РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Синдром спасателя: как стремление всем помочь приводит к саморазрушению

Представьте руководителя, который постоянно пытается помогать сотрудникам и партнерам независимо от того, просят они этой помощи или нет. Несколько человек в компании работают из рук вон плохо, ситуация не меняется месяцами, но руководитель переделывает задачи за подчиненными и идет навстречу, прислушивается к просьбам не увольнять и старается войти в их сложное положение.

От каждого акта помощи руководитель получает чувство значимости. Сотрудники не могут ничего сделать без одобрения свыше и четких указаний, это бодрит руководителя. Вот только показатели бизнеса постепенно ухудшаются: работа идет медленно, часть людей пользуется добротой начальника и отлынивает от задач.

У руководителя из примера — синдром спасателя. Если узнали в нем свои черты, читайте статью, расскажем, как с этим бороться.

Что такое синдром спасателя

Под синдромом спасателя в психологии понимают стойкое стремление человека помогать другим, даже когда его об этом не просят. Например, у команды есть план, который сотрудники выполняют без проблем. Но руководитель все равно приходит к коллегам и предлагает взять на себя часть задач, хотя они и без него отлично справляются.

Спасательство могут путать с альтруизмом или состраданием, но между этими понятиями есть граница. Спасатели часто действуют из корыстных побуждений, хоть и неосознанно. Например, за желанием помочь может скрываться потребность самоутвердиться, получить внимание, избежать одиночества или сместить фокус со своих проблем. Помимо этого, спасатель может быть уверен: без его контроля и помощи все развалится — он обесценивает чужие способности.

Разница между обычной помощью и синдром спасателя
Альтруизм или сочувствиеСиндром спасателя
Человек оказывает помощь, когда его просят
Спасатель не ждет, пока его попросят, — он будет помогать даже вопреки желанию «жертвы» и делать это постоянно
Человек не ждет ничего взамен, он хочет совершить благо
Спасатель самоутверждается через свою помощь другим и ждет признания, благодарности
Человек не жертвует своими интересами или потребностями, помогая другим
Спасатель помогает другим в ущерб себе

Несмотря на кажущиеся очевидными различия между синдромом спасателя и простым человеческим состраданием или альтруизмом, выявить у себя проблему бывает непросто.

Как распознать синдром спасателя

Чтобы заметить у себя синдром спасателя, используйте шесть инструментов:

  1. Самонаблюдение. Обратите внимание на свои обычные реакции на чужие проблемы. Спрашивайте себя: «Почему я чувствую необходимость вмешиваться?», «Что я чувствую, когда не могу помочь?», «Что я чувствую, когда мне приходится отказывать в ответ на просьбу?»
  2. Анализ реакции на отказ. Заметьте, как вы реагируете, когда кто-то отказывает вам в благодарности или не принимает вашу помощь. Если это вызывает разочарование, обиду или стресс, это может быть признаком проблемы.
  3. Оценка баланса. Подумайте, как помощь другим влияет на вашу личную жизнь и обязанности. Теряете ли вы из-за этого здоровье, время или ресурсы? Заботитесь ли вы о решении своих задач или все силы уходят на других, а свои потребности вы постоянно откладываете?
  4. Фидбэк от окружающих. Попросите обратную связь от друзей, семьи или коллег. Иногда они могут заметить ваши поведенческие тенденции лучше, чем вы сами.
  5. Анализ эмоционального состояния. Осознайте, чувствуете ли вы усталость или выгорание. Это может быть результатом чрезмерной помощи другим.
  6. Анализ повторения сценариев. Обратите внимание, повторяются ли в вашей жизни обстоятельства, когда вы выступаете в роли спасателя. Возможно, вы часто оказываетесь в отношениях или ситуациях, где другие зависят от вашей помощи.

Предлагаем проверить себя на признаки спасателя по простому бинго-тесту.

Чем больше квадратов отметили, тем выше вероятность, что пора спасать себя

Если по итогу комплексного наблюдения — собственного и со стороны других людей — вы видите у себя хотя бы несколько черт спасателя, с этим нужно начать работать.

Как синдром спасателя разрушает бизнес

Человек с синдромом спасателя не заботится о себе — он выкладывается для других. Решает их проблемы, хотя завален своими, отдает им время, деньги и другие ресурсы, даже если нуждается в них сам. В бизнесе это обычно касается взаимоотношений с сотрудниками или с партнерами. Такая позиция уже не идет на пользу ни личному, ни профессиональному развитию, ни тем более любому начатому делу. На ее почве рождается целый спектр проблем.

Эмоциональное выгорание. Спасатель тратит ресурсы на других и постоянно напряжен, что приводит к эмоциональному истощению и потере мотивации. В перспективе это может стать причиной хронического стресса, а он, в свою очередь, — привести к физическим болезням. Например, к головным болям.

Снижение продуктивности. Фокус на чужих проблемах мешает спасателю решать свои задачи — чужие дела всегда в приоритете. В итоге человек не уделяет должного времени и сил бизнесу.

Руководитель компании постоянно работает сверхурочно, пытаясь уладить все конфликты внутри команды, взять на себя большую часть задач, чтобы облегчить жизнь коллег. Подчиненный просит подхватить проект, потому что он не успевает, — руководитель подхватывает. Другой подчиненный не может разобраться с задачей — руководитель выполняет ее сам: не объясняет, не дает советы, а просто делает. К моменту, когда он освобождается, на его собственные задачи в компании времени и сил у него уже не остается.

Случается неприятная ситуация — ключевой поставщик уходит с рынка. Руководитель должен решить, как поменять стратегию, но сделать он этого не может, потому что постоянно занят задачами других сотрудников. Бизнес встает.

Проблемы с управлением и лидерством. Спасатель берет на себя всю ответственность, даже если работает в команде. Для предпринимателя это рискованно: заниматься всеми задачами в бизнесе одному невозможно, особенно в растущем проекте.

Лидеры или менеджеры с синдромом спасателя могут неэффективно распределять задачи и ответственность, чтобы контролировать все процессы. Это может создать узкие места в рабочем процессе, от чего команда становится менее гибкой.

Генеральный директор компании старается контролировать все аспекты работы своего бизнеса — от маркетинга до продаж, — не доверяя решения своим менеджерам. А если он и делегирует кому-то задачи, потом занимается микроменеджментом — приходит и все за человека доделывает, потому что в его глазах сотрудники не самостоятельны, всегда ошибаются, рискуют не выполнить задачу.

Это приводит к замедлению в принятии решений и мешает оперативной работе компании.

Притягивание к себе несамостоятельных, зависимых людей. Обычно к спасателю тянутся жертвы — те, за кого всегда кто-то будет все решать. В бизнесе это приводит к тому, что предприниматель будет окружать себя командой, члены которой неэффективны в самостоятельной работе.

Анна — руководительница в крупной компании. Она часто берет на себя решение личных проблем сотрудников, от финансовых до семейных, даже если это выходит за рамки ее профессиональных обязанностей. Также Анна склонна нанимать людей, которые нуждаются в постоянной поддержке и наставничестве. Самостоятельные люди, у которых есть собственное мнение и стремление к развитию, постепенно уходят из команды, поскольку не хотят, чтобы за них все решали.

Со временем рядом с ней собирается команда, в которой многие сотрудники становятся эмоционально и профессионально зависимыми от руководительницы. Они редко принимают решения самостоятельно и постоянно обращаются к Анне за руководством и подтверждением своих действий.

Эта динамика взаимодействия приводит к тому, что отдел становится менее эффективным: сотрудники не развивают собственную инициативу и самостоятельность, а Анна перегружена множеством задач, многие из которых не должны требовать ее вмешательства.

Нездоровые рабочие отношения. Спасатель может вызывать зависимость или даже отторжение среди коллег, если его действия воспринимаются как навязчивые или контролирующие. Это может ухудшить командную динамику и снизить общую производительность.

Руководитель часто вмешивается в работу своих подчиненных, чтобы «спасти» ситуацию и исправить их ошибки. Его подход вызывает у людей недовольство и чувство недооцененности. Это портит общую атмосферу в команде и ухудшает взаимодействие между сотрудниками.

Все перечисленные проблемы в конечном счете приводят к потере прибыли. Как из-за того, что сам руководитель не может эффективно работать, так и из-за того, что продуктивность его команды тоже падает.

Как избавиться от синдрома спасателя и вернуть контроль над своей жизнью

Если вы обнаружили проблему и признали ее, это уже большой шаг. Дальше, чтобы избавиться от синдрома спасателя, нужно:

  1. Понять, почему вы стремитесь всех спасать.
  2. Проработать эти триггеры.
  3. Поработать с самосознанием и самоценностью.
  4. Признать свои потребности и самостоятельность других людей.

Найти триггеры, которые побуждают всех спасать. Обратите внимание на обстоятельства или эмоциональные состояния, которые заставляют вас чувствовать себя обязанным помочь. Это может быть стресс, чувство вины или желание быть нужным. Заведите дневник и записывайте в него ситуации, действия и эмоции в моменты, когда вы хотите кому-то помочь.

Какие триггеры можно обнаружить:

  1. Чувство вины. Когда кто-то выражает нужду в помощи, вы автоматически чувствуете, что ваша обязанность — помогать.
  2. Страх одиночества или отвержения. Вы помогаете другим, чтобы чувствовать себя социально востребованным и избежать чувства одиночества.
  3. Низкая самооценка. Вы чувствуете, что ваша ценность как личности зависит от вашей полезности другим.
  4. Перфекционизм. Вы стремитесь к идеалу во всем, что делаете, и чувствуете необходимость вмешиваться, когда видите, что дела идут не так, как вам кажется.

Начать прорабатывать свои триггеры. В моменте, когда вы ощутили порыв кого-то спасти, остановитесь, распознайте, что вас толкает к этому порыву. Подумайте, как еще вы можете удовлетворить свою потребность, которая заставляет кого-то спасать. Например, если хотите через помощь почувствовать себя значимым для других, найдите более экологичный путь — например, займитесь благотворительностью. Если хотите ощутить себя частью социума через помощь, найдите единомышленников через хобби.

Чтобы вовремя замечать душевные порывы, нужно развить внимание к себе. Для этого можно пойти в психотерапию или начать тренировать осознанность.

С первого раза может не получиться пройти эту цепочку действий целиком. Не сдавайтесь — по мере того, как вы будете лучше слушать себя, свои эмоции и чувства, вам будет проще работать с триггерами к спасению

Работать над самосознанием и самоценностью. Нужно понять, кто вы, когда никого нет рядом и вы никому не помогаете. Подумайте про свои сильные стороны, интересы и ценности. Можно заниматься самоанализом через дневник, медитацию или разговоры с терапевтом. Это поможет узнать, в чем ваша ценность и почувствовать ее, не помогая другим.

Как сформировать самоценность:

  1. Установить личные цели. Задайте себе цели, которых вы хотите достичь: это могут быть профессиональные достижения, хобби, спортивные успехи или даже маленькие ежедневные задачи.
  2. Практиковать принятие себя. Рассмотрите свои сильные и слабые стороны. Осознайте, что никто не идеален и что ошибки — это часть процесса обучения и роста.
  3. Развивать свои навыки. Найдите то, что вас радует и приносит удовольствие, и начните в этом совершенствоваться.
  4. Принимать независимые решения. Стремитесь принимать решения на основе своих убеждений и потребностей, а не на основе ожиданий или желаний других.
  5. Получить поддержку от близких. Окружите себя людьми, которые ценят вас за вашу личность, а не только за вашу способность помогать.
  6. Заниматься самообразованием. Развивайте свои умения и знания. Чем больше вы знаете и умеете, тем больше у вас оснований чувствовать уверенность в своей уникальности и ценности.

Признавать свои потребности. Оцените ваши текущие обязательства и задачи, чтобы определить, что действительно важно для вас. Учитесь говорить «нет» вещам, которые отнимают ваше время и энергию и не соответствуют вашим личным целям или ценностям. Начинайте с мелочей, с паузы на раздумья и с мягкого отказа. Не реагируйте на неудобную просьбу сразу — возьмите минуту на «подышать», а потом объясните, почему вам сейчас неудобно удовлетворить чужую просьбу.

Признавать самостоятельность других. Это поможет управлять командой, делегировать задачи и в целом строить доверительные отношения с людьми. Начните с анализа собственного поведения. Задайте себе вопросы:

  1. Почему я чувствую необходимость контролировать или вмешиваться?
  2. Какие страхи лежат в основе этого поведения?

Иногда причина в страхе, что без вашей помощи люди не справятся или что результат будет не таким, как вы ожидаете.

Признайте, что ошибки — это нормальная часть обучения и развития. Относитесь к ошибкам как к возможностям для роста, а не как к катастрофам. И начинайте постепенно менять контроль на поддержку и ресурсы, когда это необходимо. Спрашивайте человека, нужна ли ему помощь. Если он отказывается, не настаивайте. Поинтересуйтесь, как он планирует решать проблему и как вы можете помочь, вместо того чтобы сразу брать задачу на себя.

«Работать с синдромом спасателя и возвращением своей ценности себе можно разными методами. Я больше всего люблю работать через телесную осознанность, через то, чтобы помочь клиенту понять, что происходит с его телом, когда он рвется спасать, и вот этот паттерн менять. Физически выстраивать опору, менять привычное положение тела и менять неэффективные паттерны».

Марина Бондаренко

Марина Бондаренко

Клинический психолог, embodiment-специалист, UZAZU-фасилитатор

Если не получается самостоятельно разобраться с причинами и триггерами синдрома спасателя, найти свою самоценность, стоит обратиться к специалисту.

Главное в статье

  1. Синдром спасателя — это состояние, в котором человек смещает внимание с себя на других и стремится помочь всем и каждому в ущерб себе. Берет на себя обязанности коллег, соглашается на невыгодную сделку с поставщиком: принимает его трудные условия и игнорирует то, что это навредит бизнесу.
  2. Очень часто синдром спасателя формируется в детстве, если ребенок был брошен и пытался как-то почувствовать свою ценность либо наблюдал похожие зависимые отношения между родителями, опекунами. Кроме воспитания роль могут сыграть социальные ожидания, низкая самооценка.
  3. Руководитель с синдромом спасателя будет выводить на первый план не бизнес, а нужды других людей: партнеров, поставщиков, подчиненных. Бизнес не сможет успешно расти и развиваться. Кроме того, такой руководитель не может делегировать задачи, он не доверяет подчиненным и в итоге окажется погребен под ворохом задач, может столкнуться с выгоранием, истощением и хроническим стрессом.
  4. Чтобы избавиться от синдрома спасателя, в первую очередь важно заметить и признать, что он есть, после — найти его причины: это индивидуально для каждого человека. А потом возвращать опору на себя и свою ценность для себя самого. Это большая работа, когда человек учится признавать право на свои чувства, свои потребности, свои эмоции и контактировать с ними.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 958 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Кристина Рудич
Кристина Рудич

Замечали ли вы за собой потребность помогать всем и каждому, забывая о себе? Расскажите, как это вам вредит?


Больше по теме

Новости