Все, что происходит с товаром с момента заказа до передачи клиенту
Все, что происходит с товаром с момента заказа до передачи клиенту
Фулфилмент, или fulfilment, — операции, которые происходят с товаром от поставки продавцом на склад до получения покупателем в ПВЗ или курьерской доставкой.
К фулфилменту относят: хранение на складе, упаковку, маркировку, комплектацию товаров по заказу, доставку до клиента.
Фулфилмент может быть как внутри компании, когда бизнес хранит товары на собственном складе и самостоятельно доставляет их по заказу, так и на аутсорсе — когда часть операции или весь логистический цикл делегируют подрядчику.
Чаще всего понятие «фулфилмент» связывают с маркетплейсами и в целом со сферой электронной торговли. В статье поговорим именно об этом.
Кому нужен фулфилмент
Фулфилмент подойдет:
- новичкам, потому что без опыта сложно выстроить все процессы самостоятельно;
- тем, кто хочет сэкономить на хранении, потому что содержать свой склад — дорого и сложно: надо нанимать сотрудников, следить за сохранностью товара и платить аренду;
- опытным продавцам, когда становится слишком много заказов. Есть риск что-то потерять, отправить не вовремя и получить негативную оценку от покупателей.
Фулфилмент помогает продавцам не отвлекаться на организацию логистики — можно передать эти процессы сторонней компании, а самому думать о развитии бизнеса.
Подпишитесь на рассылку про маркетплейсы
Дважды в месяц — о том, как продавать на Wildberries, Ozon и Яндекс Маркете и зарабатывать больше.
Продолжая, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями передачи информации
Виды фулфилмента при торговле на маркетплейсах
Можно воспользоваться услугами фулфилмента внутри маркетплейса или обратиться в стороннюю компанию.
Фулфилмент на маркетплейсах. Нужно подключиться к площадке по модели, которая предполагает делегирование логистики маркетплейсу. Чаще всего эта схема называется FBO — fulfilment by operator. Модель FBO предлагают все крупные площадки: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, AliExpress Россия, СберМегаМаркет.
Сложности могут возникнуть, когда продавец присутствует на нескольких площадках — нужно бронировать свободные слоты для поставок и при этом ничего не упустить. С этим как раз могут помочь фулфилмент-компании.
Фулфилмент-компании. Некоторые фулфилмент-центры предлагают работу в режиме одного окна: продавец привозит товары на склад, а фулфилмент-центр помогает распределить его по разным маркетплейсам. Услугами фулфилмента можно пользоваться вне зависимости от схемы сотрудничества с маркетплейсом: на FBO подрядчик подготовит поставку и отвезет ее на склад маркетплейса, в при DBS — возьмет на себя полный цикл от хранения до доставки.
Как выйти на маркетплейсы
Если хотите начать продавать на маркетплейсах или уже торгуете на одной площадке и хотите увеличить каналы продаж, воспользуйтесь нашей подборкой. Собрали для вас статьи-инструкции, как выйти на разные маркетплейсы и что потребуется для работы:
Как работает фулфилмент-центр
В фулфилмент-центре продавец может заказать как полное сопровождение товара до маркетплейса, так и выбрать отдельные услуги. Например, не брать фото- и видеосъемку для заполнения карточек товара или не просить пересчитать товар после приемки.
Обычно логистический цикл для фулфилмент-компании состоит из пяти этапов:
- Приемка. Продавец собирает партию товара и отправляет ее на склад собственным транспортом или с помощью курьера из фулфилмент-центра. Оператор центра обрабатывает полученный заказ и размещает на складе.
- Хранение. Для каждого товара подберут нужное место. Например, хрупкие товары будут хранить в специальных зонах, а продукты питания, требующие определенной температуры, — в холодильнике.
- Комплектация. В фулфилмент-центре собирают заказы и отправляют их на склад маркетплейса. Размер поставки зависит от модели сотрудничества продавца с маркетплейсом — могут отправить как всю партию целиком, так и отдельные заказы. Если продаете по FBS, некоторые центры могут добавить в упаковку что-то для покупателей по вашей просьбе — например, пробники или буклеты.
- Упаковка. Сотрудники центра упаковывают и маркируют товары по правилам конкретной площадки. У каждого маркетплейса есть свои требования к упаковке товара, в целом они схожи, но бывают и важные отличия. Например, если отгружаете в сортировочный центр Яндекс Маркета, площадка принимает товар в обычной упаковке, а потом переупаковывает его в брендированные коробки.
- Доставка. Курьер отвозит товар на склад маркетплейса, распределительный центр, который укажет продавец, или к конкретному клиенту.
При этом каждый фулфилмент-центр может предлагать разные варианты сотрудничества по каждому этапу. Например, продавец может заранее упаковать товар нужным способом, тогда упаковка каждой единицы товара ему уже не нужна.
Стоимость у каждой услуги индивидуальна, можно посчитать, что будет выгоднее — содержать собственный склад или пользоваться услугами фулфилмента.
Преимущества и недостатки фулфилмента
У фулфилмента есть свои плюсы и минусы.
Другие полезные термины для предпринимателей
Чем фулфилмент отличается от дропшиппинга
Иногда фулфилмент путают с дропшиппингом. Но это два принципиально разных понятия.
Дропшиппинг — это посредничество, бизнес на прямых продажах. Дропшиппер сводит поставщиков и покупателей, но при этом у него нет складов и он не закупает товар.
Фулфилмент — это способ организации логистики. В этом случае продавец сам закупает товар и доставляет его на склад компании или маркетплейса для последующей продажи, где и запускается процесс фулфилмента.
Главное
- Фулфилмент — это услуги, которые предоставляет компания или маркетплейс для доставки товара до покупателя.
- С фулфилментом можно работать, даже когда ты новичок, вероятнее всего, так будет меньше затрат на логистику.
- Фулфилмент включает пять этапов: приемку, хранение, комплектацию, упаковку и доставку.
- Среди преимуществ фулфилмента — налаженный документооборот и увеличение скорости доставки до покупателя.
Самый трушный бизнес-ликбез здесь!!
Какие сложные слова)