскую задолженность. Дебиторская задолженность — это деньги, которые кто-то должен вам. Кредиторская — когда вы должны кому-то. Например, салон закупил партию гель-лаков, но пока не расплатился за нее. У бизнеса возникла кредиторская задолженность. Такие долги отражают при расчете оборотного капитала.
В конце таблица соберет итоговый отчет ДДС по трем направлениям деятельности.
Самое главное
- На ремонт, оборудование и закупку инструментов для салона красоты уйдет примерно 850 000 ₽. Мы сделали этот расчет для салона, в котором будут два маникюрных места, одно — для педикюра и одно — для оформления бровей.
- Стоит сделать запас денег на три месяца оплаты аренды — около 120 000 ₽. В сумме для открытия салона понадобится примерно 970 000 ₽.
- Постоянные расходы салона красоты не зависят от объема продаж. На аренду, содержание салона и коммунальные услуги в месяц будет уходить примерно 96 000 ₽.
- Переменные расходы зависят от объема продаж и будут сильно отличаться между разными салонами. При выручке 1 млн рублей в месяц переменные расходы выйдут примерно 595 000 ₽ в месяц.
- На оставшиеся косвенные и расходы ниже EBITDA — налоги, рекламу и бухгалтера — уйдет еще почти 137 000 ₽.
- При выручке в 1 млн рублей предприниматель будет получать около 172 000 ₽ чистой прибыли из бизнеса. При дальнейшем увеличении выручки прибыль руководителя будет расти быстрее, так как постоянные расходы будут составлять все меньшую долю затрат.
Какую услугу в сфере красоты вы считаете самой перспективной для бизнеса? Делитесь в комментариях