Бывает, предприниматель разрабатывает продукт месяцами: доводит до идеала упаковку, платит дизайнеру за сайт десятки тысяч рублей, добавляет много функций. А после релиза оказывается, что продукт не покупают. Сайт неудобный, цена слишком высокая или продукт оказался слишком сложным: клиенты хотели простоты и легкости.
Избежать таких ошибок помогает дизайн-мышление.
Что такое дизайн-мышление
Дизайн-мышление — это метод, который помогает решать задачи бизнеса с учетом потребностей и болей целевой аудитории. Ключевое в дизайн-мышлении — эмпатия, способность погрузиться в опыт другого человека.
Никита хочет выпустить партию блокнотов. Он может заказать у дизайнера макет обложки и напечатать в типографии 10 000 блокнотов.
Никита может пойти и по другому пути: купить себе 5 разных блокнотов и попробовать ими пользоваться. Никита обнаружит, например, что блокнот в мягкой обложке подходит только для работы за столом. Если клетки в блокноте напечатаны черным цветом, будет неудобно писать черными чернилами — все сливается.
Еще Никита может расспросить друзей и знакомых: что они считают в блокнотах удобным, а что можно сделать лучше.
На основе этого Никита может сделать партию более удобных блокнотов — они будут продаваться лучше.
Дизайн-мышление помогает тратить меньше ресурсов на создание новых продуктов: можно создать прототип, протестировать его на небольшой группе людей и выпустить на рынок конкурентоспособное решение.
Еще дизайн-мышление помогает сделать клиентов лояльными — они сразу получают продукт, который отвечает их запросам и потребностям.
Этапы дизайн-мышления
В дизайн-мышлении выделяют пять этапов:
- Эмпатия.
- Фокусировка.
- Генерация идей.
- Прототипирование.
- Тестирование.
Рассмотрим подробнее каждый этап.
Эмпатия. Нужно изучить свою целевую аудиторию — людей, которые могут стать вашими клиентами. Например, можно изучить отзывы у конкурентов, почитать тематические форумы или провести интервью с клиентами.
Суть эмпатии — встать на место другого человека, сопереживать ему и понимать его.
Фокусировка. Следующий этап — сформулировать проблему клиента, которую решат продукт или услуга. Можно использовать метод Jobs To Be Done. Например, это может быть проблема «страшно оставлять кота одного на неделю, пока я в отпуске. Вот бы был кто-то, кто сможет за ним присматривать».
Генерация идей. На этом этапе команда предлагает идеи, которые помогут решить проблему пользователя. Важно ничего не отбрасывать. На основе даже самых нелепых идей может появиться новая — полезная, интересная и реализуемая.
Например, для решения проблемы «страшно оставлять кота одного на неделю, пока я в отпуске» могут быть такие идеи:
- предложить котосмотрителя — человека, который будет приходить на 1—2 часа в день и играть с котом, ухаживать за ним;
- создать мини-гостиницу для котов;
- создать сайт, на котором люди предлагают свои услуги по передержке, а владельцы выбирают дом для кота на время отъезда.
Прототипирование. После предыдущих этапов приходит время создать прототип, или MVP — минимально жизнеспособный продукт, который поможет проверить или опровергнуть гипотезы. Например, дать несколько объявлений о котосмотрителях.
Тестирование. Выбранное решение нужно протестировать на небольшой группе людей. Например, сервис котосмотрителя тестируют на знакомых, собирают обратную связь и решают, улучшить продукт или отказаться от него и выбрать что-то другое.
Когда есть результаты тестирования, можно оценить результаты: что клиентам удобно, а что стоит улучшить и доработать. После этого можно выводить продукт на рынок.
Что важно запомнить
- Дизайн-мышление — это метод, который помогает создавать полезные для клиента продукты и услуги. Главное в методе — эмпатия, способность погрузиться в опыт другого человека.
- Дизайн-мышление помогает бизнесу тратить меньше усилий на создание продукта и получать лояльных клиентов.
- Дизайн-мышление проходит в пять этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототипирование и тестирование.