Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Биография: Александр Колобов


Александр Колобов
Александр Колобов

Фото — Григорий Сысоев/ТАСС

Фото — Григорий Сысоев/ТАСС

Дата рождения:
25.01.1979

Сфера бизнеса
Ресторанный бизнес

Создание Шоколадницы

Александр Колобов — один из ключевых игроков российского ресторанного бизнеса. За 20 лет он развил Шоколадницу из одного заведения в крупную сеть кофеен по всей стране.

Александр родился 25 января 1979 года в Москве. Его отец, Григорий Колобов, уже в 90‑е был опытным предпринимателем в сфере общепита. Григорий начинал с таких проектов, как клуб-ресторан «Мираж» и мексиканский ресторан «Панчо Вилья» [Источник], а в 1999 году купил легендарное кафе «Шоколадница» на Большой Якиманке. Это было необычное заведение — символ эпохи: кафе открылось еще в 1960-х годах в Советском Союзе и было популярно у москвичей. [Источник]

В то время Александр учился в Лондоне, где получал диплом экономиста в London School of Economics. После того как завершил обучение, решил вернуться домой в Москву. С собой он привез панинницу — прибор для приготовления сэндвичей. Именно эта деталь подтолкнула семейный совет к идее развивать «Шоколадницу» как сеть кофеен с акцентом на кофе и простую еду — сэндвичи.

Кроме того, Александр заметил недостаток кофеен в Москве. В то время в Лондоне активно развивались сети Starbucks и Costa Coffee, а в столице работали только несколько заведений от Coffee Bean и Кофе Хауз. Колобов увидел возможность занять нишу и взялся за развитие семейного бизнеса.

Первая современная Шоколадница открылась в 2001 году. Колобов изменил концепцию кофейни: добавил в меню современные позиции и обновил интерьер. Формат понравился москвичам: к 2004 году в столице работало 14 точек, а к 2006 году — уже 104.

Причин быстрого роста сети было несколько. Главные — свободный рынок и относительно небольшое количество конкурентов. Шоколадницу выделяло наличие в каждом заведении собственных кухонь, где готовили свежую еду. К примеру, в Кофе Хаузе готовили в отдельном цеху, откуда блюда потом развозили по заведениям.

Свежеприготовленные сэндвичи нравились клиентам, но открытие новой точки выходило дороже, чем у конкурентов. Так, на запуск одного заведения тратили 200 000—300 000 $. Для сравнения: Кофе Хауз — на 35% меньше. Но в первые годы Александр не хотел отказываться от свежих блюд в угоду оптимизации расходов. [Источник]

Логотип Шоколадницы
Логотип Шоколадницы

Так выглядел первый логотип Шоколадницы до ребрендинга в 2016 году. Фото — Алексей Зотов/ТАСС

Так выглядел первый логотип Шоколадницы до ребрендинга в 2016 году. Фото — Алексей Зотов/ТАСС

Развитие Шоколадницы

Следующими ключевыми шагами Александра стали переход к единой фабрике-кухне и запуск франшизы. Это позволило бизнесу вырасти со 100 точек почти до 400 за десять лет.

Переход от собственных кухонь в каждой точке к единой фабрике-кухне. С ростом сети стало ясно, что модель собственной кухни в каждом кафе тормозит рост сети. В 2007 году Шоколадница все же запустила единую фабрику-кухню. Это позволило унифицировать вкус еды во всех точках и снизить затраты на открытие новых заведений. Колобов так прокомментировал свое решение:

«Надо отметить, что вся продукция, покидающая стены фабрики-кухни, готовится исключительно из свежих натуральных продуктов местного производства, без добавления искусственных консервантов и усилителей вкуса — это наша принципиальная позиция». [Источник]

Запуск франшизы. В 2008 году Александр с командой приняли решение развивать сеть не только в России, но и за границей. Открывать новые заведения решили по франчайзинговой модели. Колобов так объяснил свое решение:

«Франчайзинг позволяет распространять бренд там, куда нам самим по ряду причин войти затруднительно. Например, в России мы присутствуем почти во всех городах-миллионниках. А вот в городах меньшего размера предпочитаем развиваться при помощи франчайзи.

