Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Виктория Молдавская, VIVA LA VIKA: «Я вообще не боюсь, что мои идеи могут не сработать»

Виктория Молдавская, VIVA LA VIKA: «Я вообще не боюсь, что мои идеи могут не сработать»
Виктория Молдавская, VIVA LA VIKA: «Я вообще не боюсь, что мои идеи могут не сработать»

В 2018 году Виктория Молдавская придумала необычный бренд украшений и открыла под него одноименный интернет-магазин — VIVA LA VIKA. Один из главных продуктов — мотивирующие и персонализированные браслеты с надписями: This Dream Will Come True, Лучшее Время — Это Сейчас, POHUI. Сперва в интернет-магазине были только украшения Виктории, но через год он стал мультибрендовым: в нем стали появляться продукты от SAF SAFU, Hermina Athens и других дизайнеров.

Украшения из магазина VIVA LA VIKA покупают российские и западные селебрити. Например:

  • телеведущая Анастасия Ивлеева;
  • певица Кэти Перри;
  • участница реалити-шоу «Семейство Кардашьян» Кайли Дженнер;
  • диджей Пегги Гу.

Бизнес Виктории хорошо растет. За 2021—2022 годы выручка увеличилась почти на треть, а прибыли стало в четыре раза больше. Во втором полугодии 2022 Виктория открыла две новые точки в России, в июне 2023 — флагманский магазин на Патриарших прудах и интернет-магазин vilavi в Лондоне.

Мы спросили, за счет чего Виктория растила бизнес в России и как собирается масштабировать этот опыт на Лондон.

Коротко о бизнесе

Бизнес
VIVA LA VIKA — ювелирный мультибрендовый магазин, пять точек в Москве и Питере. Точно так же называется бренд украшений Виктории.

vilavi — британский бренд магазина Виктории.

CHOUX — бренд одежды. Одна точка в Москве.

«Точка роста» — курс Виктории о том, как растить бизнес
Динамика выручки и прибыли
2021 год: оборот — 131 млн рублей, прибыль — 7 млн.

2022 год: оборот — 191 млн рублей, прибыль — 28 млн
Количество сотрудников
22 человека
Год старта
2018 год
Как связаться
Пегги Гу носит кольцо Shine bright от VIVA LA VIKA
Пегги Гу носит кольцо Shine bright от VIVA LA VIKA

Это один из главных диджеев мира, Пегги Гу

Пегги Гу носит кольцо Shine bright от VIVA LA VIKA
Пегги Гу носит кольцо Shine bright от VIVA LA VIKA

Это один из главных диджеев мира, Пегги Гу

Это один из главных диджеев мира, Пегги Гу
Пегги Гу носит кольцо Shine bright от VIVA LA VIKA
Пегги Гу носит кольцо Shine bright от VIVA LA VIKA

Она носит кольцо Shine bright от VIVA LA VIKA

Пегги Гу носит кольцо Shine bright от VIVA LA VIKA
Пегги Гу носит кольцо Shine bright от VIVA LA VIKA

Она носит кольцо Shine bright от VIVA LA VIKA

Она носит кольцо Shine bright от VIVA LA VIKA

У меня в голове нет тишины

Давай погрузимся в твое волшебство. Можешь подробнее рассказать, что ты делаешь?
Я вышла из операционки в апреле 2023 года. Меня нет в чатах. Я не хожу на планерки, где больше пяти человек. Мы нашли ребят на директорские позиции, чтобы спокойно уехать и развивать бизнес за рубежом. В российском офисе я занимаю позицию креативного директора или консультанта.

Я помогаю нашему отделу продукта, отделу маркетинга и девочке, которая зарубежным направлением занимается. Мне достаточно час лично пообщаться с каждым, чтобы вложить умные мысли в их светлые головы. Я не вмешиваюсь в то, как идеи будут реализованы. Какие условно столы будут — пусть решит команда. Я могу согласовывать только позиции и бюджет новой точки, например.

Мои сотрудники лучше как менеджеры, чем я. Я вообще отвратительный менеджер. Не умею фоллоуапить. Мне сложно контролировать, как реализуется моя идея, на какой она стадии. Я ненавижу Slack и Notion — все эти инструменты успешного предпринимателя.

Я могу себя назвать визионером — у меня есть хорошие идеи. Мне со стороны хорошо видно, что мы делаем не так, когда я не варюсь постоянно в операционке — меньше звонков, проще соображать. Например, я могу увидеть какие-то мелкие недочеты на сайте и указать на это.

Сейчас я думаю, чему посвятить нашу следующую пятилетку. Я собираюсь с мыслями и думаю, кто нам для этого нужен и стоит ли привлекать инвестиции.

