Как умение общаться, руководить и управлять временем помогает бизнес-лидеру выйти на новый уровень
Максим Десятых
Основатель Duo Sapiens и Школы управления
Как умение общаться, руководить и управлять временем помогает бизнес-лидеру выйти на новый уровень
Максим Десятых
Основатель Duo Sapiens и Школы управления
Почти у каждого человека найдется история о неприятном боссе из прошлого. Он не хочет ничего дурного, но работа с ним доводит до белого каления, и сотрудники бегут. Еще хуже, если руководитель без навыков общения берет на себя работу с контрагентами: так бизнес может остаться не только без работников, но и без клиентов.
Иногда кажется, что у лидера все в порядке. Бывает, правда, сотрудники срывают сроки, саботируют задачи за просмотром шортсов на YouTube и беседами у кулера, контрагенты пропадают, а сам управленец иногда перерабатывает и с трудом укладывается в дедлайны. Все это маркеры того, что у него пока недостаточно развиты гибкие навыки.
Борислав — руководитель в популярном стартапе Romashka LLC. Компания легко находит людей в команду благодаря интересному продукту, платит конкурентные зарплаты, предлагает бонусы и опционы, но никто не задерживается в ней дольше чем на три месяца. Борислав думает, что дело в жадности, лени и неспособности молодежи «вкалывать».
Бывшие сотрудники Romashka LLC уверены, что дело в Бориславе. А именно — в том, как он дергает всех в рабочих чатах в нерабочее время, ставит размытые задачи, никогда не рассматривает чужие идеи всерьез и общается с сотрудниками как с неразумными детьми.
Чтобы не оказаться на месте такого руководителя, нужно развивать гибкие навыки, или soft skills. Что к ним относится и как с ними работать, рассказываем в статье.
Основную информацию из статьи собрали в краткий гайд. Пользоваться им просто: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали.
Что такое soft-skills и почему без них не получается эффективно работать
Считается, что термин «гибкие навыки» впервые появился в 60-х годах прошлого века в американской армии. Исследователи обнаружили: чтобы человек был эффективным в своем деле, ему мало быстро бегать и уметь пользоваться техникой. Эффективный сотрудник должен уметь доходчиво объяснять ситуацию, вести людей за собой, и критически оценивать свои решения. Эти навыки и получили название soft skills.
С тех пор список навыков вырос, но основная идея не изменилась. Гибкие навыки — это умения, которые помогают быть более эффективным вне зависимости от того, чем именно человек занимается.
Паша — разработчик, он пишет код. Паша уверен, что от него требуется одно: чтобы код работал. Все остальное его не касается, поэтому с командой он общается небрежно. Из-за этого коллеги стараются ему лишний раз не писать: никто не хочет нарваться на грубость. В результате Паша не знает о ряде проблем проекта, которые мог бы помочь быстро исправить на раннем этапе. Когда они вскроются, всем — и даже Паше — придется работать сверхурочно.
У Саши своя кофейня, она руководит командой в авторитарном стиле. Саша требует от сотрудников, чтобы у кофейни всегда был недельный запас кофе, и крупно штрафует, когда это правило не соблюдается, вне зависимости от причин. Однажды поставка нужного кофе срывается — и запуганные сотрудники на свой страх и риск покупают другой сорт. Запасы пополнены, но клиенты недовольны: вкус не имеет с прежним ничего общего. Из-за сломанной коммуникации с руководителем бизнес теряет доверие клиентов и деньги.
Пока в бизнесе есть люди, его успех будет зависеть от качества общения, способности выстраивать доверительные отношения, контролировать рабочие процессы и презентовать результаты — то есть от гибких навыков.
Софт-скиллы также помогают строить отношения в команде, заключать сделки и улучшать продукт, который вы продаете. Ваши коллеги и партнеры, с которыми удалось установить доверительные отношения, охотно дадут обратную связь о продукте — а вы сможете сформулировать гипотезы, проверить их на практике и внедрить изменения в работу в условиях ограниченного времени и ресурсов. Это увеличит шансы проекта на успех.
Конкретный список полезных гибких навыков зависит от сферы, в которой вы работаете. Но есть универсальные — их больше двадцати.
Далее расскажем, как понять, какие навыки у вас уже есть, и как оценить, на каком они уровне.
Как понять, на каком уровне развития находятся ваши гибкие навыки
Если хотите оценить уровень своих мягких навыков, первым делом составьте список умений, которые нужны в вашей работе. К примеру, это могут быть навыки переговоров, тайм-менеджмента, лидерства. Перечень нужен, чтобы понимать, какие умения предстоит анализировать.
Если составить список самостоятельно пока не получается, возьмите тот, что в следующем разделе: он универсальный, правда, не учитывает специфику именно вашей работы. Можно начать с него, а со временем научитесь составлять свой.
Для оценки своих умений можно использовать любой из трех подходов:
- провести самостоятельную оценку;
- спросить мнение со стороны;
- воспользоваться инструментами для оценки.
Чтобы информация была более точной, советуем использовать сразу два или даже все три способа.
Провести самостоятельную оценку. Механика такая:
- Возьмите список soft skills, которые нужны вам для успешной и эффективной работы.
- Попробуйте дать оценку каждому пункту. Для этого вспомните разные рабочие ситуации, где вам приходилось применять конкретные навыки. Постарайтесь вспомнить побольше случаев, чтобы оценка получилась более объективной.
- Подумайте, как бы вы оценили уровень своего навыка на примере этой ситуации. Можно ставить себе баллы или оценивать категориями: «высокий», «средний», «низкий» уровни.
В теории может звучать сложно — покажем на примере.
У этого метода есть проблема — не получится до конца быть объективным. Человек может оценивать себя слишком высоко и не замечать проблем или, наоборот, занижать баллы, например из-за синдрома самозванца.
Попросить оценку со стороны. Это более надежный метод, чтобы получить реалистичную обратную связь о своих навыках. Для диагностики soft skills можно обратиться к коллегам, бизнес-партнерам, карьерным консультантам и менторам.
Если запрашиваете обратную связь у сотрудников и бизнес-партнеров, подготовьте список вопросов и создайте анонимную форму для ответов. Например, можно спросить:
- какие мои личные качества вы можете отметить?
- комфортно ли вам контактировать со мной? Что я могу улучшить в коммуникации или в других навыках?
- какие навыки, на ваш взгляд, лучше всего помогают мне в работе?
Объясните людям, почему вы собираете их мнение, и предложите пройти опрос. Скажем, сотрудников может мотивировать оставлять честные отзывы фраза «Хочу понять, какие навыки улучшить, чтобы вам было комфортнее работать со мной».
Использовать инструменты для оценки soft skills. В интернете можно найти тесты, которые определяют, на каком уровне находятся разные навыки. Способ не самый надежный, но с ним можно получить общее представление о себе.
Собрали подборку бесплатных тестов:
Если не понимаете, что делать с результатами теста и как составить план развития, советуем обратиться к карьерному консультанту.
Какие soft skills развивать руководителю для успешной работы
Мы не сможем назвать точный перечень гибких навыков, которые подойдут под ваши задачи. Но если вы лидер в бизнесе или отделе, понадобятся такие навыки:
Расскажем, какие инструменты использовать, чтобы развивать каждый из этих навыков.
Как развить видение, чтобы задавать направление команде
Лидер должен знать три вещи:
- Какие проблемы есть в мире.
- Как мир будет выглядеть без них.
- Что нужно сделать, чтобы прийти из первого состояния во второе.
Видение помогает объединить людей вокруг общей цели: если они согласны с существованием проблемы и готовы поверить, что ее можно решить с помощью стратегии, которую предлагает лидер, — они пойдут за ним к общей цели.
Стивен Хокинг был убежден, что рано или поздно Земля погибнет и человечеству нужно покинуть ее и заселить другие планеты, чтобы выжить как виду. Но он не знал, как приблизиться к этой цели, и не мог воплотить эту идею в жизнь. Для лидерства этого недостаточно.