Этот же подход мы используем при работе в других странах: живущие там предприниматели лучше нас понимают особенности ведения бизнеса на месте, знакомы и с традициями, и с текущими реалиями. У нас бы ушло несколько лет на то, чтобы приспособиться к местным условиям. А это — потерянные деньги». [Источник]

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста

Сделка по покупке сети «Кофе Хауз»

В марте 2014 года Александр Колобов решил купить своего главного конкурента — сеть «Кофе Хауз».

Если в начале нулевых Кофе Хауз обгонял Шоколадницу по числу заведений, то спустя десять лет стал отставать. В качестве основных причин выделяли следующие: Кофе Хауз на протяжении долго времени не расширял меню, а в какой-то момент вообще перестал инвестировать в развитие. Как результат, к 2014 году при схожем количестве точек выручка у конкурента была вдвое меньше, чем у Шоколадницы, — 5,5 млрд рублей.

Сделка по покупке сети прошла в октябре 2014 года. Точная сумма неизвестна, но в Forbes писали о 25 млн долларов. В итоге Колобов стал контролировать 50% московского рынка кофеен. ФАС признала сделку законной. [Источник]

Продажа доли Шоколадницы

В 2015 году Шоколадница решила продать 40% своих акций гонконгскому фонду Acmero Capital. Сумма сделки неизвестна, но эксперты тогда оценили всю сеть в 170 млн долларов. Представители акционеров позже говорили, что Acmero Capital участвовал в разработке стратегии компании и запуске новых направлений, например кейтеринга. В итоге выручка Шоколадницы выросла с 9 млн рублей в 2014 году до 16,5 млрд в 2017 году. [Источник]

Скандал в 2023 году

В июне 2023 года в России произошла крупная вспышка ботулизма, в результате которой пострадали около 400 человек. В связи с этим журналисты Известий провели исследование качества еды в популярных московских сервисах доставки, в том числе в Шоколаднице.

Лаборанты обнаружили нарушения норм в 62% отобранных журналистами образцов. В частности, выявили кишечную палочку и превышение нормы общей микробной численности.

В компании заявили, что не видели результатов исследования и не признают вину, так как «нарушения не были установлены объективно». [Источник]

Шоколадница сегодня

Шоколадница развивается в двух направлениях: B2C и B2B.

B2C-направление. На 2023 год сеть насчитывает примерно 300 заведений, в том числе открытых по франшизе. Большинство из них находятся в Москве, но точки есть и в других городах: Санкт-Петербурге, Сочи, Хабаровске, Новосибирске и Иркутске.

В 2023 году выручка Шоколадницы составила более 4 млрд рублей. Средний товарооборот на одну точку увеличился на 37% по сравнению с 2022 годом.

Показатель Like-for-Like Sales, или LFL, за 2022—2023 годы вырос на 26%. LFL используют, чтобы сравнивать продажи разных точек в разные периоды. Результаты позволяют оценить, насколько эффективно развивается розничная сеть от года к году. [Источник]

B2B-направление. Шоколадница поставляет блюда в такие торговые сети, как Самокат и Вкусвилл. Направление приносит компании 6% от общей выручки. [Источник]

Другие проекты Александра Колобова

Помимо Шоколадницы Александр Колобов развивает и другие проекты.

Burger King Russia. В 2010 году Александр Колобов стал одним из ключевых игроков на рынке фастфуда, когда возглавил франчайзинговое направление Burger King в России. Совместно с партнерами он успешно развивал сеть, и за несколько лет количество ресторанов Burger King в стране превысило отметку 500.

В 2022 году, когда многие американские компании уходили из России, Колобов отказался продавать свою долю. Благодаря ему Burger King остался работать в России под привычным названием и логотипом. Правда, компания потеряла корпоративную поддержку американских партнеров. [Источник]

Производство булочек для гамбургеров. В 2021 году Колобов построил завод «Гипфель» по производству булочек для сети Burger King. На открытие бизнеса ушло 1,5 млрд рублей. [Источник] Колобов решил инвестировать в производство булочек, так как посчитал эту нишу самой быстрорастущей на ресторанном рынке. [Источник]

Фрутти. В 2020 году Колобов стал владельцем 35% компании «Фрутти», которая поставляет соки и смузи под маркой Be True в Азбуку Вкуса и Перекрёсток. [Источник]

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Дарья Еремеева
Дарья Еремеева

Какое заведение вы любили больше: Кофе Хауз или Шоколадницу? Пишите мысли в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации