Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Может ли самозанятый вычесть расходы из доходов, чтобы уменьшить налог


Нет, самозанятые платят налог со всех доходов


Виктор Подгорский

Виктор Подгорский

Эксперт по праву

Нет, самозанятые платят налог со всех доходов


Виктор Подгорский

Виктор Подгорский

Эксперт по праву

Читатель Иван спрашивает: «Ремонтирую бытовую технику и часто меняю в ней запчасти. Нужные материалы покупаю сам, а расходы включаю в цену для клиента. Могу ли я из доходов вычитать расходы на запчасти, чтобы сэкономить на налоге и точно укладываться в годовой лимит 2,4 млн рублей?»

Самозанятым вычитать расходы нельзя

По закону на НПД платить налог нужно со всей суммы, которую получили от заказчика. То есть нельзя ввести в приложение «Мой налог» только часть оплаты — даже если уменьшили сумму на расходные материалы. Объясним на примере, как это работает.

Ремонт холодильника стоит 3000 ₽. Самозанятый заплатит налог с этого заказа — 3000 × 4% = 120 ₽.

Если у заказчика нет нужной детали, которая стоит 2000 ₽, мастеру придется ее купить. Тогда стоимость услуги увеличится до 5000 ₽, а значит, налог будет уже — 5000 × 4% = 200 ₽.

В примере разница в налогах небольшая, но если у предпринимателя заказы стоят дороже, сумма налогов будет значительно выше.

Если расходов на работу уходит больше 70% от суммы заказа, возможно, самозанятому выгоднее стать ИП на УСН «Доходы минус расходы». На этом налоговом режиме можно вычитать расходы. Однако налоговая ставка выше — 15% с прибыли. Советуем проконсультироваться с бухгалтером, какой вариант вам выгоднее.

Когда возможно уменьшить сумму налога на расходы

Есть два случая, когда самозанятый может не учитывать расходы при уплате налога: когда материалы передает клиент и когда сдает квартиру в аренду.

Клиент сам покупает расходные материалы. Чтобы уменьшить базу налогообложения, можно оставить закупку материалов на стороне клиента. Например, заранее сказать, какую ткань купить для пошива костюма. Тогда клиент покупает ткань, а мастер берет деньги только за работу.

Чтобы у налоговой не было вопросов к самозанятому, при получении материалов от клиента нужно подписать акт приема-передачи. Этот документ подтвердит, что материалы действительно купил клиент.

Стоит учитывать: этот способ уменьшения налоговой базы может быть неудобным для клиентов. Часто у людей нет времени ездить по городу за материалами или ждать их доставку: проще не откладывать работу и найти мастера, который возьмет все хлопоты на себя. Скорее всего, с таким подходом будет сложнее искать заказчиков.

При сдаче жилого помещения. Если сдавать квартиру как самозанятый, можно не учитывать расходы на ЖКУ по счетчикам, которые компенсируют съемщики, — они не облагаются налогом. Обычно это холодная и горячая вода, свет и иногда отопление. А вот фиксированные ЖКУ вроде обращения с ТКО нужно включать в сумму аренды и платить с них налог.

Самозанятый сдает квартиру за 30 000 ₽, из которых 2000 ₽ — фиксированная стоимость ЖКУ. Еще жильцы тратят свет и воду по счетчикам — например, в октябре вышло 1500 ₽.

Получается, жильцам за октябрь нужно перевести арендодателю 31 500 ₽. Но он заплатит налог только с части суммы — 30 000 × 4% = 1200 ₽.

Чтобы не платить налог с ЖКУ по счетчикам, можно не вносить их стоимость в «Мой налог» или обязать жильцов оплачивать эти расходы самостоятельно.

Эксперты ответят на ваш вопрос

Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.

Ирина Ликутова
Ирина Ликутова

Оставляли ли вы закупку материалов на клиентов? Как они к этому относились?


Больше по теме

Новости