Илон Маск также верит в то, что Земля обречена и человечество должно заселять другие планеты. И у него есть план: построить мощные ракеты и начать с колонизации Марса. Тысячи людей верят в этот проект и день за днем трудятся в SpaceX, приближая день первой высадки человека на другую планету.
Как научиться. Научиться объединять команду с помощью видения можно только практикой. Подумайте, что не так с этим миром, создайте привлекательный образ будущего и предложите стратегию, которая приведет команду в это будущее.
Если люди хотят такого же будущего и верят в вашу стратегию, они начинают загораться — и стремятся принять в этом участие, как бы амбициозно ни звучала идея. В этот момент и формируется команда.
Типичные ошибки. Худшее, что может сделать лидер, — начать спрашивать про видение других. В дискуссию вступит много людей, все начнет усредняться, цель потеряет всякую форму, а объединение — смысл.
Еще один важный момент: лидер и сам должен двигаться к цели, делать что-то ради ее достижения. Если он просто обозначит проблему и скажет: «Делайте так», никто этим заниматься не будет. Личное участие в проекте и разделение рисков с командой создает фундамент для лидерства.
Больше статей про работу с командой
- Deep mind: как мы строим бизнес, помогая компаниям улучшать состояние сотрудников
- Россияне чаще всего берут отгулы, чтобы присмотреть за детьми или пойти к врачу
- «В российских корпорациях много гэпов в коммуникации, люди друг друга не понимают»
- Иван Шкиря: «Я не подходил к Callibri как к проекту, который продам. И это была ошибка»
- Как организовать мозговой штурм, чтобы получить как можно больше идей
Как научиться правильно ставить цели
Если руководитель пришел к команде и сказал: «К концу года мы должны вырасти на 800%», то в лучшем случае к этому времени ничего не произойдет. На то есть несколько причин:
- из этой формулировки неясно, что именно должно вырасти: объем продаж, число клиентов или фонд оплаты труда;
- команда не понимает, достижима ли эта цель вообще, а если достижима — за счет каких средств;
- команде может быть непонятно, зачем вообще нужна такая цель и откуда она взялась.
Как научиться. Прежде чем поставить цель команде, лидер должен объяснить ее себе, понять, как команда могла бы к ней прийти и зачем ей вообще это делать. Чтобы приобрести навык постановки целей, можно начать с изучения методологий СМАРТ и OKR.
СМАРТ предлагает ставить конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные во времени цели. Сформулированная таким образом цель сама дает предварительный план того, как ее достичь.
OKR, напротив, предлагает ставить более амбициозные цели, которые могут показаться недостижимыми. С такими целями лидер предоставляет команде широкую свободу действий, а команда ищет новые методики работы, которые позволят достичь цели нелинейно.
Например, компания по производству мебели в Зеленограде хочет стать самым популярным поставщиком во всем городе. Это можно понять как угодно: может, нужно больше лайков в соцсетях бренда, а может — чтобы владельца компании узнавали на улицах. Поэтому руководитель конкретизирует показатели и предоставляет команде возможность найти способы их достижения.
Типичные ошибки. Главная ошибка — задать только цель, без параметров и критериев успеха. В глазах исполнителей это будет выглядеть как «пойди не знаю куда, принеси не знаю что». Каждый трактует задачу по-своему — неудивительно, если после этого результат работы не оправдает ожиданий.
Старайтесь включать в каждую цель числа: так вам и сотрудникам будет проще визуализировать задачу и построить план. Подводите итоги вместе с сотрудниками: чего удалось достичь и какими средствами, что не получилось, почему и как этого избежать. Это поможет научиться ставить более реалистичные цели.
Как научиться декомпозировать задачи и быстрее достигать целей
Руководитель должен уметь декомпозировать сложные задачи: раскладывать их на составные части, а те сводить к еще меньшим задачам, решить которые несложно. Это поможет делегировать, лучше выбирать исполнителей под конкретный запрос и не робеть перед амбициозными целями.
Как научиться. Декомпозиция связана с особенностями мышления: у кого-то все отлично получается и без обучения, а кому-то нужно развивать логику — буквально читать учебник.
Этот навык достигается практикой. Начните с простых задач, алгоритм выполнения которых вам понятен, и распишите их по шагам. Проще всего практиковаться на задачах, четкие этапы которых известны, — таких как участие в госзакупке или грантовом конкурсе.
Каждый раз, когда будете сталкиваться с этапом, алгоритм работы над которым неизвестен, пробуйте разложить его на мелкие подзадачи. Например, если не знаете, как составить смету проекта, разбейте это на простые действия: завести таблицу, выписать расходы по каждому этапу проекта, найти стоимость конкретных товаров у поставщиков и так далее.
Когда все привычные процессы и задачи будут декомпозированы, можно браться за более сложные проекты.
Типичные ошибки. Иногда задачу декомпозируют не вертикально — от старта работы до готового продукта, — а горизонтально, по типам работ и исполнителям. Такой подход может показаться красивым, однако он не позволяет увидеть причинно-следственные связи между этапами задачи. В итоге задача формально будет разложена на составляющие, но это никак не поможет ее выполнить. Хорошо декомпозированная задача напоминает инструкцию по сборке Lego: каждый шаг понятен, вытекает из предыдущего и логически ведет к следующему.
Как научиться делегировать задачи, чтобы больше времени уделять развитию бизнеса
Это умение передавать свои задачи подчиненным. Если человек стал руководителем после того, как получил признание в качестве специалиста, ему делегирование дается особенно трудно. Кажется, проще сделать всю работу самому, чем поручить ее менее опытному человеку. Получится и быстро, и качественно.
Однако это тупиковый путь: возможности для развития всегда будут ограничены личным ресурсом одного человека — руководителя. Бизнес на этом не построишь: наращивать число задач будет трудно, можно выгореть.
Слава работал курьером, узнал все короткие дороги в городе и собрался делать службу доставки. Прежде чем масштабировать бизнес, он решил нанять одного человека и обучить его своему мастерству. Теперь они ездят на все доставки вдвоем, и, пока работник обучается, вместо двух полноценных рабочих единиц у Славы одна. Масштабироваться он сможет не скоро.
Его бывшая коллега Оля тоже решила открыть службу доставки. Она наняла 20 человек, нарисовала карту города, разделила ее на 20 частей и продумала маршруты в каждой из них. Затем провела инструктаж для курьеров и раздала задачи. Ей осталось только отслеживать результаты и корректировать процессы: если обнаружится проблема, она сможет быстро придумать решение и распространить его на весь бизнес. Со временем работники сами изучат все короткие дороги: в их интересах закрыть заявку побыстрее.
Как научиться. Сам навык делегирования можно разделить на несколько небольших умений:
- оценить задачу и выбрать сотрудника, которому можно ее поручить;
- сформулировать задачу и поставить ее сотруднику;
- научить его выполнять задачу;
- контролировать задачу в процессе;
- оценить результат.
Если освоить этот алгоритм в совершенстве, со временем он закрепится как навык. Как всему этому научиться — рассказываем в отдельной статье.
❌ Типичные ошибки. Есть две крайности: уйти в микроменеджмент и контролировать каждый шаг членов команды или, наоборот, пустить все на самотек — и тогда команда решит, что лидер совсем не заинтересован в общем деле, и не будет воспринимать его слова всерьез.
Чтобы их избежать, можно устанавливать чек-пойнты — точки, которые вы будете контролировать. Скажем, вашему агентству заказали логотип для кофейни — вы смотрите первую версию вместе с брифом, а затем уже согласованный с заказчиком вариант. Промежуточные этапы сотрудник проходит сам.
Обратная связь. Лидер должен уметь давать команде обратную связь: понимать, когда человеку требуется поддержка и мотивация, а когда нужно помочь ему скорректировать недостатки, чтобы достичь нужных результатов. К сожалению, даже руководители со стажем не всегда владеют этим навыком.
Как научиться давать эффективную обратную связь
Лидер должен уметь давать команде обратную связь: понимать, когда человеку требуется поддержка и мотивация, а когда нужно помочь ему скорректировать недостатки, чтобы достичь нужных результатов. К сожалению, даже руководители со стажем не всегда владеют этим навыком.
Как научиться. Развивающая обратная связь строится по определенной структуре. Вот как можно это сделать при работе с командой:
- Установите контакт и сформируйте ожидания других людей с помощью фразы «Цель нашей встречи…».
- Зафиксируйте результаты работы: чего удалось достичь, а что не получилось. Важно, чтобы каждый участник встречи мог высказаться на этом этапе.
- Проанализируйте сильные стороны — то, что у команды получается, — и зоны роста, где можно что-то улучшить. Важно комментировать без эмоционального подтекста и направлять комментарии на поведение, не переходя на личности.
- Составьте план действий: какие шаги надо предпринять, чтобы успешные действия продолжались, а в зонах роста наметился прогресс.
- Зафиксируйте договоренности: вы можете сделать рассылку с саммари по итогам встречи или попросить участников самостоятельно зафиксировать возложенные на них задачи и выслать вам. Так вы узнаете, поняли ли они, что от них требуется, и сможете вовремя исправить недопонимание.
- Завершите встречу и договоритесь о следующем собрании, если оно понадобится.
Вот как выглядят неудачные и хорошие формулировки.
Работать с обратной связью нужно регулярно: это полезно и для команды, и для лидера. Благодаря обратной связи у участников команды появится ощущение причастности к результатам работы, они смогут увидеть и оценить свой вклад в общее дело. Кроме того, только с помощью постоянной практики лидер сможет освоить этот навык.
Как научиться вести переговоры
От умения общаться и договариваться в бизнесе зависит многое. Хорошему коммуникатору проще заключить сделку на выгодных ему условиях, договориться об отсрочке платежа или получить инвестиции.
Основатель компании Ostrovok.ru Сергей Фаге рассказывал, что получил первые инвестиции в свой проект в 21 год от фонда Sequoia Capital. У него не было ничего, кроме умения рассказывать об идее и презентации на 15 страниц. Этого оказалось достаточно, чтобы получить 4,5 млн долларов от инвесторов и реализовать его первый большой проект — видеочат TokBox.
Навык коммуникации пригодится:
- на переговорах;
- при работе с партнерами;
- при найме команды и организации командной работы;
- при постановке задач и презентации результатов работы.
Навык коммуникации выручит, когда ваш собеседник не ваш подчиненный, не связан с вами договором и в целом ничем вам не обязан. Вы сможете заполучить его внимание и предложить свое видение ситуации так, чтобы заинтересовать человека в совместной работе. Можно показать ценность сотрудничества с вами еще до того, как это сотрудничество состоится, если правильно построить беседу.
Как научиться. Навык коммуникации основан на группе умений, связанных с эмпатией. Для эффективного общения нужно:
- распознавать чувства других и проявлять эмпатию;
- соблюдать личные границы;
- чувствовать контекст беседы и уметь им управлять.
Каждый из этих навыков можно освоить только с помощью регулярной практики: разговаривать с людьми, анализировать результаты беседы, искать слабые места, вносить коррективы в свое поведение и вновь говорить с людьми.
Если общение совсем не ваш конек, начните с теоретической базы и постепенно переходите к практике:
- Изучите книги по теории коммуникации и деловым переговорам. Например, «Ненасильственное общение» Маршалла Розенберга поможет развить чувство такта и эмпатию, а авторы книги «Трудные диалоги» учат быть внимательнее к своим реакциям и не допускать автоматических эмоций, которые могут навредить разговору.
- Наблюдайте за спикерами, которые кажутся вам интересными: следите за тем, как они формулируют свои мысли и что ставят на первый план в диалоге. Задание повышенной сложности: понять, чего профессиональные коммуникаторы не допускают в своей речи, и постараться исключить неудачные практики из вашего повседневного общения.
- Практикуйтесь. Для этого хорошо подойдет безопасная среда, в которой коммуникация с людьми обязательна: разговорные и книжные клубы, интеллектуальные викторины и квизы, локальные конференции и форумы. Подойдет даже собрание жильцов вашего дома, но сразу предупредим: эта миссия не для новичков.
Освоение навыка коммуникации требует от человека проактивности, умения анализировать свои действия и отслеживать результат.
❌ Типичные ошибки. Не следует просто копировать практики: это не поможет разобраться в деле.
Многим знакома история про карго-культы. В прошлом веке жители островов в Тихом океане наблюдали за американскими военными, которые получали одежду и еду «с неба». Когда базы забросили, аборигены сами начали строить взлетно-посадочные полосы из соломы и маршировать, призывая тем самым «карго» — полезный груз. Они пытались имитировать поведение военных, чтобы получить дары небес, не понимая, как именно связаны военные и доставка им провизии.
Чтобы избежать ошибки, начинайте работать с более общими практиками, например с практикой активного слушания. Это приемы, которые помогут собеседнику понять, что вы находитесь в контакте с ним: можно поддерживать визуальный контакт, кивать или задавать уточняющие вопросы.
Когда освоите базовые приемы, можете создавать свой индивидуальный стиль общения.
Как общаться с людьми
Ненасильственное общение требует знания и практики. Чтобы укрепить базу для дальнейшего развития навыков, советуем прочесть эти материалы:
Как освоить тайм-менеджмент и успевать больше
Умение контролировать время, оценивать сроки на выполнение задачи и организовывать процессы так, чтобы все происходило вовремя, традиционно относят к искусству менеджмента. Но эти навыки важны, даже если работаете на себя.
В отличие от других мягких навыков, умение управлять проектами и распределять время можно объективно измерить. Если предприниматель замечает, что ему регулярно приходится просить об отсрочках и извиняться за задержки, это повод поработать над софт-скиллами в этой области.
Как научиться. Главный способ обучения — постоянная практика. Нужно планировать нагрузку, отслеживать прогресс по задачам и вносить корректировки в изначальный план, когда что-то идет не так. Как реалистично ставить сроки себе и команде — рассказали в отдельной статье.
Начать можно с освоения популярных сейчас методик планирования — Scrum и Agile, а также канбан-подхода. В этих методиках задачи делятся на небольшие подзадачи, а процесс работы над ними — на несколько этапов.
Все это визуализируется с помощью канбан-доски. Все, кто имеет доступ к задаче, видят, на каком этапе она находится и сколько времени заняла работа. Это позволяет выявить узкие места и оптимизировать работу над проектом.
Главное в работе с методиками управления проектами — детально разобраться, за счет чего они эффективны.
У Павла маркетинговое агентство, он решил внедрить Scrum и отслеживать задачи с помощью Trello. Но его сотрудники не знакомы с методологией и раньше не работали на досках. Карточки не двигаются, количество досок растет, никто ни за чем не следит. Сам Павел бегает от проекта к проекту и не может найти время на встречу, чтобы объяснить сотрудникам, как нужно работать. Сроки срываются, Павел срывается на сотрудников, работа стоит.
Вместо этого Павел мог бы потратить время на подготовку и собрать отдельную встречу, посвященную Scrum, назначить Scrum-мастера и перевести на работу с методикой проект, в котором процессы еще не устоялись. А после того как метод даст результаты — постепенно переводить на него остальные проекты.
Отдельное искусство — управлять не только проектами, но и своим личным временем. Есть несколько методик тайм-менеджмента, которые позволяют повысить концентрацию и успевать все, что задумал. Вот четыре популярных:
- метод помидора;
- GTD, или Getting Things Done;
- «Съесть слона»;
- правило 1—3—5.
Про каждую из них написана отдельная книга. Можно изучить одну из них и попробовать применить методику. Если понимаете, что она не подходит под ваши задачи, — берите следующую. Постепенно вы найдете приемы, которые помогают лично вам, а может быть, и выведете собственную методику управления временем.
Главная ошибка — выполнять действия формально и не систематически. Поначалу будет непросто: неосвоенные методики будут раздражать, а внутреннее напряжение — побуждать к саботажу. Например, захочется пропустить перерыв по методу помидора и сделать больше, а в другой день — и вовсе отключить таймер. Или список дел разрастется до таких размеров, что станет легче их просто не записывать.
Важно продолжать работать: корректировать план под себя, отмечать, почему не удалось что-то выполнить, и действовать снова.
Как контролировать время
Тема управления временем непростая: руководителю нужно не только управлять проектами и следить за соблюдением дедлайнов, но и выстроить собственный распорядок дня, чтобы не допустить выгорания. Как это сделать, подробнее рассказываем в статьях:
Как развить любые soft skills: основные инструменты
Список софт-скиллов не ограничивается теми, что мы перечислили в статье. Нужно приложить отдельные усилия, чтобы научиться создавать в коллективе доброжелательную атмосферу, вовлекать людей в обсуждение задач на креативных сессиях или обучать сотрудников новым методикам работы.
Рассказываем, как укрепить свою экспертизу и обрести нужные навыки.
Статьи, книги и подкасты. Обратите внимание на нон-фикшен-издания: многие идеи о гибких навыках имеют под собой научную основу. Например, о базовых принципах системного мышления и когнитивных ошибках в доступной форме можно прочесть в книге нобелевского лауреата Даниэля Канемана «Думай медленно, решай быстро».
Часто бизнес-издания собирают полезные книги в подборки и пересказывают основные мысли, которые могут быть полезны для развития софт-скиллов.
Знакомство с материалами по теме поможет расширить кругозор, однако реальные навыки можно развить, только если применять знания на практике.
Тренинги. Это хороший способ попрактиковать навыки командной работы и коммуникации. Кроме того, тренинг дает дополнительный шанс для нетворкинга.
Участники тренингов находятся в игровой ситуации, так что цена ошибки здесь не так велика, как в реальной жизни. Тренер следит за ходом работы в группе и дает подкрепляющую обратную связь.
Минус тренингов в том, что игровая ситуация может существенно отличаться от реальной. Участники таких мероприятий заинтересованы в активной коммуникации и взаимодействии, а в менее доброжелательной среде те же приемы могут не сработать.
Курсы. Учебные программы помогают освоить навыки комплексно: с одной стороны, вы получаете теоретическую базу, с другой — обычно в курсы включены практические занятия и домашние задания для отработки навыков. На выходе участники и знают, и умеют больше.
Главная проблема курсов — найти подходящие и не отдать деньги жуликам. Для этого нужно посмотреть, кто именно вас будет учить и какая у него экспертиза. У профессионалов за спиной конкретные результаты, которые видны и которые можно подтвердить по открытым источникам. Мошенники же высасывают послужной список из пальца, выдумывают регалии и стараются рассказывать о себе абстрактно — чтобы нельзя было уличить их в обмане.
Если реальных достижений у эксперта мало, а подписчиков в соцсетях — много, это явно плохой выбор.
Менторинг. Еще один эффективный способ, который помогает улучшить софт-скиллы, — найти наставника или ментора. Таким ментором может стать более опытный коллега, успешный руководитель из другой области, профессиональный наставник или бизнес-тренер. Главное, чтобы его навыки в той области, где вы хотите развиваться, превосходили ваши.
Не обязательно иметь только одного ментора: напротив, будет лучше окружить себя компетентными людьми, у каждого из которых можно чему-то научиться. Это также снизит риск ошибки: если один из наставников случайно даст вредный совет, опыт других позволит избежать негативных последствий.
Многие известные менторы ведут телеграм-каналы, где дают советы из области, в которой разбираются лучше всего. Подписка на них не заменит живого общения, но позволит взглянуть на сферу вашей экспертизы шире и узнать о новых подходах и концепциях работы.
Когда софт-скиллы не помогут
Хотя гибкие навыки и важны в бизнесе, стоит помнить, что это не волшебная таблетка, после которой все захотят работать на ваших условиях. Если предприниматель — мастер деловой коммуникации, но его продукт не удовлетворяет требованиям рынка, на него неверно установлена цена или есть другие объективные причины не работать с ним, одних гибких навыков будет недостаточно. Умелый коммуникатор может убедить пару человек в пользе сотрудничества, но продлится это недолго. Эффективный лидер может собрать команду и повести за собой, но это не значит, что проект обязательно будет успешным.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Продолжая, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями передачи информации
Какие мягкие навыки вы хотите освоить и почему? Поделитесь в комментариях.