Что движет руководителями, которые успешно реализуют проекты и притягивают к себе сильную команду
Павел Стоянов
Бизнес-лидер по продуктам Тинькофф, автор телеграм-канала о работе с целями
Что движет руководителями, которые успешно реализуют проекты и притягивают к себе сильную команду
Павел Стоянов
Бизнес-лидер по продуктам Тинькофф, автор телеграм-канала о работе с целями
От личностных качеств и ценностей владельцев и партнеров бизнеса зависит, как он будет развиваться. Если для вас важны системность и ориентация на результат, это будет важно и для команды. А вот если предприниматель действует спонтанно, живет в тревоге и хаосе, постоянно меняет мнение, сотрудники ситуацию не исправят, такой корабль с большой вероятностью пойдет на дно.
К сильному лидеру притягиваются сильные работники. Команду, которую объединяют одни ценности, не нужно усиленно мотивировать: людям интересно работать друг с другом. Если руководитель вдохновляет, сотрудники будут оставаться и развиваться вместе с ним.
Это особенно актуально для малого бизнеса, так как коллектив напрямую общается с предпринимателем.
Вспомните, когда последний раз вы смотрели на человека и думали, что он отличный лидер. В этот момент это абстрактное слово «лидер» превратилось в перечень конкретных качеств. Мы проанализировали популярные книги о менеджменте и опыт реальных предпринимателей и выделили 9 ключевых качеств лидера:
- не стесняется своих несовершенств;
- берет на себя ответственность за провалы;
- делает больше, чем требуется;
- видит потенциал сотрудников;
- не надеется на удачу;
- принимает взаимовыгодные решения;
- стремится, чтобы у команды горели глаза;
- управляет всем и всегда;
- управляет своей энергией.
В статье рассмотрели, что значит каждое качество на практике, и собрали примеры из жизни. Это поможет вам начать с себя и подать пример партнерам и команде.
Не стесняется своих несовершенств
Когда читаешь бизнес-литературу и смотришь фильмы об известных предпринимателях, кажется, что лидер — это супергерой, который решает все проблемы еще до их возникновения.
В реальности все работает иначе: предприниматели делают ошибки, в том числе такие, которые не могут решить. Стараться скрыть это от сотрудников и казаться им идеальным — значит вызвать их зависть, сплетни и обиду. Чтобы этого не допустить, нужно выстраивать открытую коммуникацию с командой. Сильный лидер открыто признает свою ошибку.
Как это работает в бизнесе. Часто руководители ошибаются, когда налаживают внутренние процессы или впервые нанимают на конкретную должность.
Владельцы сети бургерных «Краснодарский парень» искали управляющего в один из филиалов и выбрали кандидата, который лучше всех себя хвалил и «продавал». Когда дошло до работы, оказалось, что сотрудник не выполняет даже базовые требования: не пишет работникам план на день, не контролирует подчиненных, не готовит отчеты. В итоге все показатели вышли из нормы и заведение ушло в минус.
Руководитель может злиться, сетовать на бездарную молодежь, отказаться от найма управленца и делать все самостоятельно. Буквально показать команде, что работник был глупый, а вот он, владелец бизнеса, супергерой — и у него все получается. Но сильный лидер признает ошибку, уволит работника и сделает так, чтобы подобное не повторилось. А может даже открыто обратится за помощью к команде.
Ошибка — это повод обсудить с командой, как ее решить и не допустить. Но такой разговор не получится, если руководитель не настроил доверительное общение с командой или если команда недостаточно опытная.
Берет на себя ответственность за провалы
Бывают руководители, которые перекладывают ответственность за происходящее на обстоятельства. Все получилось — это я молодец, что-то пошло не так — виновата команда. Лидеры, наоборот, разделяют ответственность за правильные решения с коллегами, а в случае проблем берут ответственность на себя.
Как это работает в бизнесе. На практике взять на себя ответственность за провалы гораздо сложнее. Особенно когда проект был успешным. Роман Кумар Виас закрыл самый быстрорастущий стартап в мире Refocus, потому что не закрыл раунд инвестиций. При этом, несмотря на негативные комментарии, предприниматель берет ответственность только на себя.
Делает больше, чем требуется
Сильный лидер осознает свое влияние на развитие бизнеса и стремится сделать как можно больше. Он избегает шаблонов — не действует «по инструкции» и «на автомате», а включается в проблемы и постоянно ищет способы улучшить продукт и процессы.
Как это работает в бизнесе. Сильный лидер думает, как изменить процессы и доработать продукт, чтобы сделать их лучше. Даже если это выходит за рамки его текущих задач и рабочего времени, он держит фокус на потребностях клиентов и работе команды и быстро реагирует на экстренные ситуации.
Помните главное: этот подход не должен вредить здоровью и личной жизни. Если приходится часто перерабатывать, постоянно находиться на связи с партнерами, решать экстренные проблемы — рассмотрите такие ситуации внимательнее. В одних случаях можно делегировать часть задач и разгрузить себя, в других — есть системная проблема, которую нужно починить.
Видит потенциал сотрудников
Лидер нанимает только тех, кто соответствует требованиям и культуре бизнеса. Эту планку не нужно снижать, потому что команда влияет на развитие бизнеса больше, чем руководитель. Представьте, что бизнес — это дом, который вы строите с командой. Помимо качественных материалов вам нужны мастера своего дела, иначе жить в таком доме будет небезопасно.
Как это работает в бизнесе. Создайте портрет идеального кандидата и не соглашайтесь на меньшее. Например, Таня Савельева, ex-CEO Яндекс SupportAI и EVA AI, считает, что сотрудник должен предлагать решения, брать на себя ответственность и строить план по выходу из кризиса. Задача лидера — найти таких сотрудников.
Руководителю важно правильно распределять ответственность между сотрудниками и учитывать их сильные и слабые стороны. Тогда каждый будет делать свою часть работы и видеть вклад в достижение целей.
Не надеется на удачу
Сильный лидер постоянно ищет у себя недостатки и совершенствуется, а не надеется, что «и так сойдет». Успех — это постоянные тренировки предпринимательского мышления и навыков переговоров, поиск знаний в нужных областях.
Как это работает в бизнесе. Сейчас будет небольшое упражнение: представьте, что вы хотите запустить направление в незнакомой для себя сфере. Что вы сделаете в первую очередь?
Правильный ответ — пойдете учиться или наймете эксперта, если подобный бизнес уже существует. По крайней мере, так поступит сильный лидер.
Екатерина Зинченко запустила бренд нишевой парфюмерии, которую создают незрячие мастера.
У нее не было опыта в сфере. Чтобы узнать ее изнутри, разобраться в продукте и быть готовой к подводным камням, предпринимательница отправилась учиться в Грасский институт — Grasse Institute of Perfumery (GIP). А после сама стала преподавателем для незрячих парфюмеров.
Знания позволяют ей контролировать качество продукта и работу сотрудников.
Если не понимаете, как работает часть вашего бизнеса — скажем, маркетинг или бухгалтерия, выделите время в расписании, чтобы освоить азы. Необязательно получать профессию — посмотрите видеоролик, прочтите статью или пройдите мини-курс. Главное — постарайтесь сделать так, чтобы для вас не было «черных дыр».
Принимает взаимовыгодные решения
Способность к взаимовыгодному сотрудничеству позволяет построить отношения с партнерами, работниками и контрагентами.
Представьте себя в роли наемного работника. Перед вами два работодателя. Первый диктует условия: рабочий день с 8 до 17, офис в полутора часах езды по пробкам от вашего дома. Ничего плохого, все стандартно. Второй работодатель готов идти на компромисс — предоставить удаленные дни, сместить график на час или дать корпоративный ноутбук, если ваш «не тянет» рабочую программу. Наверняка вы охотнее выберете второго работодателя. Это же работает со всеми людьми, с которыми вам предстоит работать.
Как это работает в бизнесе. Сильный лидер умеет понимать потребности людей. Так ресторатору Араму Мнацаканову удалось удержать официантов в команде в пандемию, когда им выгоднее было уходить в курьеры. Он понял: линейному персоналу важны зарплата, приятный коллектив и мотивирующий пример. Получился win-win: работодатель предложил минимальные удобства и не пришлось искать новый персонал в нестабильное время.
А вот пример поиска взаимной выгоды с клиентами. Владелец химчистки нашел решение экономить силы команды и избежать возражений клиентов. Он обязал сотрудников делать визуализацию изменений в обуви. Если нужно перекрасить ее часть, сначала мастер схематично закрашивает ее на фотографии. Это помогает сопоставить ожидания клиента и представления мастера. Посетитель может заранее понять, что ему не понравится итог или что его неверно поняли.
Стремится, чтобы у команды горели глаза
Сильный лидер умеет выстраивать доверительные отношения в коллективе, поднимать командный дух и делать так, чтобы люди любили свое место работы. Такого эффективного управления можно достичь через поддержку личных целей сотрудников и открытую коммуникацию с ними.
