В России можно продвигать алкоголь, но важно правильно выбрать площадку и посылы для рекламных сообщений
Виктор Подгорский
Эксперт по праву
В России можно продвигать алкоголь, но важно правильно выбрать площадку и посылы для рекламных сообщений
Виктор Подгорский
Эксперт по праву
Читатель Андрей спрашивает: «Я открыл небольшой алкомаркет и хочу привлечь покупателей. Почитал закон „О рекламе“, увидел в нем много ограничений, но так и не понял: где я могу законно разместить рекламу алкоголя?»
Где рекламировать алкоголь — зависит от его вида
Законодательство устанавливает особые правила рекламы некоторых продуктов. Важно разобраться, на что требования распространяются, а на что — нет.
Чтобы сообщение считалось рекламным, в нем должен быть конкретный объект — название алкогольного напитка. Если название есть — следуйте правилам рекламы продуктов. Если названия товара не видно — это не реклама. Даже если по форме бутылки или цветовой гамме можно догадаться, о каком товаре речь.

Алкоголь — это продукция, в которой больше 0,5% этилового спирта. На какой площадке ее рекламировать, зависит от вида напитка. Площадок условно четыре:
- Стационарные места розничной продажи алкоголя.
- Печатные газеты и журналы, кроме детских. Можно размещать рекламу на всех страницах, кроме обложки, первой и последней полос.
- Выставки и ярмарки продуктов, кроме выставок продуктов детского питания.
- Телевидение и радио с 23 до 7 часов по местному времени, кроме детских спортивных программ и соревнований.
Любой алкоголь можно рекламировать в стационарных местах розничных продаж: в магазинах, барах и ресторанах.
По алкомаркету можно развесить плакаты с рекламой разного алкоголя, который там продается. Если речь о супермаркете, то рекламировать вино можно не по всему магазину, а только в отделе с алкоголем.
Для рекламы конкретных видов алкоголя есть свои площадки. Собрали их в таблицу.
Крепкий алкоголь — с содержанием этилового спирта больше 5% | Пиво и пивные напитки | Вино и игристое из России или стран — членов ЕЭС | Зарубежные вина, включая игристые | Другие алкогольные напитки, например медовуха | |
---|---|---|---|---|---|
Стационарные места розничной продажи, в том числе дегустационные залы магазинов | + | + | + | + | + |
Печатные газеты и журналы. Кроме обложки, первой и последней полос | − | + | + | − | − |
Пищевые выставки и ярмарки. Кроме выставок продуктов детского питания | − | − | + | − | − |
Телевидение и радио с 23:00 до 07:00 по местному времени. Кроме детских спортивных программ и соревнований | − | − | + | − | − |
Напитки с содержанием спирта менее 0,5% рекламировать проще. Для них нет ограничений по выбору площадок. Но есть условие. Нужно четко продемонстрировать в рекламе, что речь идет о безалкогольной продукции: проговорить это голосом или разместить специальную наклейку «0%» на баннере.

Реклама алкоголя в интернете запрещена, но есть нюансы
Рекламировать и продавать алкоголь в интернете запрещено. Но можно размещать информацию о спиртном и оставаться в рамках закона. Вот где это можно делать:
- на своем сайте;
- в закрытых группах в соцсетях;
- через спонсорство мероприятий;
- в обзорах блогеров.
На своем сайте. Производители и продавцы алкоголя могут размещать на своем сайте данные о товарах, которые продают. Это считается не рекламой, а информированием посетителей о том, какие товары продает компания.
Еще на своем сайте можно публиковать обзорные статьи и интересные факты про алкоголь.

Закрытые группы в соцсетях. Можно завести группу в соцсети и в ней публиковать мемы, рецепты коктейлей или интересные факты об алкоголе. Лучше сделать группу закрытой, с пометкой «18+», чтобы ее точно не заблокировали. Главное — ничего не продавать через соцсети.

Спонсорство мероприятий. Еще один способ — заключить партнерство с фестивалями и концертами. Можно поддержать мероприятие, а в обмен разместить логотип на его сцене или афише.

Обзор у блогеров. Блогеры часто публикуют ролики, в которых оценивают вкусы разных вин или марок пива. Внешне это выглядит как объективное сравнение, но сделал блогер такой обзор бесплатно или за деньги от одного из производителей — неизвестно.

Грамотно выбрать площадку — это полдела. Еще важно составить рекламное сообщение так, чтобы не выйти за рамки закона «О рекламе». Об ограничениях в рекламе алкоголя — в следующем разделе.
К содержанию рекламы алкоголя есть жесткие требования
В любой рекламе алкоголя надо предупреждать о вреде его чрезмерного потребления. Такая плашка должна занимать не менее 10% рекламной площади.

Составляя текст, выбирая фото и видео для рекламы алкоголя, важно не использовать образы и посылы, которые запрещает закон.
Вот что нельзя делать:
- Утверждать, что алкоголь помогает достичь общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха, улучшает физическое или эмоциональное состояние.
- Осуждать отказ от алкоголя.
- Утверждать, что алкоголь безвреден или полезен для здоровья человека. Например, что он содержит витамины.
- Упоминать, что алкоголь помогает утолить жажду.
- Обращаться к несовершеннолетним. Например, использовать в рекламе детские голоса или фразы молодежного сленга.
- Использовать образы людей и животных, даже рисованные.
За нарушение правил рекламы алкоголя можно получить штраф:
- ИП — от 4000 до 20 000 ₽;
- малые предприятия — от 50 000 до 250 000 ₽;
- средние и крупные предприятия — от 100 000 до 500 000 ₽.
Пивной магазин оштрафовали за рекламу с изображением человека
В Челябинске магазин разливного пива «Бухен хауз» разместил на фасаде плакат с изображением бочки, людей и кружек с пенным напитком.
Закон «О рекламе» запрещает использовать в рекламе алкоголя изображения людей и демонстрировать процесс употребления спиртного.
ИП, которая владела магазином, убрала рекламу пива с фасада, не дожидаясь постановления по делу. Но ей все равно выписали штраф по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ — 4000 ₽.
Спросите у эксперта
В разделе «Вопрос-ответ» эксперты Тинькофф разбирают популярные вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Вы можете отправить свой вопрос на почту secrets@tinkoff.ru.