Актуальное

Как предпринимателю обезопасить свои доходы.

Как обезопасить свои доходы.

Читать →
Подпишитесь на телеграм

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Безопасность Редактор: Наталья Кабалюк

Как выбрать название для компании , чтобы не попасть в суд

Юрист поможет выбрать безопасное с точки зрения закона название для бренда. Если имя и логотип уже есть — подскажет, как их доработать, чтобы не получить претензий от других правообладателей или госорганов.

Алексей Башук

Алексей Башук

Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»

Когда налоговая соглашается зарегистрировать название компании, это не гарантирует, что с ним не будет проблем. Возможно, ваше название нарушает чьи-то права на товарный знак. Из-за этого компании будут грозить суды, штрафы и компенсации.

Компенсация за использование чужого товарного знака — от 10 тысяч до 5 млн рублей

Налоговая и контрагенты не проверяют легальность названий

При регистрации ООО налоговая не сравнивает его название с зарегистрированными товарными знаками. Из-за этого можно неосторожно открыть компанию, название которой будет совпадать с чужим товарным знаком. И главное — нельзя сказать «Я не знал, что такое название уже есть». Только открылся — и уже нарушитель.

ИП может написать любое название на вывеске, регистрировать его в налоговой не нужно. При этом как только вывеска готова — он может нечаянно использовать чужой товарный знак.

ИП Иванов открывает в Ростове кафе «Кофейный рай». С таким же названием он сделает дизайн магнитов и кружек. Если в Туле уже есть кафе с таким названием и оно зарегистрировано как товарный знак, у ИП Иванова проблемы. Придется менять название, выкидывать все кружки и магнитики — и никого не волнует, что все уже привыкли к этому названию его кафе.

С производством товаров тоже можно допустить такую ошибку.

Предприниматель заказал на фабрике партию толстовок со своим логотипом. Фабрике все равно, нарушает ли название или слоган чьи-то права. Она проверять не будет: пришел заказ — надо сшить толстовки и нанести логотип.
Дальше предприниматель забивает толстовками склады до потолка и начинает торговать. Но тут приходит владелец такого же товарного знака и грозит судом — печальная история.

Уникальность бренда проверяет только Роспатент при регистрации товарного знака. Такая регистрация дает правообладателю монопольное право на название в бизнесе: использовать название сможет только эта компания и больше никто.

Каждый год в России регистрируют 60—70 тысяч товарных знаков. В основном это названия, логотипы и слоганы. И даже если вы не слышали о компании с таким же названием, как у вас, она вполне может существовать.

За неудачное название придется расплачиваться деньгами и репутацией

Компенсация. Если предприниматель незаконно использует чужой товарный знак, владелец этого знака может потребовать через суд компенсацию от 10 000 до 5 000 000 ₽. Эти деньги нарушитель заплатит правообладателю. Все 5 миллионов с начинающего предпринимателя, конечно, вряд ли взыщут, но вот 300—500 тысяч — вполне.

Если партия товара была большой, компенсацию могут посчитать в размере двойной цены контрафакта — товара под чужим товарным знаком. В таком случае размер выплаты может превысить 5 миллионов.

Изменение названия. Компенсацией дело не закончится, нарушителю придется еще и менять название. Это означает полный ребрендинг: новая вывеска, имя сайта, дизайн этикетки. Старое название нужно будет удалить везде. Все это требует дополнительных денег.

Юрист помогает выбрать безопасное название

Юрист проверит бренд и расскажет о перспективах: можно ли безопасно использовать такое название в бизнесе или есть риски. Если понравившееся имя окажется занято, специалист подскажет дополнительные варианты.

Проверять с юристом нужно любые названия в бизнесе, будь то название ООО, магазина, домена, товара, надпись на вывеске или слоган. Если этого не сделать, можно случайно нарушить чужие права. Чем это может закончиться — штрафом в 100 тысяч, компенсацией в миллион или ликвидацией компании, — никто не знает. Одно можно сказать точно: ничего хорошего от нарушения чужих прав ждать не стоит.

Идеальный вариант — проверить название заранее и, если есть риски, подправить его на старте бизнеса. Это гораздо дешевле, чем вложить деньги в дизайн, рекламу и сайт, а потом все переделывать из-за претензии правообладателя.

