Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вопрос-ответРедактор: Дмитрий Комаров

Что такое ассертивность и как ассертивное поведение помогает в работе

Ассертивность — способность не зависеть от чужих оценок и убеждений, отстаивать свои интересы и в сложной ситуации опираться на себя

Павел Стоянов

Павел Стоянов

Бизнес-лидер по продуктам Тинькофф

Читатель Денис спрашивает: «На тренинге услышал, что для успеха в карьере важна ассертивность: вроде того, что не надо слушать ничьих отказов, нужно настаивать на своем и добиваться целей, несмотря ни на что. Если честно, звучит, как описание социопата: боюсь, что если я начну так себя вести, работу я быстро потеряю. Скажите, что дает ассертивное поведение и из чего оно состоит?»

Ассертивность — не социопатия. Это навык уверенности в себе

Ассертивный человек в разных жизненных ситуациях опирается только на свое мнение, свой жизненный опыт, свои убеждения.

Представьте ситуацию: вы всю неделю упорно трудились на работе и договорились провести время с семьей на выходных. Но вот наступили выходные, вы с женой собираетесь в кино, и вам звонит начальник — просит что-то срочно сделать по работе. Как поступить в такой ситуации? Как расставить приоритеты?

Ассертивность позволяет находить опору в себе и отвечать на такие вопросы, не испытывая дискомфорт. Например, сейчас вам важнее показать семье, что она занимает в вашей жизни не последнее место. Тогда вы спокойно отказываете руководителю и идете смотреть кино. При этом угрызений совести не испытываете: вы имеете право на отказ и поступили в согласии со своими убеждениями.

Или, напротив, сейчас вы чувствуете, что работа для вас важнее. Тогда вы объясняете близким ситуацию и принимаетесь за задачу. Время на самокопание и вопрос: «А нужно ли было так делать» не тратите — вы приняли это решение, потому что оно полностью соответствует вашим интересам.

Ассертивное поведение помогает добиваться целей и соблюдать work-life balance

Концепция ассертивности предполагает, что, выбирая себя в конфликтных ситуациях, человек чаще оказывается доволен результатом: не тратит время и силы на сожаления, не испытывает фрустрацию, поставив чужие интересы выше своих.

Ассертивное поведение на работе позволяет легче добиваться целей, выстраивать личные границы, эффективно работать и не выгорать.

В ИТ-компании задачи валятся, как снежный ком, а команда решает их подряд, как они записаны. Эффективность стремится к нулю, команда — к выгоранию, потому что задач много, а толку мало.

Опытный тимлид расписывает приоритеты и ограничивает число задач, за которые берется команда. Например, предлагает брать только три, но самые важные. Руководству такая идея может не понравиться: ведь если задачи есть, нужно заниматься всеми, но ассертивный сотрудник может обосновать свою позицию, отстоять ее перед начальством и объяснить работникам. В результате проект будет двигаться, результат будет осязаемым, все ненужное отпадает само собой.

Ассертивность поможет и в соблюдении баланса между работой и личной жизнью. Если вы определили границы заранее, вас не побеспокоят в нерабочее время без особой нужды, а если побеспокоят — не будут ждать, что вы ответите сразу.

То, как именно вы ведете коммуникацию в нерабочие часы и ведете ли ее, следует обговорить заранее, чтобы это не спровоцировало конфликт в дальнейшем.

У перехода к ассертивности есть минус. Если вы практиковали другой тип мышления и часто шли на уступки, окружающие могут не принять резкие изменения. Это приводит к непониманию и обидам.

Когда человек опирается на себя, он перестает воспринимать чужую обиду как свою проблему, которую нужно срочно решить, жертвуя своими же интересами. Но если игнорировать чувства окружающих, может возникнуть конфликт. Чтобы до этого не дошло, важно оставаться открытым и искать компромиссы.

Чтобы стать ассертивным, нужно развить в себе шесть навыков

Правила ассертивного поведения можно свести к шести пунктам:

  1. Признавайте свою ценность.
  2. Ищите взаимовыгодные решения.
  3. Расставляйте приоритеты.
  4. Будьте настойчивы.
  5. Умейте отказывать.
  6. Оставайтесь гибкими.

Признавайте свою ценность. Ассертивный человек не сравнивает себя с другими ради самоутверждения — это деморализует. Он убежден, его деятельность ценна, и небольшие неудачи не подрывают веру в это. В таком состоянии работать гораздо проще: нет лишнего стресса.

«Я долго работал как руководитель команды и не чувствовал себя успешным в том, что делаю, не мог похвалить себя за работу. Это демотивировало и мешало развиваться. Тогда я решил, что нужно показать себе ценность собственной работы.

Я взял небольшой проект, который вела наша команда, и постарался объяснить себе, в чем именно моя заслуга. Достижения разбирал пошагово: вот я собрал команду, вот я поставил задачу, вот я скоординировал действия, вот фича, которую мы зарелизили, — осязаемый результат моей работы. После этого я увидел ценность своей работы, начал считать себя действительно успешным человеком. Это сбросило с меня лишний психологический груз и нормализовало отношение к работе».

Павел Стоянов

Павел Стоянов

Бизнес-лидер по продуктам Тинькофф

Ищите взаимовыгодные решения. Разговор, в котором каждому собеседнику нужно что-то получить, может закончиться «победой» одной из сторон, никому не выгодным компромиссным решением или взаимовыгодным.

Вечером в воскресенье коллега просит Игоря срочно переделать презентацию для клиента, а он и так завален работой.

Игорь может отказать — тогда его отношения с коллегами испортятся, но ему не придется работать сверхурочно. Он может выполнить просьбу, поработать вечером и приблизиться к выгоранию — зато коллега получит презентацию. Может договориться о компромиссе — мол, сделаю, но упрощенную версию. Тогда он все-таки потеряет время, а презентация будет не такой, как нужно, — все в минусе.

Все эти сценарии невыгодны хотя бы одной стороне.

Ассертивный человек стремится находить win-win-сценарии, в которых обе стороны получат желаемое или другую выгоду. Для этого нужно четко определить свою цель и выяснить конечную цель собеседника наводящими вопросами.

Цель Игоря — вписать эту задачу в рабочий график, у него на неделе есть несколько «окон» по полчаса.

Чтобы понять собеседника, он спрашивает, почему презентацию нужно переделать, кто и когда будет ее смотреть и презентовать, правда ли, что нужно переделывать все.

Оказывается, презентация нужна к среде, а для решения проблемы достаточно исправить один слайд. Игорь может уделить этому полчаса в рабочее время во вторник. Ему не придется перерабатывать, коллега получит материал вовремя — все в плюсе.

Расставляйте приоритеты. Часто рабочих задач гораздо больше, чем времени на их выполнение. Можно взвалить на себя все, работать допоздна без выходных и отпуска и даже укладываться в дедлайны. В один момент эта тактика даст сбои: качество работы упадет, часть задач завязнет в рутине и не будет выполнена, а человек встретится с выгоранием и перестанет испытывать от работы положительные эмоции.

Способность расставлять приоритеты позволяет не только лучше выполнять работу, но и контролировать work-life balance — время, которое вы тратите на себя, свои желания и увлечения.

Концепция ассертивности гласит: не нужно браться за все подряд, думая, что на все хватит времени. Его не хватит — выделите важное для вас и занимайтесь этим.

Будьте настойчивы. Если вы столкнулись с отказом или саботажем договоренностей со стороны другого человека, это не повод сдаваться. Напомните о себе, попробуйте донести мысль иначе. Если нужно — повторите еще раз, отстаивайте свой интерес.

Часто нескольких контактов по теме достаточно, чтобы получить то, что вам необходимо — новый проект, приглашение на работу, повышение или выходной. В теории ассертивности такая практика называется «метод заезженной пластинки».

Умейте отказывать. Если вас о чем-то просят, но выполнение просьбы противоречит вашим интересам, вы вправе отказать. Коллеги зовут вместе сходить на обед, но вы не хотите — не ходите и пообедайте так, как вам нравится. Беретесь за чужие задачи, но уже не хватает времени на свои — откажитесь от чужих, это ваше право. Свой отказ можно не объяснять, но если обоснование прозвучит, коммуникация пройдет продуктивнее.

«Когда я только пришел на работу в банк, я стал развивать один продукт и работал над каналами продаж. В работе было порядка пяти каналов, задач было более чем достаточно.

Однажды начальник написал мне: „А почему ты не развиваешь вот такой канал продаж?“ Для меня это звучало, как: „Бросай все и займись вот этим“. Но немного обдумав ситуацию, я решил объяснить свою позицию начальнику: я сказал, что не верю в этот канал продаж и больше верю в другой, а свое время трачу на развитие более перспективного, на мой взгляд, направления.

Я опасался, что меня будут переубеждать, но босс просто написал: „Окей“. Это было значимым моментом: я понял, что если ты в своей позиции убежден, то и собеседник сможет это принять. Умение отказывать облегчает тебе жизнь, делает ее свободнее, проще и веселее».

Павел Стоянов

Павел Стоянов

Бизнес-лидер по продуктам Тинькофф

Оставайтесь гибкими. Со временем ваши убеждения и установки могут меняться. Это нормально. Важно, чтобы прежние установки не заставляли вас действовать наперекор своим интересам во имя абстрактной идеи последовательности.

Григорий год ждал повышения, говорил о своей позиции руководству, и наконец-то ему предложили ставку руководителя отдела.

Но за тот год, пока он ждал предложения, работа успела наскучить, он понял, что руководить своим отделом не хочет, да и вообще подумывает о смене направления внутри компании.

Стоит ли соглашаться на предложение — зависит от приоритетов, но то, что раньше он сам просил о повышении, не должно становиться определяющим фактором.

Если потребности изменились, примите это и действуйте так, как вам нужно сейчас.

Ассертивность развивается практикой

Уверенность в себе — это такой же навык, как катание на коньках или рисование. Чем чаще вы действуете уверенно и добиваетесь результатов, тем крепче ваши навыки ассертивности, тем вы сами увереннее.

Практикуйтесь. Каждый из навыков, который вы хотите развить, нужно применять в ситуации коммуникации. Например, вам не нравится, когда вас беспокоят по работе в выходные, при этом задачи не требуют срочной реакции. Поговорите с коллегами о том, как вы ведете рабочую коммуникацию в этом случае: попросите писать только в рабочее время или предупредите, что будете отвечать в выделенные для работы часы.

Не бойтесь спровоцировать негативную реакцию: ищите взаимовыгодные сценарии и будьте настойчивы, отстаивая свою позицию. Чтобы диалог не превратился в конфликт, старайтесь не повышать голос и не проявлять агрессию, даже если разговор выводит вас из себя. Если сейчас договориться не удалось, можно сделать паузу и вернуться к разговору позже.

Репетируйте. Моделируйте ситуации, в которых вам нужно проявить настойчивость, и воспроизводите их. Во время тренингов ассертивности для этого используют ролевые игры. Вы можете моделировать диалоги в паре с другом или самостоятельно — просто прокручивая ситуацию в голове.

Анализируйте. Вспомните ситуации, когда вы проявили настойчивость, отстояли свои интересы и получили позитивный результат: например, попросили переделать горький кофе, хотя было проще смириться с потерей, отстояли право на выходной или отказались от бессмысленной конференции в Zoom и вместо этого спокойно доделали задачу.

Закрепите этот образ в памяти, прибегайте к воспоминанию всякий раз, когда будете сомневаться в себе, — это поможет противостоять сомнению.

Консультируйтесь. Если у вас не получается самостоятельно проявлять ассертивность, с этим может помочь психолог. Специалист поможет понять, где вы допускаете ошибки, и подскажет, как лучше развивать уверенность в себе в вашем случае.

Спросите у эксперта

В разделе «Вопрос-ответ» эксперты Тинькофф разбирают популярные вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Вы можете отправить свой вопрос на почту secrets@tinkoff.ru.

Сейчас читают