Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Биография: Андрей Романенко


«С точки зрения инвестиций я хочу, чтобы меня зажгли идеи основателя, когда он приходит за деньгами. Чтоб он понимал продукт и мог собрать команду. Такому я готов денег дать»


«С точки зрения инвестиций я хочу, чтобы меня зажгли идеи основателя, когда он приходит за деньгами. Чтоб он понимал продукт и мог собрать команду. Такому я готов денег дать»


Дата рождения:
26.08.1979

Сфера бизнеса
ИТ

Предыстория

Отец Андрея — Николай Романенко — в советские годы был одним из руководителей венгерского отделения Внешторгиздата. Это была госкомпания, которая занималась переводом и поставками советской литературы в зарубежные страны и еще выпуском рекламы и технической документации для работников внешней торговли. В 1989 году семья Романенко вернулась в Москву, где отец Андрея открыл и возглавил российское подразделение американского рекламного агентства BBDO. [Источник]

Андрей Романенко стремился зарабатывать деньги еще со школьного возраста. Он считал это важным моментом взросления — чтобы не рассчитывать только на карманные расходы, а учиться быть самостоятельным и самому оплачивать то, что хочется купить. Вот на чем зарабатывал Андрей в школьные годы и на первых курсах: [Источник]

  • c друзьями подрабатывал на мойке и заправке машин; [Источник]
  • записывал и продавал компьютерные игры на дискетах; [Источник]
  • занимался перепродажей тазиков и половников с завода «Полимербыт». [Источник]

В 1998 году Андрей начал новый бизнес. Тогда он учился на третьем курсе частного Международного независимого эколого-политологического университета. Андрей взялся за перепродажу скретч-карт мобильного оператора «билайн». Это были пластиковые или картонные карточки размером с кредитку, на которых под защитным слоем был ПИН-код — его вводили на мобильнике, чтобы пополнить счет на номинал карты. В 90-х и начале нулевых это было одним из основных способов пополнять баланс мобильного телефона или оплачивать подключение к интернету. [Источник]

Андрей покупал скретч-карты большими партиями у знакомого из билайна, а покупателей на карты находил через интернет-барахолку рабнет.ру. Первую коробку с карточками он купил за 5000 $ — и очень быстро ее перепродал с наценкой [Источник]:

«Первым клиентом был Евгений с Савеловского вокзала. Я в метро ему продал эту коробку с картами, он мне заплатил 5500 $. Я понял, что за час заработал 500 $ — вот он бизнес». [Источник]

Так Романенко вскоре отказался от остальных подработок и сосредоточился на работе с платежными карточками.

Создание и развитие QIWI и Эвотора

Андрей Романенко основал бизнесы по приему платежей — платежную систему QIWI и производство онлайн-касс «Эвотор».

Дистрибуция скретч-карт. Бизнес на скретч-картах виделся Романенко самым перспективным. В конце 90-х росли мобильные операторы и появлялись новые интернет-провайдеры. И уже тогда они сталкивались с гигантскими очередями на оплату услуг связи в офисах, поэтому выпускали собственные скретч-карты. А Андрей к тому моменту уже разобрался, где и как выгоднее продавать разные товары в Москве. [Источник]

Андрей обратился к отцу за инвестициями в свой бизнес по дистрибуции карточек. И это был единственный раз, когда он просил родителей помочь с деньгами [Источник]:

«Мне нужно было 200—300 тысяч долларов. Я пришел, у меня не было никакого бизнес-плана. Я говорю: „Папа, есть мегабизнес. Мне в долг надо денег“. И я ему их вернул месяца через 3—4. И больше никогда и ни за чем не обращался». [Источник]

Романенко начал заключать договоры с операторами и провайдерами на перепродажу скретч-карт. Андрей брал на себя все вопросы по дистрибуции — договаривался с магазинами о выкладке карт на кассах и витринах. К началу нулевых компания Романенко продавала до 200 видов скретч-карт разных брендов. [Источник]

Терминалы QIWI. К 2003 году Романенко стало понятно, что бизнес по перепродаже карточек сложный и не самый доходный. На торговых точках нередко скапливались остатки товара на сумму до 5000 $. Карты часто воровали покупатели или сами продавцы, а это вело к убыткам. [Источник]

В это же время, в 2003 году, в России развивалась ниша платежных терминалов, которые приходили на смену скретч-картам. Чтобы противостоять новой технологии, Романенко объединяет несколько небольших дистрибьюторов карточек в рамках новой компании — «Объединенной системы моментальных платежей». Она уже к 2004 году занимала основную долю рынка продаж скретч-карт, но сама технология оплаты картами продолжала уступать платежным терминалам. [Источник]

Главным игроком на рынке приема платежей через терминалы в середине 2000-х был Элекснет. Он установил около тысячи терминалов по всей стране. Кроме Элекснета к 2004 году свои терминалы уже устанавливали Рапида, WebMoney и PayCash. [Источник]

Романенко увидел проблему Элекснета: компания владела своими терминалами, а это мешало экспансии и делало бизнес неповоротливым. Андрей решил построить франшизу и продавать терминалы предпринимателям-партнерам, которые будут сами договариваться об установке в регионах. Вместо массивных и дорогих терминалов Элекснета Романенко предложил рынку более компактные терминалы с тачскрином, а цену поставил вдвое меньше — 4000 $. [Источник]

В 2007 году появилась QIWI. Романенко договорился создать ее вместе с одним из конкурентов — компанией e-port предпринимателя Бориса Кима. Под брендом QIWI в 2007 году работало больше 26 000 терминалов в России — против 2000 у Элекснета. Терминалы QIWI стали поставлять на рынки постсоветских стран, а позднее — в страны Южной Америки и Африки. К 2013 году QIWI управляла сетью уже из 200 000 терминалов по всему миру, а чистая прибыль по итогам года оценивалась в 2,2 млрд рублей. [Источник]

В 2013 году QIWI провела IPO и разместила акции на американской фондовой бирже NASDAQ. Инвесторы оценили компанию в 884 млн долларов. По итогам двух раундов размещения QIWI заработала на продаже ценных бумаг 500 млн долларов. Сам Романенко решил отойти от управления компанией и продал почти все свои акции за 60 млн долларов. [Источник]

Инвестиционные проекты. После ухода из QIWI Романенко сосредоточился на венчурных инвестициях в другие бизнес-проекты. Этим направлением Андрей занимался с 2011 года — он стал сооснователем двух фондов:

  • фонда посевных инвестиций AddVenture, который стал первым инвестором Delivery Club;
  • венчурного фонда iTech Capital, который вложился в развитие онлайн-сервисов по продаже билетов «Авиасейлс» и Ticketland. [Источник]

В 2014 году Романенко основал инвестиционный фонд Run Capital, который вкладывался в стартапы на ранних стадиях развития. Среди известных брендов, в которые инвестировал фонд, — компания по кибербезопасности Group-IB и международный агрегатор новостей Anews. Но были и промахи, о которых Романенко сожалел [Источник]:

«Было несколько неудач, когда я не проинвестировал в несколько проектов. Первая — это „Одноклассники“ Альберта Попова. Он просил миллион долларов. Это был вторник. Я в пятницу сказал, что готов дать. А он сказал, что Юрий Мильнер ему в четверг уже дал. Вторая — GetTaxi. Они пришли с оценкой бизнеса в 50 млн, искали 10. Я тогда не поверил в эту историю про вызов такси с приложения. Это вот две неудачи, которые были сделаны. Можно было бы очень много денег заработать». [Источник]

Онлайн-кассы «Эвотор». Идея создать производителя онлайн-касс появилась в 2015 году. В этот период Романенко много путешествовал по миру и искал потенциальный проект-единорог — компанию, которая получит рыночную оценку в 1 млрд долларов. Андрею захотелось сделать масштабный инфраструктурный проект для российского рынка. [Источник]

За рубежом Романенко заинтересовался рынком смарт-терминалов — кассовых аппаратов с сенсорным управлением, подключенных к интернету. На рынке такой техники уже работали несколько сильных игроков — компании Square, Poynt, Clover и iZettle. Андрей связался с давним другом и бизнес-партнером Алексеем Макаровым — основателем компании «АТОЛ», производителем и дистрибьютором ПО и техники для торговли и сферы услуг. Романенко предложил ему основать бизнес и наладить выпуск онлайн-касс в России. [Источник]

Романенко основал Эвотор в 2016 году. Cооснователями стали Алексей Макаров и СберБанк — его привлекли в проект для поддержки всех вопросов, связанных с онлайн-банкингом. В новой компании Романенко стал генеральным директором. На старте проекта ему принадлежало 30%. [Источник]

Основание Эвотора совпало с принятием закона № 54-ФЗ о массовом внедрении онлайн-касс в торговле, общепите и сфере услуг. С помощью них налоговая служба могла контролировать все платежи, которые принимает бизнес. Эвотор стал производителем касс и предложил рынку смарт-терминалы с планшетом и доступом к магазину приложений. Еще компания стала оператором данных о платежах, которые передавались в налоговую службу. [Источник]

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Что сейчас

Андрей Романенко живет и работает в Москве. Он занимает пост генерального директора производителя и дистрибьютора онлайн-касс «Эвотор». [Источник]

Эвотор стал крупной компанией — но не стартапом-единорогом [Источник]:

  • по итогам 2022 года выручка ООО «Эвотор» составила 6,6 млрд рублей, а прибыль — 879,7 млн рублей;
  • в 2023 году в малом и среднем бизнесе использовали 950 000 смарт-терминалов Эвотора;
  • на конец 2022 года каждый четвертый предприниматель в России использует терминалы Эвотора;

Также Романенко продолжает заниматься инвестициями — он входит в число соинвесторов венчурных фондов AddVenture и Run Capital. [Источник]

Фото: Forbes, CC BY 3.0

Индивидуальные условия для среднего и крупного бизнеса

Предложение Тинькофф

Индивидуальные условия для среднего и крупного бизнеса

  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
  • Кредиты до 200 млн рублей по специальным ставкам
  • Биржевой овернайт — размещайте свободные деньги на ночь на бирже, возвращайте утром с процентами
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Яна Сонина
Яна Сонина

Вы привлекали инвестиции в свой бизнес?


Больше по теме

Новости