Государство предоставляет самозанятым гражданам льготы и бонусы, выплачивает субсидии для самозанятых в 2024 году, а также оказывает нефинансовую поддержку.
НПД, или налог на профессиональный доход, могут применять люди в статусе ИП или без. В этой статье мы говорим только про тех, кто не зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. О мерах поддержки для ИП можно прочитать в отдельной статье.
Чек-лист «В чем разница между самозанятым, ИП на НПД и ИП на УСН»
Сравнили самозанятость и ИП в кратком чек-листе. Его можно скачать и распечатать, чтобы ничего не упустить при открытии бизнеса.
Главное о поддержке самозанятых
- Действующие меры поддержки можно найти на портале «Мой бизнес» вашего региона.
- После регистрации самозанятый автоматически получает бонус на уплату налога — 10 000 ₽. Он покрывает часть налога: какое-то время реальные ставки будут 3 и 4% соответственно.
- Если доход самозанятого ниже прожиточного минимума, он может заключить соцконтракт с управлением по социальной защите населения и получить деньги на одну из трех целей: образование, ведение личного подсобного хозяйства или открытие бизнеса.
- Самозанятые могут принимать оплату через СБП: по номеру телефона, платежной ссылке, подписке или QR-коду по льготным условиям. В зависимости от вида деятельности комиссия — 0,4 или 0,7% от суммы платежа, но не более 1 500 ₽.
- Владельцы ЛПХ могут получить деньги на его развитие: покупку животных, семян и кормов, а также обустройство мини-ферм.
- Самозанятые с хорошей кредитной историей могут получить микрозаем от фонда поддержки предпринимательства на сумму от 50 000 до 500 000 ₽ на срок до 24 месяцев. Процентная ставка зависит от региона и составляет от 3 до 5%. При необходимости дают отсрочку по оплате основного долга до 6 месяцев.
- Плательщик НПД также может получить нефинансовую помощь: консультацию, льготы на участие в госзакупках, льготную аренду, льготное посещение коворкингов и не только.
Где искать актуальные меры поддержки
Есть меры поддержки, которые дают всем самозанятым, независимо от региона проживания, — их называют федеральными. А есть те, которые можно получить, только работая или проживая в конкретном регионе, — их называют региональными. И те и другие можно отслеживать на портале «Мой бизнес» вашего региона.
У некоторых региональных мер господдержки ограничен срок подачи заявок. Обычно это скидка на разные услуги — например, в ряде регионов предлагают погасить 20—30% цены разработки сайта или оплатить услуги, которые помогут выйти на маркетплейсы. Чтобы не пропустить ничего интересного, рекомендуем раз в пару месяцев заходить на «Мой бизнес» и проверять доступные льготы.
В статье говорим о главных федеральных мерах поддержки. В них входят:
- налоговый бонус;
- социальный контракт;
- снижение комиссии при получении оплаты через СБП;
- субсидия на развитие личного подсобного хозяйства;
- нефинансовая помощь.
Разберем, как они работают и как их получить.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Налоговый бонус
После регистрации самозанятый автоматически получает бонус на уплату налога — 10 000 ₽.
Налоговые ставки для самозанятого — 4%, если ему платит человек без статуса ИП, и 6%, если компания или индивидуальный предприниматель. Бонус покрывает часть налога: какое-то время реальные ставки будут 3% и 4% соответственно. Как только бонус закончится, ставки станут обычными. А теперь на примере:
Елена оказывает парикмахерские услуги, она подстригла клиента за 1000 ₽.
По обычной ставке она должна заплатить 4% суммы, или 40 ₽. Но у нее есть 10 000 ₽ бонуса, поэтому она заплатит только 3%, или 30 ₽, а бонусная сумма уменьшится на 10 ₽.
Бонусный остаток: 10 000 ₽ − 10 ₽ = 9990 ₽. Эти деньги будут и дальше покрывать разницу в процентах, пока не закончатся.
Бонусную сумму нельзя снять или потратить на что-то другое. Делать для зачета бонуса в счет налога ничего не нужно, система сама рассчитает и спишет нужное количество при каждом внесении дохода.
Социальный контракт
Социальный контракт — это соглашение, которое самозанятый заключает с управлением по социальной защите населения. Он позволяет получить денежную помощь на открытие и развитие бизнеса.
Есть нюанс — чтобы получить этот вид поддержки, нужно встать на учет как безработный. При этом можно быть самозанятым или ИП на момент подачи заявления или оформить статус уже после заключения соцконтракта.
Что можно получить. Деньги дадут на одну из трех целей: получение образования, ведение личного подсобного хозяйства или открытие бизнеса. Рассказываем, сколько денег дадут и как их можно потратить.
Заключают контракт на срок от 3 до 12 месяцев: согласно социальной программе. Если времени будет не хватать, его можно продлить.
Кто может претендовать. Социальный контракт могут заключить самозанятые, чей доход меньше прожиточного минимума на дату обращения за оказанием помощи — учитывается в том числе зарплата, доход от сдачи жилья в аренду, от предпринимательской деятельности и инвестиций.
Получить статус нуждающегося можно как самостоятельно, так и в составе семьи. Тогда учитывают доход самозанятого, его супруга или супруги, детей до 18 лет и детей до 23 лет, если они учатся очно. Учитывают и имущество в собственности — если по доходу семья попадает в категорию малоимущих, но владеет несколькими автомобилями и дорогой недвижимостью, в помощи могут отказать. Считается, что единовременная выплата поможет самозанятому начать бизнес и выйти на стабильный доход.
Как получить. Условия для заключения социального контракта:
- постоянная регистрация в регионе, где планируется подача заявление на субсидию. Если регистрация временная, нужно получить справку в своем регионе, что там вы не заключали соцконтракт;
- доход самозанятого ниже прожиточного минимума на дату обращения за оказанием помощи;
- есть бизнес-план;
- самозанятый подтвердил статус справкой о постановке на учет.
Чтобы заключить социальный контракт, нужно прийти в МФЦ или управление по социальной защите населения по месту жительства и принести:
- паспорт;
- свидетельство о браке и свидетельство о рождении детей — при их наличии;
- бизнес-план. Его можно составить самостоятельно или с сотрудниками центра «Мой бизнес», это бесплатно;
- справки о ваших доходах и доходах работающих членов семьи за последние 3 месяца;
- выписку из ЕГРН о праве собственности на недвижимость, если она есть;
- СНИЛС;
- заявление.
Заявление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта
Составили шаблон заявления, чтобы можно было его скачать и заполнить по образцу.
Конкретный список документов зависит от региона — уточняйте на Госуслугах, в МФЦ или управлениях по социальной защите населения.
Когда могут потребовать вернуть деньги. После использования денег нужно отчитаться, на что они были потрачены. Для этого к отчету надо приложить чеки, договоры купли-продажи и прочие подтверждающие документы. Если израсходуете не так, как указали в бизнес-плане, например планировали арендовать помещение, а вместо этого купили автомобиль, управление по социальной защите населения обяжет вас вернуть деньги.
Возврат денег также обязателен, если за время действия социального контракта:
- утратите статус самозанятого;
- смените регион проживания;
- бизнес перестанет работать по вашей вине.
Каждый регион может сам определять причины, по которым социальный контракт может быть расторгнут. Отказаться от контракта в любой момент может и самозанятый, но деньги придется вернуть.
Снижение комиссии при получении оплаты через СБП
Самозанятые могут принимать оплату через СБП: по номеру телефона, платежной ссылке, подписке или QR-коду. Это удобно и заменяет эквайринг, который доступен только для ИП и компаний.
Для самозанятых действуют льготные условия: в зависимости от вида деятельности комиссия — 0,4% или 0,7% от суммы платежа, но не более 1500 ₽.
Для подключения услуги обратитесь в банк, который участвует в программе СБП, и подпишите с ним договор. Некоторые банки полностью возвращают комиссию. Проверяйте условия на сайте банка, возможно, получится сэкономить.
Субсидии на развитие личного подсобного хозяйства
Если у вас есть личное подсобное хозяйство, ЛПХ, вы можете получить субсидию на его развитие. Потратить ее разрешено на покупку животных, семян и кормов, а также обустройство мини-ферм.
Чтобы узнать условия в вашем регионе, обратитесь в Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации.
Специальная комиссия рассмотрит заявление и определит, какую часть затрат можно покрыть субсидией. Документы можно подавать ежегодно и каждый раз получать поддержку от государства.
Государственные займы
Самозанятые могут взять у государства деньги на развитие дела. Микрозаймы им выдают фонды поддержки предпринимательства.
Что можно получить. Самозанятому выдадут от 50 000 до 500 000 ₽ на срок до 24 месяцев. Процентная ставка зависит от региона и составляет от 3 до 5%. При необходимости дают отсрочку по оплате основного долга до 6 месяцев.
Микрозаймы целевые, их выделяют под конкретные предпринимательские цели — инвестиционные или погашение текущих расходов бизнеса.
Обеспечением по микрозайму для самозанятого может быть автомобиль, недвижимость, оборудование или поручительство третьих лиц. Могут выдать микрозайм и без обеспечения, если у заемщика хорошая кредитная история.
Поручителем может выступить также региональная гарантийная организация. Чаще всего это фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса.
Кто может претендовать. Любой самозанятый с хорошей кредитной историей и без просрочек по текущим кредитным платежам.
Как получить. Условия получения микрозайма зависят от региона. Например, в Ленинградской области нужно представить:
- анкету-заявление;
- копию паспорта самозанятого и поручителя;
- справку, подтверждающую статус самозанятого;
- справку о доходах самозанятого;
- действующие кредитные договоры, чтобы подтвердить кредитную историю за 12 месяцев;
- выписку из ЕГРН о праве собственности на недвижимость или договор аренды — при их наличии;
- копии договоров с самыми крупными поставщиками, покупателями или заказчиками.
Это неполный список документов, уточните требования в вашем регионе на сайте Фонда поддержки предпринимательства.
Что еще нужно сделать. Подтвердить целевое использование денег нужно в течение 90 дней с момента получения микрозайма либо в течение 5 дней после того, как потратите выделенные деньги. Для этого нужно представить договоры купли-продажи, платежные поручения, счета на оплату и другие подтверждающие документы.
Нефинансовая помощь
Государство организует не только финансовую поддержку самозанятых, но также предоставляет:
- консультационную помощь и обучение;
- льготы на участие в госзакупках;
- регистрацию товарного знака;
- расчет персонального кредитного рейтинга;
- льготную аренду помещения для бизнеса;
- льготное посещение коворкингов.
Рассмотрим каждый вид поддержки подробнее.
Консультационная помощь и обучение. Самозанятый может получить бесплатные консультации и информационную поддержку по вопросам бизнеса в центрах «Мой бизнес» своего региона. Можно проконсультироваться у юристов, разобраться, как регистрировать объекты интеллектуальной собственности, узнать, как продвигать свои товары на маркетплейсах и в интернете.
В центрах «Мой бизнес» предлагают бесплатные курсы, например о том, как новичку организовать охрану труда и заключать контракты в госзакупках. Учиться можно и онлайн.
Для тех, кто хочет вырасти в ИП и нанимать сотрудников, в Школе Бизнеса от Т-Банка есть бесплатный курс «Как открыть ИП и запустить свой бизнес».
Льгота для участия в госзакупках. Самозанятые могут участвовать в госзакупках по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Работает все так же, как и для ИП.
По закону заказчики должны отдавать 20% тендеров малому и среднему бизнесу, в том числе и самозанятым. Для участия в торгах самозанятый может воспользоваться банковской гарантией для предоставления обеспечения заявки.
Есть и другие бонусы:
- исполнитель платит только 2% от суммы контракта за победу, но не больше 2000 ₽ — это комиссия электронной торговой площадки, где происходит закупка;
- заказчик должен оплатить контракт в течение 15 дней;
- заказчик должен ответить исполнителю на все вопросы о закупке;
- заказчик не может отказаться подписывать контракт с победителем.
Регистрация товарного знака. Сейчас самозанятые могут регистрировать товарные знаки так же, как ИП или компании.
Расчет персонального кредитного рейтинга. Национальное бюро кредитных историй предлагает самозанятым бесплатно и без ограничений рассчитать персональный кредитный рейтинг. Он поможет понять, на каких условиях вы можете получить кредит.
Оценивают кредитную историю в баллах от 1 до 999. Для расчета нужно представить копию паспорта и рассказать, на какой кредит рассчитываете. Получившийся рейтинг покажет вашу кредитоспособность для банков.
Если вы своевременно выплачивали кредиты, давно и часто брали их на разные нужды и разных типов, например на автомобиль и потребительский, то баллы будут высокими.
Высоким считается рейтинг от 500—600 баллов, конкретный показатель зависит от банка.
Если у вас были просрочки по платежам или вы подавали много заявок в несколько банков одновременно, это снижает баллы.
Чем выше баллы, тем выгоднее условия кредита и ниже ставка. Если оценка низкая, не стоит расстраиваться, в отдельной статье мы рассказывали, как предприниматель может улучшить свою кредитную историю.
Льготная аренда. В некоторых регионах России есть бизнес-инкубаторы, в которых можно разместить бизнес на льготных условиях. Независимый оценщик составит отчет о помещении, на его основании комиссия рассчитает арендную ставку.
Например, в Астраханской области в первый год аренды нужно платить 40% от цены, во второй год 60% и только на третий год аренды 100%. Договор заключают на три года. Больше нельзя, но и меньше тоже.
Есть ограничения по видам деятельности. Например, арендовать помещение не могут самозанятые-адвокаты и те, кто оказывает медицинские услуги. Конкретные правила зависят от региона.
Уточнить, разрешат ли вам разместиться в бизнес-инкубаторе, можно на портале «Мой бизнес» вашего региона. Там же можно посмотреть, где находится бизнес-инкубатор, узнать график его работы и телефон.
Помещения дают в аренду по результатам открытого конкурса. Информацию о проведении конкурсов размещают на сайте ГИС Торги.
Для участия в конкурсе нужно подготовить:
- заявку;
- резюме проекта;
- опись документов в составе заявки;
- документы, которые подтвердят соответствие участника критериям отбора;
- иные документы, которые требует комиссия для участия в конкурсе или захочет предоставить участник.
Есть несколько критериев оценки, по которым комиссия определит, может ли самозанятый быть участником конкурса. Вот основные на примере Амурской области:
- самозанятый должен быть зарегистрирован в том регионе, где будет получать льготу;
- срок ведения деятельности по самозанятости до двух лет;
- у самозанятого нет конфликта интересов с Фондом поддержки предпринимательства, например у него не должны там работать родственники;
- подтверждение актуального статуса самозанятого;
- вы не подавали жалобы на Фонд поддержки предпринимательства.
Кроме этого, можно взять в аренду на льготных условиях помещения, оборудование, транспорт и инструменты, которые принадлежат государству или муниципалитету.
Льготное посещение коворкинга. На базе центров «Мой бизнес» в Москве и некоторых других регионах России организованы коворкинги для самозанятых и предпринимателей. В них можно воспользоваться рабочим местом, переговорной комнатой или конференц-залом. В отдельных коворкингах можно также взять в аренду компьютер.
Стоимость зависит от региона, уточняйте в центрах «Мой бизнес». Например, в Иркутске аренда коворкинга по тарифу «Самозанятый» обойдется в 2000 ₽ в месяц. В тарифный план включены 4 часа аренды переговорной комнаты, оборудованное рабочее место с доступом к Wi-Fi, индивидуальная ячейка для хранения личных вещей.
У каждого коворкинга свои условия. Например, запрещено пропускать забронированные дни без предупреждения или есть ограничения на печать документов. Обычно нельзя оказывать платные услуги прямо в коворкингах, например репетитор не может проводить там занятия.
А вы уже получали поддержку? Поделитесь опытом: сколько времени ушло, какой бонус получили?
Спасибо за статью!
Я самозанятый , на протяжении 6 месяцев мой доход 0 рублей. В Иркутской области мне отказывают в получении социального контракта.
Мотивируют тем, что я должен быть зарегистрированным безработным.
Но самозанятых не регистрируют в качестве безработных. Пожалуйста, подскажите, правомерен ли отказ?
Здравствуйте.
Уточним информацию, позже вернемся к вам.
Здравствуйте.
По
федеральному законодательству — https://digital.gov.ru/ru/events/39802/
самозанятый не считается безработным.
При этом власти региона сами определяют условия социального контракта.
На федеральном уровне требования рамочные. Информацию об этом можете уточнить в ст. 7, 8.1 178-ФЗ от 17.07.1999.
если я правильно поняла, в этой статье об это и говорится — что не получится стать на учёт по безработице без снятия с учёта, если вы уже самозанятый. Снимаетесь с учёта как самозанятый, становитесь на учёт по безработице, получаете копейки, через 3 месяца подтверждаете доход как ниже прожиточного минимума, подаёте заявление денег по соц. контракту и заново становитесь самозанятым.
Александр, закройте вначале самозанятость. Далее в соц защиту нужно принести справки о доходах, чтобы вас признали малоимущим. Заявление на соц контракт подайте на Госуслугах. Если вы малоимущий, то вам не откажут в получении данной льготы.
ЕЩЕ НЕ ПОЛУЧАЛ
Сергей, уже подали запрос на какой-то вид поддержки?
Очень полезная информация, спасибо