В 2021 году у вас была выручка 131 млн рублей, а в 2022 году — 191 млн. Хочется разобраться, за счет чего вы совершили этот скачок?
Мы осознали, что нужно растить розничную сеть и расширять категории, чтобы рос бизнес.

В украшениях мы уже достигли такой стадии, что рост ассортимента — не совсем правильное решение. Иначе получается Wildberries c украшениями — людям такой большой выбор приносит дискомфорт.

В одежде — бренд CHOUX — мы растим ассортиментную матрицу, чтобы увеличивать возможность выбора. Пока что нам этого достаточно — мы там еще совсем юные и пока идем по стопам VIVA LA VIKA.

У нас сейчас задача в российском офисе CHOUX — нагнать фешен-календарь. Когда зарубежные бренды выпускают в сентябре летне-осеннюю коллекцию, мы выкатываем осеннее-зимнюю коллекцию. Наш план — в феврале 2024 года выпустить ту коллекцию, которая нужна в этот период. Пока мы отстаем.

Мой бизнес-секрет в том, что у меня в голове нет тишины. Всегда идет внутренний разговор с моим внутренним предпринимателем: а что бы еще сделать, чтобы вырасти?

Одежда бренда CHOUX
Одежда бренда CHOUX

Одежда бренда CHOUX

Одежда бренда CHOUX
Одежда бренда CHOUX

Одежда бренда CHOUX

Одежда бренда CHOUX
Одежда бренда CHOUX
Одежда бренда CHOUX

Один из повторяющихся элементов одежды — перья

Одежда бренда CHOUX
Одежда бренда CHOUX

Один из повторяющихся элементов одежды — перья

Один из повторяющихся элементов одежды — перья

Как ты пришла к мысли, что нужно именно новые точки открывать для роста?
Мне никто не говорил, что это открытие офлайн поможет мне вырасти в два раза. Мы открыли первый магазин спустя два года после запуска. Просто когда ты занимаешься потребительскими товарами, да еще такой категорией как у нас, встает вопрос: где померить, где пощупать?. Мы открыли магазин на свой страх и риск, и он стал центром паломничества всех любителей цацек. Так и поняла — надо продолжать открывать новые точки.

Позже у нас появилась точка в московском «Афимолле». Это было сложное решение — арендная ставка в этом торговом центре высокая даже с учетом того, что у нас корнер, а не магазин. Вдобавок мы — якорные арендаторы: когда оборот перевалит за определенный порог, придется платить больше за аренду. Но если проанализировать финансовые результаты, точка в «Афимолле» — правильное решение: много целевого трафика.

В феврале 2023 года нам на почту упало письмо, что есть помещение на Патриарших. И я не хотела сначала — мобилизация идет: может, не время? Арендные каникулы на Патриарших — один месяц, проект дорогой. Но у нас в столе уже лежал дизайн-проект того, как мы видим наши зарубежные точки. И я подумала, что раскатать такой проект на Москву будет круто — он намного красивее того, что мы делали раньше. Теперь, когда он почти открыт, я чувствую внутренний позитив — все правильно.

Интерьер VIVA LA VIKA на Патриарших прудах
Интерьер VIVA LA VIKA на Патриарших прудах

Новый магазин VIVA LA VIKA на Патриарших прудах. Архитектор проекта — Елена Локастова

Новый магазин VIVA LA VIKA на Патриарших прудах. Архитектор проекта — Елена Локастова

В 2023 году у тебя четыре магазина украшений в офлайне: три в Москве и один в Питере. И недавно открылся новый — на Патриарших прудах. Расскажи, из чего ты исходила, когда формулировала, что будет в этих магазинах?
Меня бесило то, как принято, и мне хотелось, чтобы все было по-другому. Почему в ювелирном бизнесе никто не делает ядерно яркое разноцветное демонстрационное оборудование? Почему никто не рисует Сейлор Мун на стене магазина? У всех черно-белая выкладка, чтобы камни блестели и переливались под белым светом. Все говорят со своими клиентами возвышенно и помпезно.

Мне хотелось убрать флер серьезности с ювелирной индустрии. Я хочу общаться с нашими клиентами на одном языке. Мы — наравне, мы — друзья, у нас все весело.

В одежде такая же ситуация — у нас бешеное наводнение безликих брендов. Я даже не отличу, где какой, если посмотрю на одежду, — все делают базу. А мне базу делать неинтересно. Вот мы и сделали свою одежду CHOUX, которая позволяет людям выделяться на фоне бежевых свитерочков и тренчей для встреч.

Я во всем исхожу из такой теории. То, как есть сейчас, — это не обязательно правильно. Возможно, никто не предложил альтернативы.

Расскажи подробнее, как устроен твой внутренний диалог с собой?
Я все время в поиске новых решений. Я люблю, чтобы мы все время себя переплевывали, — мир с моего ракурса слишком быстро меняется, и все быстро устаревает. Иногда я могу замкнуться и молчать. Кто-то может думать, что у меня плохое настроение. Но я на самом деле думаю, что бы нам еще такого сделать. Это то, от чего потрясывается моя команда, потому что этих «а давайте…» очень много.

Иногда я начинаю об моего мужа, Дениса Болотова, думать: «Представь, а если вот это, а если вот так…» Нас вообще не обламывает, что мы всю прогулку вдвоем или поход в ресторан будем говорить о том, что нам еще улучшить, что изменить, что внедрить. Мы получаем огромное удовольствие от того, что можем поговорить друг с другом как единомышленники.

Ты всегда была таким человеком-импульсом, который все время кайфует от придумывания нового?
У меня всегда так, когда мне интересно. Я человек-стартап. Мне важно, чтобы была какая-то энергия от того, что ты что-то делаешь, внедряешь, меняешь. Я все время горю идеей в ожидании того, когда мы ее реализуем и как это все поменяет. Но если это ничего не меняет, я спокойно иду дальше. Вообще не боюсь падать. Вообще не боюсь, что мои идеи могут не срабатывать. Вообще пофигу.

Не бояться провалиться — здоровское качество. Как его развивать?
Тебе надо постоянно пробовать то, что у тебя может и не получиться. Пусть из ста идей десять у тебя будут успешными. Это уже прорыв. Чем больше ты принимаешь решений, тем натренированнее ты становишься. Глубже понимаешь, что, бывает, ты не прав и можешь принять какие-то неправильные решения.

Давай что-нибудь дебильное придумаем

Твои соцсети — это референс для предпринимателей, редакторов и SMM-менеджеров, которых я знаю лично. Наверное, не только для них. Как ты относишься к тому, что тебя считают гением брендинга?
Я верю фактам — у меня есть признание в индустрии, в кругу маркетинг-герлз. Я знаю, что большие компании на российском рынке на встречах в отделе маркетинга приводят мой маленький брендик в пример. Как отношусь? Да мне пофиг. Приятно, наверное. Перестанут меня так называть — окей, я как-нибудь с этим справлюсь. Я соревнуюсь только со своим собственным мнением о себе.

Я вообще перестала себя в соцсетях позиционировать как предпринимателя. Меня вдруг осенило, что я заигралась в эту социальную роль. Представь, я захожу в комнату и говорю, что я — предприниматель, создатель таких-то брендов, попала в Forbes «30 до 30». Но я недавно осознала, что моя карьера — это не я. Мне хочется жить в социальной роли, что я — женщина.

В 2022 году ты наняла несколько директоров, чтобы отойти от операционки. Как ты понимаешь, что человек, которого ты нанимаешь, не опустит планку качества, которую ты задрала?
Я не ищу креатора, который придумывает. Для моей команды одной меня многовато. Я ищу людей с тонким вкусом, которые могут раскрыть идею и проследить за тем, чтобы реализация выглядела дорого, стильно, красиво.

Я выбираю людей в креативную команду в несколько этапов. Сначала анализирую их прошлую работу. По их прошлым творческим работам я могу понять, есть ли у них это тонкое чувство прекрасного. Затем в рамках тестового периода я смотрю, получилось ли у них раскрыть мою идею так, чтобы я потом сказала: «Вау, это круто. Это лучшее, что мы делали».

Я зашел на сайт твоего бренда одежды CHOUX. Там много смешных названий: джинсы «утро после очень хорошей свиданки», майки «не алкоголичка». Расскажи, почему вы решили так делать и как это придумывается?
Мы работаем в сегменте мидл-мидл-ап. Шуточки позволяют нам с какой-то дорогой вещи вроде пальто за 50 000 ₽ снять спесь этой дороговизны.

Когда мы только поняли, что хотим стильные названия, мы рассуждали так: «Давай что-нибудь дебильное придумаем. На что похоже? Юбочка? Пусть будет юбочка. Скейтер-герл? А может, техно-кобра?» Потом команда придумывала мне три варианта на выбор, и я выбирала, какой ок, какой не ок.

Критерий для шуточек такой — нам прикольно. Если нам прикольно, должно быть прикольно нашей целевой аудитории. Например, в одежде я — типичный представитель нашей целевой аудитории.

Джинсы «утро после оооочень хорошей свиданки»
Джинсы «утро после оооочень хорошей свиданки»

Джинсы «утро после оооочень хорошей свиданки»

Джинсы «утро после оооочень хорошей свиданки»

Промежуток до 23 лет в принципе безумный

Расскажи, как ты попала в фешен-индустрию?
Что такое фешен-индустрия и попала ли я все-таки в нее — это открытый вопрос (улыбается).

Когда я закончила школу в 16 лет, я еще не знала, кем хочу быть. Я просто последовала совету родителей и пошла учиться в Высшую школу экономики. Выбрала факультет государственного и муниципального управления.

Я понимала одно — мне нравится красиво одеваться и транслировать это. Когда мне было 14 лет, я уже вовсю завоевывала популярность в группах во ВКонтакте вроде «Стрит-фешен» — просто выкладывала, как я выгляжу.

В университете я начала работать стилистом. Я поняла, что мне нравится помогать людям хорошо одеваться. Я стала участвовать в фотосессиях, и меня начали звать в качестве стилиста сначала бесплатно, а потом за небольшие деньги.

В университетские годы у тебя был свой бизнес, который не удался. Что это было и что пошло не так?
Когда мне было 18 лет, появился Инстаграм*, и в нем начали появляться магазины. На этой волне мы вместе с подружкой создали один из первых магазинов украшений в соцсети. У нас появились первые клиенты, первые деньги, но я не понимаю, как это работало. Каким-то чудом, наверное.

Я вообще не думала продавать украшения. Просто так получилось, что я знала, откуда наши конкуренты заказывают свои, и подумала: «Какую они ужасно высокую цену ставят за эти изделия. Я же знаю, где они покупают». Но mark-up (наценка) — это не то слово, которое было у меня в голове. Я просто увидела, что можно в два раза дешевле продать, чем у конкурентов.

Мы разосрались с подругой, с которой продавали украшения, и я вышла из бизнеса. Я ушла, как мужчина от нелюбимой женщины: «Забери себе все, только не трогай меня» (улыбается).

Кажется, на этом ты не остановилась и открыла что-то новое.
Да, навык-то отработан. Я создала другой бизнес с другой подругой, но там мы уже не перекупали украшения, а сами их делали. Получился достаточно модный в Москве бренд — rock_ma_vie. Мы наняли ювелира, который делал нам серебряные колечки. Было прикольно. Наши кольца носила Ксения Собчак.

Откуда ты взяла стартовый капитал на создание этих украшений?
Я никогда не брала деньги ни у родителей, ни у кого. У меня были какие-то деньги с прошлых проектов, которые я делала. До этого все на завтраках отложено. В первом бизнесе не было больших оборотов — 500 000 ₽ в месяц мы зарабатывали. Во втором бизнесе мы вроде побольше зарабатывали.

С вторым магазином украшений тоже ничего вышло?
Тогда мозгов у меня было мало. Промежуток до 23 лет в принципе немножко безумный. Вот почему бы не оформить бизнес на подругу полностью? Почему бы на ее ИП не работать?

Когда я встретила моего будущего мужа, Дениса, у меня с партнеркой начались стычки. Я же у нас всегда главная движущая сила и главная пашущая лошадь. Она не понимала, что это я вдруг мало работаю и почему начала заниматься личной жизнью. В итоге я от нее тоже ушла, сказав: «Забери себе все». Тем более что я не могла ни на что претендовать.

Первый год мы существовали буквально на коленках

У тебя дважды не получилось развивать свое дело. Как ты после такого решила снова ввязаться в бизнес?
Сперва я решила, что хватит с меня этих украшений и пошла работать креативным директором в сеть ресторанов. Одна из клиенток прошлого бизнеса — влиятельная молодая девушка с супругом-ресторатором. Когда у них встал вопрос, кто же может быть арт-директором этой сети, она продала ему меня как самого креативного человека, кого она знает. Но это было ее собственное восприятие меня.

Работа арт-диром — это мой первый и последний опыт работы в найме. Мне он безумно не понравился. Я испытала колоссальный дискомфорт от того, что кто-то может говорить, что мои идеи недостаточно хороши и что я что-то могу плохо придумать. Это било по чувству собственного достоинства. Я проработала там год и решила больше не повторять этот опыт.

Когда моему будущему мужу Денису предложили работу в Петербурге, я решила уволиться и уехать с ним. Мы поговорили, как он смотрит на то, что я ухожу с работы, а в Петербурге у меня ничего нет. Тогда он очень по-мужски сказал: «Все будет хорошо. Я тебя поддержу». У меня появилось ощущение, что я в безопасном месте с безопасным мужчиной.

Я придумала VIVA LA VIKA за две недели. Взяла у мужа 500 $ и сделала 30 браслетов желаний. Я просто выставила их в Инстаграме*, и у меня их все раскупили за день. Я не верила, что это возможно: для меня это было неожиданно. Это, считай, наша MVP-шка. После мы заказали новый тираж, и Денис мне сделал сайт.

Первые полгода мы делали только браслеты с разными надписями. Спустя полгода меня осенило, что на таком узком ассортименте тяжело делать большой бизнес: бренд всегда будет меньше зарабатывать, чем мультибренд. Тогда я снова взяла у Дениса — он мне дал 5000 $. На эти деньги мы сделали две закупки у двух дизайнеров: греческий дизайнер Hermina Athens и еще ребята из Копенгагена ANNI LU.

Браслеты желаний VIVA LA VIKA
Браслеты желаний VIVA LA VIKA

Те самые браслеты желаний, которые быстро раскупили в первый день

Те самые браслеты желаний, которые быстро раскупили в первый день

Обычно в первый год делают много ошибок. Расскажи, что у вас было?
В первый год я не знаю, как мы выжили, — все делалось самостоятельно, денег на сотрудников не было. Мы существовали буквально на коленках.

Как-то раз в Черную пятницу мы продавали товар, которого не существовало на складе. У нас неправильно шел учет: было учтено больше изделий, чем на самом деле. Мы вбивали данные по товару не в CRM-систему и не в 1С, а просто на сайт. Из-за этого бывало и так, что товар есть, а мы его не продаем — его нет по системам. Тогда мой муж вмешался, и у нас появился третий сотрудник, который внедрил нам CRM-систему.

Весь первый год я считала, что самое важное — наладить связи с дизайнерами, чтобы в принципе называться мультибрендом. Как только деньги зарабатывались, все обратно в ассортимент уходило. Мы закупали все больше, больше, больше дизайнеров. И на многие серьезные вещи я не обращала внимания.

Расскажи, пожалуйста, как ты смогла наладить связи с зарубежными дизайнерами на начальном этапе?
Мы писали им письма на электронную почту, вежливо напоминали о себе, много их долбили. Для дизайнеров самое сложное — довериться тебе: поверить, что у тебя достойная платформа, чтобы их представлять. Труднее всего было получить ответ первых пяти. А дальше можно было ссылаться на них, мол, вот мы уже закупили у этих, все хорошо работает.

Давай назовем, на что еще кроме учета товаров ты зря не обратила внимания на старте?
Меня сейчас называют гением брендинга и упаковки, но упаковка у меня появилась спустя год после запуска — речь о простых пакетах. Не было у нас тогда денег на пакеты — все деньги шли в расширение ассортимента.

Я не понимаю, как мы год без упаковки работали. У нас были какие-то коробочки от дизайнеров, но браслеты мы клали в конвертик. Не было общего пакета, консолидирующего внутренности. Я как-то спросила мальчика, который у нас раньше работал курьером и сейчас вырос в компании, как мы доставляли все это. Он говорит, ходил с файлом: «Когда я подъезжал к двери, я из файла все доставал и отдавал людям в руки».

Только в начале 2019 года, когда мы уже полгода были мультибрендом, меня осеняет — нужны пакеты! Я поехала в типографию в какой-то в город под Москвой посмотреть материалы и заказать розовые пакеты. Не перечислять же сразу 80 000 ₽ за тысячу пакетов каким-то непонятным ребятам. Я посмотрела бумагу и решила, что вообще-то оранжевые пакеты с коричневыми ручками — это красиво.

Брендинг тогда — это история мимо меня. Через месяц меня осенило — нужны еще коробки, чтобы было совсем круто. Я заказала триста штук — это было дорого для нас тогда. Вдруг меня черт дернул сделать и оранжевые, и бежевые коробки. Да еще и выбрать по тону, а не по цвету пакета. Брендбук, до свидания. Но у нас тогда его и не было — я даже слова такого не знала.

И вот так я шкреблась, читала бизнес-книги и думала, где нужны улучшения.

Ты же после Высшей школы экономики училась в Высшей школе бизнеса МГУ. Разве там не рассказывают, что такое CRM-система и упаковка?
Бизнес-образование было сильно далеко от того, что мне на самом деле было нужно. Нас там скорее учили бизнес-мышлению, чем практическим вещам. Рассказывали, что такое стратегия, чем она отличается от тактики, разбирали чужие кейсы. А вот шаг за шагом чтобы меня кто-то обучил, как мне бизнес делать, — такого не было.

В итоге все сложилось хорошо. Спустя год после Черной пятницы, на которой мы продали несуществующий товар, мы с мужем увидели, что ему нет смысла работать на кого-то другого. Денис может присоединиться к нам, чтобы не тратить свое время на дядю.

Основательница VIVA LA VIKA
Основательница VIVA LA VIKA

Всеми неприятными штучками занимается мой муж

Ты дважды ссорилась с партнерами и из-за этого выходила из бизнеса. А потом у тебя началось партнерство уже с мужем, Денисом. Как ты смогла преодолеть страх, что в этот раз все точно будет ок?
У меня был большой страх потерять личные отношения. Меня все предостерегали: если ты работаешь с мужем или с парнем, у вас нет больше личной жизни, вы бизнес-партнеры. Ну, например, моя мама в этом плане любительница на мозги капать.

По идее, мы с мужем все делаем неправильно с точки зрения психологии между мужчиной и женщиной. Я начала с ним сразу жить, не дожидаясь приглашения замуж (этого ни в коем случае нельзя делать, как пишет Лабковский). Я решила — вроде хороший парень, не должен меня кинуть. Это было легкое решение — фиг бы че все говорят, хочу и буду жить с ним.

Начать делать бизнес вместе было страшнее, чем съехаться. У меня было сильное внутреннее сопротивление вообще им заниматься. Например, я не создавала отдельный аккаунт в Инстаграме* для своего магазина украшений и все вела в личном аккаунте. Я дико саботировала развитие бизнеса.

Я безумно боялась, что Денис может воспринять меня как денежный инструмент. Дело в том, что мне легко дается зарабатывать деньги — мне иногда кажется, что у меня в пятку вмонтировано золотое копытце. И мне страшно было показать его Денису — вдруг он подумает, что теперь будет зарабатывать на мне. До этого у меня уже был опыт, когда мой партнер чуть-чуть начал альфонсить.

Потом мы с Денисом один раз сели и все проговорили. Я сказала, что переживаю, что у нас пропадет личный интерес друг к другу, когда мы создадим бизнес; что у нас не получится дальше строить семью, потому что мы станем бизнес-партнерами, а не мужчиной и женщиной, которые любят друг друга. После разговора я почувствовала, что у меня нет почвы, чтобы так думать. А прошлый опыт — это прошлый опыт, новый опыт может быть другим.

Корпоративные юристы советуют составлять договор по выходу из бизнеса. Дескать, если мы разводимся, то тебе остается столько-то денег. Составляли ли вы подобные бумаги или просто на словах о чем-то договорились?
Не хочу прозвучать как дебилка, но у нас нет с ним ни брачного договора, ни договора с медиатором. Мы просто оформили ООО. Когда мы поженились в 2019 году, в апреле, выручка VIVA LA VIKA была всего под 600 000 ₽. Все, что у нас есть, это совместно нажитое имущество.

Я ни о чем не волнуюсь. Я знаю Дениса. Он — порядочный человек. Я вижу, как он поступает с сотрудниками, которые от нас уходят.

Если говорить про разделение, все торговые марки на мне: имена, названия, патенты. Например, браслет желаний мы запатентовали на мое имя. Зарубежная компания тоже на мне.

Знаю, что у вас с мужем разделены зоны ответственности в бизнесе. Расскажи, как ты к этому пришла и как это устроено у вас?
Мы рано поняли, что никто из нас не может быть руководителем друг друга. Только так мы можем сохранить супружеские взаимоотношения. В противном случае начинается беспорядок в компании: «Мое слово сильнее твоего. Все будет, как я хочу». Я не лезу в вопросы мужа. Как у него идет — так и идет.

Денису комфортнее в рамках правил, а мне комфортнее в рамках хаоса.

Представьте все самое неприятное, что есть в вашем бизнесе. Это все самые серьезные делишки: финансы, бухгалтерия, налоги, юриспруденция, логистика. Всеми этими неприятными штучками занимается мой муж. Даже его людей мы зовем «денисовцами» — это серьезные ребята: юристы, логисты, финансисты, бухгалтеры.

Всеми приятными штучками занимаюсь я. Мои ребятки — это продукт, маркетинг и немножко волшебной пыли. Но для Дениса это, наоборот, неприятные штучки — тут надо поволшебничать. Ему гораздо комфортнее в том, где надо соблюдать правила: эту отчетность надо подать, а PnL и кэш-флоу у тебя должны сходиться.

