В Телеграме можно общаться с коллегами и клиентами, автоматизировать бизнес-процессы и продвигать бизнес. Для этого в мессенджере есть разные инструменты: чаты, каналы, боты. Обо всем этом мы написали отдельную статью. А здесь — рассказываем только о том, как запустить телеграм-канал с нуля.
В этой статье мы исходим из того, что вы уже придумали концепцию: понимаете, о чем будете писать, кто будет это читать, что вы получите и в какие сроки.
Что почитать, чтобы придумать идею телеграм-канала
Собрали подборку статей, которая поможет определиться, о чем и для кого писать.
Шаг 1. Создать и оформить канал
Сначала нужно открыть приложение «Телеграм» на мобильном телефоне или компьютере и перейти к созданию канала. На разных операционных системах кнопка создания канала будет в разных местах.
Дальше будем рассказывать, как создать канал в Телеграме на примере смартфона на Андроиде, но на других операционных системах вне зависимости от версии все будет так же.
После того как нажали «Создать канал», нужно:
- придумать название;
- составить описание канала;
- добавить аватарку;
- выбрать тип канала;
- придумать никнейм.
Придумать название. Название, описание и аватар канала добавляют на одном экране.
Есть два варианта для названия — попроще и посложнее.
Простой — назвать канал вашей фамилией. У такого варианта есть плюсы и минусы.
Второй вариант — придумать тематическое название. Например, предприниматель, который обучает работе на Ozon, назвал свой канал «Номер один на Ozon».
Для таких названий есть три критерия: короткое, уникальное и помогает увидеть ценность в канале.
Почему длинное название делать не стоит:
- чем больше слов — тем сложнее запомнить название. Сравните: «Продавец с Озона» и «Лучше секса только деньги»;
- долго печатать и произносить в переписке или в разговоре;
- непонятно, как склонять: «Хочешь прикол? В „Лучше секса только деньги“… деньгах… в ЛСТД, короче, такой пост вышел. Щас упадешь»;
- полностью не видно, когда открываешь список телеграм-каналов. Например, в нашем случае будет видно «Лучше секса только...».
Второй критерий — уникальность. Представим ситуацию: предприниматель Коля заводит канал «Бизнес-секреты», не обращая внимания на то, что канал с таким названием уже есть. Ничего хорошего в этом решении нет:
- чужое название может быть зарегистрировано как товарный знак. Тогда Коля нарушает права владельца и может попасть на штраф, если на него подадут в суд;
- некоторые люди решат, что Коля наживается на чужом бренде;
- другие люди просто не запомнят канал Коли, потому что в их голове отложилось, что «Бизнес-секреты» — это медиа Т-Банк для бизнеса.
Чек-лист «Как защитить авторские права»
Уникальность касается не только названия, а также фото и постов. Если у вас украли контент в соцсетях, воспользуйтесь гайдом, чтобы наказать нарушителя.
Чтобы придумать уникальное название, посмотрите, какие каналы в Телеграме на вашу тематику уже есть. Например, можно посмотреть в каталоге tgstat.ru.
Третий критерий — ценность для аудитории. Из названия должно быть понятно, о чем канал и почему стоит подписаться, иначе аудитория может обходить его стороной.
Бывают ситуации, когда в названии есть лишние символы или слова. Их можно убрать без потери смысла.
Канал Ильи Бирмана → Илья Бирман. Спасибо, мы уже сообразили, что это канал.
Сысоев FM → Сысоев. Если канал не про радио, можно убрать слово FM.
Замесин про жизнь → Замесин. Если канал «про жизнь», значит, это канал обо всем. Ничего не изменилось от того, что мы добавили слово «жизнь».
Татулова.com → Татулова. Доменная зона в названии канала никак не увеличивает шансы на то, что человек захочет подписаться.
Полярный пишет → Полярный. В каналах все пишут. Если нужно сделать на этом акцент, стоит указать род занятий автора: писатель, редактор, сценарист.
Составить описание. Описание канала — своеобразный договор: вы предлагаете человеку ценность и просите взамен его внимание.
Что можно написать:
- что получит человек после подписки;
- в каком виде;
- как часто;
- кто вы такой, почему можно верить;
- где у вас можно что-то купить;
- как связаться.
Не обязательно указывать вообще все — выделите то, что важно для ваших целей и аудитории. Вот примеры.
Допустим, вам не хватило символов в описании, чтобы рассказать обо всем, что вы хотите. Тогда можно сделать приветственный пост с расширенным описанием и закрепить его. Например, такой:
Добавить аватарку. Популярные варианты — ваша фотография, векторное изображение по теме канала или логотип вашего бренда.
С фотографиями и иконкой есть нюансы.
Если выбрали фотографию, ставьте ту, на которой видно только ваше лицо. Это называют крупным планом. Его видно даже в маленьком списке телеграм-каналов.
Если выбрали иконку, поставьте ту, которая подходит по тематике.
Например, Толик хочет канал о том, как он открывает производство натуральных сладостей. Иконка с медом ему не подойдет — она отражает тематику частично. Иконка с заводом подойдет больше, потому что она показывает, к чему стремится Толик.
Все варианты хорошо привлекают внимание. Какой выбрать — зависит от вас. Если готовы заявить о себе публично и вам нужно, чтобы вас запомнили, можно поставить фотографию. Если ставить фото не хочется, можно купить векторную иконку на стоке или заказать у дизайнера. Если пишете о своем бизнесе, проще всего поставить логотип вашего бренда.
Когда заполнили название и описание и добавили аватарку, нажмите галочку — система откроет следующее окно.
Выбрать тип канала. В следующем окне нужно выбрать тип канала и вписать никнейм.
Затем выберите, какой канал будет:
- общедоступный — его можно найти в поиске;
- частный — в него можно вступить только по специальной ссылке.
В этом же окне нужно ввести короткий адрес канала — никнейм.
Написать никнейм. Когда выбираете тип канала, нужно еще ввести короткое имя на латинице. Оно должно быть длиннее пяти символов и свободным. Если все подходящие адреса заняты, можно добавить цифры, нижнее подчеркивание. Еще можно обыграть в названии шутки, местоимения или типографские обозначения.
Например:
Бар «Апероль» → aperooool.
Продавец с Озона → seller_from_ozon.
Убийца Wildberries → killerWB.
Лучше не злоупотреблять дополнительными символами и придумать что-то короткое. Чем короче никнейм, тем проще его запомнить. Но если ничего не выходит, можно купить никнейм на Fragment — это сайт, где официально продают красивые имена.
После выбора типа канала и никнейма Телеграм предложит добавить аудиторию из ваших контактов, но мы вам советуем пропустить это. Вряд ли кому-то понравится, когда их без спроса на что-то подписывают. К тому же есть более эффективные способы привлечь аудиторию. Дальше о них расскажем.
Расскажите о своем бизнесе или поделитесь экспертизой на 1,98 млн читателей Бизнес-секретов
В рубрике «Блоги компаний» можно публиковать экспертные статьи или истории о своем бизнесе. Это быстро, бесплатно и без пометки «Реклама».
Публикации помогают нашим авторам укрепить личный бренд и привлечь внимание клиентов, партнеров и инвесторов.
Вот что можно написать:
- Истории, с которыми вы столкнулись в бизнесе: вышли на новый рынок, пережили кризис, придумали продукт.
- Обзор на инструменты или технологии, которые облегчат работу бизнеса.
- Мнение о трендах и событиях вашего рынка.
После короткой проверки ваш материал выйдет на главной странице сайта Бизнес-секретов.
Чтобы опубликовать статью или получить советы от редакции, заглядывайте в телеграм-бот.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Шаг 2. Подключить и пользоваться расширенными функциями
Расскажем, как подключить пять функций, которые вам могут пригодиться.
Реакции. Это эмодзи, которые подписчики могут оставить под постом. Для них это дело пары секунд, а владелец с помощью этого инструмента может понять уровень вовлеченности аудитории.
Если положительных реакций много, значит, скорее всего, пост нравится аудитории и можно чаще писать на такие темы. Если мало, это повод подумать, хорошо ли вы раскрыли тему и есть ли в посте то, ради чего люди подписываются.
Но реакции — не единственный показатель эффективности контента. Есть и другие: отток аудитории, количество просмотров — нужно смотреть на все вместе.
Комментарии к постам. Можно создать чат и привязать его к каналу. Тогда под каждым постом можно будет оставлять комментарии. Это поможет вам образовать сообщество вокруг телеграм-канала. Вы сможете получать вопросы, отвечать на них, проводить опросы. Подписчики смогут обращаться к вам и другим участникам за помощью или поддержкой.
Администраторы. Вы можете дать доступ к управлению каналом другому человеку. Например, если у вас есть SMM-менеджер, соавтор или модератор, можно сделать его администратором. Тогда он будет делать часть работы за вас, например верстать посты, отвечать на комментарии. Чтобы администратор не удалил канал или пост, можно ограничить его в таких правах. Их можно настроить сразу после назначения администратора.
Отложенная отправка. Вы можете сделать так, чтобы пост на вашем канале появился в определенный день и время.
Когда это удобно:
- вы хотите, чтобы новый пост вышел сегодня, в воскресенье, в шесть вечера, потому что вы будете на рыбалке, а аудитория привыкла, что посты выходят в это время;
- хотите посмотреть, как будет выглядеть оформленная публикация;
- уже написали много постов и хотите, чтобы каждый вышел в определенное время.
Боты. Бот — это специальная программа, которая выполняет какую-то функцию: принимает деньги, отвечает на определенные вопросы, помогает разыграть что-то. Чтобы таким пользоваться, нужно добавить его в свой канал, дать ему определенные права и настроить.
Приведем пример. У Телеграма есть бот, который позволяет принимать деньги. Называется @donate. Он генерирует кнопку «Пожертвовать», которую вы можете размещать под постами в вашем канале. Это позволяет подписчикам в пару кликов переводить вам деньги, когда вы просите о поддержке или хотите продать контент.
Шаг 3. Привлечь подписчиков
У нас есть несколько статей о том, как продвигать канал в Телеграме. Оставим их на полях. Если коротко, варианты продвижения такие:
Рассказать в своих соцсетях о своем телеграм-канале. Наверняка у вас есть другие соцсети, в которых есть аудитория. Можно сделать пост о своем телеграм-канале и оставить на него ссылку. Еще вариант — добавить ссылку на канал в описание своих соцсетей: например, во Вконтакте можно добавить ссылку в меню. Все это поможет получить первых подписчиков.
Рассказать о канале в тематическом чате. Если общаетесь в тематических чатах, можно с разрешения администраторов оставить ссылку на канал. Следите, чтобы тематика чата и вашего канала были схожи. В противном случае переходов будет мало.
Купить рекламу в других чатах и каналах. Вы можете составить список чатов и каналов, в которых могут быть ваши потенциальные подписчики. А потом написать их администраторам и купить в них рекламу.
Запустить таргетированную рекламу в Телеграме. Можно купить официальную таргетированную рекламу мессенджера и настроить показ на нужную аудиторию. Это проще, чем искать каналы и договариваться о размещении лично, но стоит недешево — 260 000 ₽. Подробнее об этом рассказываем в отдельной статье.
Вы ведете канал в Телеграме? Оставляйте название в комментариях
Я создала канал, где буду публиковать мемы. Мэм-Х. Немного юмора не помешает в нашей жизни.
Решил завести свой канал в ТГ. Думай наоборот. Канал об инакомыслии.