Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Марафон ошибок: как руководители подрывают успешный рекрутинг


В области рекрутинга, даже самые мелкие недопонимания между рекрутерами и руководителями могут существенно повлиять на успешность подбора персонала. Наши наблюдения за рекрутинговыми процессами в различных компаниях показывают, что многие руководители совершают ряд фундаментальных ошибок, которые не только затягивают процесс найма, но и снижают его эффективность.

Эта статья приоткроет завесу тайны над наиболее часто встречающимися неудачами и предложит пути их решения.

А точно ли вы хотите найти сотрудника?

Рекрутинг — область, сложность работы в которой максимально недооценена во многих корпоративных сообществах. В одной компании, в которой мне довелось работать, руководители подразделений, формируя заявку на подбор, писали в письме: «Добрый день! Прошу разместить объявление о вакансии...».

Когда я в ответ задавал вопрос в духе: «Вам объявление разместить или всё-таки сотрудника найти?», коллеги искренне не понимали, чем я недоволен и почему так цепляюсь к их формулировке.

Проблема заключалась в том, что эта формулировка отражала их реальное отношение к процессу подбора — сидят там какие-то люди, размещают объявления, кто-то там откликнется, они их обзванивают, разговаривают с ними — в общем-то, ничего такого.

Обязанности рекрутера
Обязанности рекрутера

У коллег не было понимания того, что это важная, сложная и объёмная работа

У коллег не было понимания того, что это важная, сложная и объёмная работа

Ошибка «выжившего» в действии

Здесь нужно поговорить о такой проблеме, как низкая функциональная грамотность заказчиков вакансий. Руководители часто совершенно не понимают, как устроен процесс рекрутинга и какова их роль в данном процессе.

Бывает так, что включается «ошибка выжившего», когда у руководителя был удачный опыт быстрого и качественного подбора персонала без его участия или с его минимальным участием. Теперь он воспринимает такой формат решения задачи как само собой разумеющееся, не видит смысла погружаться в процесс и ждёт результата.

Давайте обозначим наиболее популярные ошибки руководителей при участии в процессах, связанных с подбором персонала.

Не знают, кого хотят. Отсутствие четко сформулированной заявки на подбор — наиболее часто встречающаяся проблема. Связана она обычно с тем, что сам заказчик не понимает, какой кандидат ему нужен. Иногда причиной является нежелание подробно расписывать или объяснять рекрутеру свои требования, условия, пожелания, задачи, которые будут стоять перед новым сотрудником.

Бывает и так, что рекрутер в силу небольшого опыта не может донести важность заполнения заявки на подбор персонала или хотя бы просто «разговорить» заказчика на предмет формирования портрета кандидата: задать правильные вопросы, предложить для примера вакансии компаний-конкурентов, провести анализ рынка. Эта тема настолько актуальная, что была подробно рассмотрена в недавно вышедшей книге издательства Альпина PRO под названием “Стоп, кадры! Инструменты и техники подбора персонала”, которая предлагает содержательный анализ и рекомендации по формированию правильных ожиданий от кандидатов.

Всё это делает эффективный рекрутинг практически невозможным. Из этой проблемы регулярно вытекает то, что заказчик не может принять положительное решение в пользу подходящего кандидата, затягивает процессы и просит рекрутера предоставить ещё людей на рассмотрение.

Часто после собеседования, давая обратную связь, заказчик говорит о том, что кандидат ему не подходит, но не может объяснить, в чём именно это выражается: как рекрутеру скорректировать поиск, чтобы не присылать подобных кандидатов в дальнейшем, на что обратить внимание.

Иногда под причиной «не знаю, кого хочу» заказчик маскирует нежелание или стеснение обозначать рекрутеру свой истинный запрос — например, когда руководитель-мужчина хочет найти не просто подходящего кандидата, а кандидата-девушку определённого возраста и типажа.

Как работает рекрутер
Как работает рекрутер

Рекрутеру важно сразу обозначить свой запрос: кого вы ищите

Рекрутеру важно сразу обозначить свой запрос: кого вы ищите

Нестандартный функционал вакансии. Заказчики часто удивляются, когда рекрутер говорит о том, что на рынке нет «секретарей-маркетологов с функциями тендерного специалиста», особенно за среднерыночную зарплату секретаря. Обычно подобный запрос возникает из-за того, что такой сотрудник был в компании раньше — пришел на должность секретаря, постепенно добавляя к своему функционалу дополнительные обязанности. Качество выполнения этих дополнительных обязанностей в таких случаях учитывается редко.

Бывает так, что подобная должность есть в компаниях у кого-то из знакомых, заказчик услышал или прочитал о подобной должности или ещё по каким-то причинам решил, что такой запрос адекватен и реализуем. Чаще этим грешат в небольших компаниях, где нет возможности полноценно загрузить и платить заработную плату отдельному сотруднику на каждой из требуемых должностей, а отдавать процесс на аутсорсинг или связываться со специалистом на частичной занятости не хотят по тем или иным причинам.

Как составить вакансию
Как составить вакансию

Рекрутеры сталкиваются с запросами на редкие комбинации должностей, ставящие новые вызовы для отрасли

Рекрутеры сталкиваются с запросами на редкие комбинации должностей, ставящие новые вызовы для отрасли

Хотят попробовать. Прошлый пункт — одна из вариаций такого подхода. Обычно ситуация выглядит примерно следующим образом: заказчик формулирует запрос исходя из своего внутреннего видения профиля вакансии и без какого-либо учета актуальной ситуации на рынке труда.

В итоге, получается не совсем адекватный портрет кандидата. В эйчар-сообществах есть множество шуток на эту тему: «Папа, а что мы сегодня будем есть на ужин? Ничего, но зато я работаю в дружной команде на интересном проекте!». Получая подобную заявку на комментарий рекрутера о том, что найти кандидата по данному портрету невозможно, от заказчика часто звучит ответ: «Поищем пару недель так, а вдруг найдем? Если уж совсем никого не будет, то поменяем функции, условия или требования».

К сожалению, в этот момент заказчик не думает о расходах, которая понесёт компания за эту пару недель неэффективного поиска — зарплата рекрутера, оплата необходимых инструментов, недополученная прибыль и косвенные затраты, связанные с отсутствием нового сотрудника.

Отдельный вопрос — как это отразится на эйчар-бренде компании. Например, кандидату звонили неделю назад с предложением вакансии на зарплату 70 000 рублей, а сейчас звонят по той же вакансии, но уже на 100 000 рублей. Многих кандидатов этот момент, как минимум, насторожит.

Как найти сотрудника
Как найти сотрудника

Изучайте актуальную ситуацию на рынке труда и поиск кандидата станет эффективнее

Изучайте актуальную ситуацию на рынке труда и поиск кандидата станет эффективнее

Не ставят рекрутинг в приоритет. Наиболее распространены ситуации, в которых заказчик выделяет редкие и неудобные для кандидатов слоты под собеседования, долго проверяет тестовые задания, не предоставляет или некачественно предоставляет обратную связь, тормозит или полностью останавливает рекрутинговые процессы в случае своего отпуска, больничного или командировки вместо того, чтобы найти сотрудника, который мог бы его заменить.

Сюда же можно отнести частные случаи, например: заказчик, у которого было подряд несколько собеседований, не фиксировал информацию и к концу дня забыл, о чем договаривался с тем или иным кандидатом или кто из них показался ему наиболее интересным. Или вариант, когда руководитель определился с кандидатом, а иногда и выводит того уже на работу, но по каким-то причинам не сообщает об этом рекрутеру, который продолжает работу с вакансией.

Ошибки в рекрутинге: как их исправить

Многие примеры могут показаться вам нереальными, но я сталкивался в своей практике со всеми. Если попытаться упростить и свести все эти ошибки к нескольким банальным причинам, то в списке будут: жадность, лень, нежелание видеть объективную ситуацию на рынке труда и отсутствие доверия к рекрутеру.

Что с этим делать? Прежде всего, транслировать ценность и сложность работы рекрутера на уровне собственника и генерального директора, адаптировать заказчиков вакансий к рекрутинговым процессам и доносить их важность. Каждый должен понимать внутренние стандарты взаимодействия с рекрутером на всех этапах.

Многие опытные рекрутеры, прочитав два последних предложения, посмеются или состроят скептическую гримасу — да, функциональная грамотность заказчиков вакансий — краеугольный камень в работе как рекрутеров, так и других эйчаров.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Сергей Журавлев
Сергей Журавлев

Сталкивались ли вы в своей практике с описанными в статье ошибками руководителей при подборе персонала?

bizhambayev

У каждого гения должен быть свой хейтер. Пожалуй я займу его должность.

Встаньте перед зеркалом и спросите себя,получается ли у вас транслировать сложность работы рекрутера только отвечайте себе честно.
Все все прекрасно понимают, но просто HR это удобный болванчик которого можно бить и так в 90% случаев. Тут надо понимать что положение отдела зависит напрямую от руководителя ( в целом это как в любом коллективе, как ты себя поставишь — так и будут с тобой вести).

Я понял этот дзен, в компании я для многих как заноза, но никто не пытается обвинить HR.



Конечно можно еще обсуждать прозрачность HR бренда. И постоянно как то лукавить перед кандидатом, что он тут золотую жилу нашел — глупо.

Хоть от меня собственники требуют на собеседования два населения Мубаи. Я отвечаю им просто: — вы хотите текучку? Цель моего отдела — подобрать максимально удачных сотрудников, невзирая на дедлайны и чьи либо протесты.

bizhambayev

Надеюсь автор даст ОС


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации