Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Разыгрываем 300 000 ₽ на запуск бизнеса. Участвовать
ПодробнееПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
В России можно продвигать алкоголь, но важно правильно выбрать площадку и посылы для рекламных сообщений
Эксперт по праву
В России можно продвигать алкоголь, но важно правильно выбрать площадку и посылы для рекламных сообщений
Эксперт по праву
Читатель Андрей спрашивает: «Я открыл небольшой алкомаркет и хочу привлечь покупателей. Почитал закон „О рекламе“, увидел в нем много ограничений, но так и не понял: где я могу законно разместить рекламу алкоголя?»
Законодательство устанавливает особые правила рекламы некоторых продуктов. Важно разобраться, на что требования распространяются, а на что — нет.
Чтобы сообщение считалось рекламным, в нем должен быть конкретный объект — название алкогольного напитка. Если название есть — следуйте правилам рекламы продуктов. Если названия товара не видно — это не реклама. Даже если по форме бутылки или цветовой гамме можно догадаться, о каком товаре речь.
Алкоголь — это продукция, в которой больше 0,5% этилового спирта. На какой площадке ее рекламировать, зависит от вида напитка. Площадок условно четыре:
Любой алкоголь можно рекламировать в стационарных местах розничных продаж: в магазинах, барах и ресторанах.
По алкомаркету можно развесить плакаты с рекламой разного алкоголя, который там продается. Если речь о супермаркете, то рекламировать вино можно не по всему магазину, а только в отделе с алкоголем.
Для рекламы конкретных видов алкоголя есть свои площадки. Собрали их в таблицу.
Крепкий алкоголь — с содержанием этилового спирта больше 5% | Пиво и пивные напитки | Вино и игристое из России или стран — членов ЕЭС | Зарубежные вина, включая игристые | Другие алкогольные напитки, например медовуха | |
---|---|---|---|---|---|
Стационарные места розничной продажи, в том числе дегустационные залы магазинов | + | + | + | + | + |
Печатные газеты и журналы. Кроме обложки, первой и последней полос | − | + | + | − | − |
Пищевые выставки и ярмарки. Кроме выставок продуктов детского питания | − | − | + | − | − |
Телевидение и радио с 23:00 до 07:00 по местному времени. Кроме детских спортивных программ и соревнований | − | − | + | − | − |
Напитки с содержанием спирта менее 0,5% рекламировать проще. Для них нет ограничений по выбору площадок. Но есть условие. Нужно четко продемонстрировать в рекламе, что речь идет о безалкогольной продукции: проговорить это голосом или разместить специальную наклейку «0%» на баннере.
Рекламировать и продавать алкоголь в интернете запрещено. Но можно размещать информацию о спиртном и оставаться в рамках закона. Вот где это можно делать:
На своем сайте. Производители и продавцы алкоголя могут размещать на своем сайте данные о товарах, которые продают. Это считается не рекламой, а информированием посетителей о том, какие товары продает компания.
Еще на своем сайте можно публиковать обзорные статьи и интересные факты про алкоголь.
Закрытые группы в соцсетях. Можно завести группу в соцсети и в ней публиковать мемы, рецепты коктейлей или интересные факты об алкоголе. Лучше сделать группу закрытой, с пометкой «18+», чтобы ее точно не заблокировали. Главное — ничего не продавать через соцсети.
Спонсорство мероприятий. Еще один способ — заключить партнерство с фестивалями и концертами. Можно поддержать мероприятие, а в обмен разместить логотип на его сцене или афише.
Обзор у блогеров. Блогеры часто публикуют ролики, в которых оценивают вкусы разных вин или марок пива. Внешне это выглядит как объективное сравнение, но сделал блогер такой обзор бесплатно или за деньги от одного из производителей — неизвестно.
Грамотно выбрать площадку — это полдела. Еще важно составить рекламное сообщение так, чтобы не выйти за рамки закона «О рекламе». Об ограничениях в рекламе алкоголя — в следующем разделе.
В любой рекламе алкоголя надо предупреждать о вреде его чрезмерного потребления. Такая плашка должна занимать не менее 10% рекламной площади.
Составляя текст, выбирая фото и видео для рекламы алкоголя, важно не использовать образы и посылы, которые запрещает закон.
Вот что нельзя делать:
За нарушение правил рекламы алкоголя можно получить штраф:
В Челябинске магазин разливного пива «Бухен хауз» разместил на фасаде плакат с изображением бочки, людей и кружек с пенным напитком.
Закон «О рекламе» запрещает использовать в рекламе алкоголя изображения людей и демонстрировать процесс употребления спиртного.
ИП, которая владела магазином, убрала рекламу пива с фасада, не дожидаясь постановления по делу. Но ей все равно выписали штраф по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ — 4000 ₽.
В разделе «Вопрос-ответ» эксперты Тинькофф разбирают популярные вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Вы можете отправить свой вопрос на почту secrets@tinkoff.ru.
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности