Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Что такое веб-дизайн и как открыть свою студию


Рынок, связанный с веб-дизайном и веб-разработкой, довольно привлекательный для заработка. Много видов бизнеса существует онлайн, а локальному бизнесу нужны сайты, мобильные приложения и чат-боты. К тому же, если предприниматель решит открыть веб-студию, стоимость входа в этот бизнес будет невысока: не обязательно снимать офис или закупать оборудование, достаточно заключить договоры с подрядчиками.

Разбираем, как открыть веб-студию и что для этого потребуется.

Что такое веб-дизайн

Веб-дизайн и веб-разработка — это проектирование и создание цифровых продуктов. К ним относятся полноценные сайты, лендинги, формы бронирования, CRM-системы, мобильные приложения, чат-боты, социальные сети и другие диджитал-сервисы.

Если вы хотите зарабатывать на веб-дизайне, нужно открыть веб-студию. Она работает по модели B2B, то есть продает свои услуги бизнесу, а не обычным покупателям. Главные особенности такой бизнес-модели — высокий средний чек и долгий цикл сделки: на разработку веб-продукта обычно уходит несколько месяцев.

Этапы веб-дизайна

Рассмотрим основные этапы веб-разработки. Для примера возьмем создание сайта как одну из самых популярных услуг.

Стандартная разработка сайта состоит из пяти этапов

Подготовить техническое задание — ТЗ. Из этого документа должно быть понятно, как будет выглядеть сайт и какие бизнес-задачи клиента он решит.

В идеале ТЗ составляют совместно заказчик и представитель веб-студии. Благодаря этому результат работы устроит всех и принесет бизнесу пользу. Для этого студия разрабатывает бриф и заполняет его вместе с клиентом: выясняет его потребности, бюджет, требования к сайту и функциям.

Создать прототип сайта. Задача этого этапа — спроектировать основные элементы сайта: меню, главную страницу, каталог, форму заказа, то есть его структуру. Их пока детально не прорисовывают, а только намечают основные элементы.

Важно, чтобы сайт был адаптирован для целевой аудитории бизнеса. Например, если компания продает продукт для любителей цифровых новинок, на страницах должны быть подробно описаны технические характеристики.

Так может выглядеть прототип сайта, который студия web-дизайна согласовывает с заказчиком на промежуточном этапе

Разработать дизайн сайта. На этом этапе подбирают цветовую схему, фотографии, шрифты. Чаще всего у заказчика есть готовый брендбук, или руководство по фирменному стилю, с ним проще сориентироваться, с чего начать веб-дизайнеру. Если таких нет, придется самостоятельно разрабатывать стиль оформления и согласовывать его с заказчиком.

Пример неудачного сайта: например, здесь нет формы поиска номеров и гость не может ничего выбрать онлайн. Зато много мелкого текста, который сложновато читать
Пользователю легко ориентироваться на сайте: страница не перегружена лишними элементами, человек всегда найдет расположение отеля, где просмотреть номера, увидит их цену и сможет забронировать. Так сайт конвертирует посетителей в заказчиков и выполняет маркетинговую задачу бизнеса

Сверстать сайт. Сверстать — значит преобразовать дизайн в код на языке HTML. Чтобы сайт был не только картинкой, но еще и работал, нужно подключить его элементы к базам данных, тогда в интернет-магазине будут подгружаться отдельные товары, будут работать формы заказа, обратной связи, то есть все то, для чего клиент заказывал сайт.

Протестировать работу готового сайта. Это последний этап перед тем, как отдать сайт заказчику. Нужно убедиться, что проект сделан без ошибок, быстро грузится и хорошо читается.

Сайт можно согласовывать с заказчиком после того, как выполнены все работы. Но если проект сложный, лучше установить промежуточные этапы, например отдельно согласовать структуру сайта, дизайн.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста

Как открыть студию веб-дизайна

Чтобы создать веб-студию, нужно пройти такие этапы:

  • найти нишу;
  • выбрать технологию;
  • собрать команду;
  • настроить регулярное продвижение своих услуг.

Начать бизнес в веб-дизайне можно как посредник: сначала найти заказчиков, а потом исполнителей под конкретный проект. Так будет проще сориентироваться, какие технологии востребованы на рынке и какие проекты лучше окупаются. Исходя из этих данных и надо развивать свой бизнес — регистрировать самостоятельную компанию.

Разберем каждый этап подробнее.

Найти нишу

Веб-студия может быть универсальной и браться за любой заказ. Но на практике бизнес развивается лучше в конкретной нише. Ее можно выбрать, оценив такие критерии:

  • в какой отрасли работают ваши заказчики;
  • какие веб-сервисы вы готовы разрабатывать;
  • насколько сложные проекты вы возьмете.