Все продолжают думать, что ювелирный магазин — это черно-белая гамма

Ты в какой-то момент поняла, что надо открываться в Лондоне. Почему именно там?
Возможно, я потом пожалею об этом выборе. На самом деле, надо было бы ехать в те страны, где менее хищное налоговое законодательство. Например, в ОАЭ, Дубай. Мы общались с ребятами, у которых в Лондоне есть кафе. С одного фунта выручки остается 62 пенса после вычета налогов.

Я считаю, что есть три города, в которых рождаются тренды в фешен-истории: Париж, Нью-Йорк и Лондон. Париж — круто, но я не знаю французский. Нью-Йорк еще круче, но так мне неудобно работать с Москвой. Что у нас остается? Лондон.

Если создать популярный проект в Лондоне, гораздо проще выйти на другие рынки. Ты так имиджевые очки зарабатываешь. Если я начну в Дубае и потом захочу прийти в Лондон за хорошим местечком с хорошей проходимостью, мне могут сказать: «Да кому ты всралась здесь?»

У некоторых предпринимателей из России есть страх: «Если я пойду открывать что-то в Европе, у меня ничего не выйдет. Меня там отменят, потому что я русский. Да и вообще — я там никому не нужен». Расскажи, был ли у тебя такой страх и что ты с ним делала?
У меня есть такой страх. В России у меня есть имя, и за счет него мы могли сэкономить на маркетинговых затратах на начальном пути развития нашего бизнеса. А в Лондоне мы этого лишены. У нас есть только таргетинг. Как объяснить, что мы классные?

Я не тот человек, кто будет себе в голову вбивать — «у тебя все получится». Аффирмации — это все фигня. Когда я вижу факты и цифры, мне становится спокойнее. Ты делаешь действие, получаешь результат и понимаешь, что надо что-то усилить или изменить. Именно поэтому, пока мы занимаемся бюрократической волокитой, я начала вести влог, провела лекцию в Лондоне и стала подтягивать английский.

Я веду влог «Я начинаю бизнес в Лондоне» на своем канале, чтобы привлечь внимание аудитории зарубежной к себе. По аналитике я вижу, что половина меня смотрит из России, а вторая половина из западных стран: Лондон, Германия, Франция, Испания. Понятно, что это русскоговорящая аудитория, но мне этого достаточно, чтобы нарабатывать имя за рубежом.

Меня пригласили провести лекцию в Университете Лафборо. Это была бесплатная лекция, но все места были заняты. И мне внутри спокойнее стало, что люди готовы приехать за час от Лондона, чтобы меня послушать.

Один из влогов об открытии магазина VIVA LA VIKA в Лондоне

Помню, ты писала, что у тебя есть миллион историй про выдержку и стальные яйца. Кажется, история с лекцией — это одна из них, верно?
Мне кажется, вся моя жизнь — это выдержка и стальные яйца. Проводить лекцию на английском языке перед аудиторией англоговорящих студентов — это страшно: кому хочется сознательно обсираться? Я таких людей не знаю, но я почему-то выбрала путь воина-самурая.

Когда меня позвали вести лекцию, я подумала: почему бы не почелленджить себя? Если я не начну проявляться, говорить на аудиторию, на зарубежном рынке коммуницировать с моей потенциальной целевой аудиторией, то о чем речь? Мне это надо.

Общение в принципе для меня дискомфортная история. Когда я просыпаюсь, у меня есть мешочек монет, но в коммуникации с другими людьми я их раздаю. Им кажется, что я экстраверт, который просыпается с нулем монет и в течение дня их собирает из общения. Но нет — я интроверт.

Мне было сложно пойти выступать на аудиторию, где все смотрят на тебя одну, развиртуализироваться. Было состояние: «А такая ли ты на самом деле, как ты выглядишь в соцсетях?» Кого-то это обязывает, но я давно выбрала другую стратегию, которая упростила выступление, — быть искренней в любом проявлении. Мне даже говорят, что я гораздо приятнее в жизни, чем в соцсетях.

Мой психолог говорит, что у меня есть жажда доминации. Из-за этого мне надо выходить из зоны комфорта почаще и на конференциях выступать. В процессе мне херово, но потом я чувствую, что преодолела страхи.

Ты открыла в России бренд, который сильно выделяется на рынке за счет того, что он не такой, как все. А в Лондоне есть все модные течения — сложно быть не такой, как все. Как ты собираешься с этим справляться?
Ты ошибаешься. Мы сделали конкурентный анализ. Смотрели ювелирные бренды в нашем ценовом сегменте на английском и на европейском рынках. Оказалось, что таких проектов, как у меня, здесь нет. Какие-то зачатки есть, но выглядит это несерьезно.

Все продолжают думать, что ювелирная индустрия — черно-белая гамма. Все логотипы и все сайты моих потенциальных конкурентов ровно такие же, как в России. Можно было бы сделать вывод, что так и надо делать. И делать так же — безопаснее и долговечнее, как любят говорить. Но мне это не близко.

Сейчас мы открываем в Лондоне онлайн-магазин vilavi. Хотим постепенно выстроить нашу операционную деятельность, чтобы набить первые шишки и разобраться, как будем лучше заходить на британский рынок с нашим брендом одежды CHOUX. Сразу два запускать нет смысла — будет расфокус.

Я увидел у тебя во влоге, что ты решила сделать бренд визуально таким же, как и дома — те же цвета и логотип. И только название меняешь. Почему?
Я наше название не люблю — это какая-то глупость. Я все время объясняю людям, что я никогда не думала, что я что-то серьезное делаю. Просто мы назвали так корабль, и он поплыл, и переименовывать — не самое лучшее дело.

Помню, как в Испании, в порту Марбельи, я заметила два магазина, которые называются Viva la moda. Когда я представила, что в моем магазине в Англии будет это, я поняла, что это выглядит отвратительно. Они понимают, о чем речь, когда Viva la рядом с каким-то словом, но для западного уха и глаза это прямо бе.

Мы сократили название до VilaVi. Если попрет, то и в России переименуем тоже.

Ты открываешь онлайн-магазин в Лондоне с закрытой точкой, в которой будет все храниться, чтобы можно было доставлять. Расскажи, почему так?
Перед тем, как вбухивать деньги в открытие офлайн-пространства, надо протестировать свой минимально жизнеспособный продукт. В Англии не все так просто. Ты не можешь в любой момент свой договор расторгнуть, если тебе нечем платить. Будешь просто дальше в долговую яму падать, падать, падать.

Я же не буду утверждать с ноги, что магазин будет здесь. Я пока не знаю, в каком месте мне надо открыться, — я не знаю, где обитает моя целевая аудитория. Я себе дала время на изучение города, погружение в атмосферу. Когда я буду знать, где, условно, классные девчонки тусуются, а где не классные, станет яснее.

Мы собираемся продавать тут только четыре наших продукта, наши бестселлеры. Это браслет желаний и два кольца: Sex in the City и Shine Bright. Не буду же я весь свой ассортимент привозить сразу. Просто выставим их и будем гнать на них трафик точно так же, как делали в России.

Я всем советую начинать бизнес с онлайна. И — никогда не брать кредиты и деньги инвесторов, чтобы тестировать идею. Это надо делать максимально бюджетно.

Допустим, вскоре ты увидишь, что можно открыть точку, а потом она начнет окупаться. Какие должны быть цифры, чтобы ты поняла, что завоевала Лондон и можно идти в другие города Европы?
Когда мы начнем шиппить активно, станет понятно, откуда тебя покупают. Но я точно не буду тем человеком, который скажет, что я завоевала Лондон. У меня дикий синдром самозванца.

На самом деле мы открываем сразу два шиппинг-центра — не только в Британии, а еще в Испании. Дело в том, что шиппить за пределы Великобритании накладно из-за Брекзита. Ты берешь на себя налоговую нагрузку покупателя. Это получится дороже, чем содержать офис и отправлять из Европы по Европе.

Что ты посоветуешь начинающим предпринимателям в фешен-индустрии?
Самое важное — быть уверенным, что продукт, который ты делаешь, приносит пользу людям. Уверенность в продукте дает предпринимателю в голове щелчок, что ты не тварь дрожащая, а право имеешь. Если ты понимаешь, что ты продаешь какую-то парашу, то извини — далеко ты так уедешь, даже хотя бы в своей голове? Сможешь покорить другой рынок? Мне кажется, нет.

* Инстаграм — соцсеть компании Meta. Суд признал компанию Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России.

Виктория Молдавская открыла магазин украшений VIVA LA VIKA
Виктория Молдавская открыла магазин украшений VIVA LA VIKA
Индивидуальный подход для&nbsp;компаний с&nbsp;оборотом <nobr>от 120 000 000 ₽</nobr> в&nbsp;год

Предложение от Т-Банка

Индивидуальный подход для компаний с оборотом от 120 000 000 ₽ в год

  • Кредит до 300 000 000 ₽ на любые цели
  • Дополнительный доход с инструментами для корпоративных инвестиций
  • Гибкий зарплатный проект и безопасные выплаты самозанятым в одном сервисе
  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Наталья Неженцева
Наталья Неженцева

Встречались ли вы с неудачами в бизнесе? Что это было?


Больше по теме

Новости