Юрист поможет отстоять право на название

Допустим, компанию открыли год назад, а название проверить забыли. Работали-работали и случайно заметили другую компанию с таким же названием. Сразу стоит подключить юриста, он проверит:

1. Статус чужого бренда. Нужно заглянуть в базы и выяснить, зарегистрировано ли это название как товарный знак другой компаний. Вполне может оказаться, что другая компания тоже про это забыла. Тогда нужно успеть подать заявку в Роспатент раньше нее.

2. Классы товаров и услуг. Если выяснилось, что знак все-таки зарегистрирован, нужно посмотреть, на какие классы МКТУ.

Международный классификатор товаров и услуг — сайт МКТУ

Если ваш продукт и продукт другой компании не однородны, вы еще можете зарегистрировать и защитить свой бренд. Компании могут использовать одинаковые названия, если работают в разных сферах.

Например, «Ангел» может быть брендом постельного белья и издательством детской литературы. Если же классы совпадают, то нужно разбираться в конкретных товарах: иногда бывает так, что класс один, но товары внутри — неоднородные. Бывает и наоборот: товары вроде и в разных классах, но однородные.

3. Дату подачи заявки. Если схожий знак есть и товары с таким знаком однородные с вашими — скорее всего, вы нарушаете чужие права. Последний шанс — более раннее начало использования. Если вы начали использовать знак задолго до того, как другая компания подала заявку, есть вероятность, что вы сможете добиться аннулирования их товарного знака. Это очень непростой процесс с массой деталей, но в целом это возможно.

Если вы не согласны с регистрацией чужого знака, юрист пойдет в Палату по патентным спорам, чтобы аннулировать этот товарный знак вместо того, чтобы оправдываться в суде. После аннулирования чужого знака судам будет просто нечего защищать: бренд признают недействительным с момента регистрации, как будто его никогда и не было.

Если знаки сильно похожи, но не одинаковы, можно попробовать обойтись без суда. Для этого нужно подать заявку на регистрацию и попросить компанию-конкурента дать вам письмо-согласие на регистрацию вашего знака. Если у юристов получится договориться, Роспатент зарегистрирует ваш знак.

Главное: пока товарный знак зарегистрирован, он действует. Даже если чужая компания бессовестно украла название и логотип, зарегистрировала его на себя на десять лет позже, чем вы открыли свое ООО, суды все равно будут защищать не вас, а владельца товарного знака — до тех пор, пока знак не будет аннулирован.

Юрист помогает доработать бренд и избежать крупного штрафа

Если выбранное название похоже на чужой зарегистрированный товарный знак — такое название придется менять. Не получится просто заменить большие буквы на маленькие, а латиницу на кириллицу. Добавление цифр и приставок в духе «эко-» или «мульти-» тоже не поможет.

Роспатент и суды сравнивают названия по звучанию, графике и даже по смыслу. Дорабатывать название нужно так, чтобы оно отличалось от уже зарегистрированного и не вводило покупателя в заблуждение.

Однако не всегда нужно менять название целиком. Иногда достаточно добавить или убрать слово, иногда — поменять несколько букв. Все зависит от ситуации. Вот несколько примеров из личной практики:

Чужой брендВаш бренд, опасноВаш бренд, нормально
«Суперкот», корм для животныхSupercatSuperpet
«Разум», центр детского развитияRAZUM«Разумные дети»
«Гуща», кафе«Гуще!»«В гуще событий»
«Креатив», студия стиля«Креатифф»MIROIR CRÉATIF
«Серебряная вода», вода«Серебряная»«Серебряная скважина»
«Вектор», мебельный магазин«Вектор-мебель»«Вектор уюта»
«Счастье», ресторан«Счастье»«Счастье в провинции»

Главное — не допускать сходства до степени смешения. Это субъективный критерий. В Гражданском кодексе РФ он упоминается только вскользь, зато в руководствах для экспертизы Роспатента о нем написано несколько сотен страниц. Но описанием дело не заканчивается: юристы и патентные поверенные постоянно следят за судебной практикой по спорам о товарных знаках, чтобы быть в курсе текущей ситуации. На оценку сходства влияют сами товары, наличие графики, язык названия и другие обстоятельства.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Сейчас читают

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

[popup_uchebnik_ip]

[popup]