Отрасль заказчика. Сайт для каждой отрасли имеет свою специфику. Например, на сайте для онлайн-курсов должны быть хорошо проработаны личные кабинеты учеников, системы тестирования знаний, сервисы для проведения онлайн-лекций. Интернет-магазину же важен удобный каталог, форма заказа для покупателя и продуманная система аналитики для продавца.

Типы веб-сервисов. Студия может специализироваться на создании строго определенных инструментов для бизнеса: например, делать только сайты-витрины, только мобильные приложения или только чат-ботов.

«Когда студия работает в одной отрасли или делает специализированные сервисы, со временем у нее есть шанс найти идею для разработки своего продукта. Это может быть готовое коробочное решение для бизнеса, которое можно будет продавать широкому кругу покупателей.

Например, веб-студия, которая специализировалась на сайтах для агентств недвижимости, может выпустить на рынок свою CRM, которая позволит продавцам и арендодателям управлять объектами».

Сергей Калинин

Сергей Калинин

Руководитель веб-студии «Трэвел Лайн Групп»

Сложность проектов. Веб-студия может брать в работу только простые лендинги и сайты-визитки, а может наоборот — только крупные долгосрочные проекты. Однотипные по сложности задачи позволяют лучше управлять командой внутри и настроить бизнес-процессы.

Выбрать технологию

Сайт можно собрать из готовых шаблонов в специальных сервисах-конструкторах, а можно программировать с нуля. Лучше сразу определиться, на каких технологиях будет работать студия. Так будет легче подобрать персонал и выбрать позиционирование компании.

Разберем три популярных варианта создания сайтов: на конструкторах, на CMS или создание с нуля.

Конструктор сайтов — это визуальный редактор, где с помощью готовых шаблонов и блоков можно быстро собрать готовый сайт. Для примера можно привести такие сервисы, как Tilda или конструктор сайтов Т-Банка.

Если студия делает сайты на конструкторах, важно предложить своим заказчикам уникальный дизайн, качественное текстовое наполнение и SEO-оптимизацию. А значит, при подборе персонала руководителю надо сделать акцент на дизайнерах, копирайтерах, SEO-специалистах и маркетологах.

➖ Минусы конструкторов✅ Плюсы конструкторов
Такой веб-сервис существует на серверах конструктора, и заказчик не может считать его «своим». Теоретически, если закроется конструктор, перестанет существовать и сайт
Эта технология позволяет создавать сайты быстро и дешево, что ценится заказчиками. Техподдержка пользователя будет на стороне конструктора, так что веб-студии не придется сильно расширять штат

Сайты на CMS — системе управления контентом. Самые популярные — 1С Битрикс и Wordpress. CMS стоит выбирать, если заказчиками нужны более сложные сайты, чем рекламные лендинги: корпоративные порталы, блоги, интернет-магазины, проекты с повышенными требованиями к безопасности.

Для создания таких продуктов в команде веб-студии будут нужны специалисты, которые умеют редактировать код: верстальщики и веб-программисты.

«Советую выбирать популярные CMS. Есть веб-студии, которые специально выбирают для работы редкие CMS, например модный сейчас React. Если сайт сделан с помощью такого инструмента, клиент становится заложником агентства: при любой доработке или технической проблеме он вынужден обращаться именно к тому, кто сделал этот сайт.

Тут есть и другая сторона: веб-студия становится заложником рынка труда. Специалистов, которые работают с редкими технологиями, довольно мало, они стоят дорого. Если такой человек уйдет — сложно будет найти ему замену».

Сергей Калинин

Сергей Калинин

Руководитель веб-студии «Трэвел Лайн Групп»

➖ Минусы CMS✅ Плюсы CMS
Необходимо покупать или арендовать сервер, заниматься хостингом и администрированием
Сайт — собственность заказчика, поэтому у такой услуги более высокий чек.

Веб-студия может предложить услугу техподдержки сайта и регулярно получать деньги за сопровождение

Создание сайтов с нуля с помощью языков программирования. Это самый сложный путь, он актуален при создании серьезных порталов и сложных веб-приложений. Например, если нужно сделать сайт банка, мобильное приложение, сложный сервис, такой как отраслевая CRM.

В этом сегменте рынка не так много игроков, но здесь идет конкуренция крупных студий за большие бюджеты.

➖ Минусы рукописных сайтов✅ Плюсы рукописных сайтов
Придется искать более компетентных специалистов: разработчиков, проектировщиков, это может быть затратно
Обычно у заказчика на такой проект запланирован большой бюджет, поэтому чек за услугу может быть высоким.

Можно добавить услугу сопровождения сайта
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 958 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Собрать команду

В зависимости от ниши, в агентстве может быть несколько ролей. Рассмотрим, какие сотрудники могут работать в веб-студии.

Верстальщик. Он интегрирует внешнюю оболочку сайта с CMS-системой, на которой сайт работает.

Веб-разработчик отвечает за внутреннюю логику и работу веб-приложения, то есть то, что находится «под капотом» сайта: базы данных, формулы расчетов.

Веб-дизайнер. Это специалист, который создает интерфейс веб-сервиса — видимую, лицевую сторону, с которой будет работать пользователь. Часто он же разрабатывает и структуру сайта.

SEO-специалист отвечает за то, чтобы сайт хорошо продвигался по поисковым запросам пользователей.

Копирайтер. В пакет услуг веб-студии может входить и создание текстов для сайта, тогда в команде нужен будет специалист, который напишет маркетинговые тексты.

Проджект-менеджер, или аккаунт-менеджер. Это специалист, который наладит взаимодействие между всеми членами команды и заказчиком. В числе прочего он готовит документы по проекту и контролирует движения денег.

Некоторые роли может объединить в себе один человек, например заниматься веб-дизайном и версткой сайта или совмещать SEO-оптимизацию и написание текстов. Часть функций можно отдать на фриланс. Но если у веб-студии постоянный поток заказчиков, то основные специалисты — дизайнеры, веб-разработчики — должны быть постоянными сотрудниками, иначе велики риски сорвать сроки проекта, не получить прибыль и потерять клиентов.

В первые годы работы веб-студии бизнесу вряд ли будут нужны отдельный юрист или бухгалтер. Обязанности бухгалтера можно отдать на аутсорс, а юридические вопросы может взять на себя руководитель.

Как продвигать веб-студию

Обычно на старте руководитель веб-студии находит клиентов через своих знакомых. Поэтому есть смысл собрать контакты тех, кому потенциально нужны такие услуги, и рассказать им о своей студии.

Вот что еще можно сделать для продвижения услуг:

  • публиковать кейсы;
  • собирать отзывы;
  • делиться опытом и экспертизой.

Публиковать кейсы. Кейс — это подробное описание ситуации, с которой пришел заказчик. В кейсе обязательно нужно расписать, как с помощью услуг веб-студии удалось решить проблему заказчика и улучшить показатели его бизнеса.

Кейсы можно публиковать на сайте веб-студии, делать короткие выжимки для соцсетей и телеграм-каналов. Так потенциальному заказчику будет проще сделать выбор в пользу агентства — он увидит, что веб-сервисы реально работают и затраты на них окупаются.

Собирать отзывы. Просите заказчиков, чтобы отзыв о вас был более развернутым, чем «Мне все понравилось». Можно дать клиенту список вопросов, который поможет написать отзыв:

  • какого результата смог достичь клиент с новым веб-сервисом;
  • как он оценивает взаимодействие с командой;
  • насколько оперативно вносили правки.

Делиться опытом и экспертизой — рассказывать об интересных проектах на своих ресурсах и на коллективных площадках. Например, вести блог компании на сайте Бизнес-секретов. Это не обязательно могут быть достижения. Рассказ о том, как студия потерпела провал, а потом вышла из ситуации, может привлечь еще больше внимания, чем история успеха.

Главное в статье

  1. Чтобы открыть свою веб-студию, нужно найти нишу, выбрать технологию, собрать команду, настроить регулярное продвижение своих услуг.
  2. Нишу можно искать по трем критериям, для этого ответить на вопросы: в какой отрасли работают ваши заказчики, какие веб-сервисы вы готовы разрабатывать, насколько сложные проекты вы возьмете.
  3. В зависимости от ниши можно выбрать одну из трех основных технологий разработки сайтов: на готовых шаблонах специальных конструкторов, на CMS или создавать с нуля с помощью языков программирования.
  4. Команду нужно собрать исходя из количества заказов и выбранной технологии. Вот кто может работать в студии: верстальщик, веб-разработчик, веб-дизайнер, SEO-специалист, копирайтер, проджект-менеджер.
  5. Основные методы продвижения веб-студии такие: публиковать кейсы, собирать отзывы, делиться опытом и экспертизой на своих ресурсах и на коллективных площадках.
Алена Федорова
Алена Федорова

Ваше мнение: может ли руководить бизнесом в сфере ИТ не программист, а хороший управленец, и почему?


Больше по теме

Новости