Как это работает в бизнесе. Чтобы у сотрудников была возможность развиваться, на работе должны быть подходящие условия в виде нужных программ или рабочего места. Но можно создать комфорт и другими способами, даже вне работы.
Например, Евгений Антонов, основатель фабрики «Мякиши», понял, что мотивировать сотрудников зарплатами и бесплатными обедами недостаточно. В компании появились штатный массажист и приходящий фитнес-тренер, а еще команда стала ходить вместе в походы и на сплавы. Каждый сотрудник нашел себе активность по душе.
Секрет простой: прислушайтесь к тому, чего не хватает сотрудникам, постепенно вводите улучшения и наблюдайте за результатом. Необязательно нанимать массажиста — иногда команде просто не хватает общения или сложных задач.
Управляет всем и всегда
Даже если менеджер проводит нерабочее время с командой, он все равно отвечает за сотрудников. Найти подходящее место, чтобы выпить в пятницу, посадить нетрезвого сотрудника в такси и даже уладить ссору — задачи сильного лидера.
Как это работает в бизнесе. Предпринимателю приходится управлять процессами не только на работе, но и в жизни. Невозможно быть одинаково хорошим работодателем, мужем и родителем, какая-то сфера будет страдать. Но условный баланс между бизнесом, семьей и здоровьем держать нужно.
Главный совет — строить график так, чтобы он был гибок к изменениям. Если предпринимателю нужен отпуск или больничный, работа не должна останавливаться. И наоборот — если нужно запустить новый проект и какое-то время перерабатывать, близкие должны быть готовы к этому. Главное — потом честно наверстать упущенное.
Управляет своей энергией
Часто лидеру приходится решать сразу несколько задач, каждая из которых срочная. Если предприниматель не будет распределять свою энергию, то потратит ее на срочные мелочи, но не оставит сил на долгосрочные стратегические решения. Лидер не ищет бесконечный источник энергии, чтобы решить все задачи, а тратит силы только на самое важное.
Как это работает в бизнесе. Возьмем простой пример: в течение дня руководителю приходит много оповещений на смартфон. Тут клиент прислал отзыв, там поставщик отчитался об отправке товара, да вот еще десяток мелких вопросов от сотрудников. Если начать день с разбора сообщений — с виду легкой и приятной задачи, — ко второй половине дня силы закончатся. Если каждый день начинать с разбора сообщений, энергии на построение стратегии просто не будет. Когда понадобится выбрать вектор развития, он будет недостаточно продуманным и взвешенным.
Энергию сжигают конфликтные сотрудники, с которыми приходится спорить из-за каждой задачи, и даже долгое обдумывание идей.
Вот семь способов сберечь энергию:
- избавляться от токсичных людей в коллективе;
- найти время для занятий, которые дают энергию;
- не тянуть с решением неприятных задач;
- держать в голове следующую цель, а не только текущую;
- быстро переходить к воплощению идей;
- помнить, что энергия расходуется на все, и беречь ее;
- не позволять теплым отношениям в команде сбавлять темп проекта.
Подробнее о каждом рассказали в отдельной статье.
- Через тернии к единению: как устроить корпоратив с вау-эффектом для распределенной команды
- «Пластичность мозга», Норман Дойдж: 5 советов, чтобы сохранить ясный ум до старости
- Постоянно уставший и нервный: как справиться с хроническим стрессом на работе
- Что такое метакомпетенции и зачем они руководителям
- «В России нет других вариантов, как распустить всю команду на праздники»
С чего начать развивать лидерство
Главный совет мы приберегли на конец: в первую очередь позаботьтесь о себе и своем самочувствии. Без здорового сна, физической нагрузки и правильного отдыха не получится развивать новые качества или привычки.
Вот что советуем сделать, если с силами все в порядке:
- Выберите два-три качества, которых вам сильнее всего не хватает в работе.
- Найдите людей, у которых эти качества развиты. Вдохновляйтесь ими и перенимайте их опыт. Например, читайте их интервью или пообщайтесь лично. Нетворкинг — отличный способ перенимать опыт и качества сильных руководителей.
- Изучайте книги, статьи, подкасты или видео по нужным качествам. Выписывайте интересные тезисы и пробуйте применить в работе. Не все подойдут для вас и вашего бизнеса. Кажется, что что-то ломается или просто не работает, — откатывайте изменение, делайте паузу и выбирайте новый тезис из списка.
Какое качество вы считаете самым важным для лидера? Расскажите почему.