Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее

Фулфилмент


Все, что происходит с товаром с момента заказа до передачи клиенту


Поделитесь статьей

Поделитесь статьей

Все, что происходит с товаром с момента заказа до передачи клиенту


Поделитесь статьей

Фулфилмент, или fulfilment, — операции, которые происходят с товаром от поставки продавцом на склад до получения покупателем в ПВЗ или курьерской доставкой.

К фулфилменту относят: хранение на складе, упаковку, маркировку, комплектацию товаров по заказу, доставку до клиента.

Фулфилмент может быть как внутри компании, когда бизнес хранит товары на собственном складе и самостоятельно доставляет их по заказу, так и на аутсорсе — когда часть операции или весь логистический цикл делегируют подрядчику.

Чаще всего понятие «фулфилмент» связывают с маркетплейсами и в целом со сферой электронной торговли. В статье поговорим именно об этом.

Кому нужен фулфилмент

Фулфилмент подойдет:

  • новичкам, потому что без опыта сложно выстроить все процессы самостоятельно;
  • тем, кто хочет сэкономить на хранении, потому что содержать свой склад — дорого и сложно: надо нанимать сотрудников, следить за сохранностью товара и платить аренду;
  • опытным продавцам, когда становится слишком много заказов. Есть риск что-то потерять, отправить не вовремя и получить негативную оценку от покупателей.

Фулфилмент помогает продавцам не отвлекаться на организацию логистики — можно передать эти процессы сторонней компании, а самому думать о развитии бизнеса.

Подпишитесь на рассылку про маркетплейсы

Дважды в месяц — о том, как продавать на Wildberries, Ozon и Яндекс Маркете и зарабатывать больше.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Виды фулфилмента при торговле на маркетплейсах

Можно воспользоваться услугами фулфилмента внутри маркетплейса или обратиться в стороннюю компанию.

Фулфилмент на маркетплейсах. Нужно подключиться к площадке по модели, которая предполагает делегирование логистики маркетплейсу. Чаще всего эта схема называется FBO — fulfilment by operator. Модель FBO предлагают все крупные площадки: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, AliExpress Россия, СберМегаМаркет.

Сложности могут возникнуть, когда продавец присутствует на нескольких площадках — нужно бронировать свободные слоты для поставок и при этом ничего не упустить. С этим как раз могут помочь фулфилмент-компании.

Фулфилмент-компании. Некоторые фулфилмент-центры предлагают работу в режиме одного окна: продавец привозит товары на склад, а фулфилмент-центр помогает распределить его по разным маркетплейсам. Услугами фулфилмента можно пользоваться вне зависимости от схемы сотрудничества с маркетплейсом: на FBO подрядчик подготовит поставку и отвезет ее на склад маркетплейса, в при DBS — возьмет на себя полный цикл от хранения до доставки.


Как выйти на маркетплейсы

Если хотите начать продавать на маркетплейсах или уже торгуете на одной площадке и хотите увеличить каналы продаж, воспользуйтесь нашей подборкой. Собрали для вас статьи-инструкции, как выйти на разные маркетплейсы и что потребуется для работы:


Как работает фулфилмент-центр

В фулфилмент-центре продавец может заказать как полное сопровождение товара до маркетплейса, так и выбрать отдельные услуги. Например, не брать фото- и видеосъемку для заполнения карточек товара или не просить пересчитать товар после приемки.

Обычно логистический цикл для фулфилмент-компании состоит из пяти этапов:

  1. Приемка. Продавец собирает партию товара и отправляет ее на склад собственным транспортом или с помощью курьера из фулфилмент-центра. Оператор центра обрабатывает полученный заказ и размещает на складе.
  2. Хранение. Для каждого товара подберут нужное место. Например, хрупкие товары будут хранить в специальных зонах, а продукты питания, требующие определенной температуры, — в холодильнике.
  3. Комплектация. В фулфилмент-центре собирают заказы и отправляют их на склад маркетплейса. Размер поставки зависит от модели сотрудничества продавца с маркетплейсом — могут отправить как всю партию целиком, так и отдельные заказы. Если продаете по FBS, некоторые центры могут добавить в упаковку что-то для покупателей по вашей просьбе — например, пробники или буклеты.
  4. Упаковка. Сотрудники центра упаковывают и маркируют товары по правилам конкретной площадки. У каждого маркетплейса есть свои требования к упаковке товара, в целом они схожи, но бывают и важные отличия. Например, если отгружаете в сортировочный центр Яндекс Маркета, площадка принимает товар в обычной упаковке, а потом переупаковывает его в брендированные коробки.
  5. Доставка. Курьер отвозит товар на склад маркетплейса, распределительный центр, который укажет продавец, или к конкретному клиенту.

При этом каждый фулфилмент-центр может предлагать разные варианты сотрудничества по каждому этапу. Например, продавец может заранее упаковать товар нужным способом, тогда упаковка каждой единицы товара ему уже не нужна.

Стоимость у каждой услуги индивидуальна, можно посчитать, что будет выгоднее — содержать собственный склад или пользоваться услугами фулфилмента.

Преимущества и недостатки фулфилмента

У фулфилмента есть свои плюсы и минусы.

ПреимуществаНедостатки
— легкая настройка процесса — достаточно договориться с менеджером и организовать поставку на склад уже на следующий день;

— налаженный документооборот — можно контролировать все через личный кабинет и запрашивать необходимые документы;

— невысокие тарифы на услуги — это дешевле, чем содержать свой склад, при этом платить можно только за некоторые услуги;

— увеличение скорости доставки до покупателя — когда всем занимается только продавец, а заказов много, можно не успевать все обрабатывать;

— видеонаблюдение и возможность фотоконтроля товара на складе — можно посмотреть, на месте ли товар и не испортили ли его при упаковке работники склада;

— подбор правильной упаковки — центры работают с несколькими площадками и четко знают их правила, это пригодится новичкам, которые еще не до конца разобрались, как правильно и надежно упаковать товары
— сложно найти надежного партнера на старте — нужно изучить отзывы других продавцов, так как компаний на рынке много и непонятно, с кем безопасно сотрудничать;

— дополнительные расходы на услуги центра — если раньше торговали со своего склада или в меньших объемах, фулфилмент-центр увеличит затраты на логистику;

— нет постоянного доступа к товару — нельзя посмотреть, все ли в порядке, и проверить, не повредилось ли что-то, как на собственном складе;

— ошибки при комплектации и отгрузке товаров — человеческий фактор, скорее всего, такое будет и на собственном складе

Чем фулфилмент отличается от дропшиппинга

Иногда фулфилмент путают с дропшиппингом. Но это два принципиально разных понятия.

Дропшиппинг — это посредничество, бизнес на прямых продажах. Дропшиппер сводит поставщиков и покупателей, но при этом у него нет складов и он не закупает товар.

Фулфилмент — это способ организации логистики. В этом случае продавец сам закупает товар и доставляет его на склад компании или маркетплейса для последующей продажи, где и запускается процесс фулфилмента.

Главное

  1. Фулфилмент — это услуги, которые предоставляет компания или маркетплейс для доставки товара до покупателя.
  2. С фулфилментом можно работать, даже когда ты новичок, вероятнее всего, так будет меньше затрат на логистику.
  3. Фулфилмент включает пять этапов: приемку, хранение, комплектацию, упаковку и доставку.
  4. Среди преимуществ фулфилмента — налаженный документооборот и увеличение скорости доставки до покупателя.

Больше по теме