Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Рынок электронной коммерции в условиях импортозамещения: как адаптируются российские компании


С весны 2022 года зарубежные компании начали активно уходить с российского рынка. На фоне этих событий отечественные поставщики получили возможность предложить бизнесу отечественные разработки. Однако при замещении продуктов компании зачастую сталкиваются с проблемой, когда многие решения либо недостаточно известны, либо не до конца соответствуют привычным требованиям фаундеров

О том, как выстроить успешную бизнес-модель в реалиях нестабильного рынка, поговорили с Сергеем Герасимовым, CPO готовой платформы для запуска маркетплейсов CS-Cart, и Олегом Чебулаевым — CEO MAD Brains, фаундером IT-маркетплейса X-kit.

Импортозамещение и переход на готовые решения

После ухода иностранных брендов одной из ключевых проблем стал поиск нужного программного обеспечения. Слабое информирование потенциальных пользователей о наличии отечественных ИТ-продуктов, которые способны заменить зарубежные аналоги, стало одновременно и сложностью и мощным драйвером для рынка. Многие отечественные вендоры рассказывали о своих предложениях, но отсутствие единого портала, где пользователь мог бы выбрать надежного поставщика под нужды своего бизнеса в определенном сегменте, осложняло поиск.

«Первая проблема, с которой мы столкнулись после ухода иностранных ИТ-компаний, — это отсутствие единого поля, где можно было бы увидеть всю информацию о новых решениях и сравнить их по функциональности. Именно так появилась идея запуска маркетплейса цифровых товаров, который поможет потребителям быстро подобрать надежное программное обеспечение независимо от ниши».

Олег Чебулаев

Олег Чебулаев

CEO MAD Brains, фаундер IT-маркетплейса X-kit

Рынок становится зрелым, компании ищут готовые решения, которые можно внедрить быстро и получить результат через короткий промежуток времени. Это изменение спроса диктует новые правила игры и подталкивает разработчиков к созданию более универсальных продуктов, которые легко адаптируются под запросы различных типов бизнеса.

«Мы отмечаем, что клиенты все чаще обращаются к идее запуска собственных e-commerce проектов на базе готовых решений. Так, например, MVP собственного маркетплейса можно запустить за месяц, что значительно экономит ресурсы, особенно в сравнении с заказной разработкой с нуля».

Сергей Герасимов

Сергей Герасимов

CPO платформы для запуска маркетплейсов CS-Cart

Электронная коммерция в РФ
Электронная коммерция в РФ

Электронная коммерция в РФ в условиях импортозамещения

Электронная коммерция в РФ в условиях импортозамещения

Эволюция платформы: от MVP до масштабирования

Создание маркетплейса — это процесс, который стартует с минимально жизнеспособного продукта (MVP) и связан с постепенным расширением функционала. Эту концепцию рекомендуют для запуска любых продуктов, так как она позволяет оптимизировать затраты и ускоряет time-to-market.

Одно из самых удобных решений для быстрого запуска MVP — использование готовых CMS, которые уже содержат необходимую базовую функциональность и интеграции с популярными российскими сервисами оплаты и доставки.

Так, для X-kit было важно реализовать на старте следующие функции:

  • управление каталогом продуктов, категориями через административную панель;
  • возможность сравнения продуктов по характеристикам;
  • личный кабинет продавца с модерацией изменений администратором;
  • настраиваемые фильтры по категориям и характеристикам продуктов;
  • управление тарифами, взаиморасчетами с продавцами;
  • управление баннерами;
  • управление подборками товаров: популярные, новые, избранное.
Интерфейс сайта
Интерфейс сайта

Интерфейс маркетплейса X-kit

Интерфейс маркетплейса X-kit

Выбор CMS для маркетплейса — важный шаг, который определяет успех проекта на долгосрочной основе. Ошибка на этом этапе может привести к лишним затратам, сложностям в поддержке или ограниченным возможностям для роста.

5 важных параметров, на которые стоит обратить внимание при выборе CMS для маркетплейса такие:

Популярность. Широко используемые CMS для маркетплейсов проще в доработке, что снижает затраты, а также имеют большое количество отзывов и кейсов, что подтверждает их надежность.

Соответствие российскому рынку. Если ваш маркетплейс ориентирован на русскоязычных пользователей, убедитесь, что платформа уже поддерживает популярные в России способы оплаты, доставки и интеграции с бизнес-приложениями.

Функциональность. Важно, чтобы платформа имела максимальный набор полезных функций или возможность их расширения с помощью готовых модулей.

Удобство использования. Иногда самые многофункциональные платформы могут оказаться слишком сложными в освоении. Необходимо найти баланс между количеством функций и простотой их использования.

Возможности для кастомизации. Платформа должна быть гибкой в настройке, чтобы вы могли адаптировать её под свои бизнес-процессы и масштабировать в будущем.

«При выборе подрядчика для запуска своего маркетплейса также важно провести подготовительную работу: изучить рынок, сравнить предложения, посмотреть демо и проверить отзывы».

Сергей Герасимов

Сергей Герасимов

CPO платформы для запуска маркетплейсов CS-Cart

«Запуск работающего MVP платформы занял около месяца. Сейчас на платформе размещают свои предложения около 650 вендоров, охватывающих порядка 100 категорий продуктов, что составляет около 10% всех возможных IT-решений на рынке. Все продукты на платформе мы разбираем по «полочкам»: сделали достаточно глубокие фильтры по функциональности, отраслям, добавили возможность сравнить продукты, тестируем потенциал использования искусственного интеллекта».

Олег Чебулаев

Олег Чебулаев

CEO MAD Brains, фаундер IT-маркетплейса X-kit

Выбор подрядчика
Выбор подрядчика

Критерии выбора надежного подрядчика

Критерии выбора надежного подрядчика

Маркетинг и монетизация: поисковый трафик и партнерские каналы

Основным источником продвижения таких платформ как X-Kit становится поисковый трафик. Маркетплейс эффективно работает только тогда, когда его страницы хорошо индексируются в поисковых системах. Развитие контент-маркетинга и партнерских каналов также способствует привлечению новой аудитории.

X-Kit фокусировался на личных взаимодействиях с потенциальными партнерами. Это позволило привлечь более 90% активных вендоров, а также повысить степень их вовлеченности и доверия.

«Одной из первоочередных задач на старте проекта стало создание достаточного объема предложений на платформе. Без этого шага невозможно было бы говорить о дальнейшем привлечении спроса. Для X-Kit это означало необходимость набирать критическую массу вендоров и их продуктов. В первые месяцы команда активно этим занималась, ориентируясь на создание устойчивого фундамента для дальнейшего роста. Один из успешных кейсов платформы связан с сотрудничеством с крупной корпорацией. Компания разместила у нас свой продукт, и затем вложила значительный бюджет в его продвижение, что привело к более чем 30 упоминаниям в СМИ за один день».

Олег Чебулаев

Олег Чебулаев

CEO MAD Brains, фаундер IT-маркетплейса X-kit

Еще одной важной задачей стало создание устойчивой модели монетизации. Основной источник дохода X-Kit — реферальный маркетинг. Вендоры, зарегистрировавшиеся на платформе, получают лиды через различные каналы: прямой трафик, запросы на демо, а также через интеграцию и подбор решений. Заявки, которые появляются на платформе, передаются по агентским договорам с фиксированным вознаграждением.

Помимо этого, X-Kit предлагает вендорам различные рекламные инструменты: от выделения карточек продуктов в каталоге до размещения на главной странице. Эти плейсменты хотя и играют второстепенную роль, обеспечивают дополнительный доход и позволяют ИТ-компаниям выделяться среди конкурентов.

Постоянные инвестиции в проект и мониторинг роста трафика вендоров — важные аспекты работы X-Kit. Команда отслеживает динамику роста, анализирует результаты и корректирует свои действия в зависимости от полученных данных. Увеличение числа заявок и улучшение качества лидов служат показателями успешности выбранной стратегии.

Сочетание ручного привлечения вендоров, продуманной монетизационной стратегии и постоянного мониторинга позволило X-Kit создать устойчивую бизнес-модель. Этот подход помог не только достичь первоначальных целей, но и заложить фундамент для дальнейшего развития площадки.

Взгляд в будущее

Российские маркетплейсы готовых решений продолжают активно развиваться и адаптироваться под запросы бизнеса. Ключевым фактором успеха становится способность предложить продукты, которые не только замещают ушедших зарубежных вендоров, но и превосходят их по качеству и доступности.

Ожидается, что в течение ближайших двух лет такие платформы смогут выйти на самоокупаемость и начнут приносить прибыль, при этом будут играть важную роль в развитии отечественного IT-сектора.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Валерия Соловьева
Валерия Соловьева

Задумывались ли вы о запуске собственного маркетплейса и доверяете ли российскому программному обеспечению?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации