Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Может ли самозанятый вычесть расходы из доходов, чтобы уменьшить налог


Читатель Иван спрашивает: «Ремонтирую бытовую технику и часто меняю в ней запчасти. Нужные материалы покупаю сам, а расходы включаю в цену для клиента. Могу ли я из доходов вычитать расходы на запчасти, чтобы сэкономить на налоге и точно укладываться в годовой лимит 2,4 млн рублей?»

Самозанятым вычитать расходы нельзя

По закону на НПД платить налог нужно со всей суммы, которую получили от заказчика. То есть нельзя ввести в приложение «Мой налог» только часть оплаты — даже если уменьшили сумму на расходные материалы. Объясним на примере, как это работает.

Ремонт холодильника стоит 3000 ₽. Самозанятый заплатит налог с этого заказа — 3000 × 4% = 120 ₽.

Если у заказчика нет нужной детали, которая стоит 2000 ₽, мастеру придется ее купить. Тогда стоимость услуги увеличится до 5000 ₽, а значит, налог будет уже — 5000 × 4% = 200 ₽.

В примере разница в налогах небольшая, но если у предпринимателя заказы стоят дороже, сумма налогов будет значительно выше.

Если расходов на работу уходит больше 70% от суммы заказа, возможно, самозанятому выгоднее стать ИП на УСН «Доходы минус расходы». На этом налоговом режиме можно вычитать расходы. Однако налоговая ставка выше — 15% с прибыли. Советуем проконсультироваться с бухгалтером, какой вариант вам выгоднее.

Когда возможно уменьшить сумму налога на расходы

Есть два случая, когда самозанятый может не учитывать расходы при уплате налога: когда материалы передает клиент и когда сдает квартиру в аренду.

Клиент сам покупает расходные материалы. Чтобы уменьшить базу налогообложения, можно оставить закупку материалов на стороне клиента. Например, заранее сказать, какую ткань купить для пошива костюма. Тогда клиент покупает ткань, а мастер берет деньги только за работу.

Чтобы у налоговой не было вопросов к самозанятому, при получении материалов от клиента нужно подписать акт приема-передачи. Этот документ подтвердит, что материалы действительно купил клиент.

Стоит учитывать: этот способ уменьшения налоговой базы может быть неудобным для клиентов. Часто у людей нет времени ездить по городу за материалами или ждать их доставку: проще не откладывать работу и найти мастера, который возьмет все хлопоты на себя. Скорее всего, с таким подходом будет сложнее искать заказчиков.

При сдаче жилого помещения. Если сдавать квартиру как самозанятый, можно не учитывать расходы на ЖКУ по счетчикам, которые компенсируют съемщики, — они не облагаются налогом. Обычно это холодная и горячая вода, свет и иногда отопление. А вот фиксированные ЖКУ вроде обращения с ТКО нужно включать в сумму аренды и платить с них налог.

Самозанятый сдает квартиру за 30 000 ₽, из которых 2000 ₽ — фиксированная стоимость ЖКУ. Еще жильцы тратят свет и воду по счетчикам — например, в октябре вышло 1500 ₽.

Получается, жильцам за октябрь нужно перевести арендодателю 31 500 ₽. Но он заплатит налог только с части суммы — 30 000 × 4% = 1200 ₽.

Чтобы не платить налог с ЖКУ по счетчикам, можно не вносить их стоимость в «Мой налог» или обязать жильцов оплачивать эти расходы самостоятельно.

Эксперты ответят на ваш вопрос

Эксперты Т-Банк отвечают на вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.

Ирина Ликутова
Ирина Ликутова

Оставляли ли вы закупку материалов на клиентов? Как они к этому относились?


Больше по теме

Новости