Разыгрываем 300 000 ₽ на запуск бизнеса. Участвовать

Подробнее

Можно ли рекламировать алкоголь?


В России можно продвигать алкоголь, но важно правильно выбрать площадку и посылы для рекламных сообщений


Виктор Подгорский

Виктор Подгорский

Эксперт по праву

Поделитесь статьей

Поделитесь статьей

В России можно продвигать алкоголь, но важно правильно выбрать площадку и посылы для рекламных сообщений


Виктор Подгорский

Виктор Подгорский

Эксперт по праву

Поделитесь статьей

Читатель Андрей спрашивает: «Я открыл небольшой алкомаркет и хочу привлечь покупателей. Почитал закон „О рекламе“, увидел в нем много ограничений, но так и не понял: где я могу законно разместить рекламу алкоголя?»

Где рекламировать алкоголь — зависит от его вида

Законодательство устанавливает особые правила рекламы некоторых продуктов. Важно разобраться, на что требования распространяются, а на что — нет.

Чтобы сообщение считалось рекламным, в нем должен быть конкретный объект — название алкогольного напитка. Если название есть — следуйте правилам рекламы продуктов. Если названия товара не видно — это не реклама. Даже если по форме бутылки или цветовой гамме можно догадаться, о каком товаре речь.

Алкоголь — это продукция, в которой больше 0,5% этилового спирта. На какой площадке ее рекламировать, зависит от вида напитка. Площадок условно четыре:

  1. Стационарные места розничной продажи алкоголя.
  2. Печатные газеты и журналы, кроме детских. Можно размещать рекламу на всех страницах, кроме обложки, первой и последней полос.
  3. Выставки и ярмарки продуктов, кроме выставок продуктов детского питания.
  4. Телевидение и радио с 23 до 7 часов по местному времени, кроме детских спортивных программ и соревнований.

Любой алкоголь можно рекламировать в стационарных местах розничных продаж: в магазинах, барах и ресторанах.

По алкомаркету можно развесить плакаты с рекламой разного алкоголя, который там продается. Если речь о супермаркете, то рекламировать вино можно не по всему магазину, а только в отделе с алкоголем.

Для рекламы конкретных видов алкоголя есть свои площадки. Собрали их в таблицу.

Крепкий алкоголь — с содержанием этилового спирта больше 5%Пиво и пивные напиткиВино и игристое из России или стран — членов ЕЭСЗарубежные вина, включая игристыеДругие алкогольные напитки, например медовуха
Стационарные места розничной продажи, в том числе дегустационные залы магазинов+++++
Печатные газеты и журналы. Кроме обложки, первой и последней полос++
Пищевые выставки и ярмарки. Кроме выставок продуктов детского питания+
Телевидение и радио с 23:00 до 07:00 по местному времени. Кроме детских спортивных программ и соревнований+

Напитки с содержанием спирта менее 0,5% рекламировать проще. Для них нет ограничений по выбору площадок. Но есть условие. Нужно четко продемонстрировать в рекламе, что речь идет о безалкогольной продукции: проговорить это голосом или разместить специальную наклейку «0%» на баннере.

Реклама алкоголя в интернете запрещена, но есть нюансы

Рекламировать и продавать алкоголь в интернете запрещено. Но можно размещать информацию о спиртном и оставаться в рамках закона. Вот где это можно делать:

  • на своем сайте;
  • в закрытых группах в соцсетях;
  • через спонсорство мероприятий;
  • в обзорах блогеров.

На своем сайте. Производители и продавцы алкоголя могут размещать на своем сайте данные о товарах, которые продают. Это считается не рекламой, а информированием посетителей о том, какие товары продает компания.

Еще на своем сайте можно публиковать обзорные статьи и интересные факты про алкоголь.

Закрытые группы в соцсетях. Можно завести группу в соцсети и в ней публиковать мемы, рецепты коктейлей или интересные факты об алкоголе. Лучше сделать группу закрытой, с пометкой «18+», чтобы ее точно не заблокировали. Главное — ничего не продавать через соцсети.

Спонсорство мероприятий. Еще один способ — заключить партнерство с фестивалями и концертами. Можно поддержать мероприятие, а в обмен разместить логотип на его сцене или афише.

Обзор у блогеров. Блогеры часто публикуют ролики, в которых оценивают вкусы разных вин или марок пива. Внешне это выглядит как объективное сравнение, но сделал блогер такой обзор бесплатно или за деньги от одного из производителей — неизвестно.

Грамотно выбрать площадку — это полдела. Еще важно составить рекламное сообщение так, чтобы не выйти за рамки закона «О рекламе». Об ограничениях в рекламе алкоголя — в следующем разделе.

К содержанию рекламы алкоголя есть жесткие требования

В любой рекламе алкоголя надо предупреждать о вреде его чрезмерного потребления. Такая плашка должна занимать не менее 10% рекламной площади.

Составляя текст, выбирая фото и видео для рекламы алкоголя, важно не использовать образы и посылы, которые запрещает закон.

Вот что нельзя делать:

  1. Утверждать, что алкоголь помогает достичь общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха, улучшает физическое или эмоциональное состояние.
  2. Осуждать отказ от алкоголя.
  3. Утверждать, что алкоголь безвреден или полезен для здоровья человека. Например, что он содержит витамины.
  4. Упоминать, что алкоголь помогает утолить жажду.
  5. Обращаться к несовершеннолетним. Например, использовать в рекламе детские голоса или фразы молодежного сленга.
  6. Использовать образы людей и животных, даже рисованные.

За нарушение правил рекламы алкоголя можно получить штраф:

  • ИП — от 4000 до 20 000 ₽;
  • малые предприятия — от 50 000 до 250 000 ₽;
  • средние и крупные предприятия — от 100 000 до 500 000 ₽.

Пивной магазин оштрафовали за рекламу с изображением человека

В Челябинске магазин разливного пива «Бухен хауз» разместил на фасаде плакат с изображением бочки, людей и кружек с пенным напитком.

Закон «О рекламе» запрещает использовать в рекламе алкоголя изображения людей и демонстрировать процесс употребления спиртного.

ИП, которая владела магазином, убрала рекламу пива с фасада, не дожидаясь постановления по делу. Но ей все равно выписали штраф по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ — 4000 ₽.

Постановление от 27.04.2016 по делу № 31-14.3 ч. 1/16



Спросите у эксперта

В разделе «Вопрос-ответ» эксперты Тинькофф разбирают популярные вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Вы можете отправить свой вопрос на почту secrets@tinkoff.ru.



Больше по теме