Расчетный счет для бизнеса. 2 месяца бесплатного обслуживания, вывод до 400 000 рублей без комиссии на дебетовую карту. Подробнее

Алексей Башук
Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»

Реальная история: предприниматель открыл в Ульяновске кафе-хинкальную и назвал ее «Хмели-Сунели». Спустя несколько лет оказалось, что это название давно зарегистрировано как товарный знак. Предприниматель получил досудебную претензию от правообладателя, но проигнорировал ее.

Тогда владелец знака подал иск, и суд взыскал с нарушителя 3 млн рублей за нарушение права на товарный знак. Кроме этого, суд заставил нарушителя сменить вывеску и перестать использовать название в рекламе и интернете. Апелляция ничего не дала.

В статье разбираемся, что компаниям нельзя использовать в качестве названия.

Названия, запрещенные для всех

Некоторые названия нельзя использовать и не получится зарегистрировать как товарный знак.

Указывают на государство. Это названия, которые обманчиво намекают на связь с государством: включают в себя слова «российский», «федеральный», «государственный» или их части. Например, название «Госкредит» можно зарегистрировать как товарный знак только с разрешения Минюста.

Объекты авторского права. Нельзя использовать названия произведений, имена персонажей и цитаты, которые защищает авторское право. Даже если Роспатент пропустит название с отсылкой к произведению, правообладатель может взыскать компенсацию через суд. Проблемы могут возникнуть из-за простого совпадения.

У компании «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» ушло пять лет, чтобы доказать: персонаж Успенского тут ни при чем, а Чебурашкин — фамилия их деда.

Нарушают закон о рекламе. По закону о рекламе нельзя использовать в названиях превосходную степень: «первый», «лучший», «номер один», если у вас нет доказательств такого статуса. Иначе ФАС может оштрафовать на 500 тысяч рублей по статье 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе».

Могу называть свой товар лучшим, а компанию — номером один?

Названия, с которыми сложно расти и развиваться

Некоторые названия формально не нарушают закон, но при этом их нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака.

Указания на продукт. Указательные названия прямо указывают на товары или услуги. Например «Сапоги» для магазина сапог. Если подать заявку на регистрацию такого названия в Роспатент, придет отказ. Но если подрисовать к такому названию логотип и подать на регистрацию все вместе, то, скорее всего, зарегистрируют. Название при этом будет неохраняемым элементом, другие предприниматели смогут его использовать. Зато логотип для аналогичного бизнеса взять не смогут.

Указательные названия подходят магазинам, которые не планируют расширяться или выделяться за счет брендинга. Ларек с шаурмой или ремонтом обуви можно просто назвать по виду деятельности и ничего не регистрировать. Иногда такой вариант вполне подходит для небольшого бизнеса: покупателям понятно, что внутри, и нет риска получить штраф за использование чужого товарного знака.

С выбором неохраняемого названия тоже нужно быть аккуратным: от указания на товар до потенциального товарного знака не такая большая дистанция. «Детские товары» для магазина игрушек будет указательным названием, которое не может никому принадлежать, а вот «Детский мир» — это уже товарный знак.

В общем, если не планируете регистрировать товарный знак, лучше назвать маленькую обувную мастерскую «Ремонтом обуви», а не «Вселенной обуви и ремонта».

Описательные названия. Описательные названия указывают на субъективные свойства товара: красивые шторы, хороший квас, вкусная шаурма. Они не помогают покупателям отличить одного производителя от другого, поэтому их может использовать кто угодно. Зарегистрировать их как товарные знаки тоже не получится.

Описательное название можно зарегистрировать в составе логотипа. При этом логотип будет защищен, но конкуренты смогут использовать это же название с другой графикой. Например, марка «Русский продукт» зарегистрирована разными компаниями в разных графических исполнениях.

«Вкусная шаурма» для ларька с шаурмой или «Одежда для всей семьи» для магазина одежды — это не товарные знаки, а просто указания на вид товаров.

Названия, которые уже кто-то занял

Прежде чем заказать вывеску и вложить деньги в рекламу, убедитесь, что под таким же названием уже не работает аналогичный бизнес и ваше название не нарушает чужие права.

ООО «Волгатур» обратилось к ООО «ВолгаТур» с требованием о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак.

На сайте volgatur.ru ответчик использовал товарный знак истца для рекламы туристических услуг.

Суд признал нарушение, но компенсацию снизил.

Дело № А57-7075/2019

Название нужно проверить по базам товарных знаков вместе с патентным поверенным. Если специалист признает, что ваш бренд не похож на существующие, его можно регистрировать.

Как проверить права на название и что делать, если оно уже занято
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

Еще по